Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА
МОСКВЫ
ПРИКАЗ
от 11 октября 2021 года № 563
Об утверждении Положения о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся
(с изменениями на 26 февраля 2025 года)
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Департамента образования
и науки города Москвы от 1 октября 2024 года
N 01-12-954/24;
приказом Департамента образования
и науки города Москвы от 26 февраля 2025
года N Пр-153.
В
соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 8,
частями 1, 2 статьи 95.1, частью 3 статьи 97
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", в целях организации и
проведения независимой и объективной
оценки качества образования
приказываю:
1.
Утвердить Положение о порядке
организации и проведения мероприятий по
независимой оценке качества подготовки
обучающихся согласно приложению к
настоящему приказу.
2.
Определить региональным оператором
мероприятий по независимой оценке
качества подготовки обучающихся в
городе Москве Государственное
автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального
образования города Москвы "Московский
центр качества образования".
3.
Контроль за выполнением настоящего
приказа возложить на первого
заместителя руководителя Департамента
образования и науки города Москвы
Лукашук О.Н.
(Пункт в редакции, введенной в
действие приказом Департамента
образования и науки города Москвы от 1
октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую
редакцию)
Руководитель
А.Б.Молотков
Приложение
к приказу Департамента образования
и науки города Москвы
от 11 октября 2021 года № 563
Положение о порядке организации и проведения мероприятий по независимой оценке качества подготовки обучающихся
(с изменениями на 26 февраля 2025 года)
1. Общие положения
1.1. Положение о порядке
организации и проведения мероприятий по
независимой оценке качества подготовки
обучающихся (далее - Положение)
разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации", постановлением
Правительства Российской Федерации от 30
апреля 2024 г. № 556 "Об утверждении перечня
мероприятий по оценке качества
образования и Правил проведения
мероприятий по оценке качества
образования", приказом Министерства
образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об
утверждении и введении в действие
федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования", приказом
Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №
1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта основного общего образования",
приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г.
№ 413 "Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта среднего общего образования",
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
"Об утверждении федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего
образования", приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31
мая 2021 г. № 287 "Об утверждении
федерального государственного
образовательного стандарта основного
общего образования", приказом
Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 372 "Об
утверждении федеральной
образовательной программы начального
общего образования", приказом
Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 370 "Об
утверждении федеральной
образовательной программы основного
общего образования", приказом
Министерства просвещения Российской
Федерации от 18 мая 2023 г. № 371 "Об
утверждении федеральной
образовательной программы среднего
общего образования", постановлением
Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г.
№ 447-ПП "Об утверждении Положения о
Департаменте образования и науки города
Москвы", постановлением Правительства
Москвы от 27 сентября 2011 г. № 450-ПП "Об
утверждении Государственной программы
города Москвы "Развитие образования
города Москвы ("Столичное образование")",
постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", постановлением Главного
государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
"Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов
среды обитания"
(Пункт в редакции, введенной в
действие приказом Департамента
образования и науки города Москвы от 1
октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую
редакцию)
1.2. Положение определяет
цели, задачи и принципы мероприятий по
независимой оценке качества подготовки
обучающихся (далее - Диагностики),
условия, формы и методы проведения
Диагностик, порядок организации и
проведения Диагностик, обработки
материалов Диагностик и анализа
результатов Диагностик по основным
общеобразовательным программам
начального общего образования,
основного общего образования, среднего
общего образования и дополнительным
общеобразовательным программам (далее -
образовательные программы) или их
частей, в отношении которых проводятся
Диагностики.
1.3. Диагностики проводятся в
образовательных организациях в течение
учебного года в соответствии с настоящим
Положением.
1.4. Диагностики являются
одним из основных инструментов
объективной оценки комплексной системы
оценки качества образования в городе
Москве.
1.5. Содержание контрольных
измерительных материалов Диагностик
определяется на основе требований
федеральных государственных
образовательных стандартов к
результатам освоения образовательных
программ.
1.6. Контроль за проведением
Диагностик в образовательных
организациях осуществляет Департамент
образования и науки города Москвы (далее
- Департамент).
2. Основные цели, задачи и принципы Диагностик
2.1. Диагностики проводятся с
целью повышения качества образования,
формирования информации об уровне
освоения обучающимися образовательных
программ или их частей, предоставления
участникам отношений в сфере
образования информации о качестве
подготовки обучающихся.
2.2. Основные задачи
Диагностик:
-
формирование региональной базы данных
результатов Диагностик;
-
выявление факторов, влияющих на качество
образования, и обеспечение участников
отношений в сфере образования
достоверной информацией, необходимой
для принятия управленческих решений, с
целью дальнейшего совершенствования
образовательной деятельности в
образовательных организациях,
реализующих образовательные программы в
городе Москве (далее - образовательные
организации);
-
оценка предметных и метапредметных
результатов освоения обучающимися
образовательных программ в соответствии
с федеральными государственными
образовательными стандартами;
-
выявление и ликвидация у обучающихся
дефицитов знаний и компетентностей;
-
формирование долгосрочной стратегии
проведения общегородских Диагностик с
учётом федеральных целевых
индикаторов;
-
определение направлений повышения
квалификаций работников системы
образования, в том числе по результатам
выявленных дефицитов знаний и
компетентностей у обучающихся;
-
оптимизация количества контрольных,
проверочных и диагностических работ,
проводимых в образовательных
организациях, с учётом необходимости
обеспечения методически обоснованного
режима контроля знаний и актуальности
задач мониторинга качества
образования;
-
предоставление достоверной и
объективной информации для формирования
рейтинга вклада образовательных
организаций, их структурных единиц,
классов (групп), обучающихся,
педагогических работников в
качественное образование.
2.3. Термины и определения,
используемые в настоящем Положении:
Диагностическая работа - форма
оценки результатов обучения.
Региональный оператор -
организация, осуществляющая независимую
оценку качества подготовки обучающихся,
в том числе обеспечивающая
организационно-технологическое и
информационно-методическое
сопровождение проведения Диагностик.
Спецификация - документ, определяющий
структуру и содержание диагностической
работы, утверждаемый региональным
оператором.
Контрольные измерительные
материалы (далее - КИМ) - набор
заданий, позволяющий надёжно и
объективно оценить уровень и качество
подготовки обучающихся.
Участники
Диагностик - обучающиеся в составе
классов (групп), зарегистрированные в
качестве лиц, в отношении которых
проводятся Диагностики.
Организаторы - работники
образовательных организаций,
обеспечивающие сопровождение и
координацию участников Диагностик, а
также соблюдение условий проведения
Диагностик.
Лица,
задействованные в Диагностиках, -
участники Диагностик и организаторы.
Независимые наблюдатели -
физические лица, уполномоченные на
осуществление мониторинга за процедурой
проведения Диагностик.
Эксперт - физическое лицо,
привлекаемое для экспертизы КИМ и
проверки ответов диагностических
работ.
Инструктивно-методические
материалы - совокупность
рекомендаций и обязательных требований
по организации и проведению Диагностик,
предназначенных для лиц,
задействованных в Диагностиках.
План
Диагностик - документ, определяющий
предметы, классы, даты и формы
проведения, а также формы мониторинга
обеспечения объективности Диагностик в
учебном году.
Расписание Диагностик - документ,
определяющий даты и время проведения
Диагностик, предметы, номера и литеры
классов (групп), в которых проводятся
Диагностики, а также формы проведения
Диагностик в каждой образовательной
организации.
Инцидент - факт несоответствия
процедуры проведения Диагностик
требованиям инструктивно-методических
материалов, которое может повлиять на
достоверность и объективность
результатов Диагностик.
2.4. Диагностики проводятся
по следующим принципам:
-
технологичность - единые правила
проектирования тестовых заданий,
проведения Диагностик и анализа
результатов;
-
объективность - осуществление
мониторинга за процедурой проведения
Диагностик с обязательным привлечением
независимых наблюдателей;
-
стандартизация - соответствие структуры
заданий Диагностик структуре заданий
государственной итоговой аттестации и
международных сопоставительных
исследований.
3. Условия, формы, методы проведения Диагностик
3.1. Диагностики проводятся в
условиях комплексной безопасности
образовательных организаций,
комфортности и доступности для
участников Диагностик.
3.2. Диагностики проводятся в
компьютерной или бланковой формах с
последующей обработкой материалов
Диагностик и проверкой работ
обучающихся.
3.3. Диагностики
осуществляются методами тестирования и
(или) анкетирования.
3.4. План Диагностик
утверждается Департаментом в сроки,
необходимые для включения Диагностик в
единый график проведения оценочных
процедур образовательных организаций на
учебный год.
3.5. В плане Диагностик могут
быть предусмотрены обязательные
Диагностики и Диагностики, в которых
образовательные организации могут
принимать участие на инициативной
основе.
3.6. Диагностики проводятся в
3 этапа: подготовительный этап, этап
проведения, этап обработки материалов и
анализа результатов.
3.7. В случаях, определяемых
региональным оператором, в период
проведения Диагностик организуется штаб
по проведению мониторинга объективности
Диагностик (далее - Штаб).
4. Организация и проведение Диагностик
4.1. Диагностики проводятся в
соответствии с расписанием Диагностик,
которое формируется региональным
оператором и не менее чем за 3 рабочих дня
до начала Диагностик передаётся в
образовательные организации
(размещается в личном кабинете
образовательной организации).
4.2. В расписании Диагностик
указываются дата и время проведения
Диагностик, предметы, номера и литеры
классов (групп), в которых проводятся
Диагностики, форма проведения
Диагностик.
4.3. Расписание уроков в
образовательных организациях в дни
проведения Диагностик корректируется с
учётом утверждённого расписания
Диагностик.
4.4. Время начала Диагностик
определяется не ранее 08:30, время
окончания Диагностик определяется не
позднее 17:00 дня проведения Диагностик.
Продолжительность Диагностик
определяется спецификацией.
(Пункт в редакции, введенной в
действие приказом Департамента
образования и науки города Москвы от 26
февраля 2025 года N Пр-153. - См. предыдущую
редакцию)
4.5. Время, выделенное на
подготовительные и заключительные
мероприятия Диагностик (распределение
обучающихся в аудиториях, проведение
инструктажа, выдача материалов
Диагностик и их сбор по завершении
выполнения заданий и т.д.), в
продолжительность выполнения
Диагностик не включается.
4.6. Во время проведения
Диагностик в аудитории могут находиться
участники Диагностик, организаторы и
независимый наблюдатель.
4.7. В ходе проведения
Диагностик не допускается обсуждение
КИМ с обучающимися или работниками
образовательной организации.
4.8. Все инциденты
фиксируются независимыми наблюдателями
в листе наблюдении и (или) в
информационном ресурсе, обеспечивающем
регистрацию и обработку инцидентов.
4.9. Инциденты, выявленные в
ходе проведения Диагностик, устраняются
в соответствии с алгоритмами обработки
инцидентов, принятыми в рамках работы
Штаба.
4.10. В ходе регистрации и
обработки инцидентов результаты
Диагностик могут быть аннулированы
решением Штаба.
4.11. Региональный оператор:
-
обеспечивает разработку КИМ;
-
обеспечивает автоматическую и
экспертную проверку работ обучающихся;
-
обеспечивает мониторинг процедуры
проведения Диагностик с привлечением
независимых наблюдателей в аудиториях и
независимых наблюдателей вне аудиторий
(визоров);
-
разрабатывает
инструктивно-методические материалы;
-
разрабатывает формы представления
материалов с результатами Диагностик;
-
проводит анализ результатов
Диагностик;
-
формирует отчёт о результатах
Диагностик;
-
принимает меры для исключения
несанкционированного доступа к
материалам Диагностик;
-
реализует программы повышения
квалификации работников системы
образования, в том числе по результатам
выявленных дефицитов знаний и
компетентностей у обучающихся;
-
создаёт и обеспечивает функционирование
работы Штаба, определяет его состав,
порядок утверждения организационной
структуры, обязанностей и функционала,
графика и плана работы, алгоритма
обработки инцидентов, порядка принятия
решений Штабом по инцидентам.
4.11.1. На этапе подготовки к
Диагностикам региональный оператор
обеспечивает:
-
разработку и размещение на сайте
регионального оператора для
ознакомления инструктивно-методических
материалов, спецификаций,
демонстрационных вариантов КИМ;
-
сбор заявок образовательных организаций
и контекстной информации о реализации
образовательных программ, необходимой
для подготовки КИМ;
-
формирование на основе сведений,
предоставленных образовательными
организациями, базы данных об участниках
Диагностик;
-
формирование и передачу в
образовательные организации расписания
Диагностик;
-
обучение и консультации организаторов,
независимых наблюдателей;
-
размещение КИМ в информационном ресурсе,
обеспечивающем проведение Диагностик в
компьютерной форме;
-
передачу в образовательные организации
материалов Диагностик, включающих КИМ и
бланки ответов в специальных заклеенных
пакетах, а также
инструктивно-методических материалов,
протоколов организаторов и листов
наблюдений независимых наблюдателей в
открытых конвертах, или загрузку и
отправку через личный кабинет
образовательной организации материалов
Диагностик в информационном ресурсе,
обеспечивающем проведение Диагностик в
компьютерной форме, в случае их
самостоятельного тиражирования
образовательной организацией при
проведении Диагностик в бланковой
форме.
4.11.2. При проведении
Диагностик в компьютерной форме
региональный оператор обеспечивает:
-
организацию работы Штаба;
-
доступ участникам Диагностик к
информационному ресурсу,
обеспечивающему проведение
Диагностик;
-
автоматическую проверку выполненных
заданий с выбором ответа и кратким
ответом;
-
очное и дистанционное наблюдение за
процедурой Диагностик с привлечением
независимых наблюдателей.
4.11.3. При проведении
Диагностик в бланковой форме
региональный оператор обеспечивает
очное наблюдение за процедурой
проведения Диагностик с привлечением
независимых наблюдателей в аудитории.
4.11.4. На этапе обработки
материалов и анализа результатов
региональный оператор обеспечивает:
-
автоматическую обработку материалов
Диагностик;
-
проверку диагностических работ;
-
экспертную проверку заданий с
развёрнутым ответом;
-
формирование совокупной оценки
участника Диагностик на основе
автоматической оценки ответов и
экспертной оценки развёрнутых ответов;
-
создание архива документации
завершившихся Диагностик (бланки
ответов подлежат уничтожению через 2
месяца после утверждения результатов).
4.11.5. Результаты Диагностик
обрабатываются региональным оператором
в течение 4 недель со дня проведения
Диагностик.
4.11.6. По итогам этапа
обработки материалов и анализа
результатов региональный оператор
готовит формы представления материалов
Диагностик и отчёты о результатах
Диагностик.
4.11.7. Результаты Диагностик
доводятся региональным оператором в
установленном им порядке до сведения
образовательных организаций,
обучающихся и их родителей (законных
представителей).
4.12. Государственное автономное
учреждение города Москвы "Центр цифровизации образования"
обеспечивает:
-
видеонаблюдение в аудиториях во время
проведения Диагностик;
-
техническое сопровождение
видеонаблюдения в аудиториях во время
подготовки и проведения Диагностик;
-
техническое сопровождение независимых
наблюдателей вне аудиторий (визоров) во
время проведения Диагностик;
-
трансляцию проведения Диагностик
посредством видеонаблюдения в
аудиториях во время их проведения, а
также доступ к материалам
видеонаблюдения в течение 4 недель после
окончания проведения Диагностик;
-
разработку и поддержку информационного
ресурса, обеспечивающего регистрацию и
обработку инцидентов;
-
техническое и технологическое
сопровождение работы Штаба во время
проведения Диагностик;
-
обучение независимых наблюдателей вне
аудиторий (визоров) на подготовительном
этапе в сроки, установленные п.3.4
настоящего Положения.
4.13. Государственное автономное
образовательное учреждение высшего
образования города Москвы "Московский
городской педагогический университет"
обеспечивает размещение независимых
наблюдателей вне аудиторий (визоров) во
время проведения Диагностик.
(Пункт в редакции, введенной в
действие приказом Департамента
образования и науки города Москвы от 1
октября 2024 года N 01-12-954/24. - См. предыдущую
редакцию)
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"