Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Ю.М.Лермонтов

государственный советник
Российской Федерации I класса

Налоговая реформа 2025

В Российской Федерации в 2025 году планируется проведение масштабной налоговой реформы, которая затронет разные сферы жизни граждан и бизнеса. В частности, вводится новая прогрессивная налоговая шкала по НДФЛ, изменения коснутся уплаты НДС на "упрощенке", изменятся ставки налога на прибыль и другое. В рамках данной статьи будут выделены основные направления налоговой реформы, а также отдельно будут проанализированы изменениях, которые коснутся деятельности IT-компаний. Все нововведения связаны с принятием Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон № 176-ФЗ).

Основные направления налоговой реформы 2025 года:

1. Установление новой прогрессивной ставки по НДФЛ для налоговых резидентов Российской Федерации с установлением максимальной налоговой ставки в размере 22%.

2. Новая налоговая шкала по НДФЛ не коснётся регионов Крайнего Севера.

3. Повышение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций до 25%.

4. Увеличение лимитов в целях применения УСН.

5. Отмена повышенных ставок по УСН.

6. Проведение налоговой амнистии при "дроблении бизнеса".

7. Появление нового налога - туристического, который заменит собой курортный сбор.

Необходимо отметить, что налоговая реформа коснулась и сектора информационных технологий.

Основные направления налоговой реформы для IT-компаний:

1. Повышение налоговой ставки по налогу на прибыль до 5% (предполагается, что данное нововведение будет действовать до 2030 года).

2. Продолжат применяться пониженные тарифы страховых взносов - 7,6%.

3. Сектору информационных технологий доступны определённые преференции и льготы.

4. Для аккредитованных IT-компаний, созданных в результате реорганизации, уточнены правила применения льгот по налогу на прибыль.

5. С 2025 г. повысится коэффициент амортизации российского технологичного оборудования, ПО и баз данных с 1, 5 до 2, что даст возможность IT-компаниям списать на расходы в два раза больше, чем потрачено денежных средств.

6. Регионам предоставлено право устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль для малых технологических компаний. То есть снижение возможно в части налога, который перечисляют в бюджет региона.

7. Бессрочными станут региональные инвестиционные проекты (ранее было ограничение до 1 января 2029 года).

Рассмотрим более подробно некоторые из основных направлений налоговой реформы 2025.

Изменения в порядке применения УСН

Начнем анализ основных направлений налоговой реформы 2025 года с изменений, которые коснутся налогоплательщиков, применяющих УСН, так как их можно назвать одними из наиболее существенных, поскольку они кардинально меняют подход к пониманию упрощенной системы налогообложения, которая не предусматривала уплату НДС до проведения реформы.

В соответствии со статьёй 2 Закона № 176-ФЗ с 1 января 2025 года изменяется базовый порог доходов для перехода на спецрежим с 112,5 до 337,5 млн.руб. Также важно обратить внимание, что с указанной даты произойдет увеличение средней численности сотрудников для применения УСН с 100 до 130 человек. При этом одним из ключевых положений является повышение порога доходов для применения УСН до 450 млн руб., что позволит налогоплательщикам не терять право на применение спецрежима.

Соответственно, применять упрощенную систему налогообложения в 2025 году можно будет при соблюдении следующих условий:

- доходы за 9 месяцев 2024 года не превысили 337,5 миллионов рублей с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор (ранее было 112,5 миллионов рублей);

- остаточная стоимость основных средств составляет 200 миллионов рублей (ранее было 150 миллионов рублей);

- средняя численность работников составляет не более 130 человек (ранее было 100 человек).

Следует отметить, что предприниматели, которые уже применяли УСН ранее, сохраняют право применять эту систему налогообложения если:

- доходы за текущий отчетный период не превышают 450 миллионов рублей (ранее было 200 миллионов рублей);

- остаточная стоимость основных средств составляет не более 200 миллионов рублей (ранее было 150 миллионов рублей).

НДС при УСН

Важным нововведением является признание "упрощенцев" плательщиками налога на добавленную стоимость. Однако предусмотрено освобождение от НДС, если сумма доходов за предыдущий год не превысила в совокупности 60 миллионов рублей. Также освобождением смогут воспользоваться вновь созданные организации или индивидуальные предприниматели. Для получения освобождения от НДС при применении УСН предпринимать какие-либо специальные действия не нужно: если необходимые условия соблюдаются - оно действует автоматически.

Если лимит в 60 миллионов рублей превышен, то дается право выбора ставки НДС. Можно выбрать либо применение общего порядка исчисления и уплаты НДС - ставки 20% (10%) с правом применения вычетов, либо применение пониженных ставок. В этом случае ставка НДС составляет 5% (доходы до 250 миллионов рублей) или 7% (доходы до 450 миллионов рублей). Однако при применении пониженных ставок нет права на вычеты по НДС, а входящий НДС можно будет включать в расходы (объект "доходы минус расходы").

Если нет права на освобождение или пониженные ставки не применяются, НДС нужно будет исчислять и уплачивать так же, как и на общей системе налогообложения. Это означает, в частности, следующее:

применяются общеустановленные ставки налога - в большинстве случаев 20%;

есть право на вычеты по НДС.

Независимо от того, по какой ставке начисляется НДС, необходимо учитывать, что операции, указанные в ст.149 НК РФ, освобождены от налогообложения НДС.

Документация по НДС на УСН

Также стоит напомнить, что в соответствии с п.3 ст.168 НК РФ налогоплательщики НДС обязаны выставлять счета-фактуры. Если налогоплательщик применяет освобождение от налога, в счете-фактуре нужно указывать "без налога (НДС)", что следует из положений п.5 ст.168 НК РФ. При совершении операций, освобожденных от НДС по ст.149 НК РФ, в большинстве случаев счет-фактуру выставлять не нужно, то есть необходимо учитывать нормы пп.1, 1.1 п.3 ст.169 НК РФ.

Подавать декларацию по НДС должны все налогоплательщики. Однако есть и исключение: на основании п.5 ст.174 НК РФ не нужно подавать декларации, если вы освобождены от НДС и при этом не совершаете операции, при которых налог уплачивается, несмотря на освобождение.

Входной НДС нельзя будет принимать к вычету (исключение - НДС с полученных авансов). На объекте "Доходы минус расходы" входной НДС с покупок можно будет учесть в стоимости покупок (в расходах). Необходимо будет выставлять счета-фактуры с НДС; вести книги продаж; вести книги покупок по НДС с полученных авансов; сдавать ежеквартально декларации по НДС в электронном виде.

Необходимо обратить внимание, что признание плательщиком НДС потребует ввести соответствующие изменения в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

УСН является одним из самых популярных налоговых режимов для небольшого бизнеса в Российской Федерации. Указанные изменения станут существенными для малого и среднего бизнеса, которые применяют УСН. Поводя итог анализу основных изменений в порядке применения УСН с 2025 года, стоит отметить, что все нововведения значительно скажутся на деловой среде и налоговой нагрузке налогоплательщиков УСН. Налогоплательщика УСН следует уделить должное внимание предстоящим изменениям, провести тщательный анализ и принять необходимые меры по адаптации своего бизнеса к обновлённым условиям.

Представим основные изменения по УСН в виде таблицы для наглядности (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Сейчас

С 2025 года в результате налоговой реформы

Налоговая ставка по УСН

Лимит 199, 35 млн рублей

- УСН 15% доходы минус расходы

- УСН 6% доходы

Лимит 265,8 млн рублей:

- УСН 20% доходы минус расходы

- УСН 8% доходы

Лимит 450 млн. рублей:

- УСН 15% доходы минус расходы

- УСН 6% доходы

Налоговая ставка по НДС

Не облагается НДС

До 60 млн. рублей: -
(без НДС; освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика).

60-250 млн. рублей: 5%.

250-450 млн. рублей: 7%.

Лимит по средней численности работников

100 человек

130 человек

Остаточная стоимость основных средств

150 млн. рублей

250 млн. рублей с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор

Налог на прибыль организаций

Как ранее уже было сказано, с 2025 года повышается ставка по налогу на прибыль организаций с 20% до 25%, что, разумеется, увеличит налоговую нагрузку компаний. Российский законодатель заявил, что это позволит с 1 января 2025 года отказаться от курсовых экспортных пошлин.

Помимо этого, со следующего года будут действовать следующие нововведения:

Во-первых, повышается с 0% до 5% ставку по налогу на прибыль для ИТ-компаний на 2025-2030 годы;

Во-вторых, вводится федеральный инвестиционный вычет для организаций из приоритетных отраслей;

В-третьих, субъектам предоставляется право устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль для малых технологических компаний в 2025-2030 годах. Однако снижение возможно в части налога, который перечисляют в бюджет региона;

В-четвертых, с 2025 года начнет действовать повышающий коэффициент 2 к расходам на приобретение исключительных прав, а также прав на использование российских программ для ЭВМ, на адаптацию и модификацию этих программ.

В-пятых, грядет увеличение повышающего коэффициента с 1,5 до 2 к расходам на НИОКР.

В-шестых, региональные инвестиционные проекты станут бессрочными.

Особое внимание следует уделить региональному инвестиционному налоговому вычету. С 2025 года будет предусмотрен региональный инвестиционный вычет (ст.286.1 НК РФ), дающий возможность сократить сумму налога на прибыль на размер расходов на приобретение и создание основных средств, или их реконструкцию. Поясним: неся расходы определенных категорий, вы можете снизить не прибыль, а непосредственно налог на прибыль. Основное новшество заключается в следующем: ранее существовал региональный инвестиционный вычет, т.е. он был создан не везде, требования, условия и лимиты его получения могли быть разными в зависимости от региона. Теперь же будет действовать не только региональный инвестиционный вычет, но и федеральный вычет, который будет работать на всей территории России.

Использование федерального инвестиционного вычета будет недоступно для:

1) иностранных организаций, признанных налоговыми резидентами России;

2) организаций-участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений;

3) организаций, добывающих углеводородное сырье.

4) организаций, производящих большую часть подакцизных товаров.

Если налоговый вычет в текущем налоговом периоде превышает сумму исчисленного налога на прибыль, его можно использовать, чтобы сократить сумму налога, подлежащую уплате в последующих налоговых периодах.

Неиспользованный вычет предыдущих налоговых периодов может сократить сумму налога, которая подлежит зачислению в бюджет текущего налогового периода.

Изменения в IT-сфере по налогу на прибыль

Еще раз отметим, что для ИТ-компаний ставка налога на прибыль с 2025 г. повышена будет с 0 до 5%, что разумеется, также увеличит и их налоговую нагрузку. Однако и новая налоговая ставка будет носить временный характер. Эту ставку IT-организации могут применять только при исчислении налога за периоды 2025-2030 гг. Потом для них действует основная ставка по налогу на прибыль, если не будет оснований применять другие специальные ставки. То есть мы видим, что российский законодатель предусмотрел своеобразный "переходный период", чтобы обеспечить плавный переход для IT-организации на общие ставки налога на прибыль.

Кроме того, поправки дают возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента, что позволит уменьшать компаниям сумму налога на прибыль.

НДФЛ

Основное изменение, на которое необходимо обратить внимание применительно к НДФЛ - это изменение шкалы прогрессивных налоговых ставок. С 2025 года в зависимости от размера доходов устанавливается 5 ставок вместо существующих 2:

13% - для доходов до 2,4 млн руб. в год (менее 200 тыс.руб. в месяц);

15% - от 2,4 млн до 5 млн руб. в год;

18% - от 5 млн до 20 млн руб. в год;

20% - от 20 млн до 50 млн руб. в год;

22% - свыше 50 млн руб. в год.

При установлении прогрессивной шкалы НДФЛ учтены особенности труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, ставку 15% по НДФЛ к доходам работников таких местностей станут применять при превышении 5 млн руб. в год. Повышенные ставки будут применять не ко всему доходу, а лишь к сумме превышения, как и сейчас.

Для отдельных видов доходов физических лиц также изменяется порядок налогообложения. Например, для дивидендов и процентов по вкладами ставку 15% применят, если доход составит 2,4 млн руб. и более в год. Сейчас по указанным доходам такую ставку применяют, если они превышают 5 млн руб.

Также необходимо отметить изменения в налогообложении НДФЛ при продаже недвижимого имущества. В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 176-ФЗ, с 2025 года если прибыль от продажи квартиры составила до 2,4 млн рублей, то налоговая ставка - 13%. Если свыше 2,4 млн рублей, налоговая ставка - 312000 рублей +15% суммы дохода, превышающей 2400000 рублей. При этом НДФЛ с продажи недвижимости необходимо будет уплатить, если срок владения квартирой или домом меньше трёх лет.

Следующие изменения коснулись налогообложения НДФЛ доходов по вкладам. С 2025 году снижается порог, по достижении которого будет применяться ставка НДФЛ 15% при получении дивидендов, доходов от продажи ценных бумаг и вкладов. Стандартная ставка - 13% от суммы дохода по вкладу. Ставка 15% будет применяться при достижении суммового порога в 2,4 млн. рублей.

Представим изменения в ставках по НДФЛ для наглядности в виде таблицы (см. Таблица 2).

Таблица 2.

Сумма налогооблагаемого дохода (млн рублей)

С 2025 года в результате налоговой реформы

До 2.4

13%

От 2,4 до 5

15%

От 5 до 20

18%

От 20 до 50

20%

Свыше 50

22%


Важно отметить, повышенная ставка будет применяться не ко всему доходу, а только к сумме превышения над пороговыми уровнями. Например, если гражданин зарабатывает 6 млн руб. в год, или в среднем 500 тыс.руб. в месяц, для него будут действовать три ставки налога на протяжении года:

С января по апрель, когда его годовой доход достигнет 2,400 тыс.руб., - 13%.

С мая по октябрь, когда доход достигнет 5 млн.руб., - 15%.

С ноября по декабрь, когда доход будет в диапазоне выше 5 млн. руб. и до 20 млн руб., - 18%.

Ставка налога для самозанятых останется прежней - 4% с доходов граждан без статуса ИП или 6% с доходов от ИП и компаний при годовом лимите 2,400 тыс.руб.

До начала следующего года в России будет действовать двухступенчатая шкала НДФЛ - 13% с годового дохода до 5 млн.руб. и 15% с превышения.

Новая прогрессивная шкала НДФЛ применяется с 1 января 2025 г. к следующим доходам, выплачиваемым налогоплательщикам-резидентам (п.2.1 ст.210, п.1 ст.224 НК РФ):

- к зарплате, другим доходам, формирующим основную налоговую базу. Эту налоговую базу по-прежнему можно уменьшить на вычеты, предусмотренные ст.ст.218-221 НК РФ. К ним относятся, в частности, стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные налоговые вычеты, вычеты на долгосрочные сбережения граждан (п.3 ст.210, п.3 ст.226 НК РФ). При этом стандартные вычеты изменились. К ним добавился новый вычет для лиц, выполнивших нормативы ГТО. Увеличились некоторые вычеты на детей, например: на второго - до 2800 руб. в месяц, на третьего и каждого последующего - до 6000 руб. в месяц. Максимальный размер дохода, при котором предоставляются вычеты на детей, повышен до 450 тыс.руб.;

- выигрышам участников азартных игр и лотерей;

- доходам участников инвестиционного товарищества;

- доходам в виде прибыли КИК, в том числе фиксированной. Начиная с налогового периода 2025 г. фиксированная сумма прибыли на одну КИК дифференцируется в зависимости от числа контролируемых налогоплательщиком компаний. Если контролируется одна КИК, размер такой прибыли составляет 27990 тыс.руб.

Следует акцентировать внимание, что помимо прогрессивной шкалы с 1 января 2025 г. будут действовать и иные дифференцированные ставки по НДФЛ.

Например, ставка 13% в пределах 2,4 млн.руб. и 15% от суммы, превышающей это значение, применяется (п.6 ст.210, п.1.1 ст.224 НК РФ):

- к доходам от продажи имущества (доли в нем), а также доходам в виде стоимости имущества, полученного в подарок. Исключение - ценные бумаги;

- доходам от долевого участия, в том числе дивидендам;

- доходам от операций РЕПО с ценными бумагами;

- доходам от операций займа ценными бумагами;

- доходам от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами на индивидуальном инвестиционном счете;

- доходам от операций с ЦФА и (или) цифровыми правами, которые одновременно включают ЦФА и УЦП. Если решением о выпуске ЦФА предусмотрена выплата дохода в сумме, равной сумме дивидендов, полученных выпустившим их лицом, такие выплаты включаются в отдельную налоговую базу;

- доходам от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами;

- доходам от реализации долей участия в российских организациях;

- доходам от реализации долей участия в российских организациях, акций, облигаций, инвестиционных паев, которые в общем случае не подлежат налогообложению по ст.217 НК РФ. В облагаемую налоговую базу включается часть таких доходов, которая превышает 50 млн руб.;

- страховым выплатам по договорам страхования и выплатам по пенсионному обеспечению;

- процентам по вкладам (остаткам на счетах) в банках на территории РФ.

Изменения коснулись и стандартных налоговых вычетов по НДФЛ.

На сегодняшний день применяется вычеты по НДФЛ в размере 1400 рублей на первого и второго ребёнка, а 3000 рублей - на третьего и последующих. Предельный размер доходов для получения вычета составляет 350000 рублей. С 2025 года вычет на первого ребёнка останется прежним - 1400 рублей, но повысится на второго ребёнка до 2800 рублей, а на третьего и последующих - уже до 6000 рублей. Предельный размер дохода для получения вычета повысится до 450000 рублей.

Одним из наиболее интересных новелл стало введение семейного "кешбэка". С 1 января 2026 года заработает налоговый "кешбэк" для семей с двумя и более детьми. Он снизит ставку НДФЛ до 6%. Основные моменты:

- выплата работающим родителям будет ежегодной;

- для ее получения среднедушевой доход семьи не должен превышать 1,5-кратный региональный прожиточный минимум на человека;

- выплату производит СФР каждому родителю по заявлению, если нет долгов по алиментам и с доходов уплачен НДФЛ;

- учитывают детей до 18 и 23 лет, если ребенок учится в общеобразовательной или профессиональной организации либо получает очное высшее образование, кроме допобразования;

- выплата равна разнице между двумя расчетными суммами. Первая - исчисленный НДФЛ с доходов за предыдущий год без вычетов. Вторая - налог с того же дохода по ставке 6%. В расчет берут только доходы, по которым НДФЛ был уплачен.

Также стоит сказать пару слов и о доходах нерезидентов Российской Федерации.

Доходы некоторых нерезидентов, полученные за трудовую деятельность, облагаются по такой же прогрессивной шкале, что и основные доходы резидентов (п.3.1 ст.224 НК РФ). По доходам нерезидентов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся в РФ, размер ставки составляет 15% независимо от величины таких доходов (п.3 ст.224 НК РФ). По другим доходам нерезидентов размеры ставок не изменились.

Налоговая амнистия

Пожалуй, наиболее "нашумевшим" стало нововведение, которое установило налоговую амнистию для тех налогоплательщиков, которые отказались от применения схемы "дробление бизнеса".

ФНС России сообщила, что для организаций и индивидуальных предпринимателей, готовых отказаться от схем дробления бизнеса, введена в действие "налоговая амнистия".

URL: https://www.nalog.gov.ru/rn29/ifns/imns29_01/info/15141097/?ysclid=m07vllmnaa584395759

Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ закреплены понятия дробления бизнеса и добровольного отказа от него. Так, добровольным отказом от дробления бизнеса следует считать расчет и уплату налогов с учетом объединения доходов всей группы или других показателей, которые нужно соблюдать для применения специальных налоговых режимов.

Обязанность по уплате налогов, возникшая за налоговые периоды 2022-2024 годов, а также пеней и штрафов в части правонарушений, связанных с фактом дробления бизнеса, может быть прекращена при добровольном полном или частичном отказе от этой схемы в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов.

В частности, "амнистия" предусматривает приостановление действия не вступивших в силу на 12.07.2024 (дата начала действия статьи 6 Федерального закона № 176-ФЗ) решений по налоговым проверкам за 2022-2024 годы с доначислениями, связанными с дроблением бизнеса.

Далее порядок предусматривает добровольный отказ налогоплательщика от применяемой схемы и проведение выездных проверок за налоговые периоды 2025 и 2026 годов с целью контроля отказа.

Если по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов не выявлено дробление бизнеса, обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, подлежащих амнистии, прекращается с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки за налоговые периоды 2025 и 2026 годов.

Если выездная налоговая проверка за налоговые периоды 2025 и 2026 годов налоговыми органами не назначена, решение вступает в силу 1 января 2030 года. Одновременно с этим прекращается обязанность по уплате налогов, пеней и штрафов, подлежащих амнистии.

Справочно отметим, что принципы определения схем дробления бизнеса приведены в письме ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984 и полностью совпадают с правовой позицией, приведенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2017 г. № 1440-О. Так, законодательство не исключает в налоговых правоотношениях действие принципа диспозитивности и позволяет налогоплательщику выбрать тот или иной метод учетной политики: использование налоговых льгот или отказ от них, применение специальных налоговых режимов и т.п. Однако это не должно использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиком своими правомочиями.

Характерными признаками таких схем являются:

- наличие единого контролирующего лица;

- дробление единого процесса;

- отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;

- использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;

- формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.

Также необходимо учитывать новые разъяснения, данные в Письме ФНС России от 16 июля 2024 г. № БВ-4-7/8051@. В данном Письме ФНС России в очередной раз подчеркнула, что квалифицируя деятельность группы лиц в качестве формального разделения бизнеса, налоговый орган должен представить доказательства, подтверждающие, что имело место деление по существу единого хозяйствующего субъекта, направленное исключительно на достижение налоговой выгоды. В свою очередь налогоплательщик вправе опровергнуть выводы налогового органа, представив доказательства ведения участниками группы самостоятельной деятельности в организационном, финансовом и других ее аспектах и наличия разумных экономических причин выбора соответствующей структуры бизнеса. Указанные разъяснения ФНС России построены на основе Определений КС РФ.

Возвращаясь к вопросам налоговой амнистии, отметим, что в случае применения амнистии у налогоплательщика прекращаются обязательства по уплате:

- сумм налогов, доначисленных за 2022-2024 гг. из-за дробления бизнеса. Есть исключение, когда под амнистию подпадают налоговые доначисления только за 2022-2023 гг.;

- пеней, начисленных на эти суммы;

- штрафов за неуплату, неполную уплату таких налогов, назначенных по ст.122 НК РФ;

- штрафов за грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения по ст.120 НК РФ;

- штрафов за непредставление отчетности по общей системе налогообложения, которая не сдана из-за дробления, позволившего применить специальный налоговый режим. Они назначаются по п.1 ст.119 НК РФ.

Важно понимать, что под амнистию подпадают только те платежи, которые связаны с дроблением бизнеса. Поэтому выше нами были приведены разъяснения по критериям схемы "дробление бизнеса".

Поговорим более подробно об условиях, при соблюдении которых появляется право на налоговую амнистию в связи с "дроблением бизнеса".

Первое из таких условий - решение по итогам налоговой проверки за 2022-2024 гг., которым налоговый орган доначислил недоплаченные из-за дробления налоги, вступило в силу в период с 12 июля 2024 г. Если решение вступило в силу раньше этой даты - до дня вступления в силу Закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ, получить амнистию не получится. Тогда решение продолжает действовать и исполняться. Нужно уплатить указанные в нем налоговые доначисления за 2022-2024 гг., пени и штрафы, если не удастся их оспорить, обжаловав решение. Соответственно, налогоплательщику необходимо внимательно сверится со сроками.

Второе условие - должны сложиться обстоятельства, при которых обязанность уплатить связанные с дроблением суммы налоговых доначислений, пеней и штрафов прекращается. Данные обстоятельства проявляются в следующих случаях:

Во-первых, по итогам выездной проверки или нескольких таких проверок за 2025, 2026 гг. факты дробления не установлены.

При выездных проверках за 2025, 2026 гг. налоговый орган проверит, применялось ли дробление бизнеса. Если оно не применялось в этих периодах, то суммы налоговых доначислений, пеней, штрафов, которые связаны с дроблением, установленным проверками за 2022-2024 гг., подпадают под амнистию. Уплачивать их не нужно. Обязательства их уплатить прекращаются со следующей даты, что установлено в ч.5 ст.6 Закона № 176-ФЗ:

- если проведена только одна выездная проверка за 2025, 2026 гг. - со дня вступления в силу решения по ее итогам;

- если проверок было несколько и решения по их итогам вступили в силу в разные дни - в наиболее позднюю из этих дат;

Во-вторых, выездные проверки за 2025, 2026 гг. не назначались. С учетом ограничения по глубине охвата выездной проверки в общем случае ее назначают (п.4 ст.89 НК РФ):

- за 2025 г. - не позже 31 декабря 2028 г.;

- 2026 г. - не позже 31 декабря 2029 г.

Если эти даты прошли, а выездные проверки за 2025, 2026 гг. так и не назначили, уплачивать суммы налога, пени, штрафы в связи с дроблением, установленным проверкой за 2022-2024 гг., уже не придется. Обязательства по их уплате прекращаются с 1 января 2030 г.;

В-третьих, налогоплательщик добровольно отказался от дробления бизнеса. Российский законодатель особо подчеркивает на необходимость наличия именно добровольного отказа от анализируемой схемы. Если налогоплательщик решает добровольно отказаться от дробления, то желательно это сделать до назначения выездных проверок за 2025, 2026 гг. Тогда амнистия избавит от большего объема долгов перед бюджетом. В зависимости от того, успел ли налогоплательщик до их назначения, условия получения амнистии по данному основанию и периоды, на которые она распространяется, различаются (ч.2, 9 ст.6 Закона № 176-ФЗ):

- если на момент отказа от дробления инспекция еще не назначила выездную проверку за 2025, 2026 гг., то условием амнистии выступает отказ от дробления за 2025, 2026 гг. Добровольный отказ от дробления за эти периоды может быть как полным, так и частичным. Если отказ частичный, то при амнистии налогоплательщик освобождается от обязательств перед бюджетом в соответствующей части;

- если выездная проверка (выездные проверки) за 2025, 2026 гг. уже назначена, то для амнистии требуется отказаться от дробления за 2025, 2026 гг., а также за 2024 г. Причем от дробления за 2024 г. нужно добровольно отказаться до вступления в силу решения по итогам такой выездной проверки, если она одна, или до наиболее ранней из дат вступления решений в силу, если назначено несколько выездных проверок за 2025, 2026 гг. Иначе условие амнистии не выполнено.

В первом случае, когда налогоплательщик успевает отказаться от дробления до назначения соответствующих выездных проверок, амнистия освобождает от налоговых доначислений, пеней, штрафов, которые связаны с дроблением, установленным проверками за 2022, 2023, 2024 гг., а во втором - только за 2022, 2023 гг. (без 2024 г.);

В-четвертых, в отношении организации-налогоплательщика в ЕГРЮЛ вносится запись о том, что:

- она находится в процессе ликвидации;

- в отношении нее принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ;

- она признана банкротом и открыто конкурсное производство.

Необходимо учитывать положения части 12 ст.6 Закона № 176-ФЗ, в соответствии с которыми со дня внесения любой из этих записей у организации прекращается обязанность уплатить налоги, пени, штрафы из-за дробления, установленного налоговой проверкой за 2022-2024 гг.

В силу части 13 ст.6 Закона № 176-ФЗ при определенных условиях после прекращения указанной обязанности у налогоплательщика приведенные суммы все же придется уплатить, но другим лицам. Так происходит, если при выездной проверке инспекция обнаруживает, что в 2025 г. и (или) 2026 г. деятельность налогоплательщика с использованием дробления продолжила другая группа лиц. Если последняя подконтрольна тем же лицам, что и налогоплательщик, то обязанность уплатить налоги, пени, штрафы в связи с дроблением, возникшая у налогоплательщика, возлагается на участников этой другой группы.

Проще говоря, дробление бизнеса представляет собой один из способов "уйти" от налогов и сохранить преимущества специальных налоговых режимов УСН и ПСН. При дроблении руководство искусственно делит одну компанию или ИП на несколько. В рамках налоговой амнистии государство "простит" налогоплательщикам налоги, пени и штрафы, связанные с дроблением бизнеса, если в 2025-2026 годах оказаться от этой "серой схемы". ФНС России отдельно рассчитает недоимку и санкции в части дробления бизнеса за 2022-2024 годы и приостановит решение по ним. Если налогоплательщик добровольно отказался от дробления в 2025-2026 годах, то государство "простит" суммы по приостановленному решению. Также налоговые органы не будут направлять материалы проверки при крупном размере недоимки в следственный комитет.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ