Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

     

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ПРИКАЗ

от 11 октября 2021 года № 563

Об утверждении Положения о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся

(с изменениями на 26 февраля 2025 года)


     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Департамента образования и науки города Москвы от 1 октября 2024 года N 01-12-954/24;
     приказом Департамента образования и науки города Москвы от 26 февраля 2025 года N Пр-153.


     

     В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8, частями 1, 2 статьи 95.1, частью 3 статьи 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях организации и проведения независимой и объективной оценки качества образования
     

приказываю:
     

     1. Утвердить Положение о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся согласно приложению к настоящему приказу.
     

     2. Определить региональным оператором мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся в городе Москве Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы "Московский центр качества образования".
     

     3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования и науки города Москвы Лукашук О.Н.
     (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования и науки города Москвы от 1 октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую редакцию)

     
     

Руководитель
А.Б.Молотков

     
     

Приложение
к приказу Департамента образования
и науки города Москвы
от 11 октября 2021 года № 563

     
     

Положение о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке  качества подготовки обучающихся

(с изменениями на 26 февраля 2025 года)


     

1. Общие положения

 

     1.1. Положение о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2024 г. № 556 "Об утверждении перечня мероприятий по оценке качества образования и Правил проведения мероприятий по оценке качества образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования", приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования", постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 447-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте образования и науки города Москвы", постановлением Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
     (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования и науки города Москвы от 1 октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую редакцию)

     

     1.2. Положение определяет цели, задачи и принципы мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся (далее - Диагностики), условия, формы и методы проведения Диагностик, порядок организации и проведения Диагностик, обработки материалов Диагностик и анализа результатов Диагностик по основным общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования и дополнительным общеобразовательным программам (далее - образовательные программы) или их частей, в отношении которых проводятся Диагностики.
     

     1.3. Диагностики проводятся в образовательных организациях в течение учебного года в соответствии с настоящим Положением.
     

     1.4. Диагностики являются одним из основных инструментов объективной оценки комплексной системы оценки качества образования в городе Москве.
     

     1.5. Содержание контрольных измерительных материалов Диагностик определяется на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ.
     

     1.6. Контроль за проведением Диагностик в образовательных организациях осуществляет Департамент образования и науки города Москвы (далее - Департамент).
     
     

2. Основные цели, задачи и принципы Диагностик

 

     2.1. Диагностики проводятся с целью повышения качества образования, формирования информации об уровне освоения обучающимися образовательных программ или их частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
     

     2.2. Основные задачи Диагностик:
     

     - формирование региональной базы данных результатов Диагностик;
     

     - выявление факторов, влияющих на качество образования, и обеспечение участников отношений в сфере образования достоверной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, с целью дальнейшего совершенствования образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих образовательные программы в городе Москве (далее - образовательные организации);
     

     - оценка предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
     

     - выявление и ликвидация у обучающихся дефицитов знаний и компетентностей;
     

     - формирование долгосрочной стратегии проведения общегородских Диагностик с учётом федеральных целевых индикаторов;
     

     - определение направлений повышения квалификаций работников системы образования, в том числе по результатам выявленных дефицитов знаний и компетентностей у обучающихся;
     

     - оптимизация количества контрольных, проверочных и диагностических работ, проводимых в образовательных организациях, с учётом необходимости обеспечения методически обоснованного режима контроля знаний и актуальности задач мониторинга качества образования;
     

     - предоставление достоверной и объективной информации для формирования рейтинга вклада образовательных организаций, их структурных единиц, классов (групп), обучающихся, педагогических работников в качественное образование.
     

     2.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении:
     

     Диагностическая работа - форма оценки результатов обучения.
     

     Региональный оператор - организация, осуществляющая независимую оценку качества подготовки обучающихся, в том числе обеспечивающая организационно-технологическое и информационно-методическое сопровождение проведения Диагностик.
     

     Спецификация - документ, определяющий структуру и содержание диагностической работы, утверждаемый региональным оператором.
     

     Контрольные измерительные материалы (далее - КИМ) - набор заданий, позволяющий надёжно и объективно оценить уровень и качество подготовки обучающихся.
     

     Участники Диагностик - обучающиеся в составе классов (групп), зарегистрированные в качестве лиц, в отношении которых проводятся Диагностики.
     

     Организаторы - работники образовательных организаций, обеспечивающие сопровождение и координацию участников Диагностик, а также соблюдение условий проведения Диагностик.
     

     Лица, задействованные в Диагностиках, - участники Диагностик и организаторы.
     

     Независимые наблюдатели - физические лица, уполномоченные на осуществление мониторинга за процедурой проведения Диагностик.
     

     Эксперт - физическое лицо, привлекаемое для экспертизы КИМ и проверки ответов диагностических работ.
     

     Инструктивно-методические материалы - совокупность рекомендаций и обязательных требований по организации и проведению Диагностик, предназначенных для лиц, задействованных в Диагностиках.
     

     План Диагностик - документ, определяющий предметы, классы, даты и формы проведения, а также формы мониторинга обеспечения объективности Диагностик в учебном году.
     

     Расписание Диагностик - документ, определяющий даты и время проведения Диагностик, предметы, номера и литеры классов (групп), в которых проводятся Диагностики, а также формы проведения Диагностик в каждой образовательной организации.
     

     Инцидент - факт несоответствия процедуры проведения Диагностик требованиям инструктивно-методических материалов, которое может повлиять на достоверность и объективность результатов Диагностик.
     

     2.4. Диагностики проводятся по следующим принципам:
     

     - технологичность - единые правила проектирования тестовых заданий, проведения Диагностик и анализа результатов;
     

     - объективность - осуществление мониторинга за процедурой проведения Диагностик с обязательным привлечением независимых наблюдателей;
     

     - стандартизация - соответствие структуры заданий Диагностик структуре заданий государственной итоговой аттестации и международных сопоставительных исследований.
     
     

3. Условия, формы, методы проведения Диагностик

 

     3.1. Диагностики проводятся в условиях комплексной безопасности образовательных организаций, комфортности и доступности для участников Диагностик.
     

     3.2. Диагностики проводятся в компьютерной или бланковой формах с последующей обработкой материалов Диагностик и проверкой работ обучающихся.
     

     3.3. Диагностики осуществляются методами тестирования и (или) анкетирования.
     

     3.4. План Диагностик утверждается Департаментом в сроки, необходимые для включения Диагностик в единый график проведения оценочных процедур образовательных организаций на учебный год.
     

     3.5. В плане Диагностик могут быть предусмотрены обязательные Диагностики и Диагностики, в которых образовательные организации могут принимать участие на инициативной основе.
     

     3.6. Диагностики проводятся в 3 этапа: подготовительный этап, этап проведения, этап обработки материалов и анализа результатов.
     

     3.7. В случаях, определяемых региональным оператором, в период проведения Диагностик организуется штаб по проведению мониторинга объективности Диагностик (далее - Штаб).
     
     

4. Организация и проведение Диагностик

 

     4.1. Диагностики проводятся в соответствии с расписанием Диагностик, которое формируется региональным оператором и не менее чем за 3 рабочих дня до начала Диагностик передаётся в образовательные организации (размещается в личном кабинете образовательной организации).
     

     4.2. В расписании Диагностик указываются дата и время проведения Диагностик, предметы, номера и литеры классов (групп), в которых проводятся Диагностики, форма проведения Диагностик.
     

     4.3. Расписание уроков в образовательных организациях в дни проведения Диагностик корректируется с учётом утверждённого расписания Диагностик.
     

     4.4. Время начала Диагностик определяется не ранее 08:30, время окончания Диагностик определяется не позднее 17:00 дня проведения Диагностик. Продолжительность Диагностик определяется спецификацией.
     (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования и науки города Москвы от 26 февраля 2025 года N Пр-153. - См. предыдущую редакцию)

     

     4.5. Время, выделенное на подготовительные и заключительные мероприятия Диагностик (распределение обучающихся в аудиториях, проведение инструктажа, выдача материалов Диагностик и их сбор по завершении выполнения заданий и т.д.), в продолжительность выполнения Диагностик не включается.
     

     4.6. Во время проведения Диагностик в аудитории могут находиться участники Диагностик, организаторы и независимый наблюдатель.
     

     4.7. В ходе проведения Диагностик не допускается обсуждение КИМ с обучающимися или работниками образовательной организации.
     

     4.8. Все инциденты фиксируются независимыми наблюдателями в листе наблюдении и (или) в информационном ресурсе, обеспечивающем регистрацию и обработку инцидентов.
     

     4.9. Инциденты, выявленные в ходе проведения Диагностик, устраняются в соответствии с алгоритмами обработки инцидентов, принятыми в рамках работы Штаба.
     

     4.10. В ходе регистрации и обработки инцидентов результаты Диагностик могут быть аннулированы решением Штаба.
     

     4.11. Региональный оператор:
     

     - обеспечивает разработку КИМ;
     

     - обеспечивает автоматическую и экспертную проверку работ обучающихся;
     

     - обеспечивает мониторинг процедуры проведения Диагностик с привлечением независимых наблюдателей в аудиториях и независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров);
     

     - разрабатывает инструктивно-методические материалы;
     

     - разрабатывает формы представления материалов с результатами Диагностик;
     

     - проводит анализ результатов Диагностик;
     

     - формирует отчёт о результатах Диагностик;
     

     - принимает меры для исключения несанкционированного доступа к материалам Диагностик;
     

     - реализует программы повышения квалификации работников системы образования, в том числе по результатам выявленных дефицитов знаний и компетентностей у обучающихся;
     

     - создаёт и обеспечивает функционирование работы Штаба, определяет его состав, порядок утверждения организационной структуры, обязанностей и функционала, графика и плана работы, алгоритма обработки инцидентов, порядка принятия решений Штабом по инцидентам.
     

     4.11.1. На этапе подготовки к Диагностикам региональный оператор обеспечивает:
     

     - разработку и размещение на сайте регионального оператора для ознакомления инструктивно-методических материалов, спецификаций, демонстрационных вариантов КИМ;
     

     - сбор заявок образовательных организаций и контекстной информации о реализации образовательных программ, необходимой для подготовки КИМ;
     

     - формирование на основе сведений, предоставленных образовательными организациями, базы данных об участниках Диагностик;
     

     - формирование и передачу в образовательные организации расписания Диагностик;
     

     - обучение и консультации организаторов, независимых наблюдателей;
     

     - размещение КИМ в информационном ресурсе, обеспечивающем проведение Диагностик в компьютерной форме;
     

     - передачу в образовательные организации материалов Диагностик, включающих КИМ и бланки ответов в специальных заклеенных пакетах, а также инструктивно-методических материалов, протоколов организаторов и листов наблюдений независимых наблюдателей в открытых конвертах, или загрузку и отправку через личный кабинет образовательной организации материалов Диагностик в информационном ресурсе, обеспечивающем проведение Диагностик в компьютерной форме, в случае их самостоятельного тиражирования образовательной организацией при проведении Диагностик в бланковой форме.
     

     4.11.2. При проведении Диагностик в компьютерной форме региональный оператор обеспечивает:
     

     - организацию работы Штаба;
     

     - доступ участникам Диагностик к информационному ресурсу, обеспечивающему проведение Диагностик;
     

     - автоматическую проверку выполненных заданий с выбором ответа и кратким ответом;
     

     - очное и дистанционное наблюдение за процедурой Диагностик с привлечением независимых наблюдателей.
     

     4.11.3. При проведении Диагностик в бланковой форме региональный оператор обеспечивает очное наблюдение за процедурой проведения Диагностик с привлечением независимых наблюдателей в аудитории.
          

     4.11.4. На этапе обработки материалов и анализа результатов региональный оператор обеспечивает:
     

     - автоматическую обработку материалов Диагностик;
     

     - проверку диагностических работ;
     

     - экспертную проверку заданий с развёрнутым ответом;
     

     - формирование совокупной оценки участника Диагностик на основе автоматической оценки ответов и экспертной оценки развёрнутых ответов;
     

     - создание архива документации завершившихся Диагностик (бланки ответов подлежат уничтожению через 2 месяца после утверждения результатов).
     

     4.11.5. Результаты Диагностик обрабатываются региональным оператором в течение 4 недель со дня проведения Диагностик.
     

     4.11.6. По итогам этапа обработки материалов и анализа результатов региональный оператор готовит формы представления материалов Диагностик и отчёты о результатах Диагностик.
     

     4.11.7. Результаты Диагностик доводятся региональным оператором в установленном им порядке до сведения образовательных организаций, обучающихся и их родителей (законных представителей).
     

     4.12. Государственное автономное учреждение города Москвы "Центр цифровизации образования" обеспечивает:
     

     - видеонаблюдение в аудиториях во время проведения Диагностик;
     

     - техническое сопровождение видеонаблюдения в аудиториях во время подготовки и проведения Диагностик;
     

     - техническое сопровождение независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) во время проведения Диагностик;
     

     - трансляцию проведения Диагностик посредством видеонаблюдения в аудиториях во время их проведения, а также доступ к материалам видеонаблюдения в течение 4 недель после окончания проведения Диагностик;
     

     - разработку и поддержку информационного ресурса, обеспечивающего регистрацию и обработку инцидентов;
     

     - техническое и технологическое сопровождение работы Штаба во время проведения Диагностик;
     

     - обучение независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) на подготовительном этапе в сроки, установленные п.3.4 настоящего Положения.
     

     4.13. Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы "Московский городской педагогический университет" обеспечивает размещение независимых наблюдателей вне аудиторий (визоров) во время проведения Диагностик.     
     (Пункт в редакции, введенной в действие приказом Департамента образования и науки города Москвы от 1 октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую редакцию)



Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ