Документальное оформление и налоговый учет помощи участникам СВО
Вопрос:
В организации работает сотрудник, который помогает добровольцам передавать помощь для участников СВО. Сотрудник обратился к руководству ком. организации с просьбой закупить оборудование (сушилки для овощей) и сами овощи с последующей передачей этого оборудования и овощей добровольцам. Добровольцы сушат овощи и делают наборы сушеных овощей для передачи участникам СВО. Организация с расчетного счета оплатила оборудование и перечислила в подотчет сотруднику деньги для закупки овощей. Ком. организация заключила с добровольцем - физлицом договор пожертвования и по акту приема-передачи передала оборудование и овощи. В бухучете данные расходы признали прочими расходами на дату передачи оборудования и овощей и отразили на сч.91 "Прочие доходы и расходы". Входной НДС в приходных документах не выделяли. В налоговом учете данные расходы не отразили, в связи с тем, что они не направлены на получение дохода и не могут быть признаны экономически обоснованными.
1. Можно ли перечислять сотруднику деньги
в подотчет на закупку овощей для
дальнейшей передачи этих овощей физлицу?
Или лучше закупать эти овощи по безналу,
т.е. оплачивать с р/счета и потом
передавать физлицу, минуя нашего
сотрудника.
2. Правильно ли было составлять договор
пожертвования? Каким образом можно еще
документально подтвердить данные
расходы?
3. Как можно отразить расходы на покупку овощей, чтобы их можно было включить в налоговую базу по прибыли? Ведь цель расходов - это помощь участникам СВО.
Ответ:
В рассматриваемой ситуации организация безналичным путем закупила оборудование для сушки овощей и передала это оборудование и овощи на основании договора пожертвования по Акту прием-передачи добровольцам (волонтерам), которые безвозмездно сушат овощи и передают их участникам СВО.
В соответствии с законодательством РФ гуманитарная помощь - бескорыстная (безвозмездная) передача гражданам или юридическим лицам имущества является благотворительной деятельностью и регулируется законом от 11.08.1995 года №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)". Организация вправе безвозмездно передать имущество, приобретенное для нужд СВО (статьи 572, 574, 582 ГК РФ, статья 1 Федерального закона № 135-ФЗ).
Одним из документов оформления операций по оказанию гуманитарной помощи организации является договор пожертвования, кроме того, организации необходимо иметь Решение собственников организации и Приказ руководителя организации о выделении указанного пожертвования. Желательно также иметь письмо потенциального получателя с просьбой о благотворительной помощи. Передача имущества оформляется Актом приёма-передачи имущества.
Закупку овощей можно производить как по безналу, так и через подотчетное лицо. В последнем случае необходимо наличие письменного заявления подотчетного лица и распорядительный документ руководителя организации на выдачу средств в подотчет. письменному заявлению подотчетного лица. Подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми документами, подтверждающими факт закупки ТМЦ - овощей (п.6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
Действующим законодательством предусмотрено, что при расчете налога на прибыль в состав внереализационных расходов включаются:
- денежные средства и (или) иное имущество, безвозмездно переданные мобилизованным гражданам, лицам, проходящим службу по контракту или заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, а также членам их семей (пп.19.12 п.1 статьи 265 НК РФ);
- стоимость имущества (в т.ч. денежные средства), безвозмездно переданного определенным некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (пп.19.6 п.1 статьи 265 НК РФ).
В иных случаях расходы на безвозмездную передачу имущества в связи с проведением СВО (например, в рамках благотворительной помощи) не уменьшают налогооблагаемую прибыль (п.16 статьи 270 НК РФ, письма Минфина России 18.12.2023 № 03-00-07/122672, ФНС России от 04.02.2021 № СД-4-3/1247).
Обоснование:
Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки является благотворительной деятельностью и регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (статья 1 Федерального закона № 135-ФЗ). В этой связи оказание организацией гуманитарной помощи юридически следует рассматривать как благотворительность.
Благотворительная и добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется, в частности в форме бескорыстной (безвозмездной) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств (п.п.1 п.2 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ).
Следовательно, организация вправе безвозмездно передать имущество, приобретенное для нужд СВО (статьи 572, 574, 582 ГК РФ, статья 1 Федерального закона № 135-ФЗ).
Как следует из разъяснений Минэкономразвития России (письмо от 02.02.2022 № 3174-ТИ/Д04и "О направлении информационных материалов") дарение вещи в общеполезных целях признается пожертвованием (п.1 статьи 582 ГК РФ). При осуществлении пожертвования заключается договор о пожертвовании (п.2 статьи 421, статья 582 ГК РФ), являющийся разновидностью договора дарения. В договор о пожертвовании необходимо включить его существенное условие – предмет (п.1 статьи 432 ГК РФ).
Пожертвование движимого имущества должно быть подтверждено договором о пожертвовании, заключенным в письменной форме, в частности, если благотворителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.
При формулировании условия о предмете необходимо указать, что имущество передается в собственность благополучателю безвозмездно. В договоре перечисляется имущество, передаваемое безвозмездно, отражается его стоимость (балансовая и (или) оценочная). В дополнение к договору о пожертвовании необходимо заключить акт приема-передачи или иной документ, подтверждающий передачу жертвователем (благотворителем) имущества.
Из вышеизложенного следует, что для оформления безвозмездной передачи гуманитарной помощи, организации необходимы следующие документы: Решение собственника организации, Приказ руководителя организации о выделении помощи, договор о пожертвовании. Желательно также иметь письмо потенциального получателя с просьбой о благотворительной помощи. Передача имущества оформляется Актом приёма-передачи имущества.
В рассматриваемой ситуации организация безналичным путем закупила оборудование для сушки овощей и передала это оборудование и овощи на основании договора пожертвования по Акту прием-передачи добровольцам (волонтерам), которые безвозмездно сушат овощи и передают их участникам СВО.
Закупку овощей можно производить как по безналу, так и через подотчетное лицо. В последнем случае необходимо наличие письменного заявления подотчетного лица и распорядительный документ руководителя организации на выдачу средств в подотчет. письменному заявлению подотчетного лица. Подотчетное лицо обязано в срок, установленный руководителем юридического лица, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру авансовый отчет с прилагаемыми документами, подтверждающими факт закупки ТМЦ (п.6.3 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
Так как приобретаемые в благотворительных целях ТМЦ не признаются запасами организации, затраты на их приобретение отражаются для целей бухгалтерского учета в составе прочих расходов (п.11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н). При наличии временного разрыва между датой приобретения ТМЦ и даты их передачи получателю, рекомендуется учитывать их на отдельном забалансовом счете.
Налог на прибыль
В целях налога на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются, за исключением случаев, установленных главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ (п.16 статьи 270 НК РФ).
При этом на основании п.п.19.6 п.1 статьи 265 НК РФ организация вправе признать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) либо централизованным религиозным организациям, религиозным организациям, входящим в структуру централизованных религиозных организаций, СОНКО, учредителями которых являются централизованные религиозные организации или религиозные организации, входящие в структуру централизованных религиозных организаций. Наличие организации в реестре СОНКО является подтвержденным основанием для выполнения требований, предусмотренных подпунктом 19.6 пункта 1 статьи 265 главы 25 НК РФ. Организация-благотворитель вправе включить сумму пожертвований в состав расходов в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ.
Как следует из разъяснений Минфина России (письмо от 18.12.2023 № 03-00-07/122672) действующим законодательством предусмотрено, что при расчете налога на прибыль в состав внереализационных расходов включаются:
- денежные средства и (или) иное имущество, безвозмездно переданные мобилизованным гражданам, лицам, проходящим службу по контракту или заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, а также членам их семей (пп.19.12 п.1 статьи 265 НК РФ);
- стоимость имущества (в т.ч. денежные средства), безвозмездно переданного определенным некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (пп.19.6 п.1 статьи 265 НК РФ).
В иных случаях расходы на безвозмездную передачу имущества в связи с проведением СВО (например, в рамках благотворительной помощи) не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
Таким образом, организация вправе безвозмездно передать имущество, приобретенное для нужд СВО. Для оформления безвозмездной передачи гуманитарной помощи, организации необходимо оформить Решение собственников организации, Приказ руководителя организации о выделении помощи, Договор о пожертвовании, Акт приёма-передачи имущества. Желательно также иметь письмо потенциального получателя с просьбой о благотворительной помощи.
Закупку овощей можно производить как по безналу, так и через подотчетное лицо. В последнем случае необходимо наличие письменного заявления подотчетного лица и распорядительный документ руководителя организации на выдачу средств в подотчет. письменному заявлению подотчетного лица.
В целях налога на прибыль согласно п.16 статьи 270 НК РФ расходы на оказание безвозмездной помощи не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (письмо ФНС России от 04.02.2021 № СД-4-3/1247).
Подтверждением данной позиции могут служить письма Минфина от 18.12.2023 № 03-00-07/122672, от 01.06.2023 № 03-03-06/1/50313, от 04.10.2022 № 03-03-06/1/95569, Минэкономразвития России от 02.02.2022 № 3174-ТИ/Д04и.
Служба
поддержки пользователей систем
"Кодекс"/"Техэксперт"
Эксперт Решетняк Вероника Рифовна,
ООО "Аудиторско-Консультационный
Центр",
генеральный директор
Ссылается на
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (статьи 1 - 453) (с изменениями на 31 октября 2024 года)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) (статьи 454 - 1109) (с изменениями на 24 июля 2023 года) (редакция, действующая с 12 сентября 2023 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О налогообложении расходов организаций, связанных с приобретением и доставкой имущества в зону специальной военной операции