ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 сентября 2022 года N 463
Об утверждении результатов проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 15 октября 2003 года N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области"
Законодательное собрание
Ленинградской области
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые результаты
проведенного мониторинга
правоприменения областного закона от 15
октября 2003 года N 74-оз "О квотировании
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в Ленинградской области".
2.
Разместить настоящее постановление на
официальном сайте Законодательного
собрания Ленинградской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" и включить его в
ежегодный доклад о состоянии
законодательства Ленинградской
области.
3.
Контроль за исполнением постановления
возложить на постоянную комиссию по
социальной политике и трудовым
отношениям Законодательного собрания
Ленинградской области.
4.
Постановление вступает в силу со дня его
принятия.
Председатель
Законодательного собрания
С.Бебенин
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Законодательного собрания
Ленинградской области
от 21 сентября 2022 года N 463
Результаты проведенного мониторинга правоприменения областного закона от 15 октября 2003 года N 74-оз "О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Ленинградской области"
1.
Информационно-аналитические материалы о
состоянии законодательства
Ленинградской области
1.1. Общие положения
Областной закон от 15 октября 2003 года N
74-оз "О квотировании рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в
Ленинградской области" (далее -
областной закон N 74-оз) принят
Законодательным собранием
Ленинградской области (далее -
Законодательное собрание) 30 сентября 2003
года, подписан Губернатором
Ленинградской области 15 октября 2003 года
и вступил в силу с 10 ноября 2003 года со дня
его опубликования в Вестнике
Правительства Ленинградской области (N 26,
10.11.2003).
Областной закон N 74-оз принят в
пределах полномочий, предоставленных
федеральным законодательством, порядок
принятия (обнародования) правового акта
соблюден.
В
соответствии с Законом Российской
Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О
занятости населения в Российской
Федерации" (далее - Закон РФ N 1032-1)
областной закон N 74-оз регулирует
отношения по установлению квоты для
приема на работу инвалидов в
Ленинградской области.
1.2. Информация о тенденциях и потребностях законодательного регулирования общественных отношений в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов
В соответствии с положениями статьи 7
Конституции Российской Федерации (далее
- Конституция), Россия - социальное
государство, политика которого
направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека. В
Российской Федерации охраняются труд и
здоровье людей, обеспечивается
государственная поддержка в том числе
инвалидов, устанавливаются гарантии
социальной защиты.
Согласно статье 72 Конституции
социальная защита и трудовое
законодательство находятся в совместном
ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.
В силу
пункта 2 статьи 76 Конституции по
предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются
федеральные законы и принимаемые в
соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов
Российской Федерации.
В
соответствии со статьей 20 Федерального
закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О
социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам
предоставляются гарантии трудовой
занятости органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
путем проведения специальных
мероприятий, способствующих повышению
их конкурентоспособности на рынке труда,
в том числе в виде установления в
организациях, независимо от
организационно-правовых форм и форм
собственности, квоты для приема на
работу инвалидов и минимального
количества специальных рабочих мест для
инвалидов.
В
соответствии с положениями статьи 16
Трудового кодекса Российской Федерации
в случаях и порядке, которые установлены
трудовым законодательством и иными
нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права, или
уставом (положением) организации,
трудовые отношения возникают на
основании трудового договора в
результате, в том числе, направления на
работу уполномоченными в соответствии с
федеральным законом органами в счет
установленной квоты.
Гарантии государства по
реализации конституционных прав граждан
на труд и социальную защиту от
безработицы, правовые, экономические и
организационные основы государственной
политики содействия занятости населения
определяются Законом РФ N 1032-1.
В
соответствии со статьей 5 Закона РФ N 1032-1
государственная политика в области
содействия занятости населения
направлена на осуществление
мероприятий, способствующих занятости
граждан, испытывающих трудности в поиске
работы, в том числе инвалидов.
Федеральным законом от 28 июня 2021
года N 219-ФЗ "О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О
занятости населения в Российской
Федерации" и статью 21 Федерального
закона "О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации" (далее -
Федеральный закон N 219-ФЗ) внесены
комплексные изменения в Закон РФ N 1032-1,
направленные на его актуализацию.
Согласно статье 7_1-1 к полномочиям
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в
области содействия занятости инвалидов
относятся:
разработка и реализация мер
активной политики занятости населения,
дополнительных мероприятий в области
содействия занятости населения, включая
меры по содействию в трудоустройстве и
занятости инвалидов;
осуществление в соответствии с
положением, утверждаемым высшим
исполнительным органом государственной
власти субъекта Российской Федерации,
регионального государственного
контроля (надзора) за приемом на работу
инвалидов в пределах установленной
квоты;
осуществление в отношении
государственных учреждений службы
занятости населения контроля за
регистрацией инвалидов в качестве
безработных и обеспечением
государственных гарантий в области
содействия занятости населения;
оказание в соответствии с
законодательством о занятости населения
государственных услуг по организации
сопровождения при содействии занятости
инвалидов.
Частью
6 статьи 7_1-1 Закона РФ N 1032-1 установлено,
что предметом регионального
государственного контроля (надзора) за
приемом на работу инвалидов в пределах
установленной квоты является соблюдение
работодателями обязательных требований
в области квотирования рабочих мест,
установленных нормативными правовыми
актами Российской Федерации и
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Организация и осуществление
регионального государственного
контроля (надзора) за приемом на работу
инвалидов в пределах установленной
квоты регулируются Федеральным законом
от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации".
Федеральным законом N 219-ФЗ в
Закон РФ N 1032-1 введена статья 13_2
"Установление квоты для приема на
работу инвалидов", регулирующая
основные вопросы в сфере содействия
занятости инвалидов, которая вступила в
силу с 1 марта 2022 года.
Следует отметить, что до принятия
Федерального закона N 219-ФЗ установление
законодательством субъекта Российской
Федерации квот для приема на работу
инвалидов регулировалось статьей 21
Федерального закона N 181-ФЗ.
В связи
с принятием Федерального закона N 219-ФЗ в
статье 21 Федерального закона N 181-ФЗ
установлено, что вопросы установления
квоты для приема на работу инвалидов
регулируются в соответствии с
законодательством о занятости
населения.
Таким
образом, с 1 марта 2022 года вопросы
установления квоты для приема на работу
инвалидов урегулированы в статье 13_2
Закона РФ N 1032-1. Согласно указанной норме
работодателям, у которых численность
работников превышает 100 человек,
законодательством субъекта Российской
Федерации устанавливается квота для
приема на работу инвалидов в размере от
двух до четырех процентов от
среднесписочной численности работников.
Работодателям, у которых численность
работников составляет от 35 до 100 человек
включительно, законодательством
субъекта Российской Федерации может
устанавливаться квота для приема на
работу инвалидов в размере не более трех
процентов от среднесписочной
численности работников.
В целях
реализации указанных положений
федерального законодательства в
Ленинградской области принят областной
закон N 74-оз.
В
соответствии с частью 6 статьи 13_2 Закона
РФ N 1032-1 оформление работодателем в
установленном порядке трудовых
отношений с инвалидом на любое рабочее
место считается выполнением квоты для
приема на работу инвалидов в случаях и
порядке, которые установлены
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от 14 марта 2022 года N
366 утверждены Правила выполнения
работодателем квоты для приема на работу
инвалидов при оформлении трудовых
отношений с инвалидом на любое рабочее
место (далее - Правила). Указанное
постановление вступает в силу с 1
сентября 2022 года и действует до 1
сентября 2028 года.
В
соответствии с Правилами квота для
приема на работу инвалидов (далее - квота)
рассчитывается работодателем ежегодно,
до 1 февраля, исходя из среднесписочной
численности работников за IV квартал
предыдущего года. При расчете квоты
округление дробного числа производится
в сторону уменьшения до целого значения;
в случае если размер рассчитанной квоты
менее единицы, значение квоты
принимается равным единице.
Работодатель обязан выполнить
квоту в течение текущего года с учетом ее
возможного перерасчета.
Квота
подлежит перерасчету в случае
уменьшения среднесписочной численности
работников за прошедший месяц, за
исключением работников, условия труда на
рабочих местах которых отнесены к
вредным и (или) опасным условиям труда по
результатам проведения специальной
оценки условий труда.
Квота
при оформлении трудовых отношений с
инвалидом на любое рабочее место
считается выполненной работодателем в
случаях:
наличия трудового договора (в том
числе срочного) с инвалидом на рабочее
место непосредственно у работодателя;
наличия трудового договора между
инвалидом и организацией,
индивидуальным предпринимателем,
включая общественные объединения
инвалидов и образованные ими
организации, в том числе хозяйственные
товарищества и общества, уставный
(складочный) капитал которых состоит из
вклада общественного объединения
инвалидов, заключившие с иной
организацией или индивидуальным
предпринимателем соглашения о
трудоустройстве инвалидов.
В таком
соглашении определяются численность
инвалидов, которые могут быть приняты на
работу, условия возмещения расходов на
оплату труда, условия оборудования
рабочего места инвалида, необходимость
создания специальных условий,
обеспечивающих доступность рабочего
места для инвалида, при необходимости
условия компенсации расходов, связанных
с сопровождением при содействии в
трудоустройстве, в организации, у
индивидуального предпринимателя, у
которых трудоустраивается инвалид,
сроки действия соглашения, права,
обязанности сторон, условия расторжения
и прочие условия.
В связи
с принятием Федерального закона N 219-ФЗ
региональные законы субъектов,
регулирующие вопросы квотирования
рабочих мест для инвалидов, в 2021 и 2022
годах приведены в соответствие с
указанным Федеральным законом. При этом
в некоторых субъектах Российской
Федерации установлено дополнительное
правовое регулирование по вопросам
поддержки работодателей для целей
трудоустройства инвалидов.
1.3. Оценка эффективности действия областного закона N 74-оз
За период действия в областной закон N
74-оз вносилось девять изменений в целях
приведения его в соответствие с
федеральным законодательством.
Областным законом от 10 октября 2005
года N 86-оз "О внесении изменений в
областной закон "О квотировании
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в Ленинградской области" в
соответствии с изменениями, внесенными
Федеральным законом от 22 августа 2004 года
N 122-ФЗ в статью 21 Федерального закона N
181-ФЗ, в Ленинградской области
установлена квота в размере трех
процентов от среднесписочной
численности работников для приема на
работу инвалидов организациям,
численность работников которых
составляет более 100 человек.
Областным законом от 25 сентября
2007 года N 135-оз "О внесении изменения в
областной закон "О квотировании
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в Ленинградской области"
предусмотрено, что организации, не
создавшие или не выделившие рабочие
места в счет установленной квоты, не
представившие в установленном порядке
информацию для организации занятости
инвалидов, несут установленную
областным законом административную
ответственность.
Изменениями, дважды внесенными в
2010 году, в областном законе N 74-оз
устанавливались полномочия
Правительства Ленинградской области по
определению уполномоченного органа
исполнительной власти Ленинградской
области, контролирующего квотирование
рабочих мест для инвалидов, состава
информации, необходимой для организации
занятости инвалидов, и порядка ее
предоставления работодателями, а также
уточнялось понятие "квота для
трудоустройства инвалидов", а также
установление квоты применялось к
организациям, расположенным на
территории Ленинградской области,
независимо от их
организационно-правовых форм и форм
собственности, численность работников
которых составляет более 100 человек.
В 2013
году в областной закон N 74-оз были внесены
изменения в целях приведения его в
соответствие с Федеральным законом от 23
февраля 2013 года N 11-ФЗ "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации по вопросу
квотирования рабочих мест для
инвалидов". Статьи 3 и 5_1 областного
закона N 74-оз были изложены в новой
редакции, и установлена
административная ответственность
работодателя за неисполнение
обязанности по созданию или выделению
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в соответствии с
установленной квотой для приема на
работу инвалидов, за отказ в приеме на
работу инвалида в пределах
установленной квоты и за
непредоставление в установленном
порядке информации для организации
занятости инвалидов.
В 2014 и
2015 годах областной закон N 74-оз
приводился в соответствие с федеральным
законодательством в связи с вступлением
в силу федеральных законов от 2 июля 2013
года N 183-ФЗ "О внесении изменения в
статью 21 Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", от 28 декабря 2013
года N 421-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона "О специальной
оценке условий труда". В областном
законе N 74-оз уточнялось, что
работодателем выступает физическое либо
юридическое лицо (организация),
вступившее в трудовые отношения с
работником, при квотировании приема
инвалидов для работодателей,
численность работников которых
составляет более 100 человек, в
среднесписочную численность работников
не включаются работники, условия труда
которых отнесены к вредным и (или)
опасным по результатам аттестации
рабочих мест по условиям труда или
результатам специальной оценки условий
труда.
Областным законом от 20 июня 2018
года N 55-оз "О внесении изменения в
статью 2 областного закона "О
квотировании рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в
Ленинградской области" установлена
квота рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в размере одного процента от
среднесписочной численности работников
для работодателей (малых
предпринимателей), у которых численность
работников составляет не менее чем 35 и не
более чем 100 человек, а также установлено
право применения принципа
математического округления к ближайшему
целому числу при определении квоты.
Распространение действия квоты
на работодателей с числом работающих от
35 до 100 человек было направлено на
улучшение ситуации с трудоустройством
граждан с ограниченными возможностями.
Принятые изменения в областной закон N
74-оз давали возможность трудоустроиться
инвалидам рядом с местом проживания, так
как практически в каждом городском или
сельском поселении имеются работодатели
с численностью работников от 35 человек.
В 2022
году принятие Федерального закона N 219-ФЗ,
которым вопросы установления квоты для
приема на работу инвалидов
урегулированы Законом РФ N 1032-1,
потребовало внесение изменений в
областной закон N 74-оз.
В связи
с этим Законодательным собранием принят
областной закон от 21 июня 2022 года N 67-оз
"О внесении изменений в областной
закон "О квотировании рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в
Ленинградской области".
В
соответствии со статьей 13_2 Закона РФ N
1032-1 статья 2 областного закона N 74-оз
изложена в новой редакции и установлены
следующие квоты для приема на работу
инвалидов:
работодателям, у которых
численность работников превышает 100
человек, устанавливается квота для
приема на работу инвалидов в размере
трех процентов от среднесписочной
численности работников;
работодателям, у которых
численность работников составляет от 35
до 100 человек включительно,
устанавливается квота для приема на
работу инвалидов в размере одного
процента от среднесписочной численности
работников.
В связи
с урегулированием в федеральном
законодательстве вопросов, касающихся
прав и обязанностей работодателей при
квотировании рабочих мест для инвалидов,
в областном законе N 74-оз признаны
утратившими силу статьи 3 и 5. Кроме того,
статья 5_1 областного закона N 74-оз также
признана утратившей силу, так как не
содержит самостоятельного предмета
регулирования по вопросам
административной ответственности
работодателей за нарушение квотирования
рабочих мест для инвалидов.
В целях
реализации областного закона N 74-оз и в
соответствии с Законом РФ N 1032-1 в
Ленинградской области приняты:
постановление Правительства
Ленинградской области от 26 июня 2006 года N
195 "О создании специальных рабочих
мест для трудоустройства инвалидов";
постановление Правительства
Ленинградской области от 29 сентября 2021
года N 625 "Об утверждении Положения о
региональном государственном контроле
(надзоре) за приемом на работу инвалидов
в пределах установленной квоты на
территории Ленинградской области";
постановление Правительства
Ленинградской области от 14 марта 2022 года
N 152 "Об утверждении Порядка и условий
взаимодействия органов службы занятости
с работодателями и организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность по образовательным
программам профессионального обучения и
(или) дополнительным профессиональным
программам для граждан из числа
инвалидов, в Ленинградской области".
В
соответствии с Положением о комитете по
труду и занятости населения
Ленинградской области, утвержденным
постановлением Правительства
Ленинградской области от 15 августа 2008
года N 24 (далее - Положение), Комитет по
труду и занятости населения
Ленинградской области (далее - комитет)
является отраслевым органом
исполнительной власти Ленинградской
области, осуществляющим регулирование в
сфере труда, содействия занятости
населения на территории Ленинградской
области в пределах полномочий,
установленных законодательством.
В
соответствии с пунктом 4.5 Положения
комитет осуществляет контроль за
созданием или выделением организациями
рабочих мест в счет установленных квот и
трудоустройством инвалидов на
квотируемые рабочие места, в том числе
проводит в организациях проверку
соответствующих документов в целях
получения полной и достоверной
информации по вопросу квотирования
рабочих мест для инвалидов.
По
информации комитета, за период действия
областной закон N 74-оз показал его
эффективность планомерным ростом
показателей. Количество организаций,
выделяющих и создающих рабочие места для
инвалидов в соответствии с
установленной областным законом N 74-оз
квотой, увеличилось, соответственно
появилось больше рабочих мест для
трудоустройства инвалидов. Так
количество организаций, которым
установлена квота для приема на работу
инвалидов, в 2020 году составило 1422, а в 2021
году - 1474.
Количество квотируемых рабочих
мест для инвалидов в 2020 году составило
5080, а в 2021 году - 5147.
Проблем при правоприменении
областного закона N 74-оз у комитета не
возникало.
Комитетом организована
эффективная работа по реализации
возложенных полномочий в сфере
государственного контроля (надзора) в
указанной сфере.
В
рамках осуществления государственного
контроля (надзора) комитетом за 2010-2021
годы проведено 626 проверок работодателей
Ленинградской области.
В ходе
проведения проверок с 2010 по 2021 год
выявлено 72 нарушения в сфере
деятельности областного закона N 74-оз в
части неисполнения работодателями
обязанности по созданию или выделению
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов.
По
результатам контрольных мероприятий
комитетом составлено и направлено в суд
68 протоколов об административном
правонарушении по статье 5.42 КоАП РФ. По
итогам рассмотрения протоколов судом 46
работодателей привлечены к
административной ответственности в виде
штрафа на общую сумму 187000 рублей.
Согласно информации, поступившей
в ходе проведения мониторинга
правоприменения областного закона N 74-оз
от Уполномоченного по правам человека в
Ленинградской области, указанный
областной закон действует эффективно.
После внесения изменений в областной
закон N 74-оз в 2018 году, которые
предусматривали возможность
трудоустроиться инвалидам рядом с
местом проживания у работодателей с
численностью работников от 35 человек,
жалоб от инвалидов, связанных со
сложностями трудоустройства по квотам,
не поступало.
Вместе
с тем Уполномоченный по правам человека
в Ленинградской области отмечает
следующее.
В
соответствии с Федеральным законом N
219-ФЗ с 1 марта 2022 года работодатели
обязаны не просто резервировать рабочие
места для граждан с инвалидностью, но на
каждом рабочем месте должен быть
оформлен инвалид. Только в этом случае
квота по трудоустройству инвалидов
будет считаться выполненной. Однако
часто на эти вакансии сложно найти
кандидатуры работников. Поскольку это
могут быть рабочие места, связанные с
физической нагрузкой или
предусмотренные для узких специалистов
и т.д. Также территориально место работы
существенно влияет на возможность найти
работника-инвалида.
Уполномоченный по правам
человека в Ленинградской области
обратил внимание, что в некоторых
субъектах Российской Федерации
предусмотрены альтернативные способы
выполнения квоты для трудоустройства
инвалидов, а именно - аренда рабочего
места у другого работодателя.
Этот
способ, по мнению Уполномоченного по
правам человека в Ленинградской области,
представляется одним из действенных
методов защиты интересов инвалидов и
соблюдения экономических интересов
работодателя. Так, в компанию, которая
использует труд инвалидов и,
следовательно, имеет специально
оборудованные рабочие места, может
обратиться работодатель для их аренды с
целью выполнения квоты. Такая
возможность есть у работодателей,
например, на территории Амурской,
Тюменской, Тульской, Орловской и
Мурманской областей, в Республике Коми.
Как
правило, договоры аренды рабочих мест
заключаются с общественными
объединениями инвалидов или
специализированными предприятиями,
которые за счет такого сотрудничества
расширяют сферу своей деятельности. В
этом случае люди с ограниченными
физическими возможностями могут
эффективно осуществлять порученную им
работу на оснащенных соответствующим
образом рабочих местах и получать
вознаграждение из средств
организации-арендатора.
Кроме
того, в результате договоренностей между
несколькими работодателями может быть
создан цех или участок, который будет
оборудован под нужды
работников-инвалидов нескольких
организаций.
Санкт-Петербургская
региональная организация
Всероссийского общества слепых (СПб РО
ВОС), объединяющая инвалидов по зрению,
проживающих на территории
Санкт-Петербурга и Ленинградской
области, по результатам правоприменения
областного закона N 74-оз также обратила
внимание, что вопрос разработки
дополнительных мер поддержки для
хозяйственных обществ и учреждений
Всероссийского общества слепых,
осуществляющих профессиональную
реабилитацию и трудоустройство
инвалидов по зрению, на данный момент
является одним из наиболее актуальных и
востребованных.
Проблема обусловлена сложным
финансово-экономическим положением, в
котором в условиях экономической
рецессии и пандемии уже на протяжении
продолжительного времени находятся
предприятия ВОС региона, а также
снижением мер поддержки предприятиям
ВОС со стороны Правительства
Ленинградской области.
СПб РО
ВОС предлагает обсудить вопрос
разработки дополнительных мер поддержки
для предприятий, единственным
учредителем которых является
Общероссийская общественная
организация инвалидов "Всероссийское
ордена Трудового Красного Знамени
общество слепых". Речь идет о мерах,
внедренных и успешно применяемых в
других субъектах Российской Федерации, в
том числе Северо-Западного федерального
округа.
В
качестве одной из таких мер возможна
практическая реализация областного
закона N 74-оз, в котором следует
предусмотреть возможность аренды
крупными компаниями рабочих мест с
использованием труда инвалидов на
специализированных предприятиях, в том
числе на предприятиях Всероссийского
общества слепых. Подобная мера поддержки
успешно действует в Санкт-Петербурге,
Мурманской области, в Республике
Татарстан, Тюменской и Липецкой областях
и др. Реализация указанной меры
поддержки позволит обеспечить реальный
практический вклад в решение вопросов
сохранения и модернизации рабочих, мест
для трудоустройства инвалидов.
Согласно информации, поступившей
из Общественной палаты Ленинградской
области в связи с мониторингом
правоприменения областного закона N 74-оз,
жалоб граждан, связанных с применением
областного закона N 74-оз, не поступало.
Кроме того, правоотношения, регулируемые
указанным областным законом, не были
предметом рассмотрения на заседаниях
комиссий Общественной палаты
Ленинградской области либо "круглых
столах".
Общественная палата
Ленинградской области отмечает, что к
основным препятствиям для
трудоустройства инвалидов можно отнести
средовые барьеры (неподходящая
инфраструктура населенных пунктов,
неприспособленность транспорта и т.д.),
низкий
профессионально-квалификационный
статус инвалидов, несовершенство
инструментов трудоустройства инвалидов,
отсутствие внешних (экономических)
стимулов для трудоустройства,
отсутствие внутренних (психологических)
стимулов для трудоустройства, факты
дискриминации со стороны
работодателей.
В целях
повышения конкурентоспособности
инвалидов на рынке труда Общественная
палата Ленинградской области предлагает
рассмотреть изменение областного
законодательства по следующим
направлениям:
совершенствование механизмов
контроля квотирования и резервирования
рабочих мест для инвалидов;
разработка и принятие
дополнительных мер экономического
стимулирования работодателей к
трудоустройству инвалидов;
формирование реестра
безработных инвалидов, родителей,
воспитывающих детей-инвалидов;
ведение регионального
мониторинга потребности инвалидов в
трудоустройстве по группам
инвалидности, видам ограничения.
Полагаем, что высказанные
предложения нуждаются в дальнейшем
обсуждении в целях совершенствования
трудоустройства инвалидов.
Областным законом N 74-оз не
предусмотрено финансирование
указанного областного закона за счет
средств областного бюджета.
Вместе
с тем областным законодательством
предусмотрены налоговые льготы для
общественных организаций инвалидов и
организаций, находящихся в
собственности общественных организаций
инвалидов.
В
соответствии со статьей 4 областного
закона от 20 ноября 2000 года N 35-оз "О
льготном налогообложении общественных
организаций инвалидов, а также
организаций, находящихся в
собственности общественных организаций
инвалидов" установлена налоговая
ставка налога на прибыль организаций,
подлежащего зачислению в областной
бюджет Ленинградской области, для
общественных организаций инвалидов и
организаций, находящихся в
собственности общественных организаций
инвалидов, в размере 13,5 процента. В 2022
году указанная льгота будет
предоставлена двум плательщикам
указанного налога.
Кроме
того, общественные организации
инвалидов, а также организации,
находящиеся в собственности
общественных организаций инвалидов, и
предприятия Всероссийского общества
слепых, использующие транспортные
средства (автобусы, легковые автомобили
с мощностью двигателя не более 150
лошадиных сил) для осуществления своей
уставной деятельности, освобождаются от
уплаты транспортного налога на
основании статьи 3 областного закона от 22
ноября 2002 года N 51-оз "О транспортном
налоге". В 2022 году указанная льгота
будет предоставлена 3928 плательщикам
транспортного налога.
Налоговые расходы областного
бюджета на указанные цели предусмотрены
государственной программой
Ленинградской области "Содействие
занятости населения Ленинградской
области", утвержденной постановлением
Правительства Ленинградской области от 7
декабря 2015 года N 466 (далее -
Государственная программа).
Ответственным исполнителем
Государственной программы является
комитет.
Следует отметить, что в рамках
Государственной программы действует
подпрограмма 1 "Активная политика
содействия занятости населения на рынке
труда Ленинградской области" (далее -
Подпрограмма).
Целью
Подпрограммы является поддержание
стабильного развития рынка труда путем
реализации мер активной политики
занятости, повышения
конкурентоспособности и качества
рабочей силы и обеспечения
государственных гарантий социальной
поддержки безработных граждан;
реализация мер, направленных на
повышение занятости граждан,
нуждающихся в дополнительной поддержке,
включая повышение трудовой мотивации
инвалидов молодого возраста и
стимулирование работодателей
Ленинградской области на создание
рабочих мест для трудоустройства
незанятых инвалидов.
Общий
объем финансирования подпрограммы -
2535597,7 тыс. рублей, в том числе: 2022 год -
968287,6 тыс. рублей, 2023 год - 780377,7 тыс. рублей,
2024 год - 786932,4 тыс. рублей.
В
соответствии с Подпрограммой комитетом
осуществляется организация
сопровождения при содействии занятости
инвалидов.
Подпрограммой предусмотрена
задача по реализации мер, направленных
на повышение занятости граждан,
нуждающихся в дополнительной поддержке,
включая повышение трудовой мотивации
инвалидов молодого возраста и
стимулирование работодателей
Ленинградской области на создание
рабочих мест для трудоустройства
незанятых инвалидов.
Для
решения задачи реализуется комплекс
процессных мероприятий "Содействие
трудоустройству инвалидов и граждан,
нуждающихся в дополнительной
поддержке", в рамках которых
предусмотрено возмещение затрат на
создание рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в целях их
интеграции в общество.
В
рамках указанного мероприятия
предусмотрено создание рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в целях их
интеграции в общество. При реализации
мероприятия организуется
сопровождаемое содействие занятости
инвалидов, в том числе молодого возраста,
с учетом рекомендуемых в индивидуальной
программе реабилитации или абилитации
показанных (противопоказанных) видов
трудовой деятельности: формирование с
учетом потребностей инвалида маршрута
его передвижения до места работы и по
территории организации, обеспечение
доступности для инвалида необходимых
служебных помещений и информации,
определение мероприятий по оснащению
(оборудованию) специального рабочего
места, определение особенностей
распорядка рабочего дня инвалида с
учетом норм трудового законодательства,
оказание помощи в прохождении
профессионального обучения и получении
дополнительного профессионального
образования инвалидом, являющимся
безработным, консультирование
специалистов организации-работодателя,
работающих с инвалидом, по вопросам
оказания помощи в освоении им трудовых
обязанностей, организация (при
необходимости) наставничества. В рамках
мероприятия предоставляются субсидии
как юридическим лицам (за исключением
субсидий государственным учреждениям),
индивидуальным предпринимателям,
физическим лицам - производителям
товаров, работ, услуг, так и
некоммерческим организациям (не
являющимся государственными
учреждениями).
Резюмируя изложенное, следует
отметить, что установленные областным
законом N 74-оз квоты для приема на работу
инвалидов в Ленинградской области
позволяют эффективно проводить
государственную политику по вопросу
квотирования рабочих мест для
трудоустройства инвалидов и
осуществлять региональный
государственный контроль (надзор) за
приемом на работу инвалидов в пределах
установленной квоты.
1.4. Информация о выявленных проблемах правового регулирования областного закона N 74-оз
В период действия областного закона N
74-оз в Законодательное собрание не
поступали протесты и представления
прокурора Ленинградской области,
экспертные заключения Управления
Министерства юстиции Российской
Федерации по Ленинградской области по
результатам проведения правовой
экспертизы указанного областного закона
о его несоответствии Конституции
Российской Федерации и федеральному
законодательству, а также обращения
граждан и организаций, касающиеся
правоотношений, регулируемых
рассматриваемым областным законом.
Правовой анализ областного
закона N 74-оз не выявил в областном законе
N 74-оз проблем правового характера.
Областным законом от 21 июня 2022
года N 67-оз "О внесении изменений в
областной закон "О квотировании
рабочих мест для трудоустройства
инвалидов в Ленинградской области"
областной закон N 74-оз приведен в
соответствие с федеральным
законодательством.
1.5. Результаты проведения мониторинга правоприменения областного закона N 74-оз
По результатам проведенного мониторинга
правоприменения областного закона N 74-оз
установлено следующее.
Областной закон N 74-оз принят в
пределах полномочий, предоставленных
федеральным законодательством, не
дублирует иные нормативные правовые
акты, не содержит норм, допускающих
возможность неоднозначного толкования и
применения, правовых пробелов и
коррупциогенных факторов.
В ходе
проведения мониторинга правоприменения
областного закона N 74-оз необходимость
его уточнения с учетом положений
федерального законодательства, а также
приведения принятых в целях его
реализации подзаконных актов в
соответствие с указанным областным
законом не выявлена.
Областной закон N 74-оз не
оспаривался в судебном порядке.
Практика применения областного
закона N 74-оз является единообразной,
факты искажения смысла его положений при
применении не выявлены.
Действие указанного областного
закона является эффективным.
С
учетом изложенного информация о
реализации областного закона N 74-оз
принята к сведению.
2. Предложения о необходимости принятия, изменения или признания утратившими силу нормативных правовых актов Российской Федерации и Ленинградской области, о мерах по повышению эффективности правоприменения областного закона N 74-оз
Предложения о необходимости принятия,
изменения или признания утратившими
силу нормативных правовых актов
Российской Федерации и Ленинградской
области, о мерах по повышению
эффективности правоприменения
областного закона N 74-оз отсутствуют.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О занятости населения в Российской Федерации (в редакции Федерального Закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ) (с изменениями на 25 декабря 2023 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов (с изменениями на 12 декабря 2023 года)
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (с изменениями на 28 июня 2021 года)
- Трудовой кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)
- О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями на 8 августа 2024 года)