Виноделам России предлагают жить
по-европейски
Государственная Дума рассмотрит 7
сентября 2010 года в первом чтении проект
Федерального закона "Технический
регламент на винодельческую
продукцию". В отсутствие отраслевого
закона "О виноградарстве, виноделии и
вине" новый техрегламент станет
основным документом, устанавливающим
отраслевые стандарты виноделия: что
такое вино и чем оно отличается от
винного напитка.
Предложенный техрегламент должен прийти
на смену устаревшим ГОСТам и СанПиНам и
ввести единые обязательные требования к
вину и винодельческой продукции,
процессам их производства, хранения,
транспортирования, реализации,
утилизации. Одна из основных задач, на
решение которых направлен этот
законопроект - на законодательном уровне
определить терминологию, используемую в
виноделии. Прежде всего, это вопрос, что
такое вино и чем оно отличается от
винного напитка.
Необходимость принятия технического
регламента была установлена Федеральным
законом "О техническом
регулировании", вступившим в силу 1
июля 2003 года, но до настоящего времени
техрегламент на виноделие не был
утвержден. В течение 2010 года работы по
созданию альтернативных проектов
документа вели Союз виноградарей и
виноделов России (СВВР), Союз участников
алкогольного рынка России (СУАР),
Минздрав и Росалкогольрегулирование.
Итогом проделанной работы стали два
законопроекта, внесенные в
Государственную Думу - это проекты,
подготовленные СВВР и СУАР. К сожалению,
проект СВВР в июле был возвращен
разработчикам и повторно внесен в
Госдуму лишь 3 сентября. Будет ли он
рассмотрен на заседании парламента
одновременно с проектом СУАРа, пока не
известно
Запрещенные сорта Проект,
подготовленный экспертами СУАР и
подписанный депутатом от Единой России
Виктором Звагельским, представляет
собой переведенный на русский язык и
несколько адаптированный к российским
условиям винодельческий Регламент
Европейского союза. Как следствие данный
проект предлагает существенно
ограничить разрешенные в настоящий
момент методы виноделия. В частности,
будет запрещено использование для
виноделия таких сортов как Изабелла, Ноа,
Отелло и ряда других, являющихся
гибридами европейского и американского
дикорастущего винограда. Кроме того,
запрещается производить вина, смешивая
отечественные и импортные материалы, в
том числе виноматериалы и спирты разных
стран происхождения. Категорически
запрещается использование воды в
качестве одного из компонентов вина,
строго регламентируется использование
сахаросодержащих веществ. Законопроект
предусматривает отказ от использования
на внутреннем рынке международных
зарегистрированный наименований, таких
как "шампанское" и "коньяк",
формализует требования к сертификации
продукции и ее оформлению.
Вот как комментирует предложенный
законопроект его автор, депутат
Государственной Думы Виктор
Звагельский: "Основная задача нашего
законопроекта как раз состоит в том,
чтобы разделить всю винодельческую
продукцию на две категории - натуральные
вина и ненатуральные вина. Натуральные
вина - это то и только то, что сделано по
классической схеме - из винограда,
посредством брожения. Любые напитки,
которые сделаны с отклонениями от нее,
будь то добавление сахара или спирта,
внесение концентрированного сусла на
поздней стадии или добавление
ароматизаторов и консервантов, должны
будут называться "ненатуральным
вином". Альтернативные варианты
законопроекта уделяют больше внимания
различным градациям по степени сладости
вина, другим параметрам, но практически
не разделяют вина по месту производства.
Мы считаем, что натуральным вином может
называться только продукт либо
полностью произведенный в России из
местного винограда, либо
импортированный в законченном виде,
бутилированном или наливом (в
технологических емкостях), без какой
либо "доработки" его перед розливом.
Существует еще целый ряд менее
принципиальных отличий, в частности по
вопросам допустимости различных
винодельческих методик, возможности
дальнейшего использования
зарегистрированных названий некоторых
вин и крепких напитков. Данный проект
должен поддержать тех отечественных
производителей, которые имеют
собственные виноградники и производят
натуральное виноградное вино", -
считает Виктор Звагельский.
По
мнению винного эксперта Биссо Атанасова,
в целом закон очень хороший, хотя и с
некоторыми мелкими помарками. "Те
принципы и те правила, которые давно
работают в ведущих винопроизводящих
странах Европы, наконец-то могут стать
обязательными и на территории России.
Запрет на использование воды и
ароматизаторов должен существенно
осложнить жизнь производителям
недоброкачественных напитков (по данным
статистики объем готовой продукции,
произведенной российскими винзаводами,
более чем на четверть превышает объем
собственного и импортированного вина).
Также нельзя смешивать российские и
иностранные винодельческие продукты, а
также иностранные между собой на
территории РФ. Это тоже поставит часть
продукции местных виноделен за рамки
закона, т.к. там иногда "увлекаются"
улучшением собственных вин зарубежными.
Импортеры вина наконец-то будут
избавлены от необходимости коверкать
англоязычные наименования вин,
записывая их русскими буквами", -
утверждает Биссо Атанасов.
К сожалению, этот законопроект был
подготовлен без учета мнений
виноградарей и виноделов Краснодарского
и Ставропольского краев и Ростовской
области. В. Звагельский объясняет это
выжидательной позицией и пассивностью
виноделов, разобщенностью
винодельческой отрасли России в целом:
"В начале работы над законопроектом
было трудно даже определить, кто именно в
наиболее полной степени представляет
интересы отрасли". Такая позиция не
могла не породить некоторого отторжения
у ключевых субъектов отрасли. Их мнение
озвучил член Совета Федерации от
Краснодарского края Александр Починок,
назвавший поведение депутата В.
Звагельского невежливым из-за его отказа
от широкого обсуждения своего варианта
законопроекта. "Он (В. Звагельский)
преднамеренно отказался от широкого
обсуждения предлагаемого варианта. В
списках поправок и замечаний, внесенных
к документу на этапе общественного
обсуждения вы не найдете замечаний ни от
одного серьезного российского винодела.
Но не потому, что проект их устраивает, а
потому что их сознательно отстранили от
работы. Стараниями депутата
Звагельского все альтернативные проекты
неоднократно снимались с рассмотрения,
он категорически отказался от
предложения по подготовке общего,
консолидированного проекта
технического регламента. Проект в его
нынешнем виде нанесет серьезный ущерб
российскому виноделию. В предлагаемом
варианте нет самого главного, того что
сделано в аналогичных актах на молочную
продукцию и соки: в нем не указано, что
должно называться "вином", а что не
имеет права на такое название.
Российский рынок сейчас завален
"псевдовином" - напитками на основе
воды и спирта, с добавлением красителей и
ароматизаторов и потребитель не может их
отличить. И предлагаемый законопроект не
вносит четкого определения в данной
области", - заявил Александр Починок.
По мнению А. Починка, главное отличие
проекта Техрегламента, разработанного
СВВР, - четкое указание на то, что вино
должно быть выработано из винограда.
Если этот виноград происходит из строго
определенной области - вино может быть
классифицировано, как "вино
географического наименования". Если
виноград был собран в различных областях
- это будет обычное, столовое вино. Все
остальное - фруктовое, медовое, сделанное
из воды и спирта - не вино. Такие напитки
не должны иметь права на слово
"вино" на этикетке. И это
принципиальная позиция Союза
виноградарей и виноделов.
Кроме того, существенные противоречия
между законопроектами проходят по оси,
определяющей правила обязательной
сертификации вина и виноматериалов. Если
проект В. Звагельского довольно четко
вписывает виноделие в систему
государственной сертификации товаров и
услуг, то проект, подготовленный СВВР,
предусматривает сертификацию вина и
виноматериалов саморегулируемой
организацией виноградарей и виноделов.
Теперь дело за депутатами - от их выбора
зависит, какой проект ляжет в основу
нового техрегламента, поскольку при
подготовке закона ко второму чтению в
него можно и нужно вносить поправки,
учитывающие интересы субъектов отрасли.
Один из возможных вариантов диалога -
создание согласительной комиссии и
проведение Общественных слушаний.
"Деловая газета"
http://www.dg-yug.ru/a/2010/09/06/Vinodelam_Rossii_predlaga
Источник: НИТР, Национальный институт технического регулирования