Для инвестиций в развитие
стандартизации мало стимулов
В канун всемирного
дня стандартизации в Екатеринбурге состоялась конференция "Техническое регулирование и саморегулирование в строительном комплексе: практические аспекты и применение".
Главная проблема национальной системы
стандартизации - устаревший нормативный
фонд. Сегодня он состоит примерно из 23
тысяч документов. И если большая часть
национальных стандартов в России была
создана после 1991 года, то средний возраст
межгосударственных регламентов в рамках
СНГ гораздо выше - 18-20 лет. Причем
обновление нормативной базы идет
достаточно низкими темпами, в некоторых
отраслях оно не превышает 1-2%, тогда как
международная практика говорит, что для
поддержания системы стандартизации на
современном уровне необходимо не меньше
7-10%. Уровень гармонизации нормативного
фонда тоже достаточно низок - 45%.
Нестыковки наблюдаются не только на
наднациональном уровне, но и внутри
страны. Так, по замечаниям экспертов,
новые СанПиНы о требованиях к условиям
проживания в жилых зданиях и помещениях
в отдельных аспектах противоречат
техрегламентам о безопасности зданий и
сооружений и требованиях пожарной
безопасности. Особое беспокойство это
вызывает в связи с созданием Таможенного
союза и ЕврАзЭС - получается, что единый
техрегламент, который планируется
создать в рамках этих соглашений, будет
базироваться на устаревшей
доказательной базе.
Несмотря на то что все эксперты уверены в
необходимости актуализации нормативных
документов и их гармонизации с
международными стандартами, их взгляды
на то, какая система в конечном итоге
должна лечь в основу, расходятся.
- Не раз приходилось слышать: раз СНиПы
устарели, пора переходить на еврокоды. На
самом деле ситуация далеко не такая
мрачная. Во-первых, расчетные СНиПы не
потеряли актуальности. Во-вторых, кроме
еврокодов, существуют и другие системы
нормирования в строительстве, например
ИСО. В-третьих, система еврокодов тоже
достаточно громоздкая: 10 еврокодов по
проектированию содержат 550 обязательных
норм и 1,5 тысячи добровольных. Сами
европейцы говорят, что это не догма и ее
невозможно механически перенести с
одной территории на другую. Гармонизация
- то, что наиболее подходит России при
пересмотре ее нормативной базы.
Комплексная программа, которую
предлагает НОСТРОЙ, рассчитана на пять
лет и подразумевает использование
евронорм параллельно с национальной
системой, подчеркивает Лариса Баринова,
заместитель руководителя аппарата
НОСТРОЙ.
Еще одно слабое место российской системы
стандартизации - недостаточное
финансирование. В России 50% работ по
созданию новых техрегламентов
осуществляется за счет федерального
бюджета, но эти суммы (порядка 300
миллионов рублей в год) ни в какое
сравнение не идут с тем, что тратят на
аналогичные цели развитые страны.
Например, в ФРГ на создание и обновление
нормативных документов уходит до 800 млн
евро в год, причем 720 из них оплачивает
бизнес. Каждый евро, вложенный в
стандартизацию, приносит в конечном
итоге до 20 евро прибыли за счет
унификации требований к продукции.
Как
подчеркнул Андрей Лоцманов, заместитель
руководителя комитета РСПП по
техническому регулированию,
стандартизации и оценке соответствия, у
российских промышленников пока слишком
мало стимулов для вложения денег в
развитие стандартизации. В частности,
гл.25 Налогового кодекса не позволяет
относить такие затраты на себестоимость,
эти работы можно финансировать только из
прибыли. Но это, во-первых, намного
дороже, чем за счет прямых
производственных трат. Во-вторых, каждый
рубль приходится согласовывать с
советом директоров, а зарубежным
топ-менеджерам не всегда объяснишь,
почему прибыль надо потратить на
разработку национальных стандартов.
С точки зрения РСПП, развитию
национальных стандартов отчасти
препятствует и отсутствие единой
системы аккредитации. Сегодня в стране
действует 16 ведомственных подсистем.
Чтобы, к примеру, продать одну и ту же
трубу РЖД и "Газпрому", нужно дважды
пройти аккредитацию. При этом
ведомственные подсистемы совершенно
нелегитимны за рубежом.
- Раньше разработкой стандартов
занимались отраслевые НИИ, но сегодня
многие из них канули в Лету или влачат
жалкое существование. Поэтому
координацией вынужден заниматься РСПП,
совместно с "Росстандартом" мы
создаем межотраслевые советы, куда
входят руководители ведущих
предприятий. Почему бизнес недостаточно
участвует в этой работе? Потому что у
многих руководителей нет понимания, что
стандарт - это мощнейшее оружие в
конкурентной борьбе, - поясняет господин
Лоцманов.
По мнению Александра Бубнова, и.о.
директора Всероссийского НИИ
стандартизации и сертификации ФГУП
"ВНИИМАШ", бессмысленно говорить о
гармонизации нормативных документов,
если Россия не будет участвовать (либо
будет, но слабо) в деятельности
международных организаций типа ИСО, МЭК
и т.п. Пока наша страна во второй группе
ИСО по активности (российские эксперты
задействованы в 533 комитетах из 729 и в 82
являются наблюдателями), но руководим мы
всего 9 комитетами.
"Российская Бизнес-газета" N772 (39) от
19 октября 2010 г.
Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (www.rgtr.ru)