Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Для инвестиций в развитие стандартизации мало стимулов


В канун всемирного дня стандартизации в Екатеринбурге состоялась конференция "Техническое регулирование и саморегулирование в строительном комплексе: практические аспекты и применение".

Главная проблема национальной системы стандартизации - устаревший нормативный фонд. Сегодня он состоит примерно из 23 тысяч документов. И если большая часть национальных стандартов в России была создана после 1991 года, то средний возраст межгосударственных регламентов в рамках СНГ гораздо выше - 18-20 лет. Причем обновление нормативной базы идет достаточно низкими темпами, в некоторых отраслях оно не превышает 1-2%, тогда как международная практика говорит, что для поддержания системы стандартизации на современном уровне необходимо не меньше 7-10%. Уровень гармонизации нормативного фонда тоже достаточно низок - 45%.

Нестыковки наблюдаются не только на наднациональном уровне, но и внутри страны. Так, по замечаниям экспертов, новые СанПиНы о требованиях к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях в отдельных аспектах противоречат техрегламентам о безопасности зданий и сооружений и требованиях пожарной безопасности. Особое беспокойство это вызывает в связи с созданием Таможенного союза и ЕврАзЭС - получается, что единый техрегламент, который планируется создать в рамках этих соглашений, будет базироваться на устаревшей доказательной базе.

Несмотря на то что все эксперты уверены в необходимости актуализации нормативных документов и их гармонизации с международными стандартами, их взгляды на то, какая система в конечном итоге должна лечь в основу, расходятся.

- Не раз приходилось слышать: раз СНиПы устарели, пора переходить на еврокоды. На самом деле ситуация далеко не такая мрачная. Во-первых, расчетные СНиПы не потеряли актуальности. Во-вторых, кроме еврокодов, существуют и другие системы нормирования в строительстве, например ИСО. В-третьих, система еврокодов тоже достаточно громоздкая: 10 еврокодов по проектированию содержат 550 обязательных норм и 1,5 тысячи добровольных. Сами европейцы говорят, что это не догма и ее невозможно механически перенести с одной территории на другую. Гармонизация - то, что наиболее подходит России при пересмотре ее нормативной базы. Комплексная программа, которую предлагает НОСТРОЙ, рассчитана на пять лет и подразумевает использование евронорм параллельно с национальной системой, подчеркивает Лариса Баринова, заместитель руководителя аппарата НОСТРОЙ.

Еще одно слабое место российской системы стандартизации - недостаточное финансирование. В России 50% работ по созданию новых техрегламентов осуществляется за счет федерального бюджета, но эти суммы (порядка 300 миллионов рублей в год) ни в какое сравнение не идут с тем, что тратят на аналогичные цели развитые страны. Например, в ФРГ на создание и обновление нормативных документов уходит до 800 млн евро в год, причем 720 из них оплачивает бизнес. Каждый евро, вложенный в стандартизацию, приносит в конечном итоге до 20 евро прибыли за счет унификации требований к продукции.

Как подчеркнул Андрей Лоцманов, заместитель руководителя комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, у российских промышленников пока слишком мало стимулов для вложения денег в развитие стандартизации. В частности, гл.25 Налогового кодекса не позволяет относить такие затраты на себестоимость, эти работы можно финансировать только из прибыли. Но это, во-первых, намного дороже, чем за счет прямых производственных трат. Во-вторых, каждый рубль приходится согласовывать с советом директоров, а зарубежным топ-менеджерам не всегда объяснишь, почему прибыль надо потратить на разработку национальных стандартов.

С точки зрения РСПП, развитию национальных стандартов отчасти препятствует и отсутствие единой системы аккредитации. Сегодня в стране действует 16 ведомственных подсистем. Чтобы, к примеру, продать одну и ту же трубу РЖД и "Газпрому", нужно дважды пройти аккредитацию. При этом ведомственные подсистемы совершенно нелегитимны за рубежом.

- Раньше разработкой стандартов занимались отраслевые НИИ, но сегодня многие из них канули в Лету или влачат жалкое существование. Поэтому координацией вынужден заниматься РСПП, совместно с "Росстандартом" мы создаем межотраслевые советы, куда входят руководители ведущих предприятий. Почему бизнес недостаточно участвует в этой работе? Потому что у многих руководителей нет понимания, что стандарт - это мощнейшее оружие в конкурентной борьбе, - поясняет господин Лоцманов.

По мнению Александра Бубнова, и.о. директора Всероссийского НИИ стандартизации и сертификации ФГУП "ВНИИМАШ", бессмысленно говорить о гармонизации нормативных документов, если Россия не будет участвовать (либо будет, но слабо) в деятельности международных организаций типа ИСО, МЭК и т.п. Пока наша страна во второй группе ИСО по активности (российские эксперты задействованы в 533 комитетах из 729 и в 82 являются наблюдателями), но руководим мы всего 9 комитетами.

"Российская Бизнес-газета" N772 (39) от 19 октября 2010 г.


Источник: Комитет РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (www.rgtr.ru)


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ