Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь

Сравнительный анализ требований Закона о промышленной безопасности ОПО (с учетом изменений от 1 сентября 2024 года и 1 сентября 2025 года)

1. Анализ требований Федерального закона от 25.12.2023 № 637-ФЗ в сравнении с нормами Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Федеральным законом от 25.12.2023 № 637-ФЗ внесен ряд существенных изменений и уточнений в Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Федеральный закон от 25.12.2023 № 637-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Комментарий

Абзац одиннадцатый статьи 1. Эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, которое соответствует квалификационным требованиям профессионального стандарта либо аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, обладает специальными знаниями в области промышленной безопасности и соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности

Абзац одиннадцатый статьи 1. Эксперт в области промышленной безопасности - физическое лицо, аттестованное в установленном Правительством Российской Федерации порядке, которое обладает специальными познаниями в области промышленной безопасности, соответствует требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, и участвует в проведении экспертизы промышленной безопасности

В новой редакции Закона уточнено понятие эксперта в области промышленной безопасности (в понятие включено требование о соответствии физического лица квалификационным требованиям профессионального стандарта).


Эксперты в области промышленной безопасности смогут подтверждать свою компетентность не только при прохождении аттестации в Ростехнадзоре, но и при успешном прохождении профессионального экзамена в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации"

Пункт 4 статьи 3. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, техническом перевооружении, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта, проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к

Пункт 4 статьи 3. В случае, если при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта.

В новой редакции Закона введено уточненное требование о том, что в случае если при техническом перевооружении требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта (ОПО), проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности ОПО.


Кроме того, введено уточненное требование о том, что

эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности опасного производственного объекта.


Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Применение обоснования безопасности опасного производственного объекта без положительных заключений экспертизы промышленной безопасности такого обоснования и внесенных в него изменений (при их наличии) не допускается.

обоснование безопасности ОПО и внесенные в него изменения (при их наличии) направляются организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, а в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения ОПО с применением обоснования безопасности ОПО - в течение 10 рабочих дней со дня их

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта, утверждаются застройщиком или техническим заказчиком (при проектировании опасного производственного объекта) либо руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, при наличии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности.


Обоснование безопасности опасного производственного объекта направляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре. Изменения, внесенные в обоснование безопасности опасного производственного объекта, направляются

завершения. Изменения, внесенные в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре ОПО, направляются организацией, эксплуатирующей такой ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения

Обоснование безопасности опасного производственного объекта и внесенные в него изменения (при их наличии) направляются организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре, а в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения опасного производственного объекта с применением обоснования безопасности опасного производственного объекта - в течение десяти рабочих дней со дня их завершения.

организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня получения положительного заключения экспертизы промышленной безопасности

Изменения, внесенные в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре опасного производственного объекта, направляются организацией, эксплуатирующей такой опасный производственный объект, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение десяти рабочих дней со дня их утверждения

Пункт 1 статьи 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, утверждаемыми органом государственного регулирования промышленной безопасности

Пункт 1 статьи 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности

В новой редакции Закона уточнено требование о том, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, утверждаемыми органом государственного регулирования промышленной безопасности (уточнено, каким органом утверждаются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности)

Абзац четвертый пункта 2 статьи 7. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:


при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает десять лет

Абзац четвертый пункта 2 статьи 7. Если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:


при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет

В новой редакции Закона изменено требование о том, что если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 10 лет, а не 20 лет, как в настоящее время

Пункт 2 статьи 8. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию опасного производственного

Пункт 2 статьи 8. Отклонения от проектной документации опасного производственного объекта в процессе его строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также от документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта в процессе его технического перевооружения, консервации и ликвидации не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в документацию на консервацию и ликвидацию

Из новой редакции Закона исключено требование о том, что изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение ОПО, должны согласовываться с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом

объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности

опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом, за исключением случая, если указанная документация входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности

Пункты 1 и 3 статьи 9. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:


принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью нарушений требований промышленной безопасности и осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на опасном производственном объекте с учетом рекомендаций по результатам такого аудита.

-

В новой редакции Закона введено требование о том, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью нарушений требований промышленной безопасности и осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учетом рекомендаций по результатам такого аудита.


Также введено требование о том, что решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО,

Решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации указанных зданий и сооружений, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации указанных зданий и сооружений, принимается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, либо руководителем обособленного структурного подразделения такой

предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации указанных зданий и сооружений, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации указанных зданий и сооружений, принимается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, либо руководителем обособленного структурного подразделения такой организации на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений. В этом решении, оформленном на бумажном носителе или в форме электронного документа,

организации на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений. В этом решении, оформленном на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, содержатся сведения о реквизитах данного заключения, подтверждающих его включение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, и устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений

подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, должны содержаться сведения о реквизитах данного заключения, подтверждающих его включение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, и устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений

Пункт 6 статьи 11. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита систем управления промышленной безопасностью. Сведения о результатах такого аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления данных эксплуатирующих организаций и их учредителям. Ограничения на доступ учредителей к указанным сведениям могут быть установлены федеральным законом

-

В новой редакции Закона введено дополнительное требование о том, что организации, эксплуатирующие ОПО I класса опасности, обязаны обеспечивать проведение аудита систем управления промышленной безопасностью. Сведения о результатах такого аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года представляются коллегиальным органам управления данных эксплуатирующих организаций и их учредителям. Ограничения на доступ учредителей к указанным сведениям могут быть установлены федеральным законом

Пункт 2 статьи 12. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

Пункт 2 статьи 12. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориального органа.

В новой редакции Закона в состав специальной комиссии по техническому расследованию причин аварий дополнительно включены представители профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих ОПО, и

В состав указанной комиссии также включаются:


представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;


представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;


представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

В состав указанной комиссии также включаются:


представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект;


представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;


представители страховщика, с которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

представители профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта)

представители профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих опасный производственный объект;


представители профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта);


другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации


другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации

Пункт 5 статьи 13. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, здания, сооружения на опасном производственном объекте понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности

Пункт 5 статьи 13. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.


В новой редакции Закона введено уточнение о том, что под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, здания, сооружения на ОПО понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности

Абзацы 3 и 4 пункта 3_1 статьи 14. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:


в случае увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;


в случае изменения требований промышленной безопасности к мерам и мероприятиям, указанным в пункте 1 статьи 14

Абзацы 3 и 4 пункта 3_1 статьи 14. Декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации опасного производственного объекта разрабатывается вновь:


в случае изменения технологических процессов на опасном производственном объекте либо увеличения более чем на двадцать процентов количества опасных веществ, которые находятся или могут находиться на опасном производственном объекте;


в случае изменения требований промышленной безопасности

В новой редакции Закона введено уточненное требование о том, что декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации ОПО разрабатывается вновь в случае изменения требований промышленной безопасности к мерам и мероприятиям, указанным в пункте 1 статьи 14 Закона.


Одновременно из новой редакции Закона исключено требование о том, что декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации ОПО должна разрабатываться вновь в случае изменения технологических процессов на ОПО

Пункты 1 и 4 статьи 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется:


а) уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности;

Пункты 1 и 4 статьи 16. Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности осуществляется:


а) уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности;

В новой редакции Закона введено требование о том, что федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности должен осуществляться также на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок

б) на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, - подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти.


в) на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, - подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обороны.

б) на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, - подразделениями этих федеральных органов исполнительной власти.


Организация и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в подпункте

военного назначения, - подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обороны.


Кроме того, в новой редакции Закона введено уточненное требование о том, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1 статьи 16, не применяются положения пунктов 5-11 статьи 16 (введена отсылка на подпункт "в" пункта 1 статьи 16, согласно которому федеральный государственный надзор в области

Организация и осуществление федерального государственного надзора в области промышленной безопасности регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", а в случаях, указанных в подпунктах"б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, не применяются положения пунктов 5-11 настоящей статьи

"б" пункта 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации органом государственного регулирования промышленной безопасности. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, в случаях, указанных в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи, не применяются положения пунктов 5-11 настоящей статьи

промышленной безопасности осуществляется на объектах, используемых при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, - подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обороны)

Подпункт "в" пункта 4 статьи 16_2. Общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе:


в) принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), а также в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте

Подпункт "в" пункта 4 статьи 16_2. Общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе:


в) принимать участие в мероприятиях по контролю, проводимых федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, и техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте


В новой редакции Закона введено требование о том, что общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе принимать участие в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора)


Таким образом, можно сделать вывод, что нормы Федерального закона от 25.12.2023 № 637-ФЗ направлены на совершенствование правового регулирования в области промышленной безопасности:

1) на законодательном уровне введен институт аудита систем управления промышленной безопасностью (СУПБ);

2) уточнен порядок продления срока эксплуатации зданий и сооружений на ОПО по истечении ранее установленного срока их службы;

3) сокращен с 20 до 10 лет предельный срок службы технических устройств на ОПО в случае отсутствия в документации установленного производителем периода эксплуатации, либо отсутствия данной документации;

4) введена возможность установления индивидуальных требований промышленной безопасности в обосновании безопасности ОПО при техническом перевооружении, а также капитальном ремонте линейного объекта;

5) уточнены отдельные положения, связанные с осуществлением государственного надзора, лицензирования и расследования аварий на ОПО.

Федеральный закон от 25.12.2023 № 637-ФЗ вступает в силу с 01.09.2024 года, за исключением положений об аудите систем управления промышленной безопасностью, вступающих в силу с 01.09.2025 года.

2. Алгоритм действий специалиста по промышленной безопасности и работодателя с учётом изменений, установленных Федеральным законом от 25.12.2023 № 637-ФЗ.

Специалисту по промышленной безопасности следует:

2.1. Учитывать требование о том, что, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает 10 лет (до 1 сентября 2024 года - 20 лет).

Необходимо провести ревизию технических устройств на ОПО, фактический срок службы которых превышает 10 лет, при отсутствии в технической документации данных о сроке службы таких технических устройств (для проведения экспертизы промышленной безопасности).

2.2. Учитывать требование о том, что с 1 сентября 2025 года организация, эксплуатирующая ОПО, обязана принимать меры по устранению выявленных по результатам аудита системы управления промышленной безопасностью (СУПБ) нарушений требований промышленной безопасности и осуществлять корректировку мер по снижению риска аварий на ОПО с учетом рекомендаций по результатам такого аудита.

Необходимо разработать (актуализировать) положение о проведении аудита систем управления промышленной безопасностью (СУПБ), а также разрабатывать в дальнейшем планы мероприятий по устранению нарушений требований промышленной безопасности по результатам аудита СУПБ.

2.3. Учитывать требование о том, что решение о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, после истечения срока эксплуатации указанных зданий и сооружений, установленного проектной или технической документацией, либо по истечении сроков, установленных ранее принятыми решениями о возможности эксплуатации указанных зданий и сооружений, принимается руководителем организации, эксплуатирующей ОПО, либо руководителем обособленного структурного подразделения такой организации на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений. В этом решении, оформленном на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, содержатся сведения о реквизитах данного заключения, подтверждающих его включение в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, и устанавливается срок дальнейшей безопасной эксплуатации указанных зданий и сооружений.

Необходимо производить подготовку и контроль исполнения решений руководителя организации, эксплуатирующей ОПО (руководителя обособленного структурного подразделения такой организации) о возможности эксплуатации зданий и сооружений на ОПО на основании положительного заключения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.

2.4. Учитывать требование о том, что с 1 сентября 2025 года организациям, эксплуатирующим ОПО I класса опасности, необходимо обеспечивать проведение аудита СУПБ.

Необходимо разработать (актуализировать) положение о проведении аудита СУПБ и планы-графики проведения аудита СУПБ, а также оформлять сведения о результатах такого аудита ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Указанные сведения затем должны представляться коллегиальным органам управления данных эксплуатирующих организаций и их учредителям.

2.5. Учитывать требование о том, что в случае проведения технического расследования причин аварий в состав комиссии по расследованию следует включать представителей профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих ОПО и представителей профессионального объединения страховщиков (в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта).

2.6. Учитывать требование о том, что под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на ОПО, здания, сооружения на ОПО понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности.

2.7. Учитывать требование о том, что декларация промышленной безопасности находящегося в эксплуатации ОПО должна разрабатываться вновь в случае изменения требований промышленной безопасности к мерам и мероприятиям, указанным в пункте 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

2.8. Учитывать требование о том, что общественный инспектор в области промышленной безопасности вправе принимать участие в контрольных (надзорных) действиях, проводимых при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора).

2.9. Учитывать требование о том, что в случае если при техническом перевооружении требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицами, осуществляющими подготовку документации на техническое перевооружение ОПО, проектной документации на капитальный ремонт линейного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации, капитальному ремонту, техническому перевооружению, консервации и ликвидации этого объекта в обосновании безопасности ОПО. Обоснование безопасности ОПО и внесенные в него изменения (при их наличии) направляются организацией, эксплуатирующей ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности при регистрации ОПО в государственном реестре, а в случае проведения капитального ремонта линейного объекта или технического перевооружения ОПО с применением обоснования безопасности ОПО - в течение 10 рабочих дней со дня их завершения. Изменения, внесенные в обоснование безопасности зарегистрированного в государственном реестре ОПО, направляются организацией, эксплуатирующей такой ОПО, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения.

В целом - с учетом требований новой редакции Закона - работодателю при участии специалиста по промышленной безопасности следует актуализировать:

- производственные и должностные инструкции работников;

- положение о производственном контроле (приказ об организации производственного контроля);

- положение о СУПБ.


Специалист в области
производственной безопасности,

Лазарев М.Ю.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ