Вопрос:
О
рассмотрении предложения об отмене
условия о необходимости сохранения
организациями и индивидуальными
предпринимателями, получившими статус
участника свободной экономической зоны
на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и
Херсонской областей, среднеквартального
показателя средней численности
работников на уровне не ниже данного
показателя за первый квартал 2023 года в
целях применения особого режима
налогообложения и обложения страховыми
взносами.
Министерство финансов Российской
Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 24 апреля 2024 года № 03-15-06/38378
[О рассмотрении предложения об отмене условия о необходимости сохранения организациями и индивидуальными предпринимателями, получившими статус участника свободной экономической зоны на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, среднеквартального показателя средней численности работников на уровне не ниже данного показателя за первый квартал 2023 года в целях применения особого режима налогообложения и обложения страховыми взносами]
Департамент налоговой политики
рассмотрел обращения ООО от 14.03.2024 и от
14.03.2024, содержащие предложение об отмене
условия о необходимости сохранения
организациями и индивидуальными
предпринимателями, получившими статус
участника свободной экономической зоны
на территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и
Херсонской области в соответствии с
Федеральным законом от 24.06.2023 № 266-ФЗ "О
свободной экономической зоне на
территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и
Херсонской области" (далее - участник
СЭЗНТ, Федеральный закон № 266-ФЗ),
среднеквартального показателя средней
численности работников на уровне не ниже
данного показателя за первый квартал 2023
года в целях применения особого режима
налогообложения и обложения страховыми
взносами, и сообщает следующее.
Исходя
из положений подпункта 22 пункта 1, пункта
2.2, пункта 17 статьи 427 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс)
участники СЭЗНТ применяют в отношении
выплат и иных вознаграждений в пользу
физических лиц, занятых в реализации
инвестиционного проекта в СЭЗНТ,
информация о котором содержится в
инвестиционной декларации,
соответствующей требованиям,
установленным Федеральным законом №
266-ФЗ, единый пониженный тариф страховых
взносов в размере 7,6%.
Физическим лицом, занятым в
реализации инвестиционного проекта в
СЭЗНТ, признается лицо, заключившее
трудовой договор с участником СЭЗНТ, а
его трудовые обязанности
непосредственно связаны с реализацией
вышеуказанного инвестиционного проекта,
в том числе с эксплуатацией объектов
основных средств, созданных в результате
реализации инвестиционного проекта.
Участники СЭЗНТ применяют
упомянутый единый пониженный тариф
страховых взносов начиная с 1-го числа
месяца, следующего за месяцем получения
ими такого статуса, до 31 декабря
(включительно) года, в котором истекают
пять последовательных календарных лет,
при условии сохранения в течение
указанного периода среднеквартальных
показателей средней численности
работников и среднемесячного размера
выплат и иных вознаграждений,
начисленных участником СЭЗНТ в пользу
этих работников, на уровне не ниже
закрепленных в договоре об условиях
деятельности в СЭЗНТ и не ниже
соответствующих показателей за первый
квартал 2023 года (при их наличии).
Таким
образом, предлагаемая отмена условия о
необходимости сохранения участником
СЭЗНТ среднеквартального показателя
средней численности работников на
уровне не ниже данного показателя за
первый квартал 2023 года повлечет
увеличение количества плательщиков
страховых взносов, применяющих единый
пониженный тариф страховых взносов в
размере 7,6%.
Вместе
с тем страховые взносы уплачиваются в
целях обязательного социального
страхования застрахованных лиц и
являются источником финансового
обеспечения реализации прав
застрахованных лиц на получение
страхового обеспечения по
соответствующим видам обязательного
социального страхования.
В связи
с этим исходя из положений статьи 20
Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального
страхования" выпадающие доходы
бюджетов государственных внебюджетных
фондов в связи с применением
плательщиками пониженных тарифов
страховых взносов с целью сохранения
прав граждан на обязательное социальное
обеспечение в полном размере
компенсируются за счет межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из
федерального бюджета.
Увеличение количества
плательщиков страховых взносов,
применяющих упомянутый единый
пониженный тариф страховых взносов,
приведет к росту объема выпадающих
доходов бюджетов государственных
внебюджетных фондов и, соответственно, к
увеличению расходов федерального
бюджета на их компенсацию, что в условиях
внешнего санкционного давления
представляется крайне
обременительным.
Дополнительные меры
государственной поддержки не должны
более затрагивать систему обязательного
социального страхования, которая
финансируется за счет сумм страховых
взносов, учитывая, что вопросы
предоставления преференций в этой части
увязаны с соблюдением прав
застрахованных лиц в системе
обязательного социального страхования и
источниками финансирования доходов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, за счет средств которых
обеспечиваются государственные
социальные гарантии граждан.
Одновременно установленные
абзацем вторым пункта 17 статьи 427 Кодекса
условия сохранения среднеквартальных
показателей средней численности
работников и среднемесячного размера
выплат являются также критерием для
применения нулевой ставки акциза на
сталь жидкую в соответствии с пунктом 13
статьи 193 Кодекса и нулевой ставки налога
на добычу полезных ископаемых при добыче
угля и (или) железной руды в соответствии
с подпунктом 22 пункта 1 статьи 342
Кодекса.
При
этом налогообложение стали жидкой
акцизом направлено на изъятие
определенной части рентного дохода,
получаемого предприятиями
металлургической отрасли.
Таким
образом, в отношении дохода организаций -
участников СЭЗНТ, осуществляющих на
указанных территориях инвестиционный
проект, такое изъятие не предусмотрено с
целью возможности его использования на
развитие производственной базы
предприятий, сохранения и увеличения их
трудовых ресурсов. В этой связи без
сохранения производственного персонала,
по мнению Департамента, невозможно
быстрое восстановление
производственного потенциала.
Кроме
того, предлагаемая отмена условия о
необходимости сохранения участником
СЭЗНТ среднеквартального показателя
средней численности работников на
уровне не ниже данного показателя за
первый квартал 2023 года повлечет
расширение круга налогоплательщиков,
имеющих возможность, получив статус
участника СЭЗНТ, применять нулевую
ставку налога на добычу полезных
ископаемых при добыче угля и (или)
железной руды, что приведет к выпадающим
доходам бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предложение
об отмене условия о необходимости
сохранения участниками СЭЗНТ
среднеквартального показателя средней
численности работников на уровне не ниже
данного показателя за первый квартал 2023
года в целях применения ими особого
режима налогообложения и обложения
страховыми взносами не поддерживается.
Заместитель директора
Департамента
В.А.Прокаев
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) (с изменениями на 30 сентября 2024 года) (редакция, действующая с 30 октября 2024 года)
- Об основах обязательного социального страхования (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и на прилегающих территориях (с изменениями на 22 июня 2024 года)