Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 11 апреля 2022 года N 02/7815-2022-24

О дополнительных мерах по профилактике актуальных инфекционных заболеваний при подготовке к летней оздоровительной кампании


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в преддверии летней оздоровительной кампании обращает внимание на необходимость принятия дополнительных мер по профилактике инфекционных заболеваний.

Подготовительный период оздоровительной кампании 2022 года впервые за 2 последних года проходит в условиях оптимизации профилактических и противоэпидемических мероприятий в отношении новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В текущем году внесены существенные изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)": возобновлена 100% наполняемость отрядов в пределах проектной вместимости, сняты ограничения на проведение массовых мероприятий на открытом воздухе и экскурсий, разрешен выход (выезд) детей, а также персонала за пределы организации в период смены.

Второй особенностью подготовки к летнему оздоровительному сезону в 2022 году стало прибытие на территорию страны граждан с детьми из Донецкой Народной Республики (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР) и Украины. Прививочный анамнез у прибывших детей может быть неизвестен, что создает высокий риск возникновения в оздоровительных организациях (далее - ЛОО) случаев кори, краснухи, дифтерии, эпидемического паротита, гриппа, и требует принятия срочных мер по учету таких детей, восстановлению сведений о прививках и проведению иммунизации до поступления ребенка в оздоровительную организацию.

Важно при подготовке летнего отдыха детей учитывать риски, связанные с актуальными инфекционными болезнями, занос и распространение которых ежегодно происходит в оздоровительные организации: острые кишечные (далее - ОКИ), энтеровирусные (далее - ЭВИ) и в последние два года - респираторные инфекции (далее - ОРИ).

За последнее десятилетие (2010-2019 годы) в ЛОО в среднем ежегодно регистрировалось 20,6 очагов инфекционных болезней со средним числом пострадавших 418,6 человек, из них детей 399,5 человек.

В 2021 году в ЛОО было зарегистрировано 4 очага норовирусной инфекции с числом пострадавших 57 человек, из них 45 детей (Краснодарский и Красноярский края, Саратовская и Ленинградская области); по 1 очагу ротавирусной инфекции (5 детей, Ульяновская область), энтеровирусной инфекции (40 пострадавших, из них 39 детей, Краснодарский край) и сальмонеллеза (12 детей, Республика Северная Осетия-Алания).

Причинами, способствовавшими возникновению очагов ОКИ в детских оздоровительных организациях, были: допуск к работе персонала, не прошедшего в полном объеме лабораторные исследования на кишечные вирусы, несвоевременная изоляция больных детей и персонала, некачественное проведение противоэпидемических и дезинфекционных мероприятий, несоблюдение правил личной гигиены персоналом пищеблоков и детьми, что способствовало распространению инфекции.

За прошедший период текущего года эпидемиологические риски сохраняются: на территории Российской Федерации в период с января по апрель по оперативным данным зарегистрировано 34 очага ОКИ с общим числом пострадавших 878 чел., из них 750 детей, что выше среднемноголетних значений за пятнадцатилетний период (22,2 очага).

Очаги ОКИ регистрировались чаще в детских дошкольных организациях и общеобразовательных школах - по 10 очагов (31,3%), что обуславливает потенциальные риски заноса инфекции в летние организации отдыха.

В этиологии вспышек превалируют норовирусы (в 25 очагах ОКИ, 73,5%), в 5 очагах (14,7%) - ротавирусы, также зарегистрировано по 1 очагу сальмонеллезной, шигеллезной, стафилококковой и смешанной этиологии (норо-, рота-, астро-, аденовирусы+кампилобактер+шигеллы). Преобладает пищевой путь передачи возбудителей инфекции, составивший 73,5% от всех очагов, далее следует контактно-бытовой путь - 8 очагов (23,5%) и 1 водная вспышка.

Причинами и условиями формирования эпидемических очагов норо-ротавирусной инфекции служит наличие источников возбудителей инфекции среди работников пищеблоков. Реализация передачи инфекции ОКИ происходит при нарушениях санитарно-гигиенических и технологических требований в процессе изготовления и раздачи кулинарных изделий, чем обосновано требование обязательного обследования на кишечные вирусы работников пищеблоков и лиц, занятых в обеспечении питания детей.

Необходимо отметить, что по состоянию на 25.03.2022 подготовка к новому оздоровительному сезону находится на начальном этапе: уведомления о сроках открытия оздоровительных организаций подали 51% от числа лагерей, запланированных к работе (19145 лагерей), заявления на получение санитарно-эпидемиологических заключений подали 21% (7711), всего санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам имеют 13% (4879). Санитарно-эпидемиологические заключения о несоответствии уже выданы 4 лагерям в 2 субъектах Российской Федерации (Волгоградская область 3 лагеря, Брянская область 1 лагерь).

На фоне частичного снятия ограничительных мер в летних оздоровительных организациях в отношении COVID-19 потенциальные условия заносов инфекции остаются, поскольку регистрация случаев в стране и в мире продолжается повсеместно, что необходимо учитывать при планировании мероприятий по организации работы в предстоящий сезон.

В прошлом году в летних организациях отдыха и оздоровления детей был зарегистрирован 51 очаг COVID-19 с числом пострадавших 696 человек, из них 512 детей, и 2 очага гриппа+ОРВИ с числом пострадавших 40 человек, из них 30 детей.

В преддверии оздоровительного сезона важно предусмотреть профилактические мероприятия по предупреждению природно-очаговых инфекций.

В соответствии с прогнозами на 2022 год в Российской Федерации отмечены повышенные риски, связанные с инфекциями, распространяющиеся грызунами, иксодовыми клещами, комарами, мошками, мокрецами, слепнями, москитами. На эндемичных территориях не исключены случаи заражения людей возбудителями туляремии и геморрагической лихорадки с почечным синдромом, лихорадкой Западного Нила, Крымской геморрагической лихорадкой, клещевым вирусным энцефалитом, клещевыми боррелиозами, инфекциями группы пятнистой лихорадки.

Сезон активности клещей в 2022 году в субъектах Российской Федерации уже начался: первые укусы клещей отмечены в январе - в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, республиках Крым и Адыгея, в феврале 2022 года - в Калининградской области, Чеченской Республике, Забайкальском крае, в первой половине марта 2022 года - в Воронежской, Астраханской и Оренбургской областях, республиках Калмыкия, Ингушетия, Чувашия и Кабардино-Балкарской.

Важно уже сейчас начинать организацию акарицидных обработок в рамках запланированных площадей 133145 га, превышающих на 15,5% уровень прошлого года (в 2021 году - 115314), обратить особое внимание на организацию противоклещевых обработок территорий оздоровительных организаций с тем, чтобы избежать повторения неблагополучной ситуации, сложившейся в 2021 году, когда на территории оздоровительных организаций было зарегистрировано 3 случая присасывания клещей: в Тульской области (ООО "Пансионат с санаторно-курортным лечением "Велегож", в Республике Калмыкия (ДОЛ "Лесная сказка"), в ЛОУ Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту.

В целях профилактики актуальных инфекционных болезней в период летней оздоровительной компании, недопущения формирования эпидемических очагов в оздоровительных организациях:

1. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

1.1. Взять на контроль вопросы подготовки к летней оздоровительной кампании в регионе, обратив особое внимание на организацию питания, водоснабжения, медицинское обслуживание и профилактику природно-очаговых инфекций в летних оздоровительных учреждениях, лабораторное обследование сотрудников учреждений на возбудителей ОКИ и COVID-19;

1.2. Внести коррективы в существующие региональные программы и планы по профилактике инфекционных болезней, обратив особое внимание на острые кишечные и острые респираторные инфекции;

1.3. Заслушать на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий при правительствах субъектов Российской Федерации вопросы о готовности медицинских организаций к работе в очагах инфекционных болезней, в том числе по обеспечению лабораторной этиологической диагностики, медицинского обслуживания детей в ЛОО, разбор каждого случая вспышечной заболеваемости с анализом причин и принятия управленческих решений.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья:

2.1. Обеспечить готовность медицинских организаций к приему инфекционных больных, наличие необходимого запаса лекарственных средств, дезинфектантов и средств индивидуальной защиты;

2.2. Принять дополнительные меры по обеспечению лабораторной диагностики инфекционных болезней с использованием молекулярно-генетических методов исследований;

2.3. Совместно с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проанализировать резерв средств экстренной профилактики, иммунобиологических лекарственных препаратов; взять на контроль вопросы обучения и гигиенической подготовки медицинского персонала, планируемого к работе в ЛОО, обучение сотрудников микробиологических лабораторий медицинских организаций.

3. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования:

3.1. Принять меры по своевременному выполнению предписаний и подготовке лагерей к летнему сезону, обратив особое внимание на оперативное заключение договоров на акарицидные и дератизационные обработки, поставки пищевых продуктов, продолжить работу по комплектованию оздоровительных организаций специалистами и персоналом, прошедшим предварительные медицинские осмотры и профессиональную гигиеническую подготовку, а также медицинское обследование персонала лагерей; обеспечить прохождение гигиенического обучения персонала, поступающего на работу в полном объеме, обеспечить запас дезинфицирующих средств;

3.2. Обеспечить работу летних оздоровительных организаций только при условии соответствия их санитарно-эпидемиологическим требованиям и наличия санитарно-эпидемиологического заключения;

3.3. Не допускать к работе персонал с признаками инфекционных заболеваний и не прошедших своевременные обследования в соответствии с требованиями законодательства.

4. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

4.1. Продолжить эпидемиологический мониторинг и оперативный анализ эпидемиологической ситуации по актуальным инфекционным болезням на курируемой территории с применением адекватных управленческих решений при осложнении обстановки;

4.2. Обеспечить качество мероприятий по надзору в отношении оздоровительных организаций отдыха как сезонных, так и круглогодичных, повысить ответственность специалистов, обратить особое внимание на организацию питания, водоснабжения, медицинского облуживания детей, вопросы профилактики природно-очаговых инфекций;

4.3. Усилить контроль на объектах водоснабжения населения за соблюдением технологических режимов водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети, обеспечением водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающих средств с учетом их расхода в сутки, за проведением промывки и дезинфекции систем водоснабжения с обязательным лабораторным контролем после устранения аварийных ситуаций, в том числе из нецентрализованных систем водоснабжения, включая контроль системы водоснабжения ЛОО;

4.4. Усилить контроль на объектах водоотведения за соблюдением технологического режима очистки и обеззараживания сточных вод на канализационных очистных сооружениях, составом сбрасываемых сточных вод и качеством воды водных объектов, проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды поверхностных водных объектов, своевременным информированием о возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования, а также их устранением, включая контроль системы водоотведения в ЛОО;

4.5. Потребовать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случаях, если водные объекты, используемые для рекреации, в том числе и в ЛОО, представляют опасность для здоровья населения, своевременно принимать меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования данных водных объектов. В случаях получения результатов лабораторных исследований воды открытых водоемов, питьевой воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, незамедлительно принимать меры административного воздействия, предусмотренные действующим законодательством, вплоть до закрытия рекреационных зон;

4.6. Обеспечить взаимодействие с управлениями Россельхознадора и ветеринарной службой по вопросам профилактики зоонозных инфекций, в том числе сальмонеллезов;

4.7. Взять на контроль ежемесячное осуществление зоолого-энтомологического, эпизоотологического мониторинга в природных очагах инфекций, лабораторного исследования зоолого-энтомологического материала с последующим оперативным принятием мер по организации профилактических мероприятий по результатам мониторинга;

4.8. Обеспечить взаимодействие с территориальными подразделениями Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту при перевозках детей, не допускать посадку детей с признаками инфекционных заболеваний в транспорт, взять на строгий контроль наличие документов о контактах с инфекционными больными;

4.9. При работе в эпидемических очагах обеспечить своевременную постановку эпидемиологического диагноза, принятие адекватных противоэпидемических мер и применение административных мер воздействия в полном объеме;

4.10. Обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней в соответствии с действующими нормативными документами.

5. Управлению Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту обеспечить контроль за соблюдением требований санитарного законодательства при перевозках организованных групп детей и взаимодействие с управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации при подготовке к перевозкам и в случае выявления инфекционных больных в пути следования.

6. Главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:

6.1. Обеспечить готовность лабораторий к проведению индикации возбудителей инфекционных и паразитарных болезней, обратить особое внимание на этиологическую расшифровку очагов актуальных инфекций;

6.2. Совместно с Управлением Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации откорректировать программы обучения и обеспечить качество гигиенической подготовки персонала ЛОО;

6.3. При работе специалистов в эпидемических очагах, обеспечить взаимодействие с медицинскими организациями с целью своевременного получения информации о регистрации больных и результатах медицинского наблюдения за контактными.

7. Директорам научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора обеспечить оказание практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

Руководитель
А.Ю.Попова



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Минобрнауки
Челябинской области
www.minobr74.ru
по состоянию на 26.04.2022


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ