КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕКОМЕНДАЦИЯ
от 5 апреля 2022 года N 12
О Санитарно-эпидемиологических рекомендациях, регламентирующих согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний
Коллегия Евразийской
экономической комиссии в соответствии с
пунктами 2 и 3 статьи 56, пунктами 1 и 4
статьи 57 Договора о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
пунктом 48 Положения о Евразийской
экономической комиссии (приложение N 1 к
Договору о Евразийском экономическом
союзе от 29 мая 2014 года), в целях
реализации распоряжения Совета
Евразийской экономической комиссии от 25
марта 2020 г. N 11 "О реализации мер,
направленных на предотвращение
распространения коронавирусной
инфекции COVID-19", распоряжения
Евразийского межправительственного
совета от 10 апреля 2020 г. N 6 "О
предпринимаемых в рамках Евразийского
экономического союза мерах,
направленных на обеспечение
экономической стабильности в условиях
развития пандемии коронавирусной
инфекции COVID-19" и пункта 5 комплексного
плана мероприятий в области
здравоохранения и
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения по
предотвращению распространения
коронавирусной инфекции COVID-19 и иных
инфекционных заболеваний на территориях
государств - членов Евразийского
экономического союза, утвержденного
распоряжением Евразийского
межправительственного совета от 17 июля
2020 г. N 16,
рекомендует
государствам - членам Евразийского
экономического союза с даты
опубликования настоящей Рекомендации на
официальном сайте Евразийского
экономического союза при возникновении
вспышек инфекционных заболеваний
применять Санитарно-эпидемиологические
рекомендации согласно приложению.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.Мясникович
Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 5 апреля 2022 года N 12
Санитарно-эпидемиологические
рекомендации, регламентирующие
согласованный алгоритм реагирования на
вспышки инфекционных заболеваний
I. Общие положения
1.
Настоящие Рекомендации предусматривают
согласованный алгоритм реагирования на
вспышки инфекционных заболеваний в
случае их возникновения на территориях
государств - членов Евразийского
экономического союза (далее
соответственно государства-члены, Союз)
и направлены на обеспечение
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, укрепление
систем государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
(контроля) и здравоохранения
государств-членов, наращивание
возможностей в области профилактики и
лечения населения в период пандемий
(включая пандемию, вызванную
коронавирусной инфекцией COVID-19), эпидемий
и вспышек инфекционных заболеваний, в
том числе связанных со стихийными
бедствиями, техногенными катастрофами и
другими событиями, которые могут
привести к возникновению чрезвычайной
ситуации санитарно-эпидемиологического
характера.
II. Понятия
Для целей применения настоящих
Рекомендаций используются понятия,
которые означают следующее:
"имитационные учения" -
форма обучения специалистов
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения с отработкой
практических навыков по ликвидации
чрезвычайных ситуаций
санитарно-эпидемиологического
характера для оценки возможностей таких
органов по противодействию
распространению инфекционных
заболеваний, предполагающая описание
или имитацию чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера с последующим описанием или
имитацией ответных действий. Проведение
имитационных учений позволяет
сформулировать доказательно
обоснованную оценку функциональных
возможностей уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения по реагированию на
чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера и способствует усилению
готовности и ответных мер;
"чрезвычайная ситуация
санитарно-эпидемиологического
характера" - экстраординарное событие,
представляющее риск для здоровья
населения в связи с распространением
инфекционного заболевания на территории
государства-члена, которое может
потребовать скоординированных ответных
мер со стороны уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения.
Иные
понятия, используемые в настоящих
Рекомендациях, применяются в значениях,
определенных Договором о Евразийском
экономическом союзе от 29 мая 2014 года,
международными договорами и актами,
составляющими право Союза.
III. Общие вопросы
2. В
целях недопущения завоза и
распространения на территориях
государств-членов инфекционных
заболеваний уполномоченным органам
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения рекомендуется
осуществлять санитарно-карантинный
контроль и
санитарно-противоэпидемические
мероприятия в отношении продукции
(товаров), пассажиров, экипажей
воздушных, водных и наземных
транспортных средств, поездных бригад и
транспортных средств на таможенной
границе Союза с учетом Международных
медико-санитарных правил (2005 год), актов
органов Союза и
санитарно-эпидемиологического
законодательства государств-членов.
3. С
целью предупреждения распространения
инфекционного заболевания на
территориях государств-членов в случае
возникновения чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера государствам-членам
рекомендуется реализовать мероприятия,
направленные на:
а)
взаимоинформирование о чрезвычайной
ситуации санитарно-эпидемиологического
характера;
б)
введение совместных ограничительных
мероприятий на приграничных территориях
(при необходимости);
в)
оказание взаимной консультативной,
кадровой и материальной помощи в
локализации и ликвидации чрезвычайной
ситуации санитарно-эпидемиологического
характера с использованием
специализированных
противоэпидемических бригад
государств-членов;
г)
совместное проведение лабораторных
исследований по диагностике
инфекционных заболеваний и мониторингу
циркуляции их возбудителей во внешней
среде;
д)
обмен опытом и проведение имитационных
учений по локализации и ликвидации
чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера, в том числе по организации
работы медицинских учреждений в
условиях чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера, их рациональному
перепрофилированию, выявлению имеющихся
резервов, которые можно задействовать в
случае массовых обращений населения в
медицинские учреждения.
4. Для
решения вопросов планового и
оперативного взаимодействия
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения может быть сформирована
рабочая группа, включающая в себя
соответствующих специалистов.
5.
Алгоритм, предусмотренный настоящими
Рекомендациями, может включать
следующие мероприятия:
а)
обеспечение готовности уполномоченных
органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения к вспышкам инфекционных
заболеваний (с учетом основных
направлений реагирования по перечню
согласно приложению);
б)
выявление, диагностика инфекционного
заболевания, а также изоляция лиц с
подозрением на инфекционное заболевание
и контактировавших с ними лиц;
в)
предотвращение, сдерживание и
замедление распространения
инфекционного заболевания;
г)
обеспечение защиты медицинского
персонала при оказании медицинской
помощи при инфекционном заболевании и
поддержание работы системы оперативного
реагирования;
д)
обеспечение доступа для уполномоченных
органов государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения и населения к
информации о вспышке (эпидемии, пандемии)
инфекционного заболевания, указанной в
разделе VIII настоящих Рекомендаций.
6.
Перечень нозологических форм,
количественные критерии инфекционных
заболеваний, в отношении которых
требуется информирование и оперативное
реагирование, а также объем мероприятий
в рамках алгоритма, предусмотренного
настоящими Рекомендациями, определяются
в соответствии с законодательством
государств-членов.
IV. Обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения к вспышкам инфекционных заболеваний
7. Для
обеспечения готовности к вспышкам
инфекционных заболеваний рекомендуется
реализовать следующие меры:
а)
разработка организационной схемы,
отражающей структуру взаимодействия
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения на территории
государства-члена и на международном
уровне (в рамках Союза и с
уполномоченными органами третьих
стран);
б)
разработка унифицированных и
количественно охарактеризованных
определений очагов с групповой
заболеваемостью в зависимости от их
этиологии и локализации, характеристики
пораженных групп населения и рисков
распространения инфекционного
заболевания в популяции, которые
регламентируют сроки и объемы
противоэпидемических мероприятий;
в)
проведение субвидового типирования
патогенов, ассоциированных со
вспышечной заболеваемостью,
обеспечивающего сопоставимость
результатов исследований, проводимых на
территориях государств-членов;
г)
создание механизмов реагирования на
чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера и координации действий
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения (анализ и тестирование
возможностей систем государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
(контроля) и здравоохранения с помощью
имитационных учений в зависимости от
условий и этапа вспышки инфекционного
заболевания);
д)
разработка механизма участия в
проведении противоэпидемических
мероприятий команд быстрого
реагирования на чрезвычайные ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера;
е)
обеспечение возможности быстрого
выявления случаев инфицирования,
отслеживания контактов и проведения
лабораторных исследований;
ж)
обеспечение возможности наращивания
материально-технического и кадрового
потенциала медицинских учреждений при
увеличении потребности в оказании
медицинской помощи;
з)
обучение медицинского персонала мерам
профилактики инфекций, инфекционного
контроля и клиническому ведению
инфекционного заболевания;
и)
обеспечение подготовки системы
здравоохранения к повышенным нагрузкам
во время вспышек инфекционных
заболеваний;
к)
защита и укрепление цепочек поставок
медицинских изделий и средств
индивидуальной защиты;
л)
организация централизованной
национальной информационной системы
сбора и обобщения данных о
санитарно-эпидемиологической ситуации и
заболеваемости;
м)
организация эффективных
коммуникационных связей и обмена
данными и информацией со Всемирной
организацией здравоохранения и третьими
странами в целях получения и
предоставления необходимых сведений.
V. Выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц
8. В
целях раннего выявления, диагностики
инфекционного заболевания, а также
изоляции лиц с подозрением на
инфекционное заболевание и
контактировавших с ними лиц
рекомендуется реализовать следующие
меры:
а)
обеспечение активного выявления всех
случаев инфекционного заболевания и
изоляции в кратчайший срок лиц с
подозрением на инфекционное заболевание
и лиц с подтвержденным диагнозом в целях
ограничения риска передачи инфекции, в
первую очередь контактным лицам первого
порядка;
б)
организация расследования каждого
случая инфекционного заболевания для
выявления контактов заболевших,
помещение лиц, контактировавших с
инфицированными, на изоляцию с
последующим наблюдением. Срок
наблюдения зависит от инкубационного
периода инфекционного заболевания;
в)
разработка системы лабораторного
обеспечения деятельности
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения с определением перечня
нозологических форм, рекомендованных
для выявления в рамках диагностического
скрининга, методов и алгоритмов
лабораторных исследований,
обеспечивающих сопоставимость при
обмене информацией между
государствами-членами;
г)
разработка внутренних требований по
минимально необходимому оснащению
организаций, входящих в систему
лабораторного обеспечения деятельности
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения, оборудованием,
расходными материалами, обеспечению
персоналом, прошедшим соответствующее
обучение;
д)
проведение ускоренной подготовки
медицинских учреждений к работе в
условиях чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера и введение в действие мер
профилактики инфекций и инфекционного
контроля;
е)
обеспечение в случае дефицита
диагностических средств проведения
приоритетного обследования лиц с
повышенной вероятностью протекания
инфекционного заболевания в тяжелой
форме и уязвимых групп населения,
медицинского персонала с симптомами
инфекционного заболевания, а также лиц с
симптомами инфекционного заболевания,
находящихся продолжительное время в
закрытых помещениях (интернаты,
больницы, тюрьмы и др.).
VI. Предотвращение, сдерживание и замедление распространения инфекционного заболевания
10. В
целях предотвращения, сдерживания и
замедления распространения
инфекционного заболевания
рекомендуется реализовать следующие
меры:
а)
обеспечение соблюдения социальной
дистанции, правил личной гигиены;
б)
введение ограничений при проведении
публичных мероприятий (концертов,
спортивных мероприятий, религиозных
собраний и др.), посещении театров и
кинотеатров, закрытие мест массового
пребывания людей (баров, ресторанов,
спортивных клубов и других аналогичных
объектов);
в)
внедрение дистанционного обучения в
образовательных учреждениях, сокращение
неосновной деятельности, осуществляемой
этими учреждениями, введение посменных
методов работы;
г)
ограничение доступа в медицинские
учреждения и другие организации,
оказывающие услуги населению, за
исключением случаев крайней
необходимости (по жизненным
показаниям);
д) меры,
направленные на защиту людей из групп
риска (беременные женщины, лица старше 65
лет, другие социально уязвимые слои
населения);
е)
ограничение перемещения граждан (в
случае необходимости), в том числе:
международные и внутренние
поездки;
передвижение по городу, району;
перемещение в пределах
определенных адресов при росте числа
кластерных случаев распространения
инфекционного заболевания;
все
перемещения в случае неконтролируемого
распространения инфекции.
VII. Обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и поддержание работы системы оперативного реагирования
11. Для
обеспечения защиты медицинского
персонала при оказании медицинской
помощи при инфекционных заболеваниях и
поддержания работы системы оперативного
реагирования при вспышках инфекционных
заболеваний рекомендуется реализовать
следующие меры:
а)
строгое соблюдение мер профилактики
инфекционных заболеваний и
инфекционного контроля в медицинских
учреждениях;
б)
обеспечение готовности систем
оперативного реагирования и оказания
медицинских услуг;
в)
установление упрощенных или оптимизация
существующих механизмов управления
системой оперативного реагирования и
координации ее деятельности
(использование помещений учреждений
немедицинского профиля, разделение
помещений медицинских учреждений с
организацией отдельных входов для
медицинского персонала и для пациентов с
инфекционным заболеванием);
г)
введение протоколов скрининга и
сортировки заболевших на всех пунктах
доступа в медицинские учреждения;
д)
рациональное использование имеющегося в
медицинских учреждениях медицинского
персонала;
е)
обеспечение доступности основных
лекарственных средств, медицинской
техники, изделий медицинского
назначения и расходных материалов.
VIII. Обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания
12. Для
обеспечения своевременного и
эффективного реагирования
уполномоченных органов
государств-членов в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения и
здравоохранения на вспышки инфекционных
заболеваний рекомендуется реализовать
следующие меры:
а)
взаимное информирование о масштабах
вспышки (эпидемии, пандемии)
инфекционного заболевания, природе
угрозы, которую представляет собой
инфекционное заболевание, его
последствиях с учетом особенностей и
специфики вспышки (эпидемии, пандемии) с
использованием различных, в том числе
инновационных, подходов, технологий;
б)
информирование населения о введенных в
период режима чрезвычайной ситуации
санитарно-эпидемиологического
характера правилах и ограничениях всеми
доступными способами передачи
информации своевременно и
заблаговременно;
в)
предоставление населению информации в
доступной форме с учетом возможного
отсутствия доступа к
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" или ограничений в
получении информации (люди с
инвалидностью, пожилые граждане,
малообеспеченные семьи, жители
отдаленных и труднодоступных районов);
г)
публикация на официальных сайтах
государственных органов
государств-членов решений по вопросам
предотвращения распространения
инфекционного заболевания, данных об
инфекционном заболевании, о показателях
заболеваемости и смертности от него, об
уровне распространения как на
территории соответствующего
государства-члена, так и в мире в целом;
д)
регулярный пересмотр подходов, формата и
инструментов проведения информационной
работы по профилактике инфекционного
заболевания, а также предупреждения
тяжелых форм заболевания;
е)
проведение целевых просветительских
кампаний среди всех групп населения о
природе угрозы, масштабах вспышки
(эпидемии, пандемии) инфекционного
заболевания, мерах профилактики,
информирование о доступе к услугам
учреждений здравоохранения, образования
и занятости, социальной защиты.
Приложение
к Санитарно-эпидемиологическим
рекомендациям, регламентирующим
согласованный алгоритм реагирования
на вспышки инфекционных заболеваний
Перечень основных направлений реагирования на вспышки инфекционных заболеваний
Наименование направления |
Содержание направления |
1. Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) |
санитарно-эпидемиологический
надзор (контроль) и предупреждение
возникновения вспышек инфекционных
заболеваний; |
2. Лабораторный сектор |
оценка
возможностей лабораторного
тестирования на наличие инфекционного
заболевания; |
3. Координация и оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера |
координация мер оперативного
реагирования в рамках Евразийского
экономического союза и взаимодействие с
уполномоченными органами третьих
стран; |
4. Коммуникация и привлечение общественности |
привлечение средств массовой
информации; |
5. Ведение случаев инфекционного заболевания и профилактические меры |
ведение
случаев инфекционного заболевания; |
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный сайт Евразийского
экономического союза
www.eaeunion.org, 08.04.2022
Ссылается на
- Договор о Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 21 ноября 2023 года) (редакция, действующая с 7 июня 2024 года)
- О комплексном плане мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств - членов Евразийского экономического союза