Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕКОМЕНДАЦИЯ

от 5 апреля 2022 года N 12

О Санитарно-эпидемиологических рекомендациях, регламентирующих согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний


Коллегия Евразийской экономической комиссии в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 56, пунктами 1 и 4 статьи 57 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, пунктом 48 Положения о Евразийской экономической комиссии (приложение N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), в целях реализации распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 марта 2020 г. N 11 "О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19", распоряжения Евразийского межправительственного совета от 10 апреля 2020 г. N 6 "О предпринимаемых в рамках Евразийского экономического союза мерах, направленных на обеспечение экономической стабильности в условиях развития пандемии коронавирусной инфекции COVID-19" и пункта 5 комплексного плана мероприятий в области здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и иных инфекционных заболеваний на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденного распоряжением Евразийского межправительственного совета от 17 июля 2020 г. N 16,

рекомендует государствам - членам Евразийского экономического союза с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте Евразийского экономического союза при возникновении вспышек инфекционных заболеваний применять Санитарно-эпидемиологические рекомендации согласно приложению.

Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
М.Мясникович


Приложение
к Рекомендации Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 5 апреля 2022 года N 12


Санитарно-эпидемиологические рекомендации, регламентирующие согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний

I. Общие положения

1. Настоящие Рекомендации предусматривают согласованный алгоритм реагирования на вспышки инфекционных заболеваний в случае их возникновения на территориях государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно государства-члены, Союз) и направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, укрепление систем государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения государств-членов, наращивание возможностей в области профилактики и лечения населения в период пандемий (включая пандемию, вызванную коронавирусной инфекцией COVID-19), эпидемий и вспышек инфекционных заболеваний, в том числе связанных со стихийными бедствиями, техногенными катастрофами и другими событиями, которые могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера.

II. Понятия


Для целей применения настоящих Рекомендаций используются понятия, которые означают следующее:

"имитационные учения" - форма обучения специалистов уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с отработкой практических навыков по ликвидации чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера для оценки возможностей таких органов по противодействию распространению инфекционных заболеваний, предполагающая описание или имитацию чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера с последующим описанием или имитацией ответных действий. Проведение имитационных учений позволяет сформулировать доказательно обоснованную оценку функциональных возможностей уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения по реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера и способствует усилению готовности и ответных мер;

"чрезвычайная ситуация санитарно-эпидемиологического характера" - экстраординарное событие, представляющее риск для здоровья населения в связи с распространением инфекционного заболевания на территории государства-члена, которое может потребовать скоординированных ответных мер со стороны уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения.

Иные понятия, используемые в настоящих Рекомендациях, применяются в значениях, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, международными договорами и актами, составляющими право Союза.

III. Общие вопросы

2. В целях недопущения завоза и распространения на территориях государств-членов инфекционных заболеваний уполномоченным органам государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения рекомендуется осуществлять санитарно-карантинный контроль и санитарно-противоэпидемические мероприятия в отношении продукции (товаров), пассажиров, экипажей воздушных, водных и наземных транспортных средств, поездных бригад и транспортных средств на таможенной границе Союза с учетом Международных медико-санитарных правил (2005 год), актов органов Союза и санитарно-эпидемиологического законодательства государств-членов.

3. С целью предупреждения распространения инфекционного заболевания на территориях государств-членов в случае возникновения чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера государствам-членам рекомендуется реализовать мероприятия, направленные на:

а) взаимоинформирование о чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

б) введение совместных ограничительных мероприятий на приграничных территориях (при необходимости);

в) оказание взаимной консультативной, кадровой и материальной помощи в локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера с использованием специализированных противоэпидемических бригад государств-членов;

г) совместное проведение лабораторных исследований по диагностике инфекционных заболеваний и мониторингу циркуляции их возбудителей во внешней среде;

д) обмен опытом и проведение имитационных учений по локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, в том числе по организации работы медицинских учреждений в условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера, их рациональному перепрофилированию, выявлению имеющихся резервов, которые можно задействовать в случае массовых обращений населения в медицинские учреждения.

4. Для решения вопросов планового и оперативного взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения может быть сформирована рабочая группа, включающая в себя соответствующих специалистов.

5. Алгоритм, предусмотренный настоящими Рекомендациями, может включать следующие мероприятия:

а) обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения к вспышкам инфекционных заболеваний (с учетом основных направлений реагирования по перечню согласно приложению);

б) выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц;

в) предотвращение, сдерживание и замедление распространения инфекционного заболевания;

г) обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционном заболевании и поддержание работы системы оперативного реагирования;

д) обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, указанной в разделе VIII настоящих Рекомендаций.

6. Перечень нозологических форм, количественные критерии инфекционных заболеваний, в отношении которых требуется информирование и оперативное реагирование, а также объем мероприятий в рамках алгоритма, предусмотренного настоящими Рекомендациями, определяются в соответствии с законодательством государств-членов.

IV. Обеспечение готовности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения к вспышкам инфекционных заболеваний

7. Для обеспечения готовности к вспышкам инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:

а) разработка организационной схемы, отражающей структуру взаимодействия уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения на территории государства-члена и на международном уровне (в рамках Союза и с уполномоченными органами третьих стран);

б) разработка унифицированных и количественно охарактеризованных определений очагов с групповой заболеваемостью в зависимости от их этиологии и локализации, характеристики пораженных групп населения и рисков распространения инфекционного заболевания в популяции, которые регламентируют сроки и объемы противоэпидемических мероприятий;

в) проведение субвидового типирования патогенов, ассоциированных со вспышечной заболеваемостью, обеспечивающего сопоставимость результатов исследований, проводимых на территориях государств-членов;

г) создание механизмов реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера и координации действий уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения (анализ и тестирование возможностей систем государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения с помощью имитационных учений в зависимости от условий и этапа вспышки инфекционного заболевания);

д) разработка механизма участия в проведении противоэпидемических мероприятий команд быстрого реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

е) обеспечение возможности быстрого выявления случаев инфицирования, отслеживания контактов и проведения лабораторных исследований;

ж) обеспечение возможности наращивания материально-технического и кадрового потенциала медицинских учреждений при увеличении потребности в оказании медицинской помощи;

з) обучение медицинского персонала мерам профилактики инфекций, инфекционного контроля и клиническому ведению инфекционного заболевания;

и) обеспечение подготовки системы здравоохранения к повышенным нагрузкам во время вспышек инфекционных заболеваний;

к) защита и укрепление цепочек поставок медицинских изделий и средств индивидуальной защиты;

л) организация централизованной национальной информационной системы сбора и обобщения данных о санитарно-эпидемиологической ситуации и заболеваемости;

м) организация эффективных коммуникационных связей и обмена данными и информацией со Всемирной организацией здравоохранения и третьими странами в целях получения и предоставления необходимых сведений.

V. Выявление, диагностика инфекционного заболевания, а также изоляция лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц

8. В целях раннего выявления, диагностики инфекционного заболевания, а также изоляции лиц с подозрением на инфекционное заболевание и контактировавших с ними лиц рекомендуется реализовать следующие меры:

а) обеспечение активного выявления всех случаев инфекционного заболевания и изоляции в кратчайший срок лиц с подозрением на инфекционное заболевание и лиц с подтвержденным диагнозом в целях ограничения риска передачи инфекции, в первую очередь контактным лицам первого порядка;

б) организация расследования каждого случая инфекционного заболевания для выявления контактов заболевших, помещение лиц, контактировавших с инфицированными, на изоляцию с последующим наблюдением. Срок наблюдения зависит от инкубационного периода инфекционного заболевания;

в) разработка системы лабораторного обеспечения деятельности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения с определением перечня нозологических форм, рекомендованных для выявления в рамках диагностического скрининга, методов и алгоритмов лабораторных исследований, обеспечивающих сопоставимость при обмене информацией между государствами-членами;

г) разработка внутренних требований по минимально необходимому оснащению организаций, входящих в систему лабораторного обеспечения деятельности уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения, оборудованием, расходными материалами, обеспечению персоналом, прошедшим соответствующее обучение;

д) проведение ускоренной подготовки медицинских учреждений к работе в условиях чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера и введение в действие мер профилактики инфекций и инфекционного контроля;

е) обеспечение в случае дефицита диагностических средств проведения приоритетного обследования лиц с повышенной вероятностью протекания инфекционного заболевания в тяжелой форме и уязвимых групп населения, медицинского персонала с симптомами инфекционного заболевания, а также лиц с симптомами инфекционного заболевания, находящихся продолжительное время в закрытых помещениях (интернаты, больницы, тюрьмы и др.).

VI. Предотвращение, сдерживание и замедление распространения инфекционного заболевания

10. В целях предотвращения, сдерживания и замедления распространения инфекционного заболевания рекомендуется реализовать следующие меры:

а) обеспечение соблюдения социальной дистанции, правил личной гигиены;

б) введение ограничений при проведении публичных мероприятий (концертов, спортивных мероприятий, религиозных собраний и др.), посещении театров и кинотеатров, закрытие мест массового пребывания людей (баров, ресторанов, спортивных клубов и других аналогичных объектов);

в) внедрение дистанционного обучения в образовательных учреждениях, сокращение неосновной деятельности, осуществляемой этими учреждениями, введение посменных методов работы;

г) ограничение доступа в медицинские учреждения и другие организации, оказывающие услуги населению, за исключением случаев крайней необходимости (по жизненным показаниям);

д) меры, направленные на защиту людей из групп риска (беременные женщины, лица старше 65 лет, другие социально уязвимые слои населения);

е) ограничение перемещения граждан (в случае необходимости), в том числе:

международные и внутренние поездки;

передвижение по городу, району;

перемещение в пределах определенных адресов при росте числа кластерных случаев распространения инфекционного заболевания;

все перемещения в случае неконтролируемого распространения инфекции.

VII. Обеспечение защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и поддержание работы системы оперативного реагирования

11. Для обеспечения защиты медицинского персонала при оказании медицинской помощи при инфекционных заболеваниях и поддержания работы системы оперативного реагирования при вспышках инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:

а) строгое соблюдение мер профилактики инфекционных заболеваний и инфекционного контроля в медицинских учреждениях;

б) обеспечение готовности систем оперативного реагирования и оказания медицинских услуг;

в) установление упрощенных или оптимизация существующих механизмов управления системой оперативного реагирования и координации ее деятельности (использование помещений учреждений немедицинского профиля, разделение помещений медицинских учреждений с организацией отдельных входов для медицинского персонала и для пациентов с инфекционным заболеванием);

г) введение протоколов скрининга и сортировки заболевших на всех пунктах доступа в медицинские учреждения;

д) рациональное использование имеющегося в медицинских учреждениях медицинского персонала;

е) обеспечение доступности основных лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и расходных материалов.

VIII. Обеспечение доступа для уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения и населения к информации о вспышке (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания

12. Для обеспечения своевременного и эффективного реагирования уполномоченных органов государств-членов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и здравоохранения на вспышки инфекционных заболеваний рекомендуется реализовать следующие меры:

а) взаимное информирование о масштабах вспышки (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, природе угрозы, которую представляет собой инфекционное заболевание, его последствиях с учетом особенностей и специфики вспышки (эпидемии, пандемии) с использованием различных, в том числе инновационных, подходов, технологий;

б) информирование населения о введенных в период режима чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера правилах и ограничениях всеми доступными способами передачи информации своевременно и заблаговременно;

в) предоставление населению информации в доступной форме с учетом возможного отсутствия доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или ограничений в получении информации (люди с инвалидностью, пожилые граждане, малообеспеченные семьи, жители отдаленных и труднодоступных районов);

г) публикация на официальных сайтах государственных органов государств-членов решений по вопросам предотвращения распространения инфекционного заболевания, данных об инфекционном заболевании, о показателях заболеваемости и смертности от него, об уровне распространения как на территории соответствующего государства-члена, так и в мире в целом;

д) регулярный пересмотр подходов, формата и инструментов проведения информационной работы по профилактике инфекционного заболевания, а также предупреждения тяжелых форм заболевания;

е) проведение целевых просветительских кампаний среди всех групп населения о природе угрозы, масштабах вспышки (эпидемии, пандемии) инфекционного заболевания, мерах профилактики, информирование о доступе к услугам учреждений здравоохранения, образования и занятости, социальной защиты.

Приложение
к Санитарно-эпидемиологическим
рекомендациям, регламентирующим
согласованный алгоритм реагирования
на вспышки инфекционных заболеваний


Перечень основных направлений реагирования на вспышки инфекционных заболеваний


Наименование направления

Содержание направления

1. Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль)

санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) и предупреждение возникновения вспышек инфекционных заболеваний;

организация системы оповещения уполномоченных органов и населения государств - членов Евразийского экономического союза о возникновении чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

управление информацией в рамках системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля);

отслеживание контактов заболевших лиц

2. Лабораторный сектор

оценка возможностей лабораторного тестирования на наличие инфекционного заболевания;

транспортировка лабораторного материала;

исследование лабораторного материала;

управление лабораторной информацией

3. Координация и оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера

координация мер оперативного реагирования в рамках Евразийского экономического союза и взаимодействие с уполномоченными органами третьих стран;

развитие и создание резервного потенциала систем логистики органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) и здравоохранения;

мобилизация материальных ресурсов;

планирование мероприятий по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера;

формирование групп быстрого реагирования

4. Коммуникация и привлечение общественности

привлечение средств массовой информации;

информирование населения о рисках;

привлечение общественности к реализации профилактических мер

5. Ведение случаев инфекционного заболевания и профилактические меры

ведение случаев инфекционного заболевания;

профилактика инфекционных заболеваний и меры инфекционного контроля;

введение карантина;

иммунопрофилактические меры;

организация безопасных захоронений;

борьба с переносчиками инфекционных заболеваний и ликвидация резервуаров возбудителей инфекций



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный сайт Евразийского
экономического союза
www.eaeunion.org, 08.04.2022


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ