Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Интернет-акция для метрологов



Внимание! Документ недействующий.

Вносится членом Совета Федерации А.П.Починком
Депутатами Государственной Думы Р.А. Шлегелем,
А.П.Езубовым, В.Л.Горбачевым, И.И. Демченко



Проект



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент на вино и винодельческую продукцию

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) обязательные требования к вину и винодельческой продукции, находящейся в обороте на территории Российской Федерации;

2) обязательные требования к винограду и другому сырью предназначенному для производства вина и винодельческой продукции;

3) правила идентификации вина и винодельческой продукции для целей применения настоящего Федерального закона;

4) правила и формы оценки соответствия и подтверждения соответствия вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона;

5) требования к информации сопровождающей вино и винодельческую продукцию;

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к вину и винодельческой продукции и к связанным с этими требованиями процессами производства, хранения, транспортирования и реализации, в том числе при оценке соответствия вина и винодельческой продукции требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

3. При применении настоящего Федерального закона учитываются требования, установленные международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, устанавливающими обязательные требования к пищевым продуктам и продовольственному сырью (далее - сырье), в том числе к компонентам, физиологически функциональным пищевым компонентам, пищевым добавкам, технологическим средствам, ароматизаторам, маркировке пищевых продуктов, материалам упаковки и оборудования для производства пищевых продуктов и не противоречащая настоящему федеральному закону.

Статья 2. Цели настоящего Федерального закона


Целями настоящего Федерального закона является защита жизни и здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей вина и винодельческой продукции.

Статья 3. Объекты технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий Федеральный закон

1. К объектам технического регулирования, в отношении которых применяется настоящий Федеральный закон, относится вино и винодельческая продукция, указанные в статье 4 настоящего Федерального закона, и связанные с требованиями к ней процессы производства, хранения, транспортирования и реализации.

2. Объектом технического регулирования, в отношении которого не применяется настоящий Федеральный закон, является вино и винодельческая продукция, произведенная в научных и экспериментальных целях, в домашних условиях, и не предназначенная для реализации.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, и идентификационные признаки объектов технического регулирования


В целях применения настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, содержащие в себе идентификационные признаки объектов технического регулирования настоящего Федерального закона:

Вино: пищевой сельскохозяйственный продукт питания, изготовленный исключительно в результате полного или частичного спиртового брожения целых или дробленых ягод свежего винограда или свежего виноградного сусла с использованием разрешенных технологических приемов. Вина могут быть:

- вино молодое: вино, реализуемое до 1 января следующего за урожаем года.

- вино сортовое: вино, изготовленное из винограда одного сорта или с добавлением винограда других сортов того же ботанического вида, но не более 15% от общего объема перерабатываемого винограда; на этикетке указывается один сорт.

1.1. Вино столовое: вино с фактической объемной долей этилового спирта не менее 8,5%, изготовленное без добавления сахаросодержащих веществ. Общая объемная доля этилового спирта в столовом вине не должна превышать 15,0%.

1.2. Вином географического указания (наименования) могут быть: вина молодые, сортовые, с фактической объемной долей этилового спирта не менее 7,0%, производство которых ограничено установленной географической зоной, изготовленное из определенного сорта или регламентированной смеси сортов винограда, произрастающих и переработанных в данной географической зоне. Общая объемная доля спирта не более 15%.

1.3. Вином защищенного наименования по происхождению могут быть: вина сортовые, с фактической объемной долей этилового спирта не менее 7,0%, общая объемная доля спирта до 20%, производство которого ограничено защищенным наименованием места происхождения, изготовленное из определенного сорта или регламентированной смеси винограда вида Vitis vinifera L., произрастающих и переработанных в данной местности, характеристики и качество которого главным образом или исключительно связаны с особым географическим расположением, природными или технологическими факторами, присущими данной местности, и розлитое в потребительскую тару по месту происхождения.

2. Винодельческая продукция: продукт, полученный из винограда и (или) вина, а также из плодов, с объемной долей этилового спирта от 1,5% до 45%, с использованием процессов спиртового брожения, с добавлением или без добавления этилового спирта из пищевого сырья, винного спирта, винного дистиллята, коньячного дистиллята, сахаросодержащих веществ, натуральных ароматизирующих и натуральных вкусовых веществ, и с применением определенных технологических приемов.

2.1. Сладкие вина: вина с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 15%, произведенные с добавлением сахаросодержащих веществ виноградного происхождения.

2.2. Ликерное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 15,0% до 22,0%, изготовленное с добавлением винного спирта или винного дистиллята, сахаросодержащих веществ виноградного происхождения.

Для ликерных вин, производимых в РФ и реализуемых на внутреннем рынке, допускается использование ректификованного зернового этилового спирта.

2.3. Десертное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 15,0% до 17%, и с массовой концентрацией сахаров 140-200 г/дм, изготовленное по специальной технологии.

2.4. Игристое вино: вино с объемной долей этилового спирта от 10,0% до 13,5%, насыщенное двуокисью углерода в результате полного или неполного спиртового брожения свежего виноградного сусла или вторичного брожения вина с добавлением сахаросодержащих веществ и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 300 кПа при 20 °С.

Игристые вина производятся классическим методом в бутылках, резервуарным методом в отдельных крупных емкостях или системе крупных резервуаров.

2.5. Российское шампанское: вино с объемной долей этилового спирта от 10,5 до 13,0% и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 350 кПа при 20°С, насыщенное двуокисью углерода в результате вторичного брожения в герметичных сосудах вина, выработанного из установленных сортов винограда.

2.6. Игристое жемчужное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 12,5%, насыщенное двуокисью углерода в результате полного или неполного спиртового брожения свежего виноградного сусла или вторичного брожения вина в герметичных сосудах, с добавлением сахаросодержащих веществ и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее от 100 до 250 кПа при 20 °С.

2.7. Газированное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 12,5%, полученное путем искусственного насыщения двуокисью углерода вина, и давлением двуокиси углерода в бутылке от 100 до 250 кПа при 20 °С.

2.8. Газированное жемчужное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 12,5%, полученное путем искусственного насыщения двуокисью углерода вина, и давлением двуокиси углерода в бутылке от 100 до 250 кПа при 20°С.

2.9. Ароматизированное вино: вино с объемной долей этилового спирта от 14,5% до 22,0%, изготовленное из вина и/или ликерного вина с добавлением ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного спирта или винного дистиллята, сахаросодержащих веществ, натуральных ароматизирующих и натуральных вкусовых веществ.

2.10. Винный напиток: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта от 8,5% до 22,0%, содержащий не менее 50% вина, изготовленный с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного, виноградного или плодового спиртов, сахаросодержащих веществ, ароматизирующих и вкусовых веществ, пищевых красителей и воды.

2.11. Винный коктейль: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта от 2,5% до 8,5%, содержащий не менее 50% вина, изготовленный с добавлением сахаросодержащих веществ, ароматизирующих и вкусовых веществ, пищевых красителей, воды и полученный без насыщения или искусственным насыщением двуокисью углерода.

2.12. Виноградная водка: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта не менее 37,5%, изготовленный из винного и/или виноградного дистиллята с добавлением или без добавления винного и/или виноградного спирта и имеющий вкус и аромат используемого сырья.

2.13. Бренди: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта не менее 37,5%, изготовленный из винного дистиллята с добавлением или без добавления винного спирта в количестве, не превышающем 50% от количества безводного этилового спирта в конечном продукте, выдержанный в контакте с древесиной дуба не менее 6 месяцев.

2.14. Российский коньяк: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта от 40% до 45%, изготовленный из коньячных дистиллятов, выдержанных не менее 3-х лет в контакте с древесиной дуба.

Российские коньяки по срокам выдержки подразделяются на:

трехлетние, четырехлетние, пятилетние - изготовленные из коньячных дистиллятов, выдержанных в контакте с древесиной дуба, соответственно: не менее трех, четырех, пяти лет;

коньяки выдержанные (КВ) - изготовленные из коньячных дистиллятов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 6 лет;

коньяки выдержанные высшего качества (КВВК) - изготовленные из коньячных дистиллятов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 8 лет;

коньяки старые (КС) - изготовленные из коньячных дистиллятов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 10 лет;

очень старые (ОС) - изготовленные из коньячных дистиллятов, выдержанных в контакте с древесиной дуба не менее 20 лет.

Российские коньяки категории "КВ", "КВВК", "КС" и "ОС", дополнительно выдержанные изготовителем в бутылках не менее трех лет, называются коллекционными.

2.15. Столовое плодовое вино: продукт с объемной долей этилового спирта не менее 8,5% и не более 15,0%, изготовленное в результате спиртового брожения дробленых свежих или частично обезвоженных в целях повышения сахаристости плодов одного вида или нескольких видов или свежего плодового сусла из них, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов. Словосочетание "столовое плодовое вино" сопровождается наименованием плода или плодов, из которых оно изготовлено.

2.16. Плодовый напиток: пищевой продукт с фактической объемной долей этилового спирта от 15,0% до 22,0%, изготовленный в результате полного или частичного спиртового брожения дробленых плодов, семечковых, косточковых или ягодных культур (за исключением винограда) или свежего плодового сусла с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, ректификованного плодового спирта, плодового дистиллята, сахаросодержащих веществ, ароматизирующих и вкусовых веществ, с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, с использованием разрешенных технологических приемов.

2.17. Сидр: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта от 1,5% до 8,0%, изготовленный из сброженного яблочного сусла или из сброженного восстановленного яблочного сока без насыщения, или искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения, и давлением двуокиси углерода в бутылке не менее 100 кПа при 20°С.

2.18. Плодовая водка: пищевой продукт с объемной долей этилового спирта не менее 37,5%, изготовленный из одного или нескольких наименований плодовых дистиллятов с добавлением или без добавления плодового спирта, имеющий вкус и аромат используемого сырья.

2.19. Винодельческой продукцией географического указания (наименования) может быть: сладкое вино, ликерное вино, десертное вино, игристое вино, Российское шампанское, игристое жемчужное вино, Российский коньяк.

3. Сырье для производства вина и винодельческой продукции:

3.1. Свежий виноград: зрелые ягоды виноградной лозы, используемые для изготовления вина и винодельческой продукции, свежие или слегка увяленные, которые могут быть раздроблены или отпрессованы с помощью технических средств и которые могут вызывать самопроизвольное спиртовое брожение, и соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации.

3.2. Виноградное сусло: жидкий продукт, получаемый из свежего винограда самопроизвольно или с использованием физических приемов. Допускается объемная доля этилового спирта не более 1,0%.

3.3. Частично сброженное виноградное сусло: жидкий продукт, получаемый путем остановки брожения виноградного сусла разрешенными физическими приемами. Объемная доля этилового спирта в продукте составляет более 1,0%, но не более трех пятых от общей объемной доли этилового спирта.

3.4. Концентрированное виноградное сусло: некарамелизированное виноградное сусло, получаемое в результате частичного обезвоживания виноградного сусла, с массовой долей сухих веществ, определяемой на рефрактометре при температуре 20°С, не менее 50,9%.

3.5. Ректификованное концентрированное виноградное сусло: жидкий некарамелизированный продукт, получаемый в результате частичного обезвоживания виноградного сусла, с массовой долей сухих веществ, определяемой на рефрактометре при температуре 20°С, не менее 61,7%, и подвергшийся разрешенной обработке по удалению избытка кислот и других компонентов, исключая сахар.

В ректификованном концентрированном виноградном сусле допускается объемная доля этилового спирта не более 1,0%.

3.6. Вино наливом: продукт, находящийся в производственной или транспортной таре объемом более 60 литров, предназначенный для производства и розлива различных винодельческих продуктов в потребительскую тару и не подлежащий реализации населению как готовый продукт.

3.6.1. Свежее виноградное сусло: жидкий продукт, полученный из свежего винограда и не подвергавшейся консервированию.

3.7. Спиртованное виноградное сусло: продукт с объемной долей этилового спирта от 12,0% до 15,0%, изготовленный из свежего виноградного сусла с натуральной долей этилового спирта не менее 8,5% с добавлением ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного спирта или винного дистиллята.

3.8. Виноградная выжимка: остаток после прессования свежего винограда, сброженной или несброженной мезги.

3.9. Винный дистиллят: продукт с объемной долей этилового спирта менее 86,0%, изготовленный перегонкой вина.

3.10. Коньячный дистиллят: винный дистиллят с объемной долей этилового спирта не менее 55,0% и не более 70,0%, изготовленный фракционной перегонкой вина с объемной долей этилового спирта не менее 7,5% и находившийся в постоянном контакте с древесиной дуба в течение всего периода выдержки или не находившийся в контакте с древесиной дуба.

Не допускается получение коньячного дистиллята путем разбавления винного дистиллята водой.

3.11. Молодой коньячный дистиллят: коньячный дистиллят с объемной долей этилового спирта не менее 62,0% и не более 70,0%, не находившийся в контакте с древесиной дуба.

3.12. Выдержанный коньячный дистиллят: коньячный дистиллят с объемной долей этилового спирта не менее 55,0% и не более 70,0%, находившийся в постоянном контакте с древесиной дуба в течение всего периода выдержки.

3.13. Виноградный дистиллят: продукт с объемной долей этилового спирта менее 86,0%, изготовленный перегонкой сброженных виноградных выжимок, дрожжевых и гущевых осадков

3.14. Винный спирт: продукт с объемной долей этилового спирта не менее 86,0%, изготовленный перегонкой вина или винного дистиллята.

3.15. Виноградный спирт: продукт с объемной долей этилового спирта не менее 86,0%, изготовленный перегонкой сброженного виноградных выжимок, или дрожжевых и гущевых осадков, или виноградного дистиллята.

3.16. Плодовый дистиллят: продукт с объемной долей этилового спирта менее 86,0%, изготовленный перегонкой сброженного сусла свежих плодов или плодовых выжимок, или дрожжевых и гущевых осадков.

3.17. Плодовый спирт: продукт с объемной долей этилового спирта не менее 86,0%, изготовленный перегонкой сброженного плодового сусла или сброженных плодовых выжимок, или дрожжевых и гущевых осадков, или плодового дистиллята.

3.18. Сброженное плодовое сусло: продукт с объемной долей этилового спирта от 5,0% до 8,0% изготовленный сбраживанием плодовой мезги или плодового сусла.

Статья 4. Общие термины:

4.1. Виноградарство: вид сельскохозяйственной деятельности, связанный с производством и оборотом винограда.

4.2. Сорт винограда: совокупность виноградных растений, размноженных вегетативным путем, обладающих определенными передающимися по наследству морфологическими, биологическими, хозяйственными признаками и свойствами.

4.3. Виноделие: вид сельскохозяйственной деятельности, связанный с производством и оборотом вина и винодельческой продукции.

4.4. Объемная доля этилового спирта: число объемов этилового спирта при температуре 20°С, содержащихся в 100 объемах продукта при указанной температуре.

4.5. Фактическая объемная доля этилового спирта: число объемов чистого спирта при температуре 20°С, содержащихся в 100 объемах рассматриваемого продукта при той же температуре.

4.6. Потенциальная объемная доля этилового спирта: число объемов чистого спирта при температуре 20 °С, которые могут быть получены в результате полного сбраживания сахаров, содержащихся в 100 объемах продукта при указанной температуре.

4.7. Общая объемная доля этилового спирта: сумма фактической и потенциальной объемных долей этилового спирта.

4.8. Натуральная объемная доля этилового спирта: общая объемная доля этилового спирта в продукте до внесения сахаросодержащих веществ и спирта.

4.9. Фальсификация вина и винодельческой продукции: преднамеренное изменение с корыстной целью типа, состава и свойств вина и винодельческой продукции, и (или) имеющая скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.

Добавление пищевых красителей при производстве вина и винодельческой продукции не допускается, за исключением винных напитков и винных коктейлей.

Использование при производстве вина и винодельческой продукции ароматизирующих и вкусовых веществ, за исключением ароматизированных вин, винных напитков и винных коктейлей, запрещается.

4.10. Контрафактные вино и винодельческая продукция: продукция, выпускаемая физическим или юридическим лицом с нарушением исключительных прав правообладателей.

4.11. Идентификация вина и винодельческой продукции: установление тождественности продукции характеризующим ее признакам, установленным настоящим Федеральным законом; заявленным изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, продавцом), включая специальные сведения о сортовых, географических, агротехнических и технологических особенностях производства продукции; представленным на упаковке и/или в сопроводительных документах; указанным в национальных стандартах, сводах правил, стандартах организаций, или международных стандартах (регламентах), в соответствии с которыми изготовлена эта продукция.

4.12. Утилизация вина и винодельческой продукции: действие, предпринятое изготовителем или лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя, или продавцом в отношении винодельческой продукции, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона по показателям безопасности, а также фальсифицированной продукции.

4.13. Технологические включения: включения, образующиеся в результате фильтрации и/или укупорки вина или винодельческой продукции (волокна фильтрованных материалов, корковая пыль, полимерная пыль, кристаллы винного камня);

4.14. Посторонние включения: включения различной природы, не свойственные вину или винодельческой продукции (осколки стекла, клочки бумаги, и другие инородные предметы, внесенные извне);

Статья 5. Правила идентификации вина и винодельческой продукции

1. Идентификация производится с целью предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения защиты интересов всех участников рынка винодельческой продукции.

2. Идентификация вина и винодельческой продукции как элемента предотвращения производства и оборота фальсифицированной и контрафактной продукции (п.п.4.9 и 4.10 ст.2 настоящего Федерального закона) осуществляется изготовителем продукции и торговой организацией в рамках производства и торговли.

3. В ходе идентификации вина и винодельческой продукции осуществляется ее документальная идентификация и идентификация, которая предусматривает совокупное исследование органолептических и физико-химических характеристик продукции на соответствие требованиям, содержащимся в технических документах производителя, характеризующих продукцию, а также специальные сведения о факторах сортового, географического, климатического, сельскохозяйственного и технологического характера, способных оказать влияние на качественные и количественные показатели вина и винодельческой продукции.

4. Идентификация вина и винодельческой продукции осуществляется при государственном контроле (надзоре), контроле качества по потребительским свойствам, а также в рамках добровольной системы самоконтроля за соблюдением участниками рынка винодельческой продукции требований настоящего Федерального закона.

5. Добровольная система самоконтроля не должна противоречить требованиям действующего законодательства и должна быть признана государством.

6. Саморегулируемые организации производителей должны быть признаны, если:

в эти организации входят производители вина и винодельческой продукции, по инициативе которых они созданы;

эти организации приняли уставы и подали заявку на регистрацию в качестве саморегулируемой организации в компетентный государственный орган исполнительной власти;

объединяют не менее 25 организаций производителей.

7. В целях применения настоящего Федерального закона саморегулируемые организации должны применять:

правила, установленные организацией производителей, связанные с производственной отчетностью, производством, сбытом и охраной окружающей среды;

предоставлять статистические данные, запрошенные организацией производителей, о засаженных площадях и развитии рынка.

8. Правила отбора проб продукции, методы анализов, порядок проведения органолептической оценки, применяемые при идентификации вина и винодельческой продукции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

9. Отбор проб от продукции, разлитой в потребительскую тару, осуществляется в местах нахождения ее в сфере обращения, а от продукции наливом - из транспортной тары у изготовителя (лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, продавца) или при транспортировании продукции от поставщика к покупателю, или при ее приемке у покупателя.

10. Для идентификации процессов производства, транспортирования и хранения в целях отнесения к сфере действия настоящего Федерального закона любое заинтересованное лицо обязано убедиться, что данные процессы обеспечивают производство, транспортирование и хранение вина и винодельческой продукции, указанной в статье 4 настоящего Федерального закона.

Глава 2. Требования к вину и винодельческой продукции

Статья 6. Требования к безопасности вина и винодельческой продукции

1. Вино и винодельческая продукция, находящаяся в обращении на территории Российской Федерации, не должна причинять вреда жизни и здоровью граждан и должна соответствовать гигиеническим требованиям, установленным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Упаковка вина и винодельческой продукции должна обеспечивать сохранение безопасности этой продукции на всех этапах обращения при соблюдении установленных для нее условий транспортирования и хранения.

3. Не допускается розлив игристых, игристых жемчужных, газированных и газированных жемчужных вин в стеклянную тару, не выдерживающую без разрушения внутреннее гидростатическое давление.

4. Материалы, из которых произведена упаковка и которые контактируют с вином и винодельческой продукцией, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности к упаковке.

5. В вине и винодельческой продукции допускаются технологические включения естественного происхождения, не допускаются посторонние включение.

6. В целях установления фальсификации вина определить, что фальсификацией вина является:

- продукция, на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах которой используется слово "вино", в то время как такая продукция "вином" не является;

- добавление в вино ингредиентов, опасных для здоровья человека, или заменяющих те компоненты, которые должны входить в состав вина в соответствии с обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

- нерегламентированное применение сахара или продуктов, которые содержат сахар, в том числе виноградного происхождения, для искусственного повышения содержания этилового спирта в вине;

- подмена сортов винограда в период уборки и переработки винограда;

- добавление этилового спирта на всех стадиях производства вина;

- несоблюдение регламентированных сроков выдержки при изготовлении вин;

- добавление воды на всех стадиях производства вина;

- добавление в вино плодовых напитков, вытяжек и отваров из плодов и ягод;

- изменение параметров произведенного вина путем искусственного увеличения экстрактивности, имитации цвета, аромата и вкуса, а также добавление пищевых добавок;

- искусственная ароматизация растительными экстрактами или душистыми веществами органического синтеза;

- производство суррогатов вина и вин наливом путем экстракции водой виноградных выжимок или изюма;

- нанесение на продукт информации о географических наименованиях и контролируемых наименованиях, в случае если не соответствует статье (о географических наименованиях).

Статья 7. Требования к информации сопровождающей вино и винодельческую продукцию

1. Изготовитель или продавец обязан предоставить приобретателю необходимую и достоверную информацию о вине и винодельческой продукции.

2. Информация сопровождающей вино и винодельческую продукцию излагается на русском языке. Указанная информация также может быть изложена на других языках, при этом ее содержание должно быть идентично содержанию на русском языке.

3. Информация сопровождающей вино и винодельческую продукцию наносится на потребительскую тару и представляет собой совокупность обозначений и других указаний, знаков, иллюстраций, характеризующих продукт, которую размещают на таре, включая укупорку на русском языке.

4. На потребительской таре вина и винодельческой продукции должна содержаться следующая информация:

- индивидуальное наименование вина, соответствующее нормативной и/или технической документации;

- характеристика вина и винодельческой продукции в соответствии с наименованием, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона;

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с адресом, адрес производства);

- указание, позволяющее идентифицировать партию, к которой относится вино и винодельческий продукт, или дату розлива или дату оформления продукции;

- номинальный объем;

- объемная доля этилового спирта (% об.);

- массовая концентрация сахаров или наименование, установленное в зависимости от содержания сахара в продукте;

- перечень ингредиентов, используемых для производства продукта (для винных напитков и винных коктейлей);

- средний возраст коньячных дистиллятов;

- указание, что продукт содержит диоксид серы (при общем содержании диоксида серы в количестве, превышающем 10 мг/л). Указывается словами "Содержит диоксид серы" или "Содержит сульфиты". Количественное содержание диоксида серы в продукте на этикетке не указывается;

- надпись: "Вино и винодельческая продукция противопоказаны детям и подросткам до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, лицам с заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения".

Возможно также нанесение любой другой достоверной информации, не противоречащей вышеизложенным обязательным требованиям.

5. На транспортной таре, которая не предназначена для реализации потребителю в розничной торговой сети и в которую упаковано вино и винодельческая продукция, должна содержаться информация о наименовании, номере партии и дате изготовления, количестве такой продукции, информация об изготовителе и (или) лице, выполняющем функции иностранного изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения такой продукции), об условиях ее хранения, транспортирования.

6. На транспортной таре с вином и винодельческой продукцией наносятся соответствующие знаки и надписи, необходимые для обеспечения безопасности продукции в процессе ее транспортирования.

Глава 3. Требования к процессам производства и оборота вина и винодельческой продукции

Статья 8. Основные требования процессов производства и оборота вина и винодельческой продукции

1. Изготовители или продавцы вина и винодельческой продукции обязаны осуществлять процессы ее производства и обращения таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим Федеральным законом.

Технологические процессы производства вина и винодельческой продукции иностранных изготовителей при поставке продукции в Российскую Федерацию должны обеспечивать соответствие вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона, а также законодательству страны производителя для вина и винодельческой продукции потребляемой в стране производителе.

2. Обеспечение безопасности вина и винодельческой продукции при ее производстве и обращении основывается на следующих принципах:

1) определение контролируемых этапов производственных процессов (критических контрольных точек) при разработке технологий производства вина и винодельческой продукции осуществляется на основании анализа рисков в целях выявления нарушений в осуществлении технологии производства такой продукции, которые могут оказать негативное воздействие на безопасность продукции;

2) соблюдение условий хранения и транспортирования продукции;

3) проведение организациями контроля за безопасностью продукции средствами, обеспечивающими необходимые достоверность и полноту этого контроля;

4) обеспечение документирования информации о технологических операциях по производству продукции и контролю за ней в технических документах, программах производственного контроля, утвержденных изготовителем продукции;

5) проведение контроля за сырьем, технологическими средствами и вспомогательными материалами, используемыми при производстве продукции (входного контроля), а также контроля за такой продукцией на этапах технологического процесса ее производства и за готовой продукцией;

7) ведение и хранение документации, подтверждающей соответствие произведенной продукции требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

8) выбор способов соблюдения работниками организаций, осуществляющих деятельность по производству вина и винодельческой продукции, правил личной гигиены на каждом этапе и (или) участке технологического процесса производства продукции в целях обеспечения ее безопасности;

9) выбор графиков и режимов уборки, мойки, дезинфекции, дезинсекции и дератизации производственных помещений;

10) проведение утилизации винодельческой продукции и потребительской тары такой продукции надлежащими способами.

3. Требования к технологическим процессам производства вина и винодельческой продукции и физико-химическим показателям вина и винодельческой продукции, устанавливаемые в стандартах организации и в контрактах (договорах) на поставку в Российскую Федерацию вина и винодельческой продукции иностранных изготовителей, должны быть не ниже соответствующих требований национальных стандартов и сводов правил на этот вид продукции, входящих в утвержденный Национальным органом по стандартизации, перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения, которых на добровольной основе обеспечивается соответствие вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона.

Статья 9. Обязательные требования к винограду, как сырью для производства винодельческой продукции

1. Для производства вин защищенного наименования по происхождению используется свежий виноград технических сортов.

2. Для производства виноградных вин (за исключением вин защищенного наименования по происхождению), винного и коньячного дистиллятов, винного спирта, винных напитков, винных коктейлей, бренди и виноградных водок, определенных в статье 4, используется свежий виноград технических и универсальных сортов вида Vitis vinifera L. и сортов, полученных от скрещивания с иным видом рода Vitis (Tournef.) L.

Статья 10. Требования к технологическому оборудованию и инвентарю для производства вина и винодельческой продукции

1.Технологическое оборудование и инвентарь, используемые при производстве вина и винодельческой продукции, должны:

1) иметь конструктивные и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие производство продукции, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. Конструкция и исполнение оборудования и инвентаря должны давать возможность производить их санитарную обработку и дезинфекцию;

2) быть изготовленными из таких материалов, чтобы не являться источником загрязнения продукции, и содержаться в исправном состоянии;

2. Поверхности оборудования и инвентаря, которые непосредственно контактируют с продукцией, должны быть гладкими, выполненными из водонепроницаемых, неабсорбирующих, моющихся и нетоксичных материалов, устойчивых к воздействию коррозии, которые можно подвергать мойке и дезинфекции.

3. Оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы давать возможность производить его надлежащую санитарную обработку, а также санитарную обработку окружающей зоны.

Статья 11. Хранение и транспортирование

1. Условия хранения и транспортирования вина и винодельческой продукции устанавливаются изготовителем.

2. Лица, осуществляющие хранение и транспортирование, обязаны соблюдать условия хранения и транспортирования вина и винодельческой продукции, установленные изготовителем.

Статья 12. Утилизация


Утилизация вина и винодельческой продукции, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, производится владельцем этой продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Учет и декларирование площадей виноградников, валовых сборов винограда, объемов производства вина и винодельческой продукции

1. Производители товарного винограда по окончании календарного сельскохозяйственного года подают в специально уполномоченный субъектом РФ государственный орган декларации о площадях плодоносящих, вступающих в плодоношение виноградников по сортам, валовым сборам винограда по сортам и направлениям его реализации.

2. Производители вина и винодельческой продукции обязаны получить разрешение в уполномоченных государственных органах на возможный объем производства и продажи вина и винодельческой продукции в соответствии с представленной ими декларацией на заготовленное сырье.

3. Положение о декларировании вина и винодельческой продукции разрабатывается и утверждается Правительством Российской Федерации.

Глава 4. Оценка соответствия вина и винодельческой продукции

Статья 14. Формы оценки соответствия вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона

1. Оценка соответствия вина и винодельческой продукции отечественных и иностранных изготовителей, являющейся объектом технического регулирования в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, требованиям настоящего Федерального закона (далее также - оценка соответствия) осуществляется в формах:

1) обязательного подтверждения соответствия вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона;

2) государственного контроля (надзора).

2. Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки и реализации вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме государственного контроля (надзора).

Статья 15. Подтверждение соответствия

1. Подтверждение соответствия вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется изготовителем этой продукции или уполномоченным представителем иностранного изготовителя вина и винодельческой продукции (далее также - заявитель) до выпуска продукции в обращение на территории Российской Федерации путем принятия декларации о соответствии (далее также - декларирование соответствия).

2. заявитель обязан сопровождать каждую выпускаемую в обращение партию вина и винодельческой продукции копией декларации о соответствии, заверенной подписью ответственного лица и печатью заявителя.

3. Дистрибьютор вина и винодельческой продукции, за исключением изготовителя или уполномоченного представителя иностранного изготовителя, сопровождает отгружаемую партию продукции копией с копии декларации о соответствии, полученной от поставщика, заверенной подписью своего ответственного лица и своей печатью.

Статья 16. Декларирование соответствия

1. Заявитель, являющийся изготовителем вина и винодельческой продукции или уполномоченным представителем иностранного изготовителя вина и винодельческой продукции, принимает декларацию о соответствии на партию продукции одной даты розлива или несколько партий продукции одного наименования, имеющих однородный состав, с разными датами розлива, или на серийно выпускаемую продукцию одного наименования.

2. Декларирование соответствия вина и винодельческой продукции осуществляется заявителем по одной из следующих схем:

1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, в том числе, полученных при испытаниях типовых образцов одной или нескольких разовых партий однородной винодельческой продукции или типового образца серийно выпускаемой продукции - схема 1;

2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательственных материалов и доказательственных материалов, полученных при испытаниях типовых образцов одной или нескольких разовых партий однородной винодельческой продукции или типового образца серийно выпускаемой продукции, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) (далее также - третья сторона) - схема 2.

При декларировании соответствия серийно выпускаемого вина и винодельческой продукции изготовитель обязан иметь сертифицированную уполномоченным органом по сертификации Российской Федерации систему менеджмента качества, в отношении которой предусматривается инспекционный контроль сертифицирующего органа по сертификации за объектом сертификации. При отсутствии такой системы менеджмента качества серийно выпускаемое вино и винодельческая продукция декларируется партиями.

3. При декларировании соответствия по схеме 1 заявитель обязан иметь документацию, в соответствии с которой изготовлено вино и винодельческая продукция, и собственную испытательную лабораторию, самостоятельно формировать доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона.

4. При декларировании соответствия заявитель прилагает к декларации о соответствии следующие доказательственные материалы:

1) заявитель, являющийся отечественным изготовителем - указание национального стандарта, свода правил или стандарта организации на продукцию, в соответствии с которым она изготовлена, содержащих технические требования к физико-химическим, санитарно-гигиеническим, органолептическим характеристикам вина и винодельческой продукции, к технологическим процессам производства, используемым сырью и материалам, упаковке, перевозке и хранению; методы и средства технологического контроля и испытаний;

2) заявитель, являющийся уполномоченным представителем иностранного изготовителя вина и винодельческой продукции - указание национального или международного стандарта, заверенные копии технической документации, содержащих требования, не ниже аналогичных, предусмотренных для производства и оборота вина и винодельческой продукции в Российской Федерации, заверенные копии сертификата происхождения, сертификата качества, сертификата системы менеджмента качества при декларировании соответствия серийно выпускаемой продукции, выписки из условий контракта на поставку вина и винодельческой продукции, содержащего технические требования к вину и винодельческой продукции (при их наличии), копию договора (выписки из договора) на основании которого заявитель представляет зарубежного изготовителя, принятую изготовителем декларацию о соответствии или документ, выданный ему уполномоченным органом государственной власти в соответствии с законодательством страны-изготовителя, подтверждающие соответствие вина и винодельческой продукции требованиям технической документации, в соответствии с которой эта продукция изготовлена;

3) любой заявитель - протоколы лабораторных испытаний по физико-химическим и санитарно-гигиеническим показателям, проведенных в соответствии с выбранной схемой декларирования, с оценкой результатов испытаний вина и винодельческой продукции, включая отклонения и допуски, а также протокол органолептических испытаний;

4) при декларировании соответствия вина и винодельческой продукции иностранного изготовителя, ввозимой на территорию Российской Федерации по импорту в количестве общим объемом не более пяти литров, проведение ее испытаний в соответствии с пунктом 3 части 4 настоящей статьи не требуется;

5) любым заявителем дополнительно могут быть представлены сертификаты соответствия добровольной Системы сертификации (при наличии), подтверждающие соответствие вина и винодельческой продукции заявляемым физико-химическим и органолептическим показателям и невведение потребителей в заблуждение.

5. Декларация о соответствии составляется на русском языке и должна включать:

1) наименование и место нахождения заявителя;

2) наименование и место нахождения изготовителя;

3) наименование вина и винодельческой продукции;

4) информацию, позволяющую идентифицировать продукцию в соответствии с требованиями статьи 7 настоящего Федерального закона;


5) заявление о соответствии вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона;

6) срок действия декларации о соответствии;

7) указание на схему декларирования соответствия;

8) перечень доказательственных материалов;

9) официальные реквизиты настоящего Федерального закона.

6. Заявитель регистрирует декларацию о соответствии в органах по сертификации, аккредитованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и маркирует вино и винодельческую продукцию знаком обращения на рынке.

7. Декларация о соответствии и комплект доказательственных материалов хранятся у заявителя до истечения трех лет с момента окончания срока действия декларации. Хранение и учет декларации о соответствии вина и винодельческой продукции и доказательственных материалов должны обеспечивать возможность доступа к ним при проведении проверок в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Вторые экземпляры декларации о соответствии вина и винодельческой продукции и комплекта доказательственных материалов хранятся в органе по сертификации, в котором зарегистрирована декларация о соответствии, аккредитованном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

8. Любые изменения в доказательственных материалах, влияющие на обоснованность декларации о соответствии, должны быть документально подтверждены.

9. Срок действия декларации о соответствии вина и винодельческой продукции одного наименования не реже одного раза в три года. При этом срок действия декларации о соответствии составляет не более шести лет со дня ее принятия.

Срок действия декларации о соответствии, принимаемой на партию вина и винодельческой продукции, не должен превышать срока годности продукции, если таковой для нее установлен изготовителем или уполномоченным представителем иностранного изготовителя.

10. Вино и винодельческая продукция винотек, срок реализации которой истек, может быть реализована при условии продления срока действия декларации о соответствии.

Продление срока действия указанной декларации осуществляется в форме принятия винотекой письменного заявления о продлении срока действия декларации о соответствии вина и винодельческой продукции.


В этом случае винотека к указанному заявлению прилагает заверенную ее копию декларации о соответствии продукции с истекшим сроком действия и новые протоколы испытаний данной продукции по санитарно-гигиеническим показателям, физико-химическим и органолептическим показателям, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) по договору с винотекой.

11. Заявление о продлении срока действия декларации о соответствии направляется для регистрации в орган по сертификации, в котором была зарегистрирована эта декларация о соответствии.

При соответствии вина и винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона по представленным винотекой результатам испытаний продукции в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), орган по сертификации в течение пяти дней регистрирует заявление и направляет винотеке информацию о регистрации. Декларация считается продленной со дня регистрации заявления.

Срок реализации такого вина и винодельческой продукции составляет не более трех лет с даты продления срока действия декларации о соответствии и может продлеваться повторно с соблюдением требований частей 10, 11 и 12 настоящей статьи.

12. Декларация о соответствии, срок действия которой продлен, заявление винотеки с отметкой органа по сертификации о продлении срока действия декларации о соответствии и новые протоколы испытаний вина и винодельческой продукции, прилагаемые к этому заявлению, хранятся у винотеки в течение трех лет.

Второй экземпляр заявления винотеки о продлении срока действия декларации о соответствии хранится в органе по сертификации, в котором она была зарегистрирована.

Статья 17. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона


1. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона в отношении вина и винодельческой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства, хранения, транспортирования и реализации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

2. Государственный контроль (надзор) за соответствием вина и винодельческой продукции и процессов ее хранения, транспортирования и реализации требованиям настоящего Федерального закона осуществляется на стадии ее обращения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности.

3. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона в отношении процессов производства вина и винодельческой продукции осуществляется органом государственного контроля (надзора) путем проведения периодических проверок эксплуатируемых объектов производства такой продукции, но не чаще одного раза в три года.

4. Запрещается изъятие образцов винодельческой продукции для государственного контроля (надзора) без оформления в установленной форме акта об отборе образцов продукции и в количестве, превышающем нормы, установленные утвержденными Правительством Российской Федерации правилами отбора образцов (проб) винодельческой продукции для проведения исследований (испытаний) и измерений. Не допускается проведение государственного контроля (надзора) за счет проверяемой организации.

5. Бремя доказывания несоответствия винодельческой продукции требованиям настоящего Федерального закона лежит на органе государственного контроля (надзора).

Проверяемый имеет право обжаловать действия органа государственного контроля (надзора) в суд.

Статья 18. Приостановление деятельности по производству вина и винодельческой продукции и отзыв вина и винодельческой продукции

1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся изготовителем и осуществляющие производство, транспортирование, хранение и реализацию вина и винодельческой продукции, в случае установления ими или органом государственного контроля (надзора) несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона, обязаны отозвать такую продукцию из обращения и принять меры по недопущению причинения вреда жизни и здоровью потребителей продукции, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

2. В случае выявления нарушений требований, установленных настоящим Федеральным законом, орган государственного контроля (надзора) вправе выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

3. В случае невыполнения предписания, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, или невозможности иными мерами устранить выявленные нарушения, орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве вина и винодельческой продукции, не соответствующей требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 19. Заключительные положения


1. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона

нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности вина и винодельческой продукции, процессов ее производства, хранения и транспортирования применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Сертификаты соответствия на вино и винодельческую продукцию, а также другие подтверждающие безопасность вина и винодельческой продукции и выданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона документы действительны до окончания срока их действия.

3. На вино и винодельческую продукцию, изготовленную и выпущенную в обращение до вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются требования, действовавшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона



Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования.

Приложение 1

Гигиенические требования безопасности винодельческой продукции.



Группа продуктов

Показатели

Допустимые уровни, мг/кг,
не более

Примечание

Винодельческая продукция

Токсичные элементы:

свинец

0,3

мышьяк

0,2

кадмий

0,03

ртуть

0,005

Метиловый спирт

1,0

г/дм, не более,

1,2

г/дм, не более, коньячный дистиллят

1,5

г/дм, не более, винный дистиллят

2,0

г/дм, не более, плодовый дистиллят

Радионуклиды:

Цезий-137

70

Бк/л

Стронций-90

100

то же




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"

1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ


Основанием для разработки проекта Федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию" (далее в тексте - законопроект) является Федеральный Закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

2. РАЗРАБОТЧИК ЗАКОНОПРОЕКТА


Настоящий законопроект разработан в инициативном порядке некоммерческой организацией "Союз виноградарей и виноделов России" совместно с ГУ "Всероссийский научно-исследовательский институт пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности".

3. ЦЕЛЬ И ОБЪЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Целью разработки законопроекта является создание в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании винодельческой отрасли технического регламента, устанавливающего единые обязательные требования к вину и винодельческой продукции, и связанным с этими требованиями процессам ее производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации, а также- обязательные требования к терминологии, упаковке, маркировке, обеспечивающие безопасность продукции и предупреждение действий, вводящих в заблуждение ее приобретателей и потребителей, и регулирующего отношения, возникающие между участниками процессов производства и оборота вина и винодельческой продукции (изготовителями, импортерами, дистрибьюторами, приобретателями, потребителями), а также органами государственного контроля (надзора) в этой сфере деятельности.

Требования регламента распространяются на изготовителя (лицо, выполняющего функции иностранного изготовителя, продавца) вина и винодельческой продукции, организации, импортирующие вино и винодельческую продукцию для реализации ее на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие между участниками при оценке и подтверждении соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента при ее ввозе на территорию Российской Федерации и на стадии обращения при осуществлении государственного контроля (надзора).

Объектами технического регулирования в рамках данного законопроекта являются вино и винодельческая продукция, в том числе наливом, изготовленные в результате спиртового брожения или в процессе перегонки продуктов спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда, плодов, а также процессы производства, хранения, перевозки и реализации, связанные с требованиями к безопасности продукции и не введению приобретателей в заблуждение.

Структура технического регулирования в области производства и обращения винодельческой продукции включает: "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"; национальные стандарты в области виноделия, в максимально возможной степени гармонизированные с международными стандартами, Международным Кодексом добросовестной практики и используемые на добровольной основе в качестве доказательной базы для соблюдения требований технического регламента в соответствии с положением п.9 статьи 16 Федерального Закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", стандартов организаций, разработанных в соответствии со статьей 17 названного закона.

4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОПРОЕКТА


Законопроект разработан согласно требованиям Федерального Закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом положений директив ЕC, в том числе Регламента Совета Европейского Союза N 479/2008 от 29 апреля 2008 г, устанавливающего единую организацию рынка вина, с поправками Регламентов ЕС N 491/2009 от 25 мая 2009 г., N 606/2009 от 10 июля 2009 г. и N 607/2009 от 14 июля 2009 г., Регламента ЕС на спиртные напитки N 110/2008 от 15 января 2008 г., Регламента ЕС N 555/2008 от 27 июня 2008 г., регулирующего отношения при торговле вином с третьими странами, Регламента ЕС N753/2002 от 29 апреля 2002 г, касающегося вопросов маркировки винодельческой продукции, стандартов Международной организации винограда и вина, Codex Alimentarius, международного Кодекса добросовестной практики OIV от 2008 г. со всеми изменениями, а также требований Федеральных законов: от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.3.2.1078-01 и 2.3.2.1293-03 "Об обеспечении единства измерений", национальных стандартов на продукцию, методы ее анализа, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, не противоречащих требованиям ФЗ "О техническом регулировании".

Законопроект содержит определения, устанавливающие существенные признаки вина и винодельческой продукции, выпускаемых в обращение на территории Российской Федерации, которые могут изготавливаться отечественными производителями или ввозиться на территорию Российской Федерации по импорту.

С целью устранения технических барьеров в торговле содержащиеся в законопроекте термины и определения вина и винодельческой продукции, а также технологические приемы и технологические средства, используемые в процессах ее производства, максимально гармонизированы с требованиями основополагающих документов, применяемых в международной практике.

Исключен термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, он заменен термином "вино наливом", гармонизированным с международной терминологией. Вино наливом - это полуфабрикат, он транспортируется и используется на заводах шампанских вин, коньячных заводах, на заводах вторичного виноделия в качестве сырья для производства конкретных видов продукции. Вино наливом может не подвергаться полной технологической обработке. Оно должно подлежать государственному регулированию (производство, оборот, акцизы, таможенно-тарифное регулирование) аналогично тому, как в настоящее время регулируются виноматериалы. То же самое касается и коньячных, винных, плодовых дистиллятов, используемых в производстве различных видов продукции.

Законопроект содержит обязательные требования к винограду, как сырью для производства вина и винодельческой продукции.

В целях подтверждения подлинности происхождения вина и винодельческой продукции предусмотрены учет и декларирование площадей виноградников, валовых сборов винограда, объемов производства вина и винодельческой продукции.

Вводится понятие "Идентификация вина и винодельческой продукции", как элемента исключения производства и оборота фальсифицированной и контрафактной продукции, с целью предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения защиты интересов всех участников рынка винодельческой продукции.

Предусмотрена документальная идентификация и идентификация совокупного исследования органолептических, физико-химических и санитарно-гигиенических характеристик продукции на соответствие требованиям, содержащимся в технических документах производителя, характеризующих продукцию, а также специальные сведения о факторах сортового, географического, климатического, сельскохозяйственного и технологического характера, способных оказать влияние на качественные и количественные показатели вина и винодельческой продукции.

Определены признаки фальсификации вина.

Значения показателей безопасности вина и винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам.

Подтверждение соответствия в форме обязательной сертификации осуществляется с учетом требований статей 25 и 26 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В европейской практике основной и приоритетной формой обязательного подтверждения соответствия продукции является декларирование, предусматривающее презумпцию соответствия. С точки зрения регулирующего воздействия на предпринимательскую деятельность декларирование соответствия вина и винодельческой продукции предпочтительнее по сравнению с обязательной сертификацией, так как оно обеспечивает сокращение административных, экономических и организационных барьеров для развития предпринимательства с учетом необходимости полной реализации целей технического регулирования, способствует развитию процессов саморегулирования бизнеса при сохранении за государством контрольно-надзорных функций в сфере обращения продукции.

Преимуществом декларирования соответствия продукции перед обязательной сертификацией является также и полная ответственность изготовителя, принимающего декларацию, перед потребителями за нарушение установленных требований, в то время как при обязательной сертификации гарантом соответствия продукции установленным требованиям является орган по сертификации, который не несет ответственности перед потребителями за нарушение этих требований.

Установлены принципы государственного контроля (надзора) за соответствием вина и винодельческой продукции требованиям законопроекта и правила его проведения с учетом специфики данной продукции, ее производства и оборота.

Установлены правила доработки, переработки продукции в случае ее отзыва с рынка.

Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка винодельческой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" N 184-ФЗ.

5. СВЕДЕНИЯ О ПУБЛИЧНОМ ОБСУЖДЕНИИ


Проект федерального закона был размещен для обсуждения на сайте НО "Союз виноградарей и виноделов России", о чем 6 августа 2009 года на официальном сайте "Ростехрегулирования" опубликовано уведомление. Настоящий законопроект доработан с учетом поступивших замечаний и предложений рабочей группой в состав которой вошли ведущие специалисты "Союза виноградарей и виноделов России", ассоциации виноградарей и производителей алкогольной продукции Краснодарского края "Кубаньвиноградалко", органов государственной власти Краснодарского края, виноградарско-винодельческой отрасли Ставропольского края, Ростовской области и отраслевой науки.


ОБОСНОВАНИЕ
необходимости принятия федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"


Основанием для разработки проекта Федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию" (далее- законопроекта) является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

В настоящее время Федеральное законодательство не учитывает особенности винодельческого производства, а также социальную значимость винограда и вина виноградного, как ценных пищевых продуктов, обладающих полезными диетическими и лечебными свойствами.

Необходимо законодательно определить понятие вина, как натурального сельскохозяйственного продукта питания, полученного методом полной или частичной спиртовой ферментации только свежего винограда, свежего виноградного сусла или свежего виноградного сока.

Целью разработки законопроекта является создание в системе законов Российской Федерации о техническом регулировании винодельческой отрасли технического регламента, устанавливающего единые минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность вина и винодельческой продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации и аналогичной продукции, импортируемой в Российскую Федерацию из третьих стран, и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей этой продукции.

Объектами технического регулирования в рамках данного законопроекта являются вино и винодельческая продукция, в том числе наливом, изготовленная в результате спиртового брожения или в процессе перегонки продуктов спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда, плодов или их сусел, а также процессы производства, хранения, перевозки и реализации, связанные с требованиями к безопасности продукции.

Законопроект разработан согласно требованиям Федерального Закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" с учетом положений директив ЕC, в том числе Регламента Совета Европейского Союза N 479/2008 от 29 апреля 2008 г, устанавливающего единую организацию рынка вина, с поправками Регламентов ЕС N 491/2009 от 25 мая 2009 г., N 606/2009 от 10 июля 2009 г. и N 607/2009 от 14 июля 2009 г., Регламента ЕС на спиртные напитки N 110/2008 от 15 января 2008 г., Регламента ЕС N 555/2008 от 27 июня 2008 г., регулирующего отношения при торговле вином с третьими странами, Регламента ЕС N753/2002 от 29 апреля 2002 г, касающегося вопросов маркировки винодельческой продукции, стандартов Международной организации винограда и вина, Codex Alimentarius, международного Кодекса добросовестной практики OIV от 2008 г. со всеми изменениями, а также требований Федеральных законов: от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПин 2.3.2.1078-01 и 2.3.2.1293-03 "Об обеспечении единства измерений", национальных стандартов на продукцию, методы ее анализа, упаковку, маркировку, транспортирование и хранение, не противоречащих требованиям ФЗ "О техническом регулировании".

Принятие Федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию" позволит установить требования к безопасности продукции, предотвратить введение потребителей в заблуждение в отношении продукции, находящейся в обращении на территории РФ, а также устранить избыточные административные и торговые барьеры в экономике страны, способствовать гармонизации российской законодательной базы с нормами и правилами, действующими в ВТО.

С целью устранения технических барьеров в торговле содержащиеся в законопроекте термины и определения вина и винодельческой продукции, а также технологические приемы и технологические средства, используемые в процессах ее производства, максимально гармонизированы с требованиями основополагающих документов, применяемых в международной практике.

Законопроект содержит обязательные требования к винограду, как сырью для производства вина и винодельческой продукции.

Вводится понятие "Идентификация вина и винодельческой продукции", как элемента исключения производства и оборота фальсифицированной и контрафактной продукции, с целью предотвращения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения защиты интересов всех участников рынка винодельческой продукции.

Предусмотрена документальная идентификация и идентификация совокупного исследования органолептических, физико-химических и санитарно-гигиенических характеристик продукции на соответствие требованиям, содержащимся в технических документах производителя, характеризующих продукцию, а также специальные сведения о факторах сортового, географического, климатического, сельскохозяйственного и технологического характера, способных оказать влияние на качественные и количественные показатели вина и винодельческой продукции.

Определены признаки фальсификации вина.

В целях подтверждения подлинности происхождения вина и винодельческой продукции предусмотрены учет и декларирование площадей виноградников, валовых сборов винограда, объемов производства вина и винодельческой продукции

Покупатель должен знать из какого сырья производится эта продукция. В последние годы в России увеличилось производство "Российских вин", "Российского коньяка", "Российского шампанского" из импортного сырья. В настоящее время оно опережает объемы производства отечественной винодельческой продукции. Российский покупатель не имеет возможности отличить из собственного сырья или импортного произведен продукт. При этом нарушаются права потребителя, так как он заведомо вводится в заблуждение о происхождении продукции. Считаем, что именно регламентом необходимо законодательно четко разделить продукцию, произведенную из отечественного винограда и продукцию, выработанную из импортного сырья. "Российским коньяком" можно называть напиток, приготовленный из коньячного спирта, выкуренного из вина наливом, выработанного из российского винограда. Соответственно "Российским шампанским", "Российским вином" должна называться продукция, произведенная из задекларированного отечественного винограда.

Основным условием производства и оборота российской винодельческой продукции и вина должно стать наличие сырьевой базы (виноградников), которая отвечает требованиям для производства соответствующего объема винодельческой продукции определенного ассортимента. Таким образом будут защищены права потребителей.

Значения показателей безопасности вина и винодельческой продукции, установленные в законопроекте, соответствуют действующим в Российской Федерации санитарным правилам и нормам.

Исключен термин "виноматериал", который не применяется в международной практике, он заменен термином "вино наливом", гармонизированным с международной терминологией и ТН ВЭД России.

Законопроект содержит ряд требований к технологическим операциям и технологическим средствам, используемым при производстве отдельных видов вина и винодельческой продукции, действующих в международной практике.

Положения предлагаемого законопроекта, отражая путем установления перечня обязательных требований и, согласуя интересы всех участников российского рынка вина и винодельческой продукции, соответствуют целям технического регулирования, установленным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"


Принятие Федерального закона "Технический регламент на вино и винодельческую продукцию" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.


Уведомление о разработке проекта технического регламента (06 августа 2009 года)


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(06 августа 2009 года)

1. Разработчик

Управление по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края, НО "Союз виноградарей и виноделов России"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Алкогольные напитки (вино и винодельческая продукция), ОКС 67.160.10

3. Наименование проекта технического регламента

"Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Установление правовых основ регулирования деятельности по производству и обороту винодельческой продукции и процессов ее производства, приведение их в соответствии с законом "О техническом регулировании", с учетом положений соответствующих директив ЕС и Codex Alimentarius

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требования, отличающиеся от положений международных стандартов и обязательных требований, действующих в Российской Федерации отсутствуют

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

Четыре месяца со дня опубликования уведомления

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

107139, г. Москва, Орликов пер., 1/11, НО "СВВР", тел. 495 4118357, info@svvr.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

107139, г. Москва, Орликов пер., 1/11, НО "СВВР", тел. 495 4118357, info@svvr.ru


Руководитель НО "Союз виноградарей и виноделов России" В.В. Логинов


УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(05 июня 2010 года)

1. Разработчик

Управление по виноградарству, винодельческой промышленности и садоводству Краснодарского края, НО "Союз виноградарей и виноделов России"

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

Алкогольные напитки (вино и винодельческая продукция), ОКС 67.160.10

3. Наименование проекта технического регламента

"Технический регламент на вино и винодельческую продукцию"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требования, отличающиеся от положений международных стандартов и обязательных требований, действующих в Российской Федерации отсутствуют

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

107139, г. Москва, Орликов пер., 1/11, НО "СВВР", тел. 495 4118357, info@svvr.ru


Руководитель организации Л.Л.Попович

Мнения специалистов

  • СВОДКА ОТЗЫВОВ российских организаций на проект федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию"


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane