ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 февраля 2023 года N 255
Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
(с изменениями на 20 сентября 2023 года)
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 сентября 2023
года N 1531 (Официальный интернет-портал
правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.09.2023, N
0001202309220037) (вступило в силу с 1 октября 2023
года).
В
соответствии с частью 1 статьи 25, частью 1
статьи 31 Федерального конституционного
закона "О принятии в Российскую
Федерацию Донецкой Народной Республики
и образовании в составе Российской
Федерации нового субъекта - Донецкой
Народной Республики", частью 1 статьи
25, частью 1 статьи 31 Федерального
конституционного закона "О принятии в
Российскую Федерацию Луганской Народной
Республики и образовании в составе
Российской Федерации нового субъекта -
Луганской Народной Республики",
частью 1 статьи 25, частью 1 статьи 31
Федерального конституционного закона
"О принятии в Российскую Федерацию
Запорожской области и образовании в
составе Российской Федерации нового
субъекта - Запорожской области" и
частью 1 статьи 25, частью 1 статьи 31
Федерального конституционного закона
"О принятии в Российскую Федерацию
Херсонской области и образовании в
составе Российской Федерации нового
субъекта - Херсонской области"
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1.
Утвердить прилагаемые особенности
применения законодательства Российской
Федерации в сфере обращения с отходами
производства и потребления на
территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и
Херсонской области.
2.
Настоящее постановление вступает в силу
со дня его официального опубликования и
действует до 1 марта 2026 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 февраля 2023 года N 255
Особенности применения законодательства Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области
(с изменениями на 20 сентября 2023 года)
1.
Настоящий документ устанавливает
особенности применения
законодательства Российской Федерации в
сфере обращения с отходами производства
и потребления (далее - отходы) на
территориях Донецкой Народной
Республики, Луганской Народной
Республики, Запорожской области и
Херсонской области (далее - субъекты
Российской Федерации).
2.
Требования, предусмотренные абзацами
вторым и третьим пункта 2 статьи 11,
пунктами 5-8 и 10 статьи 12, пунктами 1, 3, 4 и 6
статьи 13_4 и пунктом 1 статьи 24_13
Федерального закона "Об отходах
производства и потребления", пунктом 2
статьи 34, статьей 35 и пунктом 1 статьи 39
Федерального закона "Об охране
окружающей среды" и постановлением
Правительства Российской Федерации от 12
октября 2020 г. N 1657 "О Единых требованиях
к объектам обработки, утилизации,
обезвреживания, размещения твердых
коммунальных отходов", не применяются
к эксплуатируемым или планируемым к
эксплуатации объектам, связанным с
обращением с отходами.
Решение об эксплуатации объекта,
связанного с обращением с отходами,
принимается соответствующим субъектом
Российской Федерации, на территории
которого планируется эксплуатация этого
объекта.
3.
Субъекты Российской Федерации вправе не
утверждать региональные программы в
области обращения с отходами.
4. При
разработке и утверждении
исполнительными органами субъектов
Российской Федерации (далее -
уполномоченные органы) территориальных
схем обращения с отходами (далее -
территориальные схемы) подпункты
"а" и "г" пункта 5 и пункты 19-27
Правил разработки, общественного
обсуждения, утверждения, корректировки
территориальных схем в области
обращения с отходами производства и
потребления, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, а также
требований к составу и содержанию таких
схем, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 22
сентября 2018 г. N 1130 "О разработке,
общественном обсуждении, утверждении,
корректировке территориальных схем в
области обращения с отходами
производства и потребления, в том числе с
твердыми коммунальными отходами, а также
о требованиях к составу и содержанию
таких схем", не применяются.
5.
Разработанный уполномоченным органом
проект территориальной схемы до ее
утверждения подлежит направлению на
рассмотрение:
в
Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации - в части
применения технологий при строительстве
объектов обработки, утилизации,
обезвреживания и размещения отходов;
в
Федеральную службу по надзору в сфере
природопользования - в части баланса
количественных характеристик
образования, обработки, утилизации,
обезвреживания и размещения отходов на
территории субъекта Российской
Федерации;
в
Министерство строительства и
жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации - в части оценки
объема соответствующих капитальных
вложений в строительство, реконструкцию,
выведение из эксплуатации объектов
обработки, утилизации, обезвреживания и
размещения отходов и данных о
планируемых строительстве и
реконструкции, выведении из
эксплуатации объектов обработки,
утилизации, обезвреживания и размещения
отходов;
в
Министерство транспорта Российской
Федерации - в части оценки расположения
объектов по обращению с твердыми
коммунальными отходами в границах
шестой подзоны приаэродромной
территории;
в
публично-правовую компанию по
формированию комплексной системы
обращения с твердыми коммунальными
отходами "Российский экологический
оператор" (далее - российский
экологический оператор) - в части
экономической целесообразности
строительства и (или) реконструкции
объектов, расчетов количества твердых
коммунальных отходов, оценки дефицита
мощностей размещения твердых
коммунальных отходов либо риска
возникновения такого дефицита, оценки
соответствия мощностей объектов
обращения с твердыми коммунальными
отходами количеству образующихся
твердых коммунальных отходов, в том
числе с учетом схемы потоков твердых
коммунальных отходов и соглашений о
взаимодействии по вопросам обращения с
твердыми коммунальными отходами,
заключенных между субъектами Российской
Федерации, и оценки оптимальности схемы
потоков твердых коммунальных отходов,
результатом которой являются
обоснованные расходы на
транспортирование твердых коммунальных
отходов и предельные тарифы на услугу
регионального оператора по обращению с
твердыми коммунальными отходами (далее -
региональный оператор).
6.
Федеральные органы исполнительной
власти, указанные в пункте 5 настоящего
документа, и российский экологический
оператор в течение 20 календарных дней
рассматривают проект территориальной
схемы и направляют замечания и
предложения к нему (при наличии) в
представивший его уполномоченный
орган.
7.
Уполномоченный орган рассматривает
поступившие замечания и предложения к
проекту территориальной схемы,
указанные в пункте 6 настоящего
документа, при необходимости
дорабатывает проект территориальной
схемы и утверждает территориальную
схему в срок не более 90 календарных дней
со дня поступления замечаний и
предложений.
При
несоответствии утвержденной
территориальной схемы Правилам
разработки, общественного обсуждения,
утверждения, корректировки
территориальных схем в области
обращения с отходами производства и
потребления, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, а также
требованиям к составу и содержанию таких
схем, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 22
сентября 2018 г. N 1130 "О разработке,
общественном обсуждении, утверждении,
корректировке территориальных схем в
области обращения с отходами
производства и потребления, в том числе с
твердыми коммунальными отходами, а также
о требованиях к составу и содержанию
таких схем", уполномоченный орган не
позднее чем за 1 месяц до окончания
переходного периода принимает решение о
корректировке территориальной схемы.
8. Пункт
3 статьи 12, пункт 4 статьи 14_2, пункты 1, 3, 4 и
8 статьи 14_4 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления" и
подпункт "г" пункта 1 постановления
Правительства Российской Федерации от 25
августа 2008 г. N 641 "Об оснащении
транспортных, технических средств и
систем аппаратурой спутниковой
навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS" в
части транспортирования твердых
коммунальных отходов не применяются.
Пункт 6
статьи 14_3 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления"
применяется с 1 марта 2024 г.
До 1
марта 2026 г. индивидуальные
предприниматели и юридические лица, в
результате хозяйственной и (или) иной
деятельности которых образуются отходы I
и II классов опасности, на основании
гражданско-правовых договоров передают
такие отходы юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим деятельность по
обращению с отходами I и II классов
опасности (за исключением случаев, если
обращение с такими отходами
осуществляется юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, в
результате хозяйственной и (или) иной
деятельности которых образуются отходы I
и II классов опасности, самостоятельно
при наличии в собственности или на ином
законном основании объектов утилизации,
обезвреживания и (или) размещения
отходов I и II классов опасности).
9.
Статья 15 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления"
не применяется к лицам, которые допущены
к сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию и размещению
отходов I - IV классов опасности, до 1 марта
2025 г.
10.
Статьи 24_2-24_4 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления"
применяются к юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям,
осуществляющим производство товаров на
территории Российской Федерации, импорт
товаров из третьих стран или ввоз
товаров из государств - членов
Евразийского экономического союза и
зарегистрированным на территориях
субъектов Российской Федерации, с 1
января 2026 г.
11. Сбор,
транспортирование, обработка,
утилизация, обезвреживание и
захоронение твердых коммунальных
отходов на территориях субъектов
Российской Федерации обеспечиваются
одним или несколькими региональными
операторами в соответствии с
территориальной схемой.
12.
Юридическому лицу присваивается статус
регионального оператора и определяется
зона его деятельности на основании
решения уполномоченного органа
соответствующего субъекта Российской
Федерации.
13.
Основания, по которым юридическое лицо
может быть лишено статуса регионального
оператора, устанавливаются в соглашении
между региональным оператором и
уполномоченным органом.
14. В
целях обеспечения транспортирования
твердых коммунальных отходов
региональный оператор вправе привлекать
операторов по обращению с твердыми
коммунальными отходами, осуществляющих
деятельность по транспортированию
твердых коммунальных отходов, на
основании договора на оказание услуг по
транспортированию твердых коммунальных
отходов по цене, определенной сторонами
такого договора.
Пункт 3
Правил проведения торгов, по результатам
которых формируются цены на услуги по
транспортированию твердых коммунальных
отходов для регионального оператора,
утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 3
ноября 2016 г. N 1133 "Об утверждении Правил
проведения торгов, по результатам
которых формируются цены на услуги по
транспортированию твердых коммунальных
отходов для регионального оператора",
не применяется.
15.
Пункты 1 и 3 статьи 14, абзацы второй и
пятый пункта 2 статьи 16 и пункт 1 статьи 19
Федерального закона "Об отходах
производства и потребления"
применяются в отношении отходов I и II
классов опасности с 1 марта 2024 г., в
отношении отходов III-V классов опасности
с 1 марта 2025 г.
16.
Статья 18 Федерального закона "Об
отходах производства и потребления"
не применяется в отношении юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей.
17.
Пункт 5 статьи 13_1 Федерального закона
"Об отходах производства и
потребления" не применяется.
(Пункт дополнительно включен с 1 октября
2023 года постановлением Правительства
Российской Федерации от 20 сентября 2023
года N 1531)
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
Ссылается на
- О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики (с изменениями на 25 декабря 2023 года)