Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2021 год

Рассмотрев годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2021 год, в соответствии со статьями 5 и 25 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению годовой отчет Центрального банка Российской Федерации за 2021 год.

2. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации:

1) учитывая существенно изменившиеся в 2022 году макроэкономические условия и оказываемое на экономику Российской Федерации беспрецедентное санкционное давление со стороны иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (далее - недружественные государства), проводить скорректированную денежно-кредитную политику, разработать и опубликовать сценарии изменения ключевой ставки в зависимости от динамики инфляции и макроэкономических показателей, учесть эти изменения в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2023 год и период 2024 и 2025 годов;

2) проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности, защиту от обесценения доходов и сбережений граждан, содействие адаптации российской экономики к резкому усилению санкционного давления на финансовую систему и российскую экономику в целом и возвращению к сбалансированному и устойчивому экономическому росту в среднесрочной перспективе с учетом рисков для финансовой стабильности;

3) обеспечить уменьшение зависимости национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках, снижение волатильности курса рубля по отношению к иностранным валютам, в том числе в целях умеренного влияния импорта на инфляционные процессы, совершенствовать процессы, связанные с диверсификацией активов, составляющих золотовалютные резервы Российской Федерации;

4) продолжить разработку и реализацию необходимых мер, направленных на сохранение устойчивости банковского сектора и других секторов финансового рынка, поддержание потенциала кредитования экономики и минимизацию негативных последствий усиления санкционного давления на финансовый сектор; при реализации регуляторных послаблений принимать во внимание их влияние на долгосрочную устойчивость финансового сектора, обеспечить постепенный и соответствующий экономическим реалиям выход из регуляторных послаблений по мере снижения рисков для финансовой стабильности и адаптации кредитных организаций и других финансовых организаций к новым условиям;

5) изменить политику размещения золотовалютных резервов с учетом недобросовестного поведения недружественных государств и в целях обеспечения в дальнейшем сохранности золотовалютных резервов от возможного санкционного воздействия;

6) совершенствовать систему мер валютного регулирования и валютного контроля, в том числе движения капитала, в целях минимизации негативных последствий для текущей деятельности российских юридических лиц и граждан;

7) проводить работу по оспариванию блокировки части валютных резервов Центрального банка Российской Федерации недружественными государствами, использовать все доступные юридические механизмы для восстановления прав распоряжения валютными резервами Центрального банка Российской Федерации в полном объеме;

8) продолжить активную работу по созданию цифрового рубля, включая проработку вопросов обеспечения информационной безопасности и устойчивости цифрового рубля к киберрискам, в том числе в условиях санкционного давления;

9) продолжить работу по развитию проектов, обеспечивающих независимость инфраструктуры национальной платежной системы, - Системы передачи финансовых сообщений Банка России, сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России, национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт (платежной системы "Мир"), в том числе в части обеспечения возможности трансграничных платежей и платежей за пределами территории Российской Федерации, а также предусмотреть меры нивелирования негативных последствий санкционного ограничения использования банковских карт международных платежных систем, эмитированных на территории Российской Федерации, в юрисдикциях ряда недружественных государств;

10) продолжить работу по предотвращению продаж гражданам одного финансового продукта под видом другого (мисселинга), а также навязывания дополнительных платных услуг при заключении кредитных договоров, проводить мониторинг соответствующих показателей и осуществлять поведенческий надзор в отношении поднадзорных организаций;

11) продолжить работу по повышению финансовой грамотности граждан, в том числе лиц старшего возраста, в части разъяснения правил финансовой безопасности и защиты от мошеннических схем и рисков, приводящих к чрезмерному росту долговой нагрузки;

12) продолжить работу по повышению финансовой грамотности путем предоставления бесплатного доступа к разработанным при участии Банка России учебным курсам, лекциям, вебинарам (в том числе размещенным на информационно-просветительском ресурсе Банка России "Финансовая культура" и в социальных сетях):

для населения:

в части адекватной оценки принимаемых на себя рисков использования инструментов и финансовых продуктов, позволяющих получать более высокие доходы по сравнению с банковскими депозитами (высокорисковых финансовых продуктов);

в части оценки чрезмерной долговой нагрузки, принимаемой на себя заемщиками;

для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП):

в части возможности использования сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России;

в части условий выхода на фондовый рынок;

в части финансирования под уступку денежного требования (факторинг) и кредитования физическими лицами физических или юридических лиц посредством специальных интернет-площадок (краудлендинг);

13) содействовать расширению практики предоставления финансовыми организациями гражданам дистанционного доступа к финансовым услугам и развитию безбарьерной среды для получения финансовых услуг, а также созданию новых финансовых продуктов для людей с невысоким уровнем дохода в целях расширения их сберегательных возможностей;

14) продолжать работу по совершенствованию условий для развития рынка "зеленых", инфраструктурных и социальных облигаций, "зеленой" ипотеки, способствовать внедрению и адаптации практик финансирования устойчивого развития и принципов ответственного инвестирования для развития российского рынка капитала и повышения его привлекательности путем создания на финансовом рынке соответствующих финансовых инструментов, разработки методологии оценки и регулирования экологических, социальных и управленческих рисков (ESG-рисков);

15) принимать меры, направленные на развитие и поддержание конкуренции региональных банков, повышение их устойчивости и расширение их доступа к цифровым технологиям и инфраструктуре финансового рынка;

16) предпринимать меры, повышающие привлекательность российского рынка ценных бумаг как для иностранных инвесторов, так и для иностранных эмитентов;

17) продолжить совершенствование применения риск-ориентированного подхода в деятельности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, в рамках платформы Банка России "Знай своего клиента" для своевременного выявления угроз и уязвимостей, возникающих вследствие деятельности клиентов таких организаций, а также для обеспечения принятия мер по предотвращению или минимизации негативных последствий в целях дальнейшего повышения эффективности российской противолегализационной системы.

3. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Правительством Российской Федерации:

1) продолжить разработку и реализацию антикризисных мер, направленных на минимизацию негативных последствий санкционного давления на российскую экономику, в том числе на российскую внешнеэкономическую деятельность, поддержку импортозамещения, проводить мониторинг влияния реализации данных мер на ценовые и другие экономические показатели регионов страны;

2) продолжить разработку и совершенствование механизмов расчетов по внешнеторговым операциям в российских рублях и национальных валютах дружественных государств;

3) в целях стимулирования перехода на расчеты в национальных валютах между участниками внешнеэкономической деятельности проработать вопрос о прямом допуске на биржевой валютный рынок юридических лиц, зарегистрированных в государствах, не присоединившихся к санкционному воздействию в отношении Российской Федерации, для обеспечения прямой конвертации национальных валют без участия доллара США и евро;

4) в целях поддержки российского фондового рынка, а также сохранения к нему интереса со стороны российских инвесторов рассмотреть вопрос об увеличении с 1 миллиона рублей до 3 миллионов рублей совокупной суммы денежных средств, которые могут быть переданы в течение календарного года по договору на ведение индивидуального инвестиционного счета, а также о введении запрета на совершение в рамках указанного договора сделок по приобретению ценных бумаг иностранных эмитентов;

5) в целях снижения рисков, связанных с повышенной кредитной нагрузкой на граждан и юридических лиц, продолжить работу в части реструктуризации кредитов, в том числе с плавающей ставкой, а также по повышению доступности льготного кредитования для субъектов МСП;

6) принимать меры по улучшению делового, инвестиционного климата в Российской Федерации, повышению привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности, дальнейшему стимулированию проведения политики амнистии капиталов, деофшоризации национальной экономики (развитие механизмов и инструментов инвестиционно ориентированной государственной финансовой политики), в том числе разработать и реализовать программы поддержки субъектов МСП, крупных и системообразующих предприятий, сельскохозяйственных организаций и предприятий, организаций, выпускающих импортозамещающую продукцию или социально значимые товары, и организаций, осуществляющих деятельность в отраслях, наиболее пострадавших от введения мер санкционного давления;

7) продолжить работу по системной защите граждан от мошенничества в финансовой сфере и оперативной блокировке мошеннических ресурсов, в том числе в социальных сетях, и информированию населения о мошеннических схемах;

8) последовательно осуществлять меры финансовой и социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

4. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Государственной Думой продолжить работу над проектами федеральных законов, предусматривающих:

1) повышение защищенности вкладчиков - физических лиц в части обеспечения для указанных лиц равных условий при заключении договоров банковского вклада на сумму, не превышающую 1,4 миллиона рублей, и беспрепятственного перемещения гражданами денежных средств между различными банками на указанную сумму;

2) совершенствование ликвидационных процедур в отношении финансовых организаций;

3) привлечение финансовыми организациями в порядке, установленном Банком России, поставщиков услуг аутсорсинга информационных технологий и "облачных услуг";

4) внедрение цифрового рубля в гражданский оборот;

5) расширение возможностей использования цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав в обороте;

6) установление ответственности за незаконный оборот цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав и частной цифровой валюты;

7) внедрение договора жилищных сбережений, включающего в себя элементы договора банковского вклада и предварительного кредитного договора;

8) снижение максимального размера ежедневной процентной ставки по потребительским кредитам (займам), максимального значения полной стоимости потребительского кредита (займа), максимального размера суммы всех платежей по договору потребительского кредита (займа) сроком до года;

9) уточнение порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа);

10) установление максимально допустимой доли кредитов (займов) с переменной процентной ставкой;

11) расчет показателя долговой нагрузки заемщика;

12) распространение механизма "ипотечных каникул" на военнослужащих;

13) распространение системы страхования вкладов на счета субъектов МСП, социально ориентированных некоммерческих организаций, профессиональных союзов и их объединений, медицинских и образовательных организаций, а также счета адвокатов, нотариусов и иных лиц, осуществляющих профессиональную деятельность;

14) создание централизованной системы хранения информации в сфере страхования для обеспечения полноты и достоверности собираемой информации по всем видам страхования;

15) расширение сферы обмена информацией и документами в электронной форме между сторонами договора страхования;

16) создание системы гарантирования прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;

17) совершенствование регулирования вопросов совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы;

18) наделение Центрального банка Российской Федерации полномочием по установлению дополнительных требований к методологии, применяемой кредитными рейтинговыми агентствами;

19) усиление контроля за деятельностью платежных агентов;

20) оптимизацию регуляторной нагрузки на участников финансового рынка.

5. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации совместно с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации продолжить работу над проектами федеральных законов, предусматривающих:

1) налогообложение цифровых финансовых активов и утилитарных цифровых прав;

2) регулирование вопросов создания, хранения и использования электронных документов;

3) совершенствование правового регулирования деятельности лизинговых компаний;

4) совершенствование правового регулирования проведения заседаний общих собраний участников хозяйственных обществ в дистанционном формате, а также урегулирование проблем, возникающих у акционерного общества в связи с наличием значительного числа акционеров, в отношении которых у регистратора общества отсутствуют необходимые сведения и которые не осуществляют права на протяжении длительного периода времени.

6. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации.

7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин



Москва
21 апреля 2022 года
N 1210-8 ГД




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
электронный текст НТЦ "Система"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ