ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В
СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПИСЬМО
от 11 апреля 2022 года N 02/7815-2022-24
О дополнительных мерах по профилактике актуальных инфекционных заболеваний при подготовке к летней оздоровительной кампании
Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека в преддверии
летней оздоровительной кампании
обращает внимание на необходимость
принятия дополнительных мер по
профилактике инфекционных
заболеваний.
Подготовительный период
оздоровительной кампании 2022 года
впервые за 2 последних года проходит в
условиях оптимизации профилактических и
противоэпидемических мероприятий в
отношении новой коронавирусной инфекции
(COVID-19). В текущем году внесены
существенные изменения в
санитарно-эпидемиологические правила СП
3.1/2.4.3598-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных
организаций и других объектов
социальной инфраструктуры для детей и
молодежи в условиях распространения
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)":
возобновлена 100% наполняемость отрядов в
пределах проектной вместимости, сняты
ограничения на проведение массовых
мероприятий на открытом воздухе и
экскурсий, разрешен выход (выезд) детей, а
также персонала за пределы организации в
период смены.
Второй
особенностью подготовки к летнему
оздоровительному сезону в 2022 году стало
прибытие на территорию страны граждан с
детьми из Донецкой Народной Республики
(ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР)
и Украины. Прививочный анамнез у
прибывших детей может быть неизвестен,
что создает высокий риск возникновения в
оздоровительных организациях (далее -
ЛОО) случаев кори, краснухи, дифтерии,
эпидемического паротита, гриппа, и
требует принятия срочных мер по учету
таких детей, восстановлению сведений о
прививках и проведению иммунизации до
поступления ребенка в оздоровительную
организацию.
Важно
при подготовке летнего отдыха детей
учитывать риски, связанные с актуальными
инфекционными болезнями, занос и
распространение которых ежегодно
происходит в оздоровительные
организации: острые кишечные (далее -
ОКИ), энтеровирусные (далее - ЭВИ) и в
последние два года - респираторные
инфекции (далее - ОРИ).
За
последнее десятилетие (2010-2019 годы) в ЛОО в
среднем ежегодно регистрировалось 20,6
очагов инфекционных болезней со средним
числом пострадавших 418,6 человек, из них
детей 399,5 человек.
В 2021
году в ЛОО было зарегистрировано 4 очага
норовирусной инфекции с числом
пострадавших 57 человек, из них 45 детей
(Краснодарский и Красноярский края,
Саратовская и Ленинградская области); по
1 очагу ротавирусной инфекции (5 детей,
Ульяновская область), энтеровирусной
инфекции (40 пострадавших, из них 39 детей,
Краснодарский край) и сальмонеллеза (12
детей, Республика Северная
Осетия-Алания).
Причинами, способствовавшими
возникновению очагов ОКИ в детских
оздоровительных организациях, были:
допуск к работе персонала, не прошедшего
в полном объеме лабораторные
исследования на кишечные вирусы,
несвоевременная изоляция больных детей
и персонала, некачественное проведение
противоэпидемических и дезинфекционных
мероприятий, несоблюдение правил личной
гигиены персоналом пищеблоков и детьми,
что способствовало распространению
инфекции.
За
прошедший период текущего года
эпидемиологические риски сохраняются:
на территории Российской Федерации в
период с января по апрель по оперативным
данным зарегистрировано 34 очага ОКИ с
общим числом пострадавших 878 чел., из них
750 детей, что выше среднемноголетних
значений за пятнадцатилетний период (22,2
очага).
Очаги
ОКИ регистрировались чаще в детских
дошкольных организациях и
общеобразовательных школах - по 10 очагов
(31,3%), что обуславливает потенциальные
риски заноса инфекции в летние
организации отдыха.
В
этиологии вспышек превалируют
норовирусы (в 25 очагах ОКИ, 73,5%), в 5 очагах
(14,7%) - ротавирусы, также зарегистрировано
по 1 очагу сальмонеллезной, шигеллезной,
стафилококковой и смешанной этиологии
(норо-, рота-, астро-,
аденовирусы+кампилобактер+шигеллы).
Преобладает пищевой путь передачи
возбудителей инфекции, составивший 73,5%
от всех очагов, далее следует
контактно-бытовой путь - 8 очагов (23,5%) и 1
водная вспышка.
Причинами и условиями
формирования эпидемических очагов
норо-ротавирусной инфекции служит
наличие источников возбудителей
инфекции среди работников пищеблоков.
Реализация передачи инфекции ОКИ
происходит при нарушениях
санитарно-гигиенических и
технологических требований в процессе
изготовления и раздачи кулинарных
изделий, чем обосновано требование
обязательного обследования на кишечные
вирусы работников пищеблоков и лиц,
занятых в обеспечении питания детей.
Необходимо отметить, что по
состоянию на 25.03.2022 подготовка к новому
оздоровительному сезону находится на
начальном этапе: уведомления о сроках
открытия оздоровительных организаций
подали 51% от числа лагерей,
запланированных к работе (19145 лагерей),
заявления на получение
санитарно-эпидемиологических
заключений подали 21% (7711), всего
санитарно-эпидемиологические
заключения о соответствии санитарным
правилам имеют 13% (4879).
Санитарно-эпидемиологические
заключения о несоответствии уже выданы 4
лагерям в 2 субъектах Российской
Федерации (Волгоградская область 3
лагеря, Брянская область 1 лагерь).
На фоне
частичного снятия ограничительных мер в
летних оздоровительных организациях в
отношении COVID-19 потенциальные условия
заносов инфекции остаются, поскольку
регистрация случаев в стране и в мире
продолжается повсеместно, что
необходимо учитывать при планировании
мероприятий по организации работы в
предстоящий сезон.
В
прошлом году в летних организациях
отдыха и оздоровления детей был
зарегистрирован 51 очаг COVID-19 с числом
пострадавших 696 человек, из них 512 детей, и
2 очага гриппа+ОРВИ с числом пострадавших
40 человек, из них 30 детей.
В
преддверии оздоровительного сезона
важно предусмотреть профилактические
мероприятия по предупреждению
природно-очаговых инфекций.
В
соответствии с прогнозами на 2022 год в
Российской Федерации отмечены
повышенные риски, связанные с
инфекциями, распространяющиеся
грызунами, иксодовыми клещами, комарами,
мошками, мокрецами, слепнями, москитами.
На эндемичных территориях не исключены
случаи заражения людей возбудителями
туляремии и геморрагической лихорадки с
почечным синдромом, лихорадкой
Западного Нила, Крымской
геморрагической лихорадкой, клещевым
вирусным энцефалитом, клещевыми
боррелиозами, инфекциями группы
пятнистой лихорадки.
Сезон
активности клещей в 2022 году в субъектах
Российской Федерации уже начался: первые
укусы клещей отмечены в январе - в
Краснодарском и Ставропольском краях,
Ростовской области, республиках Крым и
Адыгея, в феврале 2022 года - в
Калининградской области, Чеченской
Республике, Забайкальском крае, в первой
половине марта 2022 года - в Воронежской,
Астраханской и Оренбургской областях,
республиках Калмыкия, Ингушетия, Чувашия
и Кабардино-Балкарской.
Важно
уже сейчас начинать организацию
акарицидных обработок в рамках
запланированных площадей 133145 га,
превышающих на 15,5% уровень прошлого года
(в 2021 году - 115314), обратить особое внимание
на организацию противоклещевых
обработок территорий оздоровительных
организаций с тем, чтобы избежать
повторения неблагополучной ситуации,
сложившейся в 2021 году, когда на
территории оздоровительных организаций
было зарегистрировано 3 случая
присасывания клещей: в Тульской области
(ООО "Пансионат с санаторно-курортным
лечением "Велегож", в Республике
Калмыкия (ДОЛ "Лесная сказка"), в ЛОУ
Управления Роспотребнадзора по
железнодорожному транспорту.
В целях
профилактики актуальных инфекционных
болезней в период летней
оздоровительной компании, недопущения
формирования эпидемических очагов в
оздоровительных организациях:
1.
Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации:
1.1.
Взять на контроль вопросы подготовки к
летней оздоровительной кампании в
регионе, обратив особое внимание на
организацию питания, водоснабжения,
медицинское обслуживание и профилактику
природно-очаговых инфекций в летних
оздоровительных учреждениях,
лабораторное обследование сотрудников
учреждений на возбудителей ОКИ и COVID-19;
1.2.
Внести коррективы в существующие
региональные программы и планы по
профилактике инфекционных болезней,
обратив особое внимание на острые
кишечные и острые респираторные
инфекции;
1.3.
Заслушать на заседаниях
санитарно-противоэпидемических
комиссий при правительствах субъектов
Российской Федерации вопросы о
готовности медицинских организаций к
работе в очагах инфекционных болезней, в
том числе по обеспечению лабораторной
этиологической диагностики,
медицинского обслуживания детей в ЛОО,
разбор каждого случая вспышечной
заболеваемости с анализом причин и
принятия управленческих решений.
2.
Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере охраны
здоровья:
2.1.
Обеспечить готовность медицинских
организаций к приему инфекционных
больных, наличие необходимого запаса
лекарственных средств, дезинфектантов и
средств индивидуальной защиты;
2.2.
Принять дополнительные меры по
обеспечению лабораторной диагностики
инфекционных болезней с использованием
молекулярно-генетических методов
исследований;
2.3.
Совместно с руководителями управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации проанализировать
резерв средств экстренной профилактики,
иммунобиологических лекарственных
препаратов; взять на контроль вопросы
обучения и гигиенической подготовки
медицинского персонала, планируемого к
работе в ЛОО, обучение сотрудников
микробиологических лабораторий
медицинских организаций.
3.
Рекомендовать руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере
образования:
3.1.
Принять меры по своевременному
выполнению предписаний и подготовке
лагерей к летнему сезону, обратив особое
внимание на оперативное заключение
договоров на акарицидные и
дератизационные обработки, поставки
пищевых продуктов, продолжить работу по
комплектованию оздоровительных
организаций специалистами и персоналом,
прошедшим предварительные медицинские
осмотры и профессиональную
гигиеническую подготовку, а также
медицинское обследование персонала
лагерей; обеспечить прохождение
гигиенического обучения персонала,
поступающего на работу в полном объеме,
обеспечить запас дезинфицирующих
средств;
3.2.
Обеспечить работу летних
оздоровительных организаций только при
условии соответствия их
санитарно-эпидемиологическим
требованиям и наличия
санитарно-эпидемиологического
заключения;
3.3. Не
допускать к работе персонал с признаками
инфекционных заболеваний и не прошедших
своевременные обследования в
соответствии с требованиями
законодательства.
4.
Руководителям управлений
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации:
4.1.
Продолжить эпидемиологический
мониторинг и оперативный анализ
эпидемиологической ситуации по
актуальным инфекционным болезням на
курируемой территории с применением
адекватных управленческих решений при
осложнении обстановки;
4.2.
Обеспечить качество мероприятий по
надзору в отношении оздоровительных
организаций отдыха как сезонных, так и
круглогодичных, повысить
ответственность специалистов, обратить
особое внимание на организацию питания,
водоснабжения, медицинского облуживания
детей, вопросы профилактики
природно-очаговых инфекций;
4.3.
Усилить контроль на объектах
водоснабжения населения за соблюдением
технологических режимов водоподготовки
и водоочистки, режима обеззараживания
воды перед поступлением в сети,
обеспечением водопроводов достаточным
количеством реагентов и
обеззараживающих средств с учетом их
расхода в сутки, за проведением промывки
и дезинфекции систем водоснабжения с
обязательным лабораторным контролем
после устранения аварийных ситуаций, в
том числе из нецентрализованных систем
водоснабжения, включая контроль системы
водоснабжения ЛОО;
4.4.
Усилить контроль на объектах
водоотведения за соблюдением
технологического режима очистки и
обеззараживания сточных вод на
канализационных очистных сооружениях,
составом сбрасываемых сточных вод и
качеством воды водных объектов,
проведением
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий,
направленных на соблюдение
гигиенических нормативов качества воды
поверхностных водных объектов,
своевременным информированием о
возникновении аварийных ситуаций,
представляющих опасность для здоровья
населения или условий водопользования, а
также их устранением, включая контроль
системы водоотведения в ЛОО;
4.5.
Потребовать от органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления,
индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц в случаях, если водные
объекты, используемые для рекреации, в
том числе и в ЛОО, представляют опасность
для здоровья населения, своевременно
принимать меры по ограничению,
приостановлению или запрещению
использования данных водных объектов. В
случаях получения результатов
лабораторных исследований воды открытых
водоемов, питьевой воды, не
соответствующих гигиеническим
нормативам, незамедлительно принимать
меры административного воздействия,
предусмотренные действующим
законодательством, вплоть до закрытия
рекреационных зон;
4.6.
Обеспечить взаимодействие с
управлениями Россельхознадора и
ветеринарной службой по вопросам
профилактики зоонозных инфекций, в том
числе сальмонеллезов;
4.7.
Взять на контроль ежемесячное
осуществление
зоолого-энтомологического,
эпизоотологического мониторинга в
природных очагах инфекций,
лабораторного исследования
зоолого-энтомологического материала с
последующим оперативным принятием мер
по организации профилактических
мероприятий по результатам
мониторинга;
4.8.
Обеспечить взаимодействие с
территориальными подразделениями
Управления Роспотребнадзора по
железнодорожному транспорту при
перевозках детей, не допускать посадку
детей с признаками инфекционных
заболеваний в транспорт, взять на
строгий контроль наличие документов о
контактах с инфекционными больными;
4.9. При
работе в эпидемических очагах
обеспечить своевременную постановку
эпидемиологического диагноза, принятие
адекватных противоэпидемических мер и
применение административных мер
воздействия в полном объеме;
4.10.
Обеспечить взаимодействие с
референс-центрами по мониторингу за
возбудителями инфекционных и
паразитарных болезней в соответствии с
действующими нормативными
документами.
5.
Управлению Роспотребнадзора по
железнодорожному транспорту обеспечить
контроль за соблюдением требований
санитарного законодательства при
перевозках организованных групп детей и
взаимодействие с управлениями
Роспотребнадзора по субъектам
Российской Федерации при подготовке к
перевозкам и в случае выявления
инфекционных больных в пути
следования.
6.
Главным врачам центров гигиены и
эпидемиологии в субъектах Российской
Федерации:
6.1.
Обеспечить готовность лабораторий к
проведению индикации возбудителей
инфекционных и паразитарных болезней,
обратить особое внимание на
этиологическую расшифровку очагов
актуальных инфекций;
6.2.
Совместно с Управлением
Роспотребнадзора по субъекту Российской
Федерации откорректировать программы
обучения и обеспечить качество
гигиенической подготовки персонала
ЛОО;
6.3. При
работе специалистов в эпидемических
очагах, обеспечить взаимодействие с
медицинскими организациями с целью
своевременного получения информации о
регистрации больных и результатах
медицинского наблюдения за
контактными.
7.
Директорам научно-исследовательских
институтов Роспотребнадзора обеспечить
оказание практической и методической
помощи субъектам Российской Федерации в
плановом порядке и по эпидемическим
показаниям.
Руководитель
А.Ю.Попова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт Минобрнауки
Челябинской области
www.minobr74.ru
по состоянию на 26.04.2022