|
|
8 сентября 2010 года
Тихий регламент для громкого обсуждения
8 сентября 2010 года в Санкт-Петербургской
торгово-промышленной палате прошло XII
заседание Комитета по техническому
регулированию и стандартизации,
посвященное проблемам практического
применения Технического регламента "О
безопасности зданий и сооружений".
В обсуждении приняли участие более 100
представителей органов государственной
власти, научной общественности и
бизнес-сообщества Петербурга.
На практические вопросы по организации
контроля соответствия производственных
процессов и производимой продукции
требованиям технических нормативов
ответили представители Национального
объединения строителей (НОСТРОЙ),
Комитета РСПП по техническому
регулированию, стандартизации и оценке
соответствия, Службы государственного
строительного надзора и экспертизы
Санкт-Петербурга, Северо-Западного
управления Ростехнадзора.
Являясь одним из наиболее социально
значимых законов в области технического
регулирования (здесь конкуренцию ему
может составить разве что регламент о
требованиях пожарной безопасности),
техрегламент "О безопасности зданий и
сооружений", оказался едва ли не самым
необсуждаемым регламентом, что, по
меньшей мере, странно для такого
долгожданного и революционного
документа, считает председатель
Комитета, президент Консорциума
"Кодекс" Сергей Тихомиров.
По мнению Сергея Пугачева, директора
Департамента по техническому
регулированию НОСТРОЙ, основную
сложность для внедрения регламента
представляет смежное законодательство:
"Сегодня существует еще как минимум 8
документов высшего порядка, которые не
только так или иначе затрагивают сферу
действия нового технического
регламента, но и напрямую противоречат
описанным в нем требованиям. Это 6
регламентов и два закона - "Об
энергоэффективности" и
"Санитарно-эпидемиологическом
благополучии человека". Критики со
стороны докладчика заслужила и практика
"распаковки" документов и выделения
отдельных их положений в своды правил.
Такой опыт сегодня практикуется как в
отношении СНиПов, отдельных западных
стандартов, так и целых регламентов.
Например, 10 регламентов Казахстана,
принятых к использованию на территории
РФ. "Каждый из этих документов - это
результат всесторонней работы,
самодостаточный и сбалансированный
труд, предназначенный для использования
в той правовой среде, для которой он
создавался. Именно поэтому нарушение его
целостности может иметь самые
негативные последствия на практике", -
сказал Сергей Васильевич.
С его мнением согласилась Елена
Чеготова, главный юрисконсульт Службы
государственного строительного надзора
и экспертизы Санкт-Петербурга, отметив,
что искусственная пересадка стандартов
на российскую почву ничего хорошего для
отечественных отраслей экономики не
дает.
Далее г-жа Чеготова обратила внимание
собравшихся на то, что с введением в силу
изменений в строительное
законодательство (в эту категорию
попадает не только обсуждаемый
регламент, но и целый ряд документов,
включая последние поправки в
Градостроительный кодекс) на строителей
ложится громадная ответственность по
изучению и систематизации доказательной
базы и определению границ
добровольности.
Дело в том, что сегодня помимо
законодательно утвержденных перечней
нормативных документов обязательного и
добровольного применения свои
требования к использованию тех или иных
норм могут устанавливать и
саморегулируемые организации.
"И Экспертиза, и Стройнадзор должны
понимать, на основании чего Вами были
произведены те или иные расчеты", -
подчеркнула представитель
Государственного строительного надзора
и экспертизы, добавив, что сегодня нет
нужды в спешном обновлении нормативной
базы, призвала участников мероприятия
актуализировать такие документы
"по-умному".
Недоволен новым регламентом оказался и
Ростехнадзор в лице начальника отдела
строительного надзора Северо-Западного
управления Юрия Мишенькина. По мнению
докладчика, в регламенте оказалось много
спорных и двояко трактуемых положений,
при этом надежды Службы на усиление
полномочий стройнадзора не оправдались.
Особое внимание роли бизнеса в
формировании нормативного поля уделил
первый заместитель руководителя
Комитета РСПП по техническому
регулированию, стандартизации и оценке
соответствия Андрей Лоцманов. В ходе
своего выступления г-н Лоцманов подробно
рассказал об особенностях формирования
системы технического регулирования в
условиях единого таможенного
пространства России, Казахстана и
Республики Беларусь.
Сегодня динамика отечественного
законодательства такова, что ни бизнес,
ни государственные органы зачастую не
успевают реагировать на происходящие
изменения. Помочь строителям,
проектировщикам и изыскателям
сориентироваться в правовом поле
предложили представители Консорциума
"Кодекс" Игорь Мелешкин, директор
Управления маркетинговых коммуникаций,
и Ольга Никонова, продукт-менеджер,
посредством специальных продуктов и
услуг "Техэксперт": некоммерческой
базы данных "Реформа технического
регулирования" и специализированной
системы "Стройэксперт".
"Умение гибко реагировать на
изменения в техническом
законодательстве сегодня является
залогом успешной и, что немаловажно,
законной деятельности. Для того, чтобы
успеть оперативно перестроить
производство под новые условия,
необходимо отслеживать не уже вышедшие
законы, а в первую очередь их проекты. Эта
же осведомленность позволяет компаниям
влиять на будущие законы на стадии их
подготовки посредством участия в
общественных обсуждениях. Наши системы
позволяют это сделать с минимальными
затратами времени, своевременно и
оперативно", - сказала Ольга
Никонова.
Подводя итог заседанию, председатель
Комитета, президент Консорциума
"Кодекс" Сергей Тихомиров призвал
слушателей мероприятия активнее
участвовать в обсуждении практики
применения регламента и пообещал
довести все полученные замечания до
законотворцев.
Пресс-центр Комитета СПб
ТПП
по техническому
регулированию
и стандартизации
тел. (812) 740-78-87 доб. 551