Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


8 сентября 2010 года

Тихий регламент для громкого обсуждения



8 сентября 2010 года в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате прошло XII заседание Комитета по техническому регулированию и стандартизации, посвященное проблемам практического применения Технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".

В обсуждении приняли участие более 100 представителей органов государственной власти, научной общественности и бизнес-сообщества Петербурга.

На практические вопросы по организации контроля соответствия производственных процессов и производимой продукции требованиям технических нормативов ответили представители Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, Северо-Западного управления Ростехнадзора.

Являясь одним из наиболее социально значимых законов в области технического регулирования (здесь конкуренцию ему может составить разве что регламент о требованиях пожарной безопасности), техрегламент "О безопасности зданий и сооружений", оказался едва ли не самым необсуждаемым регламентом, что, по меньшей мере, странно для такого долгожданного и революционного документа, считает председатель Комитета, президент Консорциума "Кодекс" Сергей Тихомиров.

По мнению Сергея Пугачева, директора Департамента по техническому регулированию НОСТРОЙ, основную сложность для внедрения регламента представляет смежное законодательство: "Сегодня существует еще как минимум 8 документов высшего порядка, которые не только так или иначе затрагивают сферу действия нового технического регламента, но и напрямую противоречат описанным в нем требованиям. Это 6 регламентов и два закона - "Об энергоэффективности" и "Санитарно-эпидемиологическом благополучии человека". Критики со стороны докладчика заслужила и практика "распаковки" документов и выделения отдельных их положений в своды правил. Такой опыт сегодня практикуется как в отношении СНиПов, отдельных западных стандартов, так и целых регламентов. Например, 10 регламентов Казахстана, принятых к использованию на территории РФ. "Каждый из этих документов - это результат всесторонней работы, самодостаточный и сбалансированный труд, предназначенный для использования в той правовой среде, для которой он создавался. Именно поэтому нарушение его целостности может иметь самые негативные последствия на практике", - сказал Сергей Васильевич.

С его мнением согласилась Елена Чеготова, главный юрисконсульт Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, отметив, что искусственная пересадка стандартов на российскую почву ничего хорошего для отечественных отраслей экономики не дает.

Далее г-жа Чеготова обратила внимание собравшихся на то, что с введением в силу изменений в строительное законодательство (в эту категорию попадает не только обсуждаемый регламент, но и целый ряд документов, включая последние поправки в Градостроительный кодекс) на строителей ложится громадная ответственность по изучению и систематизации доказательной базы и определению границ добровольности.

Дело в том, что сегодня помимо законодательно утвержденных перечней нормативных документов обязательного и добровольного применения свои требования к использованию тех или иных норм могут устанавливать и саморегулируемые организации.

"И Экспертиза, и Стройнадзор должны понимать, на основании чего Вами были произведены те или иные расчеты", - подчеркнула представитель Государственного строительного надзора и экспертизы, добавив, что сегодня нет нужды в спешном обновлении нормативной базы, призвала участников мероприятия актуализировать такие документы "по-умному".

Недоволен новым регламентом оказался и Ростехнадзор в лице начальника отдела строительного надзора Северо-Западного управления Юрия Мишенькина. По мнению докладчика, в регламенте оказалось много спорных и двояко трактуемых положений, при этом надежды Службы на усиление полномочий стройнадзора не оправдались.

Особое внимание роли бизнеса в формировании нормативного поля уделил первый заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Андрей Лоцманов. В ходе своего выступления г-н Лоцманов подробно рассказал об особенностях формирования системы технического регулирования в условиях единого таможенного пространства России, Казахстана и Республики Беларусь.

Сегодня динамика отечественного законодательства такова, что ни бизнес, ни государственные органы зачастую не успевают реагировать на происходящие изменения. Помочь строителям, проектировщикам и изыскателям сориентироваться в правовом поле предложили представители Консорциума "Кодекс" Игорь Мелешкин, директор Управления маркетинговых коммуникаций, и Ольга Никонова, продукт-менеджер, посредством специальных продуктов и услуг "Техэксперт": некоммерческой базы данных "Реформа технического регулирования" и специализированной системы "Стройэксперт".

"Умение гибко реагировать на изменения в техническом законодательстве сегодня является залогом успешной и, что немаловажно, законной деятельности. Для того, чтобы успеть оперативно перестроить производство под новые условия, необходимо отслеживать не уже вышедшие законы, а в первую очередь их проекты. Эта же осведомленность позволяет компаниям влиять на будущие законы на стадии их подготовки посредством участия в общественных обсуждениях. Наши системы позволяют это сделать с минимальными затратами времени, своевременно и оперативно", - сказала Ольга Никонова.

Подводя итог заседанию, председатель Комитета, президент Консорциума "Кодекс" Сергей Тихомиров призвал слушателей мероприятия активнее участвовать в обсуждении практики применения регламента и пообещал довести все полученные замечания до законотворцев.

Пресс-центр Комитета СПб ТПП
по техническому регулированию
и стандартизации
тел. (812) 740-78-87 доб. 551


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ