Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Признание невозможности исполнения контракта вследствие санкций форс-мажором


Вопрос:

В связи с последними событиями, происходящими в стране и мире, на заказчиков обрушивается огромное количество писем о том, что на условиях, заключенных по результатам электронных аукционов (44-ФЗ), они не могут исполнять контракты. Предлагают либо изменить условия контрактов и повысить цены, либо расторгнуть по соглашению сторон.

Можем ли мы такие письма считать уведомлением о форс-мажоре?

Обязаны ли поставщики помимо этого письма предоставлять еще какие-либо подтверждающие документы? Например от торгово-промышленной палаты?

И относительно изменения условий контракта в связи с этим вопрос:

Согласно ч.65.1 ст.112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1_3-1_6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Решение, о котором идет речь, правительство или другие органы власти выносят сами в связи со складывающимися обстоятельствами или только если к ним обратится поставщик или заказчик? А то нас в письмах поставщики просят обратиться в наше правительство области. Обязан ли заказчик это делать?

На данном этапе мы в контракты изменения не вносим, не расторгаем. Пытаемся заставить исполнять. Правильно поступает заказчик в такой ситуации?

Ответ:

1. Региональные ТПП вправе выдавать заключения о форс-мажоре. В настоящее время еще не сложилась правоприменительная практика по вопросу о том, являются ли санкции и ограничительные меры, введенные в отношении РФ, ее граждан и организаций после начала специальной военной операции, обстоятельствами непреодолимой силы.

2. Решение вопроса зависит от регионального регулирования: высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ может быть принято общее решение, например в отношении контрактов в определенной сфере, так и может быть предусмотрен иной порядок, предполагающий обращение заказчика (учреждения) в каждом случае в соответствующий орган, в ведомственном подчинении которого находится, за получением соответствующего решения.

Обоснование:

1. Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) - чрезвычайные, непредвиденные и непредотвратимые обстоятельства, возникшие в течение реализации договорных (контрактных) обязательств, которые нельзя было разумно ожидать при заключении договора (контракта), либо избежать или преодолеть, а также находящиеся вне контроля сторон такого договора (контракта) (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).

В частности, к таким обстоятельствам относятся: ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, независящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства (абзац второй пункта 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)).

При этом к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых (абзац третий пункта 1.3 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)).

Обращаем внимание, что ТПП России выдает сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах только по внешнеторговым контрактам (пункты 2.1, 4.1 Положения о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)). На основании выдаваемого ТПП России сертификата об обстоятельствах форс-мажора сторона внешнеторгового контракта освобождается от ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих контрактных обязательств в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы.

Если же говорить о контрактах (договорах) между российскими юридическими лицами, то следует обращаться в соответствующую ТПП субъекта России, которым ТПП РФ рекомендовано в случае обращения организаций и ИП и при наличии достаточных оснований оформлять Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (на основании подпунктов "д" и "з" пункта 1 статьи 12 Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации").

Выдаваемые торгово-промышленными палатами субъектов РФ заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими хозяйствующими субъектами, являются по своей правовой природе заключением независимой специализированной экспертной организации.

Указанные заключения на практике применяются стороной сделки в качестве доказательства для решения вопросов с контрагентом по ее освобождению от гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Заключения торгово-промышленных палат также используются в качестве доказательства при рассмотрении спора между сторонами договора в судебном порядке (письмо ТПП РФ от 17.04.2020 N 04в/0088).

Таким образом, заключение ТПП является важным доказательством возникновения форс-мажора.

По условиям вопроса, во-первых, такое заключение не получено.

Во-вторых, в качестве форс-мажора поставщиком обозначен беспрецедентный рост цен и логистических услуг.

В настоящее время нормативная база не толкует прямо сложившуюся в связи с проведением специальной военной операции ситуацию как обстоятельства непреодолимой силы.

Кроме того, хотя ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и поименованы в качестве форс-мажора, правовая природа форс-мажора как обстоятельства, освобождающего от ответственности, подразумевает обязательное установление прямой причинно-следственной связи между случившимся обстоятельством и возникшей невозможностью исполнить свои обязательства.

Наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств - один из признаков, определяющих обстоятельство как форс-мажор (вопрос 7 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Иными словами, только если введенные санкции или ответные контр-санкции напрямую затрагивают деятельность поставщика и делают невозможным исполнить обязательства по сделке, их можно признать обстоятельствами непреодолимой силы (например, невозможность выполнить поставку товара, возможную только через зону военных действий, или такая невозможность из-за отсутствия необходимых комплектующих, которые поставляются только из определенного государства, транспортное сообщение с которым приостановлено на неопределенный срок).

Из представленных условий вопроса такая причинно-следственная связь (для целей признания обстоятельства форс-мажором), наличие реального препятствия к совершению действий по сделке не являются очевидными.

Тем не менее, просим учитывать, что в связи со сложившейся ситуацией происходит постоянное обновление нормативного регулирования по вопросу, следует также ожидать формирования правоприменительной практики. Например, из разъяснений Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты на своем официальном сайте известно, что ТПП РФ сейчас проводит работу по формированию нормативно-правовой базы и изменению порядка выдачи заключений, учитывающего последствия санкций при исполнении внутрироссийских договоров, в том числе заключенных с госзаказчиками.

До определения ТПП РФ перечня документов и условий признания санкционных ограничений форс-мажором для российских компаний обращения о свидетельствовании форс-мажора будут рассматриваться в соответствии с действующими правилами, т.е. на заявление может быть выдан отказ.

Однако и в случае определения ТПП РФ новых правил для выдачи заключений признание санкций форс-мажором не может быть "универсальным" основанием для всех российских предпринимателей. При рассмотрении заявлений будет оцениваться влияние принятых ограничений и запретов (со ссылкой на соответствующие акты) на исполнение обязательств по конкретному договору и наличие причинно-следственной связи.

На наш взгляд, ввиду наличия спора в отношении факта наступления обстоятельства непреодолимой силы в текущей ситуации имеет смысл дождаться подтверждения, полученного поставщиком от ТПП субъекта РФ (заключения о форс-мажоре).

2. В соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

По смыслу приведенной нормы такое изменение существенных условий контракта (в том числе цены) допустимо, если возможность изменения существенных условий контрактов по соглашению сторон установлена/предусмотрена Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (принято решение на соответствующем уровне).

Например, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2022 N 239 "О возможности изменения существенных условий контрактов по соглашению сторон в сфере социального питания":

- затронуты только контракты, предметом которых является поставка пищевых продуктов, оказание услуг общественного питания для находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга государственных учреждений, входящих в систему образования, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения, и государственных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку;

- изменения касаются только авансовых платежей.

Правда, ожидается подготовка правовых актов, определяющих иные случаи изменения существенных условий контрактов на основании положений части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.

Другой пример: постановление Правительства Москвы от 09.03.2022 N 345-ПП "Об отдельных особенностях изменения существенных условий контрактов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд", предусматривающее иной порядок изменения по соглашению сторон существенных условий контракта на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, заключенного до 1 января 2023 года.

Поэтому заказчику следует учесть свое региональное законодательство: принято ли правительством вашего субъекта РФ такое решение, если принято, то в отношении каких контрактов (какой предмет закупки) и позволяет ли это решение увеличивать цену контракта (если речь идет о поставке пищевой продукции). Либо на уровне вашего субъекта РФ принят другой порядок изменения существенных условий контракта, и заказчик (учреждение) обязан сам обращаться в соответствующий орган, в ведомственном подчинении которого находится, за получением соответствующего решения (в случае согласия на изменение существенных условий контракта).

В любом случае по смыслу части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заключение дополнительного соглашения к контракту об изменении существенных условий невозможно без принятия уполномоченным органом соответствующего решения.

Если указанное решение в вашей ситуации региональным правительством не будет принято и, соответственно, дополнительное соглашение на основании части 65.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ не будет заключено, а от расторжения контракта по соглашению сторон заказчик откажется, полагаем, преждевременно говорить о недобросовестности поставщика.

Даже если препятствия к исполнению контракта не являются неустранимыми и контракт к исполнению с его стороны возможен, если введенные санкции или ответные контр-санкции напрямую не затрагивают деятельность поставщика (то есть нет обстоятельств непреодолимой силы или не признана невозможность исполнения контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам), однако обстоятельства совершенно поменялись по сравнению с тем, что существовали на момент заключения договора, поставщик имеет шансы расторгнуть договор в суде на основании статьи 451 ГК РФ (в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора).

Например, если бы стороны разумно могли предвидеть проведение специальной военной операции и последующие запреты/ограничения перевозок, запретительные меры, внешние санкции и т.д., то договор (контракт) вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Служба поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ