Признание санкций со стороны недружественных государств форс-мажором
Вопрос:
Можно
ли рассматривать санкции со стороны
недружественных государств, в том числе
касающиеся ограничений в рамках
поставок иностранного оборудования,
комплектующих и проч., в качестве
обстоятельств непреодолимой силы
(форс-мажора) при выполнении
обязательств по внутригосударственным
сделкам?
Каким
образом это может быть оформлено и как
поступить организации при возникновении
подобных обстоятельств?
Какие
последствия влечет признание санкций
форс-мажором при невозможности
выполнить условия сделки и может ли
организация понести неблагоприятные
последствия (напр., в виде штрафных
санкций и прочих форм ответственности,
предусмотренных договором) вследствие
неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательств, обусловленного
введенными санкциями?
Ответ:
1. В
настоящее время на обсуждении находятся
законопроекты о признании санкций ряда
недружественных зарубежных государств в
качестве обстоятельств непреодолимой
силы по внутрироссийским сделкам
(заключаемым между российскими
субъектами предпринимательской
деятельности).
2.
Заключения о форс-мажоре по
внутрироссийским сделкам выдает
региональная торгово-промышленная
палата. Однако до законодательной
проработки вопроса о признании
санкционных ограничений в отношении
иностранных комплектующих и
оборудования форс-мажором ТПП РФ было
рекомендовано приостановить
рассмотрение торгово-промышленными
палатами заявлений о выдаче заключений о
свидетельствовании обстоятельств
непреодолимой силы по договорам,
заключенным в рамках внутрироссийской
экономической деятельности.
3.
Заключение об обстоятельствах
непреодолимой силы применяется стороной
сделки в качестве доказательства для
решения вопросов с контрагентом по ее
освобождению от гражданско-правовой
ответственности за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательства
вследствие непреодолимой силы, то есть
от неустоек, пеней, штрафов.
Обоснование:
1.
Обстоятельства непреодолимой силы
(форс-мажор) - чрезвычайные,
непредвиденные и непредотвратимые
обстоятельства, возникшие в течение
реализации договорных (контрактных)
обязательств, которые нельзя было
разумно ожидать при заключении договора
(контракта) либо избежать или преодолеть,
а также находящиеся вне контроля сторон
такого договора (контракта) (пункт 3
статьи 401 Гражданского кодекса РФ, абзац
первый пункта 1.3 Положения о порядке
свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор) (приложение к
постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N
173-14)).
В
частности, к таким обстоятельствам
относятся в том числе: ограничения
перевозок, запретительные меры
государств, запрет торговых операций, в
том числе с отдельными странами,
вследствие принятия международных
санкций и другие, не зависящие от воли
сторон договора (контракта)
обстоятельства (абзац второй пункта 1.3
Положения о порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор)).
При
этом к обстоятельствам непреодолимой
силы (форс-мажору) не могут быть отнесены
предпринимательские риски, такие как
нарушение обязанностей со стороны
контрагентов должника, отсутствие на
рынке нужных для исполнения
обязательств товаров, отсутствие у
должника необходимых денежных средств, а
также финансово-экономический кризис,
изменение валютного курса, девальвация
национальной валюты, преступные
действия неустановленных лиц, если
условиями договора (контракта) прямо не
предусмотрено иное, а также другие
обстоятельства, которые стороны
договорных отношений исключили из
таковых (абзац третий пункта 1.3 Положения
о порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор)).
В
данном случае стоит вопрос о возможности
признания форс-мажором санкций со
стороны недружественных государств, в
частности, касающиеся ограничений
поставок иностранного оборудования,
комплектующих.
Как
сообщает ТПП РФ в письме от 22.03.2022 N ПР/0181,
ситуация введения иностранными
государствами запретов и ограничений на
поставку на российский рынок
комплектующих, в результате чего
отечественные компании вынуждены
приостанавливать поставку своей
промежуточной или конечной продукции
контрагентам в рамках существующих
производственных (технологических)
цепочек, поскольку вышеуказанные
комплектующие, необходимые для
производства продукции, становятся для
них недоступными, к обстоятельствам
непреодолимой силы не относится.
Подход
ТПП РФ сводится к сложности квалификации
таких обстоятельств, как нарушение
обязанностей со стороны контрагентов
должника и отсутствие на рынке нужных
для исполнения товаров, в качестве
обстоятельств непреодолимой силы в
рамках действующего законодательства.
Связан,
на наш взгляд, такой подход с тем, что
санкции наложены не напрямую на сторону
внутрироссийского договора (хотя
фактически делают невозможным его
исполнение).
Вместе
с тем просим учитывать, что в связи со
сложившейся ситуацией планируется
обновление нормативного регулирования
данного вопроса.
Так,
соответствующим министерствам
(Минэкономразвития России, Минюст
России, Минпромторг России) поручено
проработать вопрос о признании санкций
ряда недружественных зарубежных
государств в качестве обстоятельств
непреодолимой силы.
Кроме
того, ТПП РФ предложено расширить
понятие "обстоятельство
непреодолимой силы", что позволит
признавать действия лиц, не участвующих
в договоре, но находящихся под санкциями
США, Евросоюза или иных государств, без
участия которых договор тем не менее не
может быть исполнен, обстоятельствами
непреодолимой силы.
Также
профильный комитет Государственной Думы
по государственному строительству и
законодательству с учетом позиции ТПП
России подготовил свой проект
федерального закона, направленный на
решение данной проблемы.
Все
перечисленные законопроекты находятся
на обсуждении в Правительстве
Российской Федерации, Центральном Банке
Российской Федерации и в
Государственной Думе Российской
Федерации.
В связи
с изложенным рекомендуем отслеживать
изменения по вопросу: вероятно, в
ближайшее время будет сформирована
нормативно-правовая база, описывающая
условия признания санкционных
ограничений форс-мажором для российских
компаний.
2. ТПП
РФ выдает сертификаты о форс-мажорных
обстоятельствах только по
внешнеторговым контрактам (пункты 2.1, 4.1
Положения о порядке свидетельствования
Торгово-промышленной палатой Российской
Федерации обстоятельств непреодолимой
силы (форс-мажор)).
Если же
говорить о контрактах (договорах) между
российскими юридическими лицами, то
следует обращаться в соответствующую
ТПП субъекта России, которым ТПП РФ
рекомендовано в случае обращения
организаций и ИП и при наличии
достаточных оснований оформлять
Заключения об обстоятельствах
непреодолимой силы по договорам,
заключаемым между российскими
субъектами предпринимательской
деятельности (на основании подпунктов
"д" и "з" пункта 1 статьи 12
Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О
торгово-промышленных палатах в
Российской Федерации").
Выдаваемые
торгово-промышленными палатами
субъектов РФ заключения об
обстоятельствах непреодолимой силы по
договорам, заключаемым между
российскими хозяйствующими субъектами,
являются по своей правовой природе
заключением независимой
специализированной экспертной
организации.
Указанные заключения на практике
применяются стороной сделки в качестве
доказательства для решения вопросов с
контрагентом по ее освобождению от
гражданско-правовой ответственности за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства вследствие
непреодолимой силы, то есть чрезвычайных
и непредотвратимых при данных условиях
обстоятельств. Заключения
торгово-промышленных палат также
используются в качестве доказательства
при рассмотрении спора между сторонами
договора в судебном порядке (письмо ТПП
РФ от 17.04.2020 N 04в/0088).
Таким
образом, заключение ТПП является важным
доказательством возникновения
форс-мажора при исполнении договора
между российскими юридическими лицами.
Однако
обращаем ваше внимание, что до
проработки вопроса о признании санкций
ряда недружественных зарубежных
государств в качестве обстоятельств
непреодолимой силы на законодательном
уровне (которая, как указано выше, уже
осуществляется) ТПП РФ рекомендовано до
принятия нормативных изменений
приостановить рассмотрение
торгово-промышленными палатами
заявлений о выдаче заключений о
свидетельствовании обстоятельств
непреодолимой силы по договорам,
заключенным в рамках внутрироссийской
экономической деятельности, в связи с
вышеуказанными санкционными
ограничениями в отношении иностранных
комплектующих и оборудования (письмо от
22.03.2022 N ПР/0181).
То есть
прием заявлений о свидетельствовании
форс-мажора по таким основаниям
(санкционные ограничения) по
внутрироссийским договорам может
осуществляться, однако заключение ТПП
субъекта РФ, очевидно, по рекомендации
ТПП РФ, будет выдано только после
определения новых правил.
По
сообщению ТПП РФ сразу же после принятия
Федеральным Собранием Российской
Федерации соответствующего закона,
вносящего изменения, ТПП РФ подготовит и
направит в торгово-промышленные палаты
методические рекомендации по его
применению в части договоров,
заключенных в рамках внутрироссийской
экономической деятельности.
3. Если
описанные в вопросе обстоятельства
будут признаны обстоятельствами
непреодолимой силы, то выдаваемое ТПП
субъекта РФ стороне внутрироссийского
контракта/договора заключение об
обстоятельствах форс-мажора является
подтверждением форс-мажорного
обстоятельства, не позволяющего
исполнить обязательства по договору.
Как
следует из указанного выше письма ТПП РФ
от 17.04.2020 N 04в/0088, выдаваемые
торгово-промышленными палатами
субъектов РФ заключения об
обстоятельствах непреодолимой силы по
договорам, заключаемым между
российскими хозяйствующими субъектами,
являются по своей правовой природе
заключением независимой
специализированной экспертной
организации.
Следовательно, такое заключение
применяется стороной сделки в качестве
доказательства для решения вопросов с
контрагентом по ее освобождению от
гражданско-правовой ответственности за
неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязательства вследствие
непреодолимой силы, то есть от неустоек,
пеней, штрафов (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Если
контрагент решит оспорить квалификацию
конкретного обстоятельства как
форс-мажора, указанное заключение также
может использоваться в качестве
доказательства при рассмотрении спора
между сторонами договора в судебном
порядке.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна
Ссылается на