КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 31 мая 2022 года N 22
Об общих подходах к созданию в государствах - членах Евразийского экономического союза систем референтных лабораторий
Коллегия Евразийской
экономической комиссии в соответствии с
пунктом 4.7.2 плана мероприятий по
реализации Стратегических направлений
развития евразийской экономической
интеграции до 2025 года, утвержденного
распоряжением Совета Евразийской
экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N
4, в целях формирования основ для
создания в государствах - членах
Евразийского экономического союза
систем референтных лабораторий
рекомендует
государствам - членам Евразийского
экономического союза с даты
опубликования настоящей Рекомендации на
официальном сайте Евразийского
экономического союза руководствоваться
общими подходами к созданию в
государствах - членах Евразийского
экономического союза систем референтных
лабораторий согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.Мясникович
Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 31 мая 2022 года N 22
Общие подходы к созданию в государствах - членах Евразийского экономического союза систем референтных лабораторий
I. Общие положения
1.
Настоящий документ разработан в целях
формирования основ для создания в
государствах - членах Евразийского
экономического союза (далее
соответственно - государства-члены, Союз)
систем референтных лабораторий в сфере
технического регулирования и определяет
основные условия назначения
(уполномочивания) аккредитованных
испытательных лабораторий (центров)
(далее - испытательные лаборатории) для
осуществления деятельности в качестве
референтных лабораторий (далее -
назначение референтных лабораторий
государств-членов), а также функции,
связанные с референтной областью их
деятельности.
2.
Система референтных лабораторий в
государстве-члене формируется в
соответствии с его законодательством с
учетом положений настоящего документа.
3. Для
целей настоящего документа используются
понятия, которые означают следующее:
"референтная лаборатория
государства-члена" - испытательная
лаборатория, назначенная
(уполномоченная) государством-членом для
выполнения функций в области
деятельности, определенной в качестве
референтной, в соответствии с
законодательством государства-члена;
"референтная область
деятельности" - область исследований
(испытаний) и измерений, определенная в
целях реализации референтными
лабораториями государств-членов своих
функций.
Иные
понятия, используемые в настоящем
документе, применяются в значениях,
определенных Протоколом о техническом
регулировании в рамках Евразийского
экономического союза (приложение N 9 к
Договору о Евразийском экономическом
союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор)),
Протоколом о проведении согласованной
политики в области обеспечения единства
измерений (приложение N 10 к Договору) и
Протоколом о признании результатов
работ по аккредитации органов по оценке
соответствия (приложение N 11 к
Договору).
4.
Создание системы референтных
лабораторий в государстве-члене
рекомендуется осуществлять в целях
решения следующих задач:
а)
подтверждение достоверности и точности
результатов исследований (испытаний) и
измерений продукции, являющейся
объектом технического регулирования
технических регламентов Союза, а также
продукции, подлежащей обязательному
подтверждению соответствия с выдачей
сертификатов соответствия и деклараций
о соответствии по единой форме (далее -
продукция), в том числе в ситуациях, когда
требуется подтверждение или
опровержение результатов исследований
(испытаний) и измерений продукции,
полученных испытательной лабораторией
государства-члена;
б)
обеспечение в государстве-члене
единства измерений в референтной
области деятельности, в том числе
посредством применения метрологической
прослеживаемости результатов измерений
по отношению к Международной системе
единиц (СИ), к национальным (первичным)
эталонам и (или) к международным эталонам
единиц величин;
в)
обеспечение в государстве-члене высокой
точности, достоверности и
сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений
продукции по показателям, используемым в
референтной области деятельности;
г)
обеспечение доступности услуг
референтных лабораторий
государства-члена и возможности
пользования этими услугами для
производителей продукции, органов по
надзору (контролю) и иных
заинтересованных лиц
государства-члена;
д) иные
задачи, определенные международными
договорами и (или) законодательством
государства-члена.
5. При
создании системы референтных
лабораторий в государстве-члене
рекомендуется руководствоваться
следующими принципами:
а)
единство правил и методов исследований
(испытаний) и измерений;
б)
объективность при назначении
референтных лабораторий
государства-члена;
в)
информационная открытость в отношении
функционирования системы референтных
лабораторий государства-члена.
II. Критерии выбора испытательной лаборатории для назначения референтной лаборатории государства-члена
6.
Испытательная лаборатория может быть
назначена (уполномочена) для
осуществления деятельности в качестве
референтной лаборатории
государства-члена в соответствии с
законодательством государства-члена при
ее соответствии в том числе следующим
критериям:
а)
наличие аккредитации в национальной
системе аккредитации государства-члена
в заявляемой референтной области
деятельности и сведений в едином реестре
органов по оценке соответствия Союза;
б)
соблюдение принципа беспристрастности
(независимости от производителей,
поставщиков и потребителей продукции);
в)
наличие на праве собственности, или на
праве постоянного пользования, или на
ином законном основании,
предусматривающем право пользования,
помещений, площадь которых достаточна
для размещения оборудования,
обеспечения поточности движения в
отношении поступающих для проведения
исследований (испытаний) и измерений
образцов (проб) и выполнения
необходимого объема работ в референтной
области деятельности;
г)
наличие на праве собственности ресурсов,
необходимых для осуществления
деятельности в референтной области, в
том числе:
измерительного
(вспомогательного) и испытательного
оборудования и средств измерений,
поверенных и (или) калиброванных,
проходящих своевременное техническое
обслуживание;
реактивов и расходных
материалов;
программного обеспечения для
обработки результатов исследований
(испытаний) и измерений (при
необходимости);
аттестованных
(сертифицированных) стандартных
образцов, соответствующих требованиям
законодательства государства-члена в
области обеспечения единства измерений,
а в случае их отсутствия - стандартных
образцов, изготовленных референтной
лабораторией государства-члена (при
наличии данного требования в методике
(методе) исследований (испытаний) и
измерений) (при необходимости);
методик (методов) исследований
(испытаний) и измерений,
стандартизированных и (или)
валидированных (аттестованных) в
соответствии с законодательством
государства-члена в заявляемой
референтной области деятельности,
учитывающих в том числе современные
требования в области лабораторной
деятельности (включая разработки и
научные исследования на национальном,
региональном и международном уровнях);
д)
наличие в области аккредитации
референтной методики (метода)
исследований (испытаний) и измерений (при
наличии такой методики в заявляемой
референтной области деятельности);
е)
наличие в штате сотрудников, которые:
имеют
образование по профилю,
соответствующему референтной области
деятельности, и обладают
соответствующей компетенцией для
проведения необходимых исследований
(испытаний) и измерений в соответствии с
законодательством государства-члена;
имеют
опыт разработки, валидации (верификации)
и (или) участия в аттестации методик
(методов) исследований (испытаний) и
измерений, а также опыт проведения
исследований (испытаний) и измерений в
заявляемой референтной области
деятельности;
проходят в соответствии с
законодательством государства-члена на
постоянной основе повышение
квалификации в референтной области
деятельности, в том числе в части,
касающейся валидации (верификации)
методик (методов) исследований
(испытаний) и измерений и оценки
неопределенности измерений;
ж)
участие не реже 1 раза в 2 года в проверках
квалификации, организуемых признанными
национальными или международными
провайдерами проверки квалификации, и
наличие удовлетворительных результатов
таких проверок в заявляемой референтной
области деятельности;
з)
наличие документов системы менеджмента,
определяющих политику испытательной
лаборатории и описывающих процедуры,
необходимые для проведения всех этапов
исследований (испытаний) и измерений,
направленных в том числе на недопущение
конкуренции между деятельностью
испытательной лаборатории в целях
оценки соответствия и деятельностью
референтной лаборатории
государства-члена;
и)
наличие опыта работы в сфере оценки
соответствия в заявляемой референтной
области деятельности не менее 5 лет;
к)
самостоятельное (без привлечения иных
испытательных лабораторий) проведение
исследований (испытаний) и измерений в
референтной области деятельности.
III. Функции референтной лаборатории государства-члена
7. К
функциям референтной лаборатории
государства-члена могут относиться:
а)
подтверждение достоверности и точности
результатов исследований (испытаний) и
измерений продукции, полученных
испытательной лабораторией
государства-члена;
б)
предоставление опорного значения
величины и связанной с ним
неопределенности, в том числе путем
применения референтных методик (методов)
измерений (первичных референтных
методик (методов) измерений) (при
наличии);
в)
оценка применимости референтной
методики исследований (испытаний) и
измерений по ее показателям точности для
оценки правильности результатов
исследований (испытаний) и измерений,
полученных с применением других методик
(методов) исследований (испытаний) и
измерений тех же величин;
г)
осуществление научно-технического и
практического сотрудничества и обмен
опытом в референтной области
деятельности с референтными
лабораториями государств-членов,
референтными лабораториями третьих
стран, а также с международными
организациями и интеграционными
объединениями;
д)
участие в межлабораторных сравнительных
испытаниях (межлабораторных
сличительных испытаниях) между
референтными лабораториями
государств-членов в референтной области
деятельности, организованных
провайдерами государств-членов или
международными провайдерами;
е)
организация межлабораторных
сравнительных испытаний
(межлабораторных сличительных
испытаний), включая периодические, для
испытательных лабораторий в референтной
области деятельности, в том числе с
учетом требований межгосударственного
стандарта, идентичного международному
стандарту ISO/IEC 17043 "Оценка
соответствия. Основные требования к
проведению проверки квалификации";
ж)
разработка и (или) участие в разработке
новых (в том числе референтных) методик
(методов) исследований (испытаний) и
измерений, а также участие в разработке
межгосударственных стандартов;
з)
проведение исследований (испытаний) и
измерений в референтной области
деятельности в случае возникновения
споров (разногласий) в отношении
результатов исследований (испытаний) и
измерений продукции с целью
подтверждения или опровержения этих
результатов;
и)
организация и проведение на базе
референтной лаборатории
государства-члена обучения и повышения
квалификации сотрудников испытательных
лабораторий (в том числе других
государств-членов) в референтной области
деятельности (в случае, если это
предусмотрено законодательством
государства-члена);
к)
изучение и внедрение передового опыта
референтных лабораторий третьих стран и
международных организаций в референтной
области деятельности;
л)
оказание консультационных услуг,
методической помощи и
научно-технической поддержки органам
государственной власти
государств-членов, испытательным
лабораториям, юридическим и физическим
лицам государств-членов в пределах
полномочий (в случае, если это
предусмотрено законодательством
государства-члена);
м)
опубликование информации о референтной
области деятельности на своем
официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" на русском языке и в
случае наличия соответствующего
требования в законодательстве
государства-члена - на государственном
языке государства-члена;
н) иные
функции, определенные законодательством
государства-члена.
IV. Назначение и деятельность референтной лаборатории государства-члена
8.
Назначение референтной лаборатории
государства-члена осуществляется
органом государственной власти
государства-члена, определенным в
соответствии с законодательством
государства-члена (далее -
уполномоченный орган).
При
назначении референтной лаборатории
государства-члена приоритет отдается
испытательной лаборатории, имеющей
наилучшие измерительные возможности для
определения соответствующего
показателя, в том числе наименьшую
неопределенность измерений.
9. В
целях назначения референтной
лаборатории государства-члена
испытательная лаборатория представляет
в уполномоченный орган следующие
документы и сведения, в том числе в
электронном виде:
а)
копия аттестата аккредитации
испытательной лаборатории с указанием
области аккредитации в заявляемой
референтной области деятельности,
включая информацию о приостановках
деятельности (при наличии), или
уникальный номер записи об аккредитации
испытательной лаборатории в реестре
аккредитованных лиц;
б)
наименование и текст (при наличии)
методики (метода) исследований
(испытаний) и измерений, применяемой в
заявляемой референтной области
деятельности (с указанием диапазона и
неопределенности измерений), информация
о свидетельстве об аттестации методики
(метода) исследований (испытаний) и
измерений;
в)
проект перечня функций испытательной
лаборатории с указанием заявляемой
референтной области деятельности;
г)
документы, предусмотренные подпунктом
"з" пункта 6 настоящего документа, а
также иные документы, разработанные для
осуществления необходимых функций;
д)
документы, подтверждающие
компетентность сотрудников в заявляемой
референтной области деятельности
(сведения об удовлетворительных
результатах проверок квалификации,
организуемых признанными национальными
или международными провайдерами
проверки квалификации);
е)
перечень помещений испытательной
лаборатории (с указанием их размеров и
параметров микроклимата), информация о
наличии ресурсов, необходимых для
осуществления деятельности;
ж) иные
документы и сведения в соответствии с
законодательством государства-члена.
10. В
случае принятия уполномоченным органом
решения о назначении референтной
лаборатории государства-члена этот
орган проводит мероприятия в
соответствии с законодательством
государства-члена, в том числе:
а)
размещает соответствующую информацию на
своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
б)
представляет в Евразийскую
экономическую комиссию соответствующую
информацию для размещения на
официальном сайте Союза.
11. В
случае прекращения действия статуса
референтной лаборатории
государства-члена уполномоченный орган
проводит мероприятия в соответствии с
законодательством государства-члена (в
том числе мероприятия, предусмотренные
подпунктами "а" и "б" пункта 10
настоящего документа).
12. В
соответствии с законодательством
государства-члена может назначаться
орган государственной власти,
ответственный за координацию
взаимодействия уполномоченных
органов.
13.
Евразийская экономическая комиссия
размещает на официальном сайте Союза
сведения о референтных лабораториях
государств-членов.
14.
Контроль за деятельностью референтных
лабораторий государства-члена
осуществляется в соответствии с
законодательством государства-члена.
15.
Референтная лаборатория
государства-члена может привлекаться
для проведения исследований (испытаний)
и измерений продукции при рассмотрении
спорных вопросов, за исключением
случаев, когда оценка соответствия этой
продукции требованиям технических
регламентов Союза осуществлялась в
данной лаборатории.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт
Евразийского экономического союза
www.eaeunion.org, 03.06.2022