Антисанкционные меры в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций: разъяснение
Вопрос:
Как
применять Указ Президента N 252 от 03.05.2022?
Ответ:
Право
давать официальные разъяснения по
вопросам применения Указа Президента РФ
от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных
специальных экономических мер в связи с
недружественными действиями некоторых
иностранных государств и международных
организаций" предоставлено
Министерству финансов Российской
Федерации, за исключением абз.4
пп."а" пункта 2 Указа ("запрет
осуществлять финансовые операции,
выгодоприобретателями по которым
являются лица, находящиеся под
санкциями"), право давать разъяснения
по которому предоставлено Центральному
банку Российской Федерации. На данный
момент какие-либо официальные
разъяснения указанных органов
отсутствуют, поэтому следует исходить из
требований статьи 10 Гражданского
кодекса Российской Федерации (п.5
"Добросовестность участников
гражданских правоотношений и разумность
их действий предполагаются"), статей 417
("Прекращение обязательства на
основании акта органа государственной
власти или органа местного
самоуправления"), 416 (Прекращение
обязательства невозможностью
исполнения"), 451 ("Изменение и
расторжение договора в связи с
существенным изменением
обстоятельств"), 401 (п.3 "...несет
ответственность, если не докажет, что
надлежащее исполнение оказалось
невозможным вследствие непреодолимой
силы") Гражданского кодекса
Российской Федерации, постановления
Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 "О мерах
по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 3 мая 2022 года N
252", Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ
"О специальных экономических мерах и
принудительных мерах".
Обоснование:
Указ
Президента РФ от 03.05.2022 N 252 "О
применении ответных специальных
экономических мер в связи с
недружественными действиями некоторых
иностранных государств и международных
организаций" принят в соответствии с
Федеральным законом от 30 декабря 2006 года
N 281-ФЗ "О специальных экономических
мерах и принудительных мерах" в связи
с недружественными и противоречащими
международному праву действиями
Соединенных Штатов Америки и
примкнувших к ним иностранных
государств и международных организаций,
направленными на незаконные лишение
Российской Федерации, граждан
Российской Федерации и российских
юридических лиц права собственности и
(или) ограничение их права собственности,
в целях защиты национальных интересов
Российской Федерации.
Вышеназванный Указ Президента
Российской Федерации предусматривает:
а)
запрет федеральным органам
государственной власти, органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, иным
государственным органам, органам
местного самоуправления, организациям и
физическим лицам, находящимся под
юрисдикцией Российской Федерации:
-
совершать сделки (в том числе заключать
внешнеторговые контракты) с
юридическими лицами, физическими лицами
и находящимися под их контролем
организациями, в отношении которых
применяются специальные экономические
меры;
-
исполнять перед лицами, находящимися под
санкциями, обязательства по совершенным
сделкам (в том числе по заключенным
внешнеторговым контрактам), если такие
обязательства не исполнены или
исполнены не в полном объеме;
-
осуществлять финансовые операции,
выгодоприобретателями по которым
являются лица, находящиеся под
санкциями;
б)
запрет на вывоз за пределы территории
Российской Федерации продукции и (или)
сырья, производство и (или) добыча
которых осуществляются на территории
Российской Федерации, при условии, что
такие продукция и (или) сырье
поставляются в пользу лиц, находящихся
под санкциями, и (или) лицами,
находящимися под санкциями, в пользу
иных лиц.
На
данный момент какая-либо
ответственность за неисполнение
российских санкций ни Указом Президента
РФ от 03.05.2022 N 252, ни иным
законодательством Российской Федерации
не установлена.
Во
исполнение Указа Президента РФ от 03.05.2022 N
252 было принято постановление
Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 "О мерах
по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 3 мая 2022 года N
252" (вместе с "Перечнем юридических
лиц, в отношении которых применяются
специальные экономические меры").
Перечень лиц, осуществляющих
недружественные действия, на настоящий
момент состоит из 31-го юридического
лица.
Вышеназванным постановлением
Правительства Российской Федерации
(пункт 3) определены следующие
дополнительные критерии отнесения
сделок к сделкам, совершение которых и
исполнение обязательств по которым
запрещаются в соответствии с абзацами
вторым и третьим подпункта "а"
пункта 2 Указа Президента Российской
Федерации от 3 мая 2022 года N 252 "О
применении ответных специальных
экономических мер в связи с
недружественными действиями некоторых
иностранных государств и международных
организаций":
-
сделки, совершаемые в пользу лиц,
находящихся под санкциями;
-
сделки, предусматривающие заход в порты
Российской Федерации судов,
принадлежащих и (или) зафрахтованных
лицами, находящимися под санкциями, в их
интересе или по их поручению;
-
сделки, предусматривающие совершение
платежей, операций с ценными бумагами с
участием и (или) в пользу лиц, находящихся
под санкциями.
Указанным постановлением
Правительства предусмотрено, что
запреты будут осуществляться при
наличии у лиц, осуществляющих реализацию
специальных экономических мер,
информации о том, что действие
совершается в пользу лиц, находящихся
под санкциями, при этом Министерство
финансов Российской Федерации
определено ответственным органом по
направлению в Правительство Российской
Федерации предложений о внесении
изменений в перечень "санкционных
лиц", а также "о предоставлении
временных разрешений на проведение
отдельных операций с лицами,
находящимися под санкциями".
При
этом следует учитывать, что Президентом
Российской Федерации ранее был подписан
ряд Указов в связи с введением
"антироссийских санкций", которые в
той или иной мере урегулировали ряд
вопросов, связанных с взаимоотношениями
юридических и физических лиц в условиях
"недружественных действий"
иностранных государств и международных
организаций из-за введения
ограничительных мер в отношении граждан
Российской Федерации и российских
юридических лиц, в частности, это Указ от
28 февраля 2022 года N 79 "О применении
специальных экономических мер в связи с
недружественными действиями
Соединенных Штатов Америки и
примкнувших к ним иностранных
государств и международных
организаций" и от 1 марта 2022 года N 81
"О дополнительных временных мерах
экономического характера по обеспечению
финансовой стабильности Российской
Федерации".
Постановлением Правительства РФ
от 06.03.2022 N 295 (ред. от 09.04.2022) были
утверждены Правила выдачи
Правительственной комиссией по контролю
за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации
разрешений в целях реализации
дополнительных временных мер
экономического характера по обеспечению
финансовой стабильности Российской
Федерации и иных разрешений,
предусмотренных отдельными указами
Президента Российской Федерации, и
внесении изменения в Положение о
Правительственной комиссии по контролю
за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации,
которыми урегулирован ряд вопросов, в
частности, установлен особый порядок
выдачи Правительственной комиссией по
контролю за осуществлением иностранных
инвестиций в Российской Федерации (далее
- Комиссия) разрешений на осуществление
(исполнение): а) резидентами с
иностранными лицами, связанными с
иностранными государствами, которые
совершают в отношении российских
юридических лиц и физических лиц
недружественные действия (в том числе
если такие иностранные лица имеют
гражданство этих государств, местом их
регистрации, местом преимущественного
ведения ими хозяйственной деятельности
или местом преимущественного извлечения
ими прибыли от деятельности являются эти
государства), и с лицами, которые
находятся под контролем указанных
иностранных лиц, независимо от места их
регистрации или места преимущественного
ведения ими хозяйственной деятельности,
следующих сделок (операций): сделки
(операции) по предоставлению лицам
иностранных государств, совершающих
недружественные действия, кредитов и
займов (в рублях), за исключением случаев,
если предоставление кредитов и займов
запрещено в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации;
сделки (операции), влекущие за собой
возникновение права собственности на
ценные бумаги и недвижимое имущество и
т.д.
В
настоящее время открытым остается
вопрос будут ли введенные Указом
Президента РФ N 252 "российские
санкции" признаваться форс-мажором
(обстоятельствами непреодолимой силы)
для освобождения от ответственности и в
каком порядке, так как несмотря на то, что
суды стали признавать антироссийские
санкции форс-мажором, но судебная
практика противоречива.
При
этом Торгово-промышленная палата
Российской Федерации прямо относит
запретительные меры иностранных
государств к числу форс-мажора (см.
"Положение о порядке
свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор)" (ред. от 26.01.2022)
(приложение к постановлению Правления
ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14). 2. Условия и
особенности свидетельствования
обстоятельств непреодолимой силы
(форс-мажор).
Следует отметить, что 01.05.2022 года
принят ФЗ N 133 от 01.05.2022 "О внесении
изменений в статью 15 Закона Российской
Федерации "О торгово-промышленных
палатах в Российской Федерации"",
которым в статью 15 Закона Российской
Федерации от 7 июля 1993 года N 5340-I "О
торгово-промышленных палатах в
Российской Федерации" внесены
изменения, которые определяют
торгово-промышленные палаты, как
государственный орган, который
свидетельствует обстоятельства
непреодолимой силы, возникшие при
исполнении договоров, заключенных между
российскими субъектами
предпринимательской деятельности (за
исключением обстоятельств, возникших в
рамках правоотношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах),
выдает соответствующие заключения.
Если
Ваш контрагент вошел в российский
санкционный список, то следует
предпринять меры, в частности, подумать
об оформлении прекращения обязательства
с контрагентом в связи с принятым Указом
Президента РФ N 252, если отсутствует
возможность исполнить обязательства
из-за санкционных ограничений. В этом
случае можно воспользоваться нормами
ст.417 ГК РФ о юридической невозможности
исполнения договора (т.е. когда этому
препятствуют правовые нормы). В такой
ситуации следует направить контрагенту
уведомление о прекращении обязательства
в связи с невозможностью его исполнения.
В уведомлении следует указать дату, с
которой исполнение договора оказалось
невозможным, и причины этого, сославшись
на Указ Президента РФ N 252 и постановление
Правительства РФ N 851, т.е. на акты
государственных органов о введении
санкций в отношении конкретных лиц.
Однако, если стороны обязательства
российские лица, то прекратить
обязательство из-за юридической
невозможности его исполнения не
получится: она возникает только в
отношениях между российским импортером
и зарубежным производителем. Если
исполнить обязательство с российским
контрагентом не получается из-за проблем
с получением имущества от иностранного
контрагента, который не является
участником договора, может возникнуть
фактическая невозможность исполнения
этого обязательства (ст.416 ГК РФ). Но ввиду
временного характера санкционных
ограничений прекратить обязательство со
ссылкой на ст.416 ГК РФ все-таки не удастся.
Поэтому в таком случае следует получить
сертификат Торгово-промышленной палаты
РФ о форс-мажоре и потребовать от
контрагента освобождения от
ответственности за неисполнение
обязательства.
При
этом следует учитывать, что суды при
рассмотрении дел указывают, что действие
непреодолимой силы должно быть связано с
конкретными гражданско-правовыми
обязательствами сторон и быть
непосредственной причиной
невозможности их исполнения или
ненадлежащего исполнения. Таким образом,
введение российских санкций будет
считаться обстоятельством
непреодолимой силы, если в связи с их
введением должник не смог исполнить свое
обязательство перед кредитором и у него
не было возможности исполнить
обязательства иным образом (например,
должник не имел счетов в иных банках,
через которые им могли быть проведены
расчеты). Бремя доказывания наличия
обстоятельств непреодолимой силы лежит
на должнике (п.12 постановления Пленума ВС
РФ от 23.06.2015 N 25).
Обоснование наличия
обстоятельств непреодолимой силы:
Согласно п.3 ст.401 ГК РФ, если иное не
предусмотрено законом или договором,
лицо, не исполнившее или ненадлежащим
образом исполнившее обязательство при
осуществлении предпринимательской
деятельности, несет ответственность,
если не докажет, что надлежащее
исполнение оказалось невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств. В этой же
норме указано, что к таким
обстоятельствам не относятся, в
частности, нарушение обязанностей со
стороны контрагентов должника,
отсутствие на рынке нужных для
исполнения товаров. Запретительные меры,
принимаемые государственными органами,
обычно относятся нормативными актами и
судебной практикой к обстоятельствам
непреодолимой силы (см. п.1.3 Положения о
порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор) (приложение к
постановлению Правления
Торгово-промышленной палаты РФ от 23.12.2015 N
173-14), постановление АС Северо-Западного
округа от 24.03.2016 N Ф07-738/16, постановление
Одиннадцатого ААС от 04.03.2021 N 11АП-18311/20.
Таким
образом, следует учитывать, что по смыслу
п.3 ст.401 ГК РФ бремя доказывания
возникновения непреодолимой силы несет
лицо (должник), надлежащее исполнение
обязательств которого оказалось
невозможным вследствие непреодолимой
силы. При этом Верховный Суд РФ указал,
что если иное не установлено законами, то
для освобождения от ответственности за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих обязательств
вследствие непреодолимой силы должник
должен доказать:
1)
наличие и продолжительность
обстоятельств непреодолимой силы;
2)
наличие причинно-следственной связи
между возникшими обстоятельствами
непреодолимой силы и невозможностью
либо задержкой исполнения
обязательств;
3)
непричастность стороны к созданию
обстоятельств непреодолимой силы;
4)
добросовестное принятие стороной
разумно ожидаемых мер для
предотвращения (минимизации) возможных
рисков (см. Обзор по отдельным вопросам
судебной практики, связанным с
применением законодательства и мер по
противодействию распространению на
территории Российской Федерации новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1,
утвержденный Президиумом Верховного
Суда РФ 21.04.2020).
Кроме
того, снять с себя ответственность за
просрочку исполнения контракта можно не
только в связи с форс-мажором
(обстоятельствами непреодолимой силы).
Если не удастся доказать форс-мажор, то
следует требовать от контрагента
расторжения договора либо изменения
условий договора из-за существенных
изменений обстоятельств (ст.451 ГК РФ).
Критерии существенных изменений
обстоятельств: чрезвычайность - сторона
не могла предвидеть, что реальность так
кардинально изменится;
непредотвратимость - сторона не могла
предотвратить или преодолеть событие;
несправедливость в отношении одной из
сторон - для стороны заключенный договор
становится непосильным бременем.
Последний пункт отличает существенное
изменение обстоятельств от форс-мажора,
т.е. обстоятельств непреодолимой силы.
Также
следует иметь ввиду, что 20 мая 2022 года
Комитет Госдумы Российской Федерации по
вопросам собственности, земельным и
имущественным отношениям рекомендовал
принять в первом чтении законопроект N
104796-8 "О внешней администрации по
управлению организацией", который
предусматривает введение внешнего
управления для иностранных компаний,
которые объявили об уходе с российского
рынка. Переход управления от иностранных
собственников к внешнему управлению
будет назначаться только по решению
суда. При этом у иностранных
собственников останется возможность
возобновить работу в РФ или продать
пакет акций.
Кроме
того, в Государственной Думе Российской
Федерации находятся на рассмотрении
иные законопроекты, касающиеся
различных "пробелов" в
законодательстве, появившихся в связи с
недружественными действиями
иностранных государств и международных
организаций в отношении Российской
Федерации, российских юридических лиц и
граждан Российской Федерации.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Новицкая Надежда Павловна
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- О внешней администрации по управлению организацией
- О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций (с изменениями на 22 декабря 2022 года)
- О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 (с изменениями на 5 ноября 2022 года)
- О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации