Нарушение требований техобслуживания импортного оборудования, установленных заводом-изготовителем в условиях действия санкций
Вопрос:
1. Какие
существуют законодательные риски, в
текущей геополитической обстановке, в
случае привлечения к техобслуживанию,
изготовлению запчастей и ремонту
импортного оборудования сервисными
организациями (российскими) в разрез
требованиям указанным в паспорте на
оборудование завода-изготовителя.
2. Какие
риски существуют в случае выявления
данных фактов при проведении аудитов,
проверок РТН.
3. Какие
требования/ послабления существуют в
законодательстве в данной ситуации.
Ответ:
Отступление от требований
(паспорта) завода-изготовителя,
ухудшившее результат работы, может
повлечь гражданско-правовые последствия
(предъявление заказчиком требований
подрядчику, связанных с ненадлежащим
качеством работы), а также при
определенных обстоятельствах создать
риски привлечения к административной
ответственности.
Рассмотрены варианты как выхода
из договорных отношений ввиду
затруднительности его исполнения в
соответствии с условиями обязательства,
так и сохранения договорных отношений с
возможностью избегания ответственности
за нарушение подрядчиком обязательства
следования требованиям
завода-изготовителя.
Обоснование:
Если
речь идет о том, что работы по ремонту,
техническому обслуживанию иностранного
оборудования осуществляются с
нарушением требований, установленных
заводом-изготовителем, то можно говорить
о нарушении статьи 309 Гражданского
кодекса РФ, гласящей, что обязательства
должны исполняться надлежащим образом и,
в первую очередь, в соответствии с
условиями обязательства.
Предполагаем, что в условиях
заключенного договора оказания услуг по
обслуживанию и ремонту иностранного
оборудования прописано, что от
исполнителя (подрядчика) необходимо
выполнение требований
завода-изготовителя при оказании услуг
(выполнении работ) (или подобным образом
сформулированное условие).
Из
статьи 721 ГК РФ следует, что качество
выполненной подрядчиком работы должно
соответствовать условиям договора
подряда, а при отсутствии или неполноте
условий договора - требованиям, обычно
предъявляемым к работам
соответствующего рода.
В
пункте 1 статьи 393 ГК РФ предусмотрено,
что должник обязан возместить кредитору
убытки, причиненные неисполнением или
ненадлежащим исполнением
обязательства.
При
ненадлежащем качестве подрядных работ
заказчик вправе потребовать от
подрядчика: безвозмездного устранения
недостатков; соразмерного уменьшения
установленной за работу цены; возмещения
своих расходов на устранение
недостатков, когда право заказчика
устранять их предусмотрено в договоре
подряда (пункт 1 статьи 723 ГК РФ).
В
соответствии с пунктом 3 этой же статьи,
если недостатки результата работы в
установленный заказчиком разумный срок
не были устранены либо являются
существенными и неустранимыми, заказчик
вправе отказаться от исполнения
договора и потребовать возмещения
причиненных убытков.
Поэтому отступление от
требований (паспорта)
завода-изготовителя, ухудшившее
результат работы, может повлечь
приведенные гражданско-правовые
последствия.
Помимо
этого, при определенных обстоятельствах
существуют риски привлечения к
административной ответственности.
Пример: перевозка пассажиров
автомобильным транспортом
осуществляется на основании лицензии,
при этом соответствие технического
состояния транспортных средств
требованиям безопасности (контроль за
таким соответствием) является
обязательным лицензионным требованием.
Если техническое обслуживание и ремонт
транспортных средств осуществляется с
нарушением требований
завода-изготовителя (например,
недостаточно оборудования,
специалистов, не соблюдаются процедуры),
то возникает риск привлечения к
административной ответственности по
частям 3, 4 статьи 14.1 Кодекса Российской
Федерации об административных
правонарушениях за осуществление
предпринимательской деятельности с
нарушением (грубым нарушением)
требований и условий, предусмотренных
лицензией.
Между
тем, необходимо учитывать, что в нынешних
условиях введения внешнеэкономических
санкций есть несколько вариантов выхода
из договорных отношений либо снижения
негативных последствий ненадлежащего
исполнения обязательств (при сохранении
договорных отношений).
Во-первых, если непосредственно
из-за санкционных ограничений (например,
иностранный контрагент больше не
поставляет Вам необходимые для
выполнения работ комплектующие ввиду
прямо принятых актов органов
иностранных государств о введении
санкций или ответных актов российских
органов о принятии контрмер) исполнить
договор в соответствии с его условиями (с
условием о строгом следовании указаниям
завода-изготовителя) становится
невозможным, можно ссылаться на
применение статьи 416 ГК РФ и направить
контрагенту уведомление о прекращении
обязательства в связи с фактической
невозможностью его исполнения. Однако
необходимо учитывать, что говорить о
прекращении обязательства
невозможностью исполнения следует,
когда конкретные обстоятельства влекут
объективную невозможность исполнения
договора, имеющую неустранимый
(постоянный) характер. Если санкционные
ограничения прямо заявлены как
временные, с ограничением срока
действия, то прекратить обязательство со
ссылкой на статью 416 ГК РФ не удастся.
Во-вторых, если Вы так же, как и в
первом предложенном варианте, хотите
прекратить договорные отношения, при
этом препятствия к его исполнению не
являются неустранимыми, и договор к
исполнению возможен, введенные санкции
или ответные контр-санкции напрямую не
затрагивают Вашу деятельность, однако
обстоятельства совершенно поменялись по
сравнению с тем, что существовали на
момент заключения договора, и исполнение
договора в соответствии с его условиями
(требованиями завода-изготовителя) стало
затруднительным, можно расторгнуть
договор на основании статьи 451 ГК РФ в
связи с существенным изменением
обстоятельств (по согласию сторон или в
судебном порядке по требованию
заинтересованной стороны).
В-третьих, рассмотрим вариант,
когда стороны, напротив, хотят
продолжить исполнение договора, при этом
подрядчик хотел бы избежать договорных
санкций (от неустоек, пеней, штрафов) за
исполнение своих обязательств не в
соответствии с его условиями.
Так,
если надлежащее исполнение
обязательства оказалось невозможным
вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при
данных условиях обстоятельств
(форс-мажор), то сторона освобождается от
ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение
обязательства.
ТПП РФ
в письме от 22.03.2022 N ПР/0181 подчеркивает
сложность квалификации таких
обстоятельств, как нарушение
обязанностей со стороны контрагентов
должника и отсутствие на рынке нужных
для исполнения товаров, комплектующих, в
качестве обстоятельств непреодолимой
силы в рамках действующего
законодательства.
Связан,
на наш взгляд, такой подход с тем, что
санкции наложены не напрямую на сторону
внутрироссийского договора (хотя
фактически делают невозможным его
исполнение).
Вместе
с тем, если в Вашем случае исполнение
договора в соответствии с требованиями
завода-изготовителя становится
затруднительным именно в связи с
санкциями (например, в ситуации введения
иностранными государствами запретов и
ограничений на поставку на российский
рынок комплектующих, Ваш контрагент не
может поставить их Вам), просим
учитывать, что в связи со сложившейся
ситуацией планируется обновление
нормативного регулирования данного
вопроса.
Так,
соответствующим министерствам
(Минэкономразвития России, Минюст
России, Минпромторг России) поручено
проработать вопрос о признании санкций
ряда недружественных зарубежных
государств в качестве обстоятельств
непреодолимой силы.
Кроме
того, ТПП РФ предложено расширить
понятие "обстоятельство
непреодолимой силы", что позволит
признавать действия лиц, не участвующих
в договоре, но находящихся под санкциями
США, Евросоюза или иных государств, без
участия которых договор, тем не менее, не
может быть исполнен, обстоятельствами
непреодолимой силы.
Также
профильный комитет Государственной Думы
по государственному строительству и
законодательству с учетом позиции ТПП
России также подготовил свой проект
федерального закона, направленный на
решение данной проблемы.
Все
перечисленные законопроекты находятся
на обсуждении в Правительстве
Российской Федерации, Центральном Банке
Российской Федерации и в
Государственной Думе Российской
Федерации.
В связи
с изложенным рекомендуем отслеживать
изменения по вопросу: вероятно, в
ближайшее время будет сформирована
нормативно-правовая база, описывающая
условия признания санкционных
ограничений форс-мажором для российских
компаний.
Если
такие обстоятельства будут признаны
обстоятельствами непреодолимой силы, то
на основании выдаваемого ТПП субъекта РФ
стороне внутрироссийского
контракта/договора заключения об
обстоятельствах форс-мажора станет
возможным подтвердить форс-мажорное
обстоятельство, не позволяющее
исполнить обязательства по договору.
Такое заключение будет служить в
качестве доказательства для решения
вопросов с контрагентом по ее
освобождению от гражданско-правовой
ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательства
вследствие непреодолимой силы (письмо
ТПП РФ от 17.04.2020 N 04в/0088).
Обращаем Ваше внимание, что до
проработки вопроса о признании санкций
ряда недружественных зарубежных
государств в качестве обстоятельств
непреодолимой силы на законодательном
уровне (которая, как указано выше, уже
осуществляется) ТПП РФ рекомендовано до
принятия нормативных изменений
приостановить рассмотрение
торгово-промышленными палатами
заявлений о выдаче заключений о
свидетельствовании обстоятельств
непреодолимой силы по договорам,
заключенным в рамках внутрироссийской
экономической деятельности, в связи с
вышеуказанными санкционными
ограничениями в отношении иностранных
комплектующих и оборудования (письмо от
22.03.2022 N ПР/0181).
То есть
прием заявлений о свидетельствовании
форс-мажора по таким основаниям
(санкционные ограничения) по
внутрироссийским договорам может
осуществляться, однако заключение ТПП
субъекта РФ, очевидно, по рекомендации
ТПП РФ, будет выдано только после
определения новых правил.
По
сообщению ТПП РФ сразу же после принятия
Федеральным Собранием Российской
Федерации соответствующего закона,
вносящего изменения, ТПП РФ подготовит и
направит в торгово-промышленные палаты
методические рекомендации по его
применению в части договоров,
заключенных в рамках внутрироссийской
экономической деятельности.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 12 сентября 2023 года)
- О проекте изменений в Гражданский кодекс РФ в части расширения понятия "обстоятельство непреодолимой силы"
- О предоставлении разъяснений
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 12 ноября 2024 года) (редакция, действующая с 20 ноября 2024 года)