Исправленная энергоэффективность
Госдума РФ определилась с поправками в
закон "Об энергосбережении" и
повторила разработки 1990-х годов.
В конце 2008 года депутаты Госдумы РФ
приняли в первом чтении федеральный
закон "Об энергосбережении и
повышении энергетической
эффективности". Он вызвал целый поток
критических замечаний представителей
профессионального энергетического
сообщества. Закон окрестили
"декларативным". Многие говорили,
что он не содержит конкретных
административных механизмов реализации
и мер, стимулирующих потребителей к
экономии энергии.
Работу над законом перевели из думского
Комитета по энергетике в думский же
Комитет по природным ресурсам и поручили
дополнительно разработать закон "Об
экологической эффективности". Из 314
поправок, предложенных комитету
различными ведомствами, выбрали 17,
максимально конкретизирующих документ и
устраняющих замечания экспертов.
Энергетики и экономисты сходятся во
мнении, что если этот пакет законов
вступит в силу, и будет строго
исполняться, задача выйти к 2020 году на
совокупную экономию энергии 40%,
поставленная президентом России, вполне
реальна. Однако инициативы депутатов,
поданные как законодательный прорыв,
далеко не новы - они почти в точности
повторяют наработки упраздненного
Госэнергонадзора 1990?х годов.
Хотели как лучше
Принципы политики энергосбережения в
России сформированы на основе ФЗ "Об
энергосбережении" в 1996 году. В нем были
отражены все основные законодательные
инициативы, которые сегодня заложены в
новый закон "Об энергосбережении":
приоритет эффективного использования
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР),
осуществление государственного
энергонадзора, обязательность контроля
и учета энергоресурсов (как
юридическими, так и физическими лицами),
включение показателей
энергоэффективности в государственные
стандарты. А также сертификация
оборудования, материалов, конструкций,
транспортных средств и энергетических
ресурсов, заинтересованность
юридических лиц - производителей и
поставщиков энергии в эффективном ее
использовании.
На основании упомянутого закона в 1997
году был принят указ, которым
осуществление государственной политики
в области энергосбережения поручено
Минтопэнерго России (позднее - Минэнерго
России). В 1998 году в структуре
министерства создан Департамент
государственного энергетического
надзора и энергосбережения
(Госэнергонадзор РФ), одной из основных
функций которого стал контроль за
проведением организациями мероприятий
по эффективному использованию
топливно-энергетических ресурсов. К 2000
году утвержден ряд государственных
стандартов по энергосбережению, начата
реализация программы по проведению
энергетических обследований и
подготовке энергетических паспортов
предприятий, потребляющих более 6 тыс.
тонн условного топлива в год. В субъектах
РФ начали активно приниматься местные
законы об энергосбережении, создавались
десятки центров энергоэффективности и
агентств по энергосбережению.
А получилось…
Однако ФЗ "О техническом
регулировании" от 2002 года отменил
обязательное исполнение требований
национальных стандартов (кроме вопросов
промышленной безопасности) и
обязательную сертификацию продукции. И
государственное влияние на
энергосбережение было ослаблено.
Бюджетный, Налоговый кодексы и ряд
законов сделали невозможными меры
господдержки потребителей и
производителей ТЭР, осуществляющих
мероприятия по энергосбережению. Более
того, в результате административной
реформы 2004 года Госэнергонадзор был
упразднен. Его функции по вопросам
промышленной безопасности передали в
Ростехнадзор, а функции по выработке
государственной политики в области
энергосбережения ни за одним органом
власти закреплены не были. Хотя нормы и
правила по энергосбережению не отменены
и их несоблюдение наказывается согласно
Административному кодексу.
Эксперт Совета по развитию ТЭК при
полномочном представителе президента в
СЗФО Александр Машков отметил: "Тогда
утверждали, что повышение
энергоэффективности непосредственно
влияет на увеличение прибыльности
предприятий. Значит, рынок сам
отрегулирует позитивные желания
предпринимателей активно заниматься
энергосбережением, а государству
контролировать их карман недопустимо.
Реалии рыночной экономики опровергли
эти утверждения. Собственники
предприятий при отсутствии госконтроля
не стали заниматься энергосбережением, а
возникающие финансовые потери просто
включили в стоимость производимых
товаров, откровенно заявляя:
цивилизованного рынка и реальной
конкуренции в стране нет, как покупали,
так и будут покупать. Такая позиция не
только заметно увеличила и без того
неоправданно высокие расходы
энергоресурсов, но и сказалась на
инфляционных тенденциях".
Второй забег
В 2008 году президент страны подписал указ
"О некоторых мерах по повышению
энергетической и экологической
эффективности российской экономики",
которым поручил парламенту создание
нормативно-правовой базы в этой области.
Но проект закона "Об
энергосбережении" вызвал
многочисленные замечания
представителей административных кругов,
бизнеса, общественных организаций и
профессиональных союзов. Они утверждают,
что в законе не прописаны конкретные
механизмы реализации его положений,
многое отдано в ведение уполномоченных
органов исполнительной власти. Это
требует издания большого числа
подзаконных актов, а значит, приведет к
усилению административного давления на
бизнес и создаст дополнительные
возможности для коррупции.
Закон не регулирует программы
сокращения потерь и рационального
использования энергоресурсов в
энергоемких отраслях промышленности,
транспорте, АПК. В нем не отражены
механизмы сертификации устройств в
действующей системе технического
регулирования. Кроме того, создаются две
параллельные системы определения
потребительских свойств устройств и
помещений - на основе энергетических
деклараций и коэффициентов
энергоэффективности. Законопроектом
указан нижний предел мощности для
обязательного определения коэффициента
- 3 тыс. Вт. Таким образом, в России
сохранится массовое производство и
оборот энергорасточительных устройств.
Предусмотрено взимание платы за
использование устройств и помещений,
коэффициент энергоэффективности
которых не соответствует
"достаточному уровню". В то же время
в законопроекте отсутствует определение
этого "достаточного уровня", не
указано, кто его устанавливает для
каждого типа используемых устройств и
помещений. Притом, что в эксплуатации
находится огромное количество
энергонеэффективного оборудования, а
возможности привлечения инвестиций в
модернизацию производства ограничены,
это приведет к неоправданному изыманию
средств у пользователей.
Коррекция на финише
Многочисленные претензии к
законопроекту стали поступать в
администрацию президента,
правительство, Госдуму и высший совет
"Единой России". В результате
думский Комитет по природным ресурсам
предложил в одном пакете вместе с
законом принять и давно предлагаемые им
экологические инициативы. Председатель
комитета Наталья Комарова подтвердила:
"В настоящее время мы готовим ко
второму чтению два принципиально новых
для российского законодательства
законопроекта. Их основная задача -
выстроить систему, при которой
расточительное использование
энергоресурсов, применение устаревших
технологий и оборудования, приводящих к
загрязнению окружающей среды, станет
ущербным для бизнеса". В комитете
сообщили, что поступило уже более 300
поправок к закону "Об
энергосбережении". "Мы их
систематизировали, вынесли на
обсуждение и выбрали те, которые
устраняют положения, вызвавшие
наибольшие претензии. Этот проект вызвал
столько крика, что нам практически
пришлось начать разработку заново.
Замечания сыпались отовсюду - от
Российского союза промышленников и
предпринимателей, "Деловой России",
Минэнерго, Минэкономики, даже от Союза
печников России. Конечно, вряд ли мы
успеем до конца сессии, но осенью пакет
законов обязательно будет принят", -
говорит Комарова.
Вместе с тем даже с учетом введения новых
поправок претензии специалистов к
законопроекту все еще остаются.
Заведующий кафедрой "Энергосбыт,
надзор и энергосберегающие
технологии" Санкт-Петербургского
энергетического института повышения
квалификации Евгений Кузнецов отметил:
"Когда запретят производство и оборот
обычных ламп накаливания, освещение
городов России просто прекратится.
Потому что люминесцентные лампы стоят у
нас очень дорого, а в продаже велика доля
некачественной продукции. Кроме того, на
Западе налажена система специальной
утилизации таких ламп, а у нас, их
буквально везде бросают. В них
содержится токсичная ртуть, которая
может привести к массовым отравлениям
населения. А галогенные лампы вредны -
они слепят. Давно идут разговоры о том,
чтобы их запретить, а в законе их
использование, наоборот,
стимулируется".
Эксперты продолжают критиковать также и
предусмотренную законом установку
приборов учета энергопотребления. По
закону, установка должна происходить за
счет средств потребителей, однако во
всем мире ее финансирование
осуществляет обслуживающая организация.
В итоге этот процесс может растянуться в
России на многие годы. Вызывают критику
участников энергорынка и непонятные
условия финансовой поддержки программ
энергосбережения организаций. В Европе
компаниям, реализующим такие программы,
предоставляются беспроцентные ссуды на
три-пять лет и прямое финансирование из
госбюджета.
Впрочем, исправление этих
замечаний возможно на уровне
подзаконных актов, в частности
постановлений правительства.
Специалисты отмечают, что закон
действительно будет способствовать
повышению энергоэффективности
российской экономики и стимулированию
энергосбережения. Руководитель
межрегионального управления Минэнерго
по Северо-Западному федеральному округу
Сергей Подколзин говорит, что проект
закона значительно улучшен. "Думаю,
если закон пройдет в таком виде и, что
самое важное, будет исполняться на всех
уровнях, амбициозную задачу выйти на
экономию потребления 40% к 2020 году мы
выполним без проблем", - считает
Подколзин.
Сергей Тихонов