Дата составления (актуализации): 19.06.2025
Сравнительный анализ Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Введение
19
июня 2025 года (по истечении 90 дней после
дня официального опубликования,
опубликован на Официальном
интернет-портале правовой информации
http://pravo.gov.ru - 20.03.2025) вступил в силу новый
Федеральный закон от 20.03.2025 № 33-ФЗ "Об
общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе
публичной власти" (далее по тексту - Закон
№ 33-ФЗ, новый Закон), заменяющий собой
действующий Федеральный закон от 06.10.2003
№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" (далее по тексту - Закон №
131-ФЗ, прежний Закон).
Новый Закон направлен на
реализацию положений Конституции России
о единой системе публичной власти,
обеспечение взаимодействия органов
местного самоуправления с органами
государственной власти в интересах
населения, совершенствование
организации местного самоуправления в
Российской Федерации.
Закон № 33-ФЗ во многом
сохраняет структуру и содержание
действующего Закона № 131-ФЗ,
предусматривая, тем не менее,
существенные новации в области
организационных, функциональных и
правовых основ местного
самоуправления.
Закон № 33-ФЗ
предусматривает обновленную модель
организации и деятельности органов
местного самоуправления, включающую их в
единую систему публичной власти.
Так, статья 1 нового Закона
содержит новый взгляд на понятие и
содержание местного самоуправления.
Теперь под ним предложено понимать
признаваемую и гарантируемую
Конституцией Российской Федерации форму
самоорганизации граждан в целях
осуществления народом своей власти для
самостоятельного решения вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения (вопросов
местного значения) в пределах
полномочий, предусмотренных в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, названным Федеральным
законом, другими федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов
Российской Федерации.
Одно из главных новшеств -
развитие одноуровневой системы
организации местного самоуправления (с
возможностью сохранения двухуровневой
системы), при которой на всей территории
Российской Федерации (за исключением
территории городов федерального
значения) местное самоуправление будет
осуществляться только в городских и
муниципальных округах. Вопрос о
преобразовании существующих поселений и
муниципальных районов должен быть
разрешен субъектами Российской
Федерации до 01.01.2027.
Предусмотрен новый способ
избрания главы муниципального
образования. Устанавливается единый
срок полномочий депутатов, главы
муниципального образования и иных лиц,
замещающих муниципальные должности, - 5
лет.
В
отличие от пока действующего Закона в
новом Законе не закрепляются отдельно
перечни вопросов местного значения и
полномочия по их решению для различных
видов муниципальных образований.
Законом № 33-ФЗ предусмотрена иная
конструкция в виде трех перечней
полномочий.
Что касается структуры
органов местного самоуправления, то
сохраняется преемственность с нормами
Закона № 131-ФЗ.
Обращаем внимание, что с 19
июня 2025 года вступает в силу большинство
норм нового Закона о местном
самоуправлении.
Однако есть исключения, а
также переходные положения:
1.
До 1 января 2027 года решение вопросов
местного значения продолжает
регулироваться прежним Законом, и,
соответственно, только с этой даты
начнут действовать три обновленных
перечня полномочий ОМСУ (часть 1 статьи 91,
часть 2 статьи 94 Закона № 33-ФЗ);
2.
Не позднее 1 января 2027 года субъекты РФ и
муниципалитеты должны обновить
нормативную базу (законы и иные
нормативные правовые акты субъектов РФ,
регулирующие вопросы организации
местного самоуправления, а также
муниципальные правовые акты), чтобы она
соответствовала новому Закону. До этого
времени она применяется в части, не
противоречащей новому Закону (часть 2
статьи 91 Закона № 33-ФЗ);
3.
Уже с 19 июня 2025 года субъекты РФ могут
своим законом установить новую систему
организации местного самоуправления во
всем регионе или в отдельно взятых
муниципальных районах.
Если субъект РФ
воспользуется новым правом, то со дня
вступления в силу регионального закона:
новые выборы глав и депутатов в
поселениях и муниципальных районах не
проводят (есть исключения);
представительные органы поселений и
районов работают до истечения срока
своих полномочий (части 3, 4 статьи 91
Закона № 33-ФЗ).
4.
Если в рамках перехода к одноуровневой
системе муниципальный или городской
округ образован в границах нескольких
поселений, в административных центрах
таких поселений должны быть
сформированы территориальные органы
местной администрации (часть 12 статьи 91
Закона № 33-ФЗ).
Рассмотрим самые заметные
изменения и новшества.
Общие положения
Было: Местное самоуправление в
Российской Федерации - форма
осуществления народом своей власти,
обеспечивающая в пределах,
установленных Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, а в
случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов
Российской Федерации, самостоятельное и
под свою ответственность решение
населением непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления вопросов
местного значения, исходя из интересов
населения с учетом исторических и иных
местных традиций (часть 2 статьи 1).
Стало: Местное самоуправление -
признаваемая и гарантируемая
Конституцией Российской Федерации форма
самоорганизации граждан в целях
осуществления народом своей власти для
самостоятельного решения вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения (вопросов
местного значения) в пределах
полномочий, предусмотренных в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов
Российской Федерации. Местное
самоуправление осуществляется
гражданами непосредственно через формы
прямого волеизъявления, а также через
органы местного самоуправления (части 1, 2
статьи 1).
Комментарий эксперта: Новый Закон
уточняет понятие местного
самоуправления, трактуя его иначе и
определяя его не как форму осуществления
народом своей власти, а как форму
самоорганизации граждан. Закон № 131-ФЗ
определял местное самоуправление как
форму народовластия, что подчеркивало
статус местной власти. К сожалению, новая
концепция говорит о том, что
законодатель нивелирует роль органов
местного самоуправления в осуществлении
местной власти, а новый Закон так или
иначе влечет ограничение роли местной
власти.
Территориальные основы организации местного самоуправления
Было: Муниципальное образование -
городское или сельское поселение,
муниципальный район, муниципальный
округ, городской округ, городской округ с
внутригородским делением,
внутригородской район либо
внутригородская территория города
федерального значения (статья 2).
Стало: Муниципальным
образованием признается
публично-правовое образование,
созданное на территории с постоянно
проживающим населением, в границах
которой местное самоуправление
осуществляется населением
непосредственно и (или) через органы
местного самоуправления.
Местное самоуправление
осуществляется в следующих видах
муниципальных образований:
1)
городской округ;
2)
муниципальный округ;
3)
внутригородское муниципальное
образование города федерального
значения.
В
субъектах Российской Федерации, имеющих
социально-экономические, исторические,
национальные и иные особенности,
регулирование вопросов организации
местного самоуправления может
осуществляться с учетом особенностей,
предусматривающих возможность
сохранения установленной законом
субъекта Российской Федерации на день
вступления в силу нового Закона
территориальной организации местного
самоуправления с осуществлением
местного самоуправления в видах
муниципальных образований, указанных в
пунктах 1 и 2 части 2 статьи 9, и (или)
муниципальных образованиях, образующих
двухуровневую систему организации
местного самоуправления (поселения
(сельские и городские) и муниципальные
районы) (части 1, 2, 7 статьи 9).
Комментарий эксперта: Закон №
131-ФЗ определял муниципальное
образование исключительно через виды,
что не являлось достаточным для
полноценного формирования конструкции
местного самоуправления.
В
новом Законе, во-первых, приводится
определение понятия "муниципальное
образование", во-вторых, установлено
только три вида муниципальных
образований: городской округ;
муниципальный округ; внутригородское
муниципальное образование города
федерального значения. Тем самым
закреплена одноуровневая система
организации местного самоуправления.
Субъекты РФ, имеющие
социально-экономические, исторические и
иные особенности, могут сохранить
двухуровневую систему организации
местного самоуправления (поселения
(сельские и городские) и муниципальные
районы). Иными словами, сохранение
двухуровневой системы (район - поселение)
допускается только в силу специфики
региона. Тем самым Закон № 33-ФЗ позволяет
сохранить двухуровневую систему
организации местного самоуправления
(сельские и городские поселения, а также
муниципальные районы) в тех субъектах
Российской Федерации, в которых она
показала свою эффективность, но такая
система должна стать скорее исключением
из общего правила.
Было: Границы муниципальных
образований устанавливаются и
изменяются в соответствии со следующими
требованиями:
1)
территория субъекта Российской
Федерации разграничивается между
поселениями, муниципальными и
городскими округами;
2)
территории всех поселений, а также
возникающие на территориях с низкой
плотностью сельского населения и (или) на
территориях упраздняемых поселений
межселенные территории входят в состав
муниципальных районов (пункты 1, 2 части 1
статьи 11).
Стало: Территория субъекта
Российской Федерации разграничивается
между муниципальными и городскими
округами, а в субъектах Российской
Федерации - городах федерального
значения между внутригородскими
муниципальными образованиями города
федерального значения (часть 1 статьи
10).
Комментарий эксперта: Одним из
самых заметных изменений стало введение
одноуровневой системы местного
самоуправления. Одноуровневая система
местного самоуправления предполагает
упразднение двойного управления на
уровне муниципалитетов и упразднение
сельских и городских поселений как
самостоятельных муниципальных
образований. При одноуровневой
структуре все населенные пункты,
входящие в состав городского или
муниципального округа, не имеют бюджетов
и органов местной власти. С одной
стороны, переход на одноуровневую
систему позволяет улучшить
управляемость ресурсами и повысить
эффективность местного самоуправления.
С другой стороны, Закон № 33-ФЗ отражает
тенденцию к централизации управления, к
укрупнению муниципальных образований,
что неизбежно влечет снижение роли
местной власти на самом низовом уровне.
Было: Границы сельского
поселения, в состав которого входят два и
более населенных пункта, как правило,
устанавливаются с учетом пешеходной
доступности до его административного
центра и обратно в течение рабочего дня
для жителей всех населенных пунктов,
входящих в его состав, а границы
муниципального округа, городского
округа, муниципального района - с учетом
транспортной доступности до их
административных центров и обратно в
течение рабочего дня для жителей всех
населенных пунктов (поселений), входящих
в их состав. Указанные требования в
соответствии с законами субъектов
Российской Федерации могут не
применяться на территориях с низкой
плотностью сельского населения, а также
в отдаленных и труднодоступных
местностях (пункт 11 части 1 статьи 11).
Стало: Границы муниципальных
образований, как правило,
устанавливаются с учетом транспортной
доступности до их административных
центров и обратно в течение рабочего дня
для жителей всех населенных пунктов,
входящих в их состав. Указанные
требования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации могут не
применяться в отношении муниципальных
образований на территориях с низкой
плотностью населения, а также в
отдаленных и труднодоступных местностях
(часть 9 статьи 10).
Комментарий эксперта: По прежнему
Закону необходимо было обеспечить
пешеходную доступность до
административного центра сельского
поселения и обратно в течение рабочего
дня для жителей всех населенных пунктов,
входящих в состав такого поселения. В
новом Законе, с учетом того, что сельские
поселения как самостоятельные
муниципальные образования упразднены,
сохранено только требование о
транспортной (не пешеходной!)
доступности до административных центров
муниципальных образований и обратно в
течение рабочего дня для жителей всех
населенных пунктов, входящих в их состав
(раньше оно касалось только
муниципального округа, городского
округа, муниципального района).
Организационные основы местного самоуправления
Было: В исключительной
компетенции представительного органа
муниципального образования находится в
том числе определение порядка участия
муниципального образования в
организациях межмуниципального
сотрудничества (пункт 7 части 10 статьи
35).
Представительный орган
муниципального образования заслушивает
ежегодные отчеты главы муниципального
образования, главы местной
администрации о результатах их
деятельности, деятельности местной
администрации и иных подведомственных
главе муниципального образования
органов местного самоуправления, в том
числе о решении вопросов, поставленных
представительным органом
муниципального образования (часть 11.1
статьи 35).
Стало: В исключительной
компетенции представительного органа
муниципального образования находится
заслушивание ежегодных отчетов главы
муниципального образования, главы
местной администрации о результатах их
деятельности, деятельности местной
администрации и иных подведомственных
главе муниципального образования
органов местного самоуправления, в том
числе о решении вопросов, поставленных
представительным органом
муниципального образования (пункт 11
части 1 статьи 16).
Комментарий эксперта: Полномочия
представительного органа
муниципального образования по большому
счету не изменились, однако есть
поправки технического характера, а также
поправка "минус одно полномочие" -
определение порядка участия
муниципального образования в
организациях межмуниципального
сотрудничества к исключительной
компетенции данного органа больше не
относится.
Было: Глава муниципального
образования в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и уставом
муниципального образования избирается
на муниципальных выборах, либо
представительным органом
муниципального образования из своего
состава, либо представительным органом
муниципального образования из числа
кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса (пункт
1 части 2 статьи 36).
Стало: Глава муниципального
образования в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и уставом
муниципального образования
избирается:
1)
на муниципальных выборах;
2)
представительным органом
муниципального образования из своего
состава;
3)
представительным органом
муниципального образования из числа
кандидатов, представленных высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации;
4)
представительным органом
муниципального образования из числа
кандидатов, представленных конкурсной
комиссией по результатам конкурса (часть
2 статьи 19).
Комментарий эксперта: Теперь
кандидатов на должность главы
муниципального образования
представительному органу может
предложить не только конкурсная
комиссия, но и глава региона. Это новый
способ избрания.
Было: Глава муниципального
образования в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и уставом
муниципального образования:
-
в случае избрания на муниципальных
выборах либо входит в состав
представительного органа
муниципального образования и исполняет
полномочия его председателя, либо
возглавляет местную администрацию;
-
в случае избрания представительным
органом муниципального образования из
своего состава исполняет полномочия его
председателя либо возглавляет местную
администрацию;
-
в случае избрания представительным
органом муниципального образования из
числа кандидатов, представленных
конкурсной комиссией по результатам
конкурса, возглавляет местную
администрацию (пункты 2, 3, 5 части 2 статьи
36).
Стало: В соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и уставом
муниципального образования глава
муниципального образования может
возглавлять местную администрацию.
Глава муниципального
образования не может исполнять
полномочия председателя
представительного органа
муниципального образования (части 3, 16
статьи 19).
Комментарий эксперта: По прежнему
Закону глава муниципального образования
становился либо главой местной
администрации, либо председателем
представительного органа
муниципалитета.
По новому же Закону глава
муниципального образования не может
исполнять полномочия председателя
представительного органа
муниципального образования.
Глава может совмещать свою
должность только с должностью главы
местной администрации, если это
предусматривает региональный закон и
устав муниципалитета.
Было: Полномочия главы
муниципального образования
прекращаются досрочно в случае отзыва
избирателями (пункт 9 части 6 статьи 36).
Стало: -
Комментарий эксперта: В целом в
новом Законе сохраняются прежние
основания для досрочного прекращения
полномочий главы муниципального
образования и удаления его в отставку.
Однако одного основания досрочного
прекращения полномочий главы не
досчитались: глава не может быть отозван
избирателями.
Было: Полномочия главы
муниципального образования
прекращаются досрочно в случае
отрешения от должности в соответствии со
статьей 74 Закона № 131-ФЗ (пункт 3 части 6
статьи 36).
Высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации вправе
отрешить от должности главу
муниципального образования, главу
местной администрации в случае, если в
течение месяца со дня вынесения высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации предупреждения, объявления
выговора главе муниципального
образования, главе местной
администрации в соответствии с частью 2.1
статьи 74 Закона № 131-ФЗ главой
муниципального образования, главой
местной администрации не были приняты в
пределах своих полномочий меры по
устранению причин, послуживших
основанием для вынесения
предупреждения, объявления выговора
(часть 2.2 статьи 74).
Стало: Высшее должностное лицо
субъекта Российской Федерации вправе
отрешить от должности:
1)
главу муниципального образования в
случае, если в течение одного месяца со
дня вынесения высшим должностным лицом
субъекта Российской Федерации
предупреждения, объявления выговора
главе муниципального образования в
соответствии с частью 7 статьи 29 Закона №
33-ФЗ главой муниципального образования
не были приняты в пределах своих
полномочий меры по устранению причин,
послуживших основанием для вынесения
предупреждения, объявления выговора;
2)
главу муниципального образования за
ненадлежащее исполнение или
неисполнение обязанностей по
обеспечению осуществления органами
местного самоуправления полномочий по
решению вопросов непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения, предусмотренных частями 2 и 3
статьи 32 Закона № 33-ФЗ, а также по
основанию, предусмотренному пунктом 6
части 3 статьи 21 Закона № 33-ФЗ, с учетом
мнения представительного органа
муниципального образования не ранее чем
через один год со дня вступления в
должность главы муниципального
образования;
3)
главу муниципального образования по
одному из оснований, предусмотренных
частью 3 статьи 21 Закона № 33-ФЗ, с учетом
мнения совета муниципальных образований
соответствующего субъекта Российской
Федерации не ранее чем через два года со
дня вступления в должность главы
муниципального образования в случае,
если высшим должностным лицом субъекта
Российской Федерации два и более раза
вносились в представительный орган
муниципального образования и были
отклонены представительным органом
муниципального образования инициативы
об удалении главы муниципального
образования в отставку (часть 24 статьи
21).
Комментарий эксперта:
Расширяется и повышается
ответственность глав муниципальных
образований перед государством,
вводятся новые механизмы
ответственности главы муниципального
образования. Так, высшее должностное
лицо субъекта РФ вправе отрешить от
должности главу муниципального
образования, в том числе:
-
за ненадлежащее исполнение или
неисполнение обязанностей с учетом
мнения представительного органа
муниципального образования не ранее чем
через один год со дня вступления в
должность главы муниципального
образования;
-
с учетом мнения совета муниципальных
образований субъекта РФ не ранее чем
через два года со дня вступления в
должность главы муниципального
образования в случае, если высшим
должностным лицом субъекта РФ два и
более раза вносились в представительный
орган муниципального образования и были
им отклонены инициативы об удалении
главы в отставку.
Было: В структуру местной
администрации могут входить отраслевые
(функциональные) и территориальные
органы местной администрации (часть 8
статьи 37).
Стало: В целях наиболее
эффективного решения задач в интересах
населения, проживающего на
соответствующей территории, в структуре
местной администрации в соответствии с
критериями, установленными законом
субъекта Российской Федерации, могут
быть сформированы территориальные
органы местной администрации. При этом
указанный закон субъекта Российской
Федерации в качестве одного из критериев
формирования в структуре местной
администрации территориальных органов
местной администрации должен
предусматривать пешеходную доступность
до административного центра
муниципального образования или до
территориальных органов местной
администрации и обратно в течение
рабочего дня для жителей всех населенных
пунктов, входящих в состав
муниципального образования.
В
структуре местной администрации могут
быть сформированы отраслевые
(функциональные) органы местной
администрации (части 17, 19 статьи 22).
Комментарий эксперта: В структуре
местной администрации по-прежнему могут
быть сформированы как отраслевые
(функциональные), так и территориальные
органы местной администрации. Критерии
формирования территориальных органов
местной администрации устанавливаются
региональным законом. При этом
обязательным критерием должна
становиться пешеходная доступность до
административного центра
муниципального образования или до
территориальных органов местной
администрации и обратно в течение
рабочего дня для жителей всех населенных
пунктов, входящих в состав
муниципального образования.
Было: Лицо, замещающее
муниципальную должность, - депутат, член
выборного органа местного
самоуправления, выборное должностное
лицо местного самоуправления,
председатель, заместитель председателя,
аудитор контрольно-счетного органа
муниципального образования (статья 2).
Стало: К лицам, замещающим
муниципальные должности, относятся:
1)
депутат;
2)
глава муниципального образования;
3)
председатель, заместитель председателя,
аудитор контрольно-счетного органа
муниципального образования;
4)
иные лица в соответствии с законом
субъекта Российской Федерации и уставом
муниципального образования.
Срок полномочий лиц,
замещающих муниципальные должности,
составляет пять лет (части 2, 4 статьи 25).
Комментарий эксперта: Закреплены
обновленный перечень лиц, замещающих
муниципальные должности, а также единый
срок полномочий для лиц, замещающих
муниципальные должности, - 5 лет. Тем
самым на федеральном уровне теперь
устанавливается единый срок полномочий
депутатов, главы муниципального
образования и иных лиц, замещающих
муниципальные должности, - пять лет.
Функциональные основы организации местного самоуправления
Было: Глава 3. ВОПРОСЫ МЕСТНОГО
ЗНАЧЕНИЯ
Статья 14. Вопросы местного
значения городского, сельского
поселения
Статья 15. Вопросы местного
значения муниципального района
Статья 16. Вопросы местного
значения муниципального, городского
округа
Статья 16.2. Вопросы местного
значения внутригородского района
Статья 17. Полномочия
органов местного самоуправления по
решению вопросов местного значения
Стало: 1. К полномочиям органов
местного самоуправления по решению
вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения, не
подлежащим перераспределению между
органами местного самоуправления и
органами государственной власти
субъекта Российской Федерации,
относятся:
<…>
2.
К полномочиям органов местного
самоуправления по решению вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения, которые
могут быть перераспределены законом
субъекта Российской Федерации для
осуществления органами государственной
власти субъекта Российской Федерации,
относятся:
<…>
3.
В целях обеспечения жизнедеятельности
населения законом субъекта Российской
Федерации может быть принято решение об
осуществлении органами местного
самоуправления следующих полномочий:
<…> (части 1-3 статьи 32).
Комментарий эксперта: Во-первых,
авторы нового Закона решили не
закреплять вопросы местного значения
(как было в прежнем Законе), а
ограничиться только перечислением
полномочий органов местного
самоуправления, что является важным
новшеством и знаменует изменение
функциональных основ местного
самоуправления. Если сейчас компетенция
местного самоуправления определена
через понятия "вопросы местного
значения" и "полномочия по вопросам
местного значения", и установлены
исчерпывающие перечни не полномочий, а
вопросов местного значения, то есть сфер
общественных отношений, на
регламентацию и управление которыми
направлены полномочия органов местного
самоуправления, кроме того, вопросы
местного значения дифференцированы в
зависимости от вида муниципалитета, то
новый Закон вопросы местного значения не
закрепляет, а определяет полномочия по
решению вопросов непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения. Отсутствие в Законе № 33-ФЗ
четкого перечня самих вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения (вопросов
местного значения) может существенно
затруднить определение зоны
ответственности муниципального уровня
публичной власти.
Во-вторых, с 1 января 2027 года
вступят в силу нормы нового Закона,
которые предусматривают совокупность
полномочий по решению вопросов
непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения,
разделенную на три группы:
-
исключительные полномочия
муниципалитета, которые нельзя передать
субъекту РФ. К ним относятся издание
правовых актов, принятие устава
муниципального образования и внесение в
него изменений и дополнений, утверждение
бюджета, установление налогов,
установление официальных символов
муниципального образования и другие. Это
полномочия преимущественно местного
(локального) характера, не требующие, как
правило, привлечения значительных
финансовых ресурсов;
-
полномочия, которые регион может забрать
(перераспределить) себе. Они касаются,
например, организации в границах
муниципального образования электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения населения,
то есть, проще говоря, ЖКХ, обеспечения
проживающих в муниципальном образовании
и нуждающихся в жилых помещениях
малоимущих граждан жилыми помещениями,
образования, жилищного и земельного
контроля;
-
полномочия, которые регион может
передать муниципалитету (для
осуществления органами местного
самоуправления). В их число включили, в
частности, дорожную деятельность и
безопасность дорожного движения,
организацию сбора отходов,
осуществление мероприятий по
лесоустройству, организацию и
осуществление мероприятий по
территориальной обороне и гражданской
обороне и прочее.
Есть опасение, что в этой
новой модели определения полномочий,
очевидно, многое будет зависеть от воли
региональных властей, поскольку
каких-либо действенных рычагов у органов
местного самоуправления повлиять на
ситуацию с перераспределением
полномочий не имеется. Поскольку многие
вопросы местного значения закрепляются
за муниципалитетами в соответствии с
усмотрением законодательного органа
субъекта, получается, региональный
законодатель наделяется правом лишить
муниципальные образования многих
полномочий, в связи с чем образуется риск
невозможности решения на местном уровне
ни одного значимого для муниципального
сообщества вопроса.
Было: К вопросам местного
значения городского поселения относятся
в том числе:
-
обеспечение проживающих в поселении и
нуждающихся в жилых помещениях
малоимущих граждан жилыми помещениями,
организация строительства и содержания
муниципального жилищного фонда,
создание условий для жилищного
строительства, осуществление
муниципального жилищного контроля, а
также иных полномочий органов местного
самоуправления в соответствии с
жилищным законодательством;
-
организация библиотечного обслуживания
населения, комплектование и обеспечение
сохранности библиотечных фондов
библиотек поселения (пункты 6, 11 части 1
статьи 14).
К
вопросам местного значения
муниципального района относится, в
частности, организация предоставления
общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования по основным
общеобразовательным программам в
муниципальных образовательных
организациях (за исключением полномочий
по финансовому обеспечению реализации
основных общеобразовательных программ в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами), организация
предоставления дополнительного
образования детей в муниципальных
образовательных организациях (за
исключением дополнительного
образования детей, финансовое
обеспечение которого осуществляется
органами государственной власти
субъекта Российской Федерации),
организация предоставления
дополнительного образования взрослых по
дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки в
муниципальных образовательных
организациях, создание условий для
осуществления присмотра и ухода за
детьми, содержания детей в муниципальных
образовательных организациях, а также
осуществление в пределах своих
полномочий мероприятий по обеспечению
организации отдыха детей в каникулярное
время, включая мероприятия по
обеспечению безопасности их жизни и
здоровья (пункт 11 части 1 статьи 15.1).
К
вопросам местного значения
муниципального, городского округа
относятся:
-
обеспечение проживающих в
муниципальном, городском округе и
нуждающихся в жилых помещениях
малоимущих граждан жилыми помещениями,
организация строительства и содержания
муниципального жилищного фонда,
создание условий для жилищного
строительства, осуществление
муниципального жилищного контроля, а
также иных полномочий органов местного
самоуправления в соответствии с
жилищным законодательством;
-
организация предоставления
общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования по основным
общеобразовательным программам в
муниципальных образовательных
организациях (за исключением полномочий
по финансовому обеспечению реализации
основных общеобразовательных программ в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами), организация
предоставления дополнительного
образования детей в муниципальных
образовательных организациях (за
исключением дополнительного
образования детей, финансовое
обеспечение которого осуществляется
органами государственной власти
субъекта Российской Федерации),
организация предоставления
дополнительного образования взрослых по
дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки в
муниципальных образовательных
организациях, создание условий для
осуществления присмотра и ухода за
детьми, содержания детей в муниципальных
образовательных организациях, а также
осуществление в пределах своих
полномочий мероприятий по обеспечению
организации отдыха детей в каникулярное
время, включая мероприятия по
обеспечению безопасности их жизни и
здоровья;
-
организация библиотечного обслуживания
населения, комплектование и обеспечение
сохранности библиотечных фондов
библиотек муниципального, городского
округа (пункты 6, 13, 16 части 1 статьи 16).
Стало: К полномочиям органов
местного самоуправления по решению
вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения, которые
могут быть перераспределены законом
субъекта Российской Федерации для
осуществления органами государственной
власти субъекта Российской Федерации,
относятся в том числе:
-
обеспечение проживающих в муниципальном
образовании и нуждающихся в жилых
помещениях малоимущих граждан жилыми
помещениями, организация строительства
и содержания муниципального жилищного
фонда, создание условий для жилищного
строительства, принятие решения о
согласовании переустройства и
перепланировки помещений в
многоквартирном доме, а также
осуществление иных полномочий органов
местного самоуправления в соответствии
с жилищным законодательством;
-
организация предоставления
общедоступного и бесплатного
дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего
образования по основным
общеобразовательным программам в
муниципальных образовательных
организациях (за исключением полномочий
по финансовому обеспечению реализации
основных общеобразовательных программ в
соответствии с федеральными
государственными образовательными
стандартами), организация
предоставления дополнительного
образования детей в муниципальных
образовательных организациях (за
исключением дополнительного
образования детей, финансовое
обеспечение которого осуществляется
органами государственной власти
субъекта Российской Федерации),
организация предоставления
дополнительного образования взрослых по
дополнительным образовательным
программам спортивной подготовки в
муниципальных образовательных
организациях, создание условий для
осуществления присмотра и ухода за
детьми, содержания детей в муниципальных
образовательных организациях;
-
организация библиотечного обслуживания
населения, комплектование и обеспечение
сохранности библиотечных фондов
библиотек муниципального образования
(пункты 2, 4, 9 части 2 статьи 32).
Комментарий эксперта: Ранее, в
прежнем Законе, многие полномочия в
социально-культурной сфере
безоговорочно относились к местной
власти: так, в качестве примера приведены
вопросы обеспечения нуждающихся в жилых
помещениях малоимущих граждан,
организации предоставления образования,
организации библиотечного обслуживания
- эти вопросы всегда являлись вопросами
местного значения (городского, сельского
поселения, муниципального, городского
округа, муниципального района).
Однако отраженный в новом
Законе процесс реформирования
действующей системы МСУ демонстрирует
направленность на передачу подобных
полномочий органам государственной
власти субъектов как один из аспектов
перехода власти от местного уровня выше
на уровень региона. Так, по Закону № 33-ФЗ
многие полномочия ОМСУ в области
социальных и культурных правоотношений
теперь смогут быть закреплены за
региональной властью, которая только по
своей инициативе сможет возложить их на
органы местной власти.
Такая тенденция вызывает
осторожные опасения относительно
наметившегося тренда к ослаблению,
повышению зависимости местной власти,
ведь даже такие сферы социальной и
культурной жизни (как наиболее
приближенные к гражданам) предлагается
переместить к региональному центру:
поскольку новый Закон предлагает
закрепить такую возможность на
федеральном уровне, это автоматически
создает пространство для дальнейшего
перераспределения функций от местной
власти к региону.
Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления
Было: Глава 5. ФОРМЫ
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
НАСЕЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И
УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 22. Местный
референдум
Статья 23. Муниципальные
выборы
Статья 24. Голосование по
отзыву депутата, члена выборного органа
местного самоуправления, выборного
должностного лица местного
самоуправления, голосование по вопросам
изменения границ муниципального
образования, преобразования
муниципального образования
Статья 25. Сход граждан,
осуществляющий полномочия
представительного органа
муниципального образования
Статья 25.1. Сход граждан
Статья 26. Правотворческая
инициатива граждан
Статья 26.1. Инициативные
проекты
Статья 27. Территориальное
общественное самоуправление
Статья 27.1. Староста
сельского населенного пункта
Статья 28. Публичные
слушания, общественные обсуждения
Статья 29. Собрание граждан
Статья 30. Конференция
граждан (собрание делегатов)
Статья 31. Опрос граждан
Статья 32. Обращения граждан
в органы местного самоуправления
Стало: К формам непосредственного
осуществления населением местного
самоуправления относятся:
1)
местный референдум;
2)
муниципальные выборы;
3)
сход граждан.
К
формам участия населения в
осуществлении местного самоуправления
относятся:
1)
опрос;
2)
публичные слушания, общественные
обсуждения;
3)
собрание граждан;
4)
инициативные проекты;
5)
территориальное общественное
самоуправление;
6)
староста сельского населенного пункта
(части 1, 2 статьи 42).
Комментарий эксперта: Формы
непосредственного участия граждан
(населения) в организации местного
самоуправления по сравнению с
положениями Закона 131-ФЗ заметным
образом сократились: исключено
непосредственное участие населения в
получении согласия на изменение границ,
преобразование муниципальных
образований, исчез отзыв выборных
должностных лиц местного самоуправления
населением. Также в новый Закон не вошли
некоторые другие формы участия
населения в осуществлении местного
самоуправления, в частности, собрание
делегатов, обращения граждан и
правотворческая инициатива.
Правда, стоит учитывать,
что, как и ранее, перечень форм
непосредственного осуществления
населением местного самоуправления и
участия населения в осуществлении
местного самоуправления не является
исчерпывающим: граждане вправе
участвовать в осуществлении местного
самоуправления в иных формах, не
противоречащих Конституции Российской
Федерации, самому Закону о МСУ, другим
федеральным законам, законам субъектов
Российской Федерации.
Что касается отсутствия
правовой регламентации некоторых форм в
самом Законе № 33-ФЗ, например, таких, как
голосование по отзыву и обращение
граждан в органы местного
самоуправления, надеемся, что в первом
случае правовой пробел восполнят законы
субъектов РФ, а во втором случае -
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О
порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации".
Было: С инициативой о внесении
инициативного проекта вправе выступить
инициативная группа численностью не
менее десяти граждан, достигших
шестнадцатилетнего возраста и
проживающих на территории
соответствующего муниципального
образования, органы территориального
общественного самоуправления, староста
сельского населенного пункта (часть 2
статьи 26.1).
Стало: С инициативой о внесении
инициативного проекта вправе выступить
инициативная группа численностью не
менее 10 граждан, достигших
восемнадцатилетнего возраста и
проживающих на территории
соответствующего муниципального
образования, органы территориального
общественного самоуправления, староста
сельского населенного пункта (часть 3
статьи 49).
Комментарий эксперта: Есть
процедурное изменение в области участия
населения в осуществлении МСУ: повышение
возрастного ценза с 16 до 18 лет для членов
инициативной группы.
Муниципальное нормотворчество
Было: В систему муниципальных
правовых актов входят:
1)
устав муниципального образования,
правовые акты, принятые на местном
референдуме (сходе граждан);
2)
нормативные и иные правовые акты
представительного органа
муниципального образования;
3)
правовые акты главы муниципального
образования, местной администрации и
иных органов местного самоуправления и
должностных лиц местного
самоуправления, предусмотренных уставом
муниципального образования (часть 1
статьи 43).
Стало: В систему муниципальных
правовых актов входят:
1)
правовые акты, принятые на местном
референдуме, сходе граждан;
2)
правовые акты представительного органа
муниципального образования;
3)
правовые акты главы муниципального
образования;
4)
правовые акты местной администрации;
5)
правовые акты иных органов местного
самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления,
предусмотренных уставом муниципального
образования (часть 1 статьи 52).
Комментарий эксперта:
Положительным аспектом нового Закона
стало существенное расширение
нормативного регулирования системы
муниципальных правовых актов и
муниципального нормотворчества. В
частности, более объемно и четко
определена система муниципальных
правовых актов.
Особенности организации местного самоуправления
Было: Глава 11. ОСОБЕННОСТИ
ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 79. Особенности
организации местного самоуправления в
субъектах Российской Федерации - городах
федерального значения
Статья 80. Особенности
организации местного самоуправления в
закрытых
административно-территориальных
образованиях
Статья 81. Особенности
организации местного самоуправления в
наукоградах
Статья 82. Особенности
организации местного самоуправления на
приграничных территориях
Статья 82.1. Особенности
организации и осуществления северного
завоза в муниципальных образованиях
Статья 82.2. Особенности
организации местного самоуправления на
территории инновационного центра
"Сколково"
Статья 82.3. Особенности
организации местного самоуправления на
территориях опережающего развития
Статья 82.4. Особенности
организации местного самоуправления на
территориях инновационных
научно-технологических центров
Статья 82.5. Особенности
организации местного самоуправления на
территории свободного порта
Владивосток
Статья 82.6. Особенности
организации местного самоуправления в
муниципальных образованиях, территории
которых относятся к Арктической зоне
Российской Федерации
Статья 82.7. Особенности
организации местного самоуправления в
федеральных территориях
Статья 82.8. Особенности
организации местного самоуправления на
территории Военного инновационного
технополиса "Эра" Министерства обороны
Российской Федерации
Стало: Настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами
могут быть установлены особенности
организации местного самоуправления:
1)
на федеральных территориях;
2)
на территориях городов федерального
значения;
3)
на территориях административных центров
(столиц) субъектов Российской
Федерации;
4)
в закрытых
административно-территориальных
образованиях;
5)
в наукоградах;
6)
на приграничных территориях;
7)
на территории инновационного центра
"Сколково";
8)
на территориях опережающего развития;
9)
на территориях инновационных
научно-технологических центров;
10)
на территории свободного порта
Владивосток;
11)
в муниципальных образованиях,
территории которых относятся к
Арктической зоне Российской Федерации;
12)
на территориях с низкой плотностью
сельского населения, а также в
отдаленных и труднодоступных
местностях;
13)
на территории Военного инновационного
технополиса "Эра" Министерства обороны
Российской Федерации;
14)
в муниципальных образованиях,
образующих двухуровневую систему
организации местного самоуправления
(статья 86).
Комментарий эксперта: В прежнем
Законе особенностям организации
местного самоуправления посвящены
отдельные статьи, в новом же Законе не
весь, но основной массив этой информации
упразднен за ненужностью - дело в том, что
и ранее указанные особенности
определялись в основном отсылочным
способом - в виде ссылок на
соответствующие законы ("О статусе
наукограда Российской Федерации", "О
свободном порте Владивосток", "Об
инновационном центре "Сколково" и
другие). Сейчас, чтобы не загромождать
Закон о МСУ дублирующей информацией,
достаточно положения о том, что
особенности организации местного
самоуправления могут быть установлены
другими законами.
Было: -
Стало: Положения части 8 статьи 15,
частей 7-10 статьи 59 Закона не
распространяются на органы местного
самоуправления внутригородского
муниципального образования города
федерального значения, в котором в
соответствии с уставом данного
муниципального образования глава
муниципального образования исполняет
полномочия председателя
представительного органа
муниципального образования (часть 7
стать 87 Закона № 33-ФЗ).
Комментарий эксперта:
Для внутригородских
муниципальных образований городов
федерального значения - Москвы,
Санкт-Петербурга и Севастополя -
установлены отдельные правила, отличные
от общих. Например, если в общем случае
глава муниципального образования не
может одновременно быть председателем
представительного органа, то устав
внутригородского муниципального
образования города федерального
значения может предусматривать
совмещение полномочий главы и
председателя представительного
органа.
Было: -
Стало: Глава муниципального
образования, в состав территории
которого входит населенный пункт,
являющийся административным центром
(столицей) субъекта Российской
Федерации, избирается представительным
органом муниципального образования из
числа кандидатов, представленных высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации (часть 2 статьи 88).
Комментарий эксперта: Главы
административных центров субъектов РФ
избираются представительным органом
муниципального образования только из
числа кандидатов, представленных высшим
должностным лицом субъекта Российской
Федерации, и никакие иные,
альтернативные модели избрания, в том
числе и избрание непосредственно
населением в данном случае применены не
могут быть, что не может быть оценено
положительно.
Было: -
Стало: Статья 89. Особенности
организации местного самоуправления в
муниципальных образованиях, образующих
двухуровневую систему организации
местного самоуправления
<…>
Комментарий эксперта: Поскольку у
регионов сохранена возможность частично
переходить на одноуровневую систему, а
на отдельных своих территориях
сохранить двухуровневую (с учетом мнения
территорий, национальных и исторических
традиций), новым Законом установлены
особенности организации такой системы,
их можно дополнить региональными
законами.
Материал подготовлен экспертом
по гражданскому, медицинскому
и трудовому праву Лисицкой О.С.
Ссылается на