Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


Вопрос:

О предложениях по изменению законодательства в отношении налогообложения сделок с организациями из офшорных зон и недружественных стран.

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2023 года N 03-08-05/89229

от 19 сентября 2023 года N 03-08-09/89106

[О предложениях по изменению законодательства в отношении налогообложения сделок с организациями из офшорных зон и недружественных стран]


Департамент налоговой политики рассмотрел обращение от 03.07.2023 по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает.

1. В связи с изданием Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2023 N 86н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)" (далее - Приказ, Перечень) с целью нивелирования рисков, возникающих в связи с внесением изменений в Перечень посредством включения в него иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия, Минфином России подготовлен проект поправок к проекту федерального закона 330129-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".

Проект поправок предусматривает сохранение до 31 декабря 2026 года включительно возможности применения Перечня государств и территорий, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по состоянию на 1 марта 2022 года, для применения положений Кодекса, регулирующих порядок налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, налоговой ставки в размере 0% в отношении дивидендов, выплачиваемых иностранными организациями российским организациям и международным холдинговым компаниям, а также при получении доходов в виде безвозмездной передачи имущества и имущественных прав.

2. По вопросу установления переходного периода в части порядка налогообложения доходов от продажи акций или долей в компаниях и иных доходов сообщаем следующее.

Значительный объем доходов российских лиц от таких операций приходится на доходы по продаже акций (долей) в уставном капитале принадлежащих им дочерних компаний - резидентов стран Европейского союза.

В условиях введения санкций со стороны западных государств и, как следствие, беспрецедентного давления на экономику страны рассматриваемые налоговые льготы представляются не соответствующими задачам по сохранению устойчивости национальной экономики и необходимости мобилизации финансовых ресурсов.

3. По вопросу признания сделки контролируемой, если одной из сторон такой сделки является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в Перечень, отмечаем.

В связи с изданием Приказа сделки с контрагентами из иностранных государств, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц недружественные действия (далее - недружественные страны), с 01.07.2023 могут быть признаны контролируемыми на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса.

В целях оценки возможной дополнительной административной нагрузки вследствие издания Приказа ФНС России провела анализ по данным 2022 года, определив контролируемые сделки с юрисдикциями по списку из Приказа и исключив из них сделки, которые признаются контролируемыми согласно пункту 1 и подпункту 2 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса (сделки с взаимозависимыми лицами и сделки с товарами, входящими в товарные группы, поименованные в пункте 5 статьи 105.14 Кодекса).

Проведенный анализ показал, что в результате издания Приказа количество контролируемых сделок увеличится не более чем на 8%, а объем в суммовом выражении - не более чем на 7%. Необходимо отметить, что с учетом технических ограничений расчета (возможен неоднократный учет сделок), а также принимая во внимание падение объема внешнеторговых операций с недружественными странами и их замещение дружественными странами уже в 2023 году, доля контролируемых сделок с недружественными странами будет еще ниже.

Таким образом, потенциальный рост количества и объема контролируемых сделок ввиду издания Приказа представляется несущественным.

Кроме того, следует отметить, что недружественные страны фактически прекратили обмен информацией для налоговых целей с Российской Федерацией и данное обстоятельство уравнивает такие страны с классическими офшорными юрисдикциями, откуда затруднительно получить информацию, что, в свою очередь, максимально усложняет осуществление налогового контроля цен, в том числе и установление взаимозависимости сторон сделки.

В этой связи предоставление каких-либо изъятий из Приказа или правил трансфертного ценообразования будет являться дискриминационным по отношению к тем юрисдикциям, которые добросовестно исполняют обязательства по обмену налоговой информацией по запросу с Российской Федерацией. Например, это касается Китая, доля которого в экспорте и импорте в Российскую Федерацию за первое полугодие 2023 года составляет более 40%, тогда как доля всех недружественных стран - около 30% и продолжает снижаться.

Одновременно необходимо отметить, что Кодексом не установлена обязанность по подготовке документации по каждой сделке, налогоплательщикам следует руководствоваться критериями существенности и уровня риска.

Более того, в силу пункта 3 статьи 105.3 Кодекса бремя доказывания несоответствия цены, примененной налогоплательщиком в сделке, рыночному уровню возлагается на ФНС России, Кодекс не возлагает на налогоплательщика обязанности по подтверждению применения рыночных цен в контролируемых сделках.

При осуществлении налогового контроля цен ФНС России учитывает влияние всех фактов и обстоятельств, в том числе объективных экономических процессов, на условия их совершения. ФНС России применяется риск-ориентированный подход - только сделки с высоким уровнем риска, установленного по результатам объективного всестороннего анализа, могут являться предметом проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Данное обстоятельство подтверждается точечным характером назначения проверок, в частности, по состоянию на 01.07.2023 с момента введения в Кодекс раздела V.1 было назначено менее 80 проверок полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, что многократно меньше количества выездных налоговых проверок за любой календарный год из указанного периода.

Таким образом, издание Приказа не создает дополнительных оснований для роста нагрузки на бизнес в виде избыточных мероприятий налогового контроля цен со стороны ФНС России и, как следствие, необходимости подготовки документации.

4. По вопросу увеличения суммового порога по контролируемым сделкам с компаниями из стран, указанных в Перечне, сообщаем следующее.

В настоящее время суммовой порог в размере 1 млрд рублей установлен только для внутрироссийских контролируемых сделок.

При этом для получения всего необходимого объема данных о сделке и контрагенте в отношении внутрироссийских сделок могут быть использованы информационные ресурсы ФНС России и полномочия по истребованию документов (информации) для максимально оперативного получения практически любых данных на территории Российской Федерации, что обусловливает возможность регулирования суммового порога ввиду достоверной возможности определения уровня риска. По внешнеторговым сделкам для этого, напротив, как правило, требуется направить международный запрос, получение полного и качественного ответа на который не гарантировано и требует длительного времени. Кроме того, уже известны случаи (например, Латвия, Великобритания, США, Германия) одностороннего отказа от исполнения международных обязательств в части обмена информацией между компетентными органами иностранных государств.

Таким образом, предложение представляется дискриминационным и по отношению к налогоплательщикам, совершающим внутрироссийские сделки, и в отношении резидентов дружественных стран, которые в полном объеме осуществляют обмен налоговой информацией по запросу.

Необходимо также учесть, что суммовой порог, предусмотренный пунктом 3 статьи 105.14 Кодекса, был увеличен в два раза и составляет 120 миллионов рублей.

Согласно исследованию ключевых консалтинговых компаний увеличение суммового порога оказало позитивное влияние на количество контролируемых сделок у налогоплательщиков - большинство налогоплательщиков отметили, что количество контролируемых сделок в 2022 году по сравнению с 2021 годом не изменилось.

Следовательно, текущий суммовой порог в размере 120 млн рублей для внешнеторговых контролируемых сделок является обоснованным, соответствующим текущим экономическим условиям и эффективно снижает административную нагрузку, особенно на малый и средний бизнес.

5. Вместе с тем обращаем внимание, что ряд сделок согласно Кодексу приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами и признаются контролируемыми безотносительно наличия или отсутствия взаимозависимости сторон таких сделок, что в полной мере отвечает задачам налогового контроля цен. Принцип "вытянутой руки" в абсолютной форме применим только в условиях полной информационной прозрачности и отсутствия препятствий для подтверждения взаимозависимости сторон.

Так, согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми признаются сделки в области внешней торговли товарами, которые входят в состав одной или нескольких товарных групп, предусмотренных пунктом 5 указанной статьи: нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни.

Указанные группы товаров представляют собой наиболее существенную часть экспорта Российской Федерации - на них приходится большая часть от ежегодного экспорта в суммовом выражении, что обусловливает особую важность применения рыночных цен во внешнеторговых сделках по их реализации и, как следствие, обеспечение получения бюджетом справедливого размера налоговых поступлений.

В этой связи внешнеторговые сделки с такого рода товарами признаются контролируемыми в особом порядке - по критерию принадлежности товара к одной или нескольким поименованным выше товарным группам.

Аналогично в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 105.14 Кодекса контролируемыми признаются сделки с резидентами юрисдикций, поименованных в перечне к Приказу.

Указанное обстоятельство обосновывается не только предоставлением льготного налогового режима налогообложения, но и доступом и достоверностью сведений о финансовой отчености, собственниках и бенефициарах бизнеса, банковской информации.

Такие возможности в отношении офшорных юрисдикций объективно ограничены, что может привести в том числе и к невозможности подтверждения взаимозависимости сторон сделки, именно поэтому законодателем установлен упрощенный порядок признания таких сделок контролируемыми - по принадлежности стороны сделки к юрисдикции по соответствующему перечню.

Как указывалось выше, недружественные страны благодаря своим действиям фактически поставили себя в аналогичное с офшорами положение.

В дополнение к вышесказанному обращаем внимание, что положениями главы 14.6 Кодекса предусмотрена процедура заключения соглашения о ценообразовании для целей налогообложения (далее - Соглашение). Заключение Соглашения может позволить налогоплательщикам сократить уровень затрат, связанных с осуществлением мероприятий по выполнению требований законодательства об определении цен для целей налогообложения, а также снизить административную нагрузку, связанную с осуществлением процедур контроля за соблюдением указанного законодательства.

Принимая во внимание вышеизложенное, указанные в обращении предложения (за исключением учтенных в проекте поправок к проекту федерального закона N 330129-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации") нецелесообразны как экономически необоснованные и могут привести к снижению налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Источники покрытия выпадающих доходов не предложены.

Заместитель директора Департамента
А.А.Смирнов



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ