Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.

Новую редакцию см. по ссылке. Проект Федерального закона N 555391-6

Проект



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"О СТАНДАРТИЗАЦИИ"

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет и сфера регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области стандартизации, устанавливая правовые основы стандартизации, которые являются едиными и обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также саморегулируемых организаций, предприятий и организаций независимо от их формы собственности и граждан-предпринимателей (далее - субъекты хозяйственной деятельности), общественных организаций и объединений.

Действие закона не распространяется на государственные образовательные стандарты; положения (стандарты) о бухгалтерском учете; правила (стандарты) аудиторской деятельности; стандарты эмиссии ценных бумаг и проспекты эмиссии ценных бумаг.

Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используют следующие основные понятия:

государственный военный стандарт - стандарт, устанавливающий требования к оборонной продукции и (или) процессам ее создания, эксплуатации и утилизации, обязательность применения которого устанавливается государственными заказчиками оборонного заказа, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и(или) государственными контрактами (договорами);

международный и региональный стандарты - стандарты, принятые соответственно международной и региональной организацией по стандартизации и доступные широкому кругу пользователей;

межгосударственный стандарт - региональный стандарт, принятый Евразийским советом по стандартизации, метрологии и сертификации и доступный широкому кругу пользователей;

национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей;

национальная справочная служба стандартизации -. служба, осуществляющая информационное обеспечение деятельности в области стандартизации для целей реализации Соглашения по техническим барьерам в торговле и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер Всемирной торговой организации;

оборонная продукция (работа, услуга) - продукция, поставляемая по государственному оборонному заказу, включая процессы ее проектирования (изыскания), разработки, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, ремонта, хранения, перевозки и утилизации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим);

отраслевой стандарт - стандарт, разработанный применительно к продукции определенной отрасли и принятый федеральным органом исполнительной власти;

предварительный стандарт (предстандарт) - документ ограниченного консенсуса, который принят национальным органом по стандартизации на ограниченный срок, не превышающий пяти лет, и доведен до широкого круга пользователей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта для разработки национального стандарта;

продукция - результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях;

правила, нормы и рекомендации по стандартизации -. документы, содержащие добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ по стандартизации, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ;

свод правил - документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и (или) описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе.;

система стандартизации - система, образованная участниками работ по стандартизации, а также национальными и государственными стандартами, предварительными стандартами, общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации, правилами их разработки и применения, правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в области стандартизации, сводами правил и отраслевыми стандартами;

специальная продукции (работа, услуга) - продукция, используемая в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, поставляемых вне государственного оборонного заказа, процессов ее создания, эксплуатации, утилизации;

стандарт - документ, разработанный на основе консенсуса, в котором в целях многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

стандарт организации (саморегулируемой организации) - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, качества поставляемых материалов и комплектующих изделий, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок;

технический комитет по стандартизации - установленная национальным органом по стандартизации форма сотрудничества юридических лиц, общественных организаций и объединений, осуществляемого на добровольной основе в целях организации и проведении работ в области национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или областям деятельности. В состав технического комитета по стандартизации могут включаться физические лица.

Статья 3. Правовое регулирование в области стандартизации


Правовое регулирование в области стандартизации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "О техническом регулировании" и иными нормативно-правовыми актами.

Статья 4. Цели стандартизации


Стандартизация осуществляется в целях:

1. Повышения уровня безопасности:

жизни или здоровья граждан;

имущества физических или юридических лиц;

государственного или муниципального имущества;

в области экологии;

жизни или здоровья животных и растений;

объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

2. Обеспечения:

промышленной, экономической и информационной безопасности Российской Федерации;

обороноспособности и мобилизационной готовности;

качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг, производственных технологий, услуг в социальной сфере;

снижения технических барьеров в торговле;

рационального использования ресурсов;

продвижения прогрессивных технологий, внедрения инноваций;

реализации национальных проектов;

научно-технического прогресса;

размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд (далее -. государственных закупок);

выполнения поставок;

защиты интересов потребителей;

безопасности и охраны труда;

подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

информационной совместимости;

сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

решений арбитражных споров;

судебных решений.

3. Создания:

систем и комплексов стандартов;

систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

систем каталогизации продукции;

систем обеспечения качества продукции и управления производством;

систем обеспечения единства измерений;

систем поиска и передачи данных;

доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

4. Содействия проведению работ по унификации.

Статья 5. Принципы стандартизации


Стандартизация в Российской Федерации основывается на принципах:

соответствия стандартов законодательству;

открытости процессов разработки стандартов;

обеспечения права участия всех заинтересованных сторон в разработке стандартов;

достижения при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

организации и проведения работ по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

однозначности понимания требований, излагаемых в стандартах;

прогрессивности и оптимальности требований, включаемых в стандарты;

гармонизации требований национальных стандартов с международными, региональными и межгосударственными стандартами;

комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

установления требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

исключения дублирования разработок документов и другой деятельности по стандартизации;

доступности представления информации о стандартах всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Статья 6. Государственная политика в области стандартизации


1. Целями государственной политики в области стандартизации является поддержка деятельности по стандартизации для обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности, промышленной, экономической и информационной безопасности Российской Федерации, создания условий для повышения качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг, производственных технологий, услуг в социальной сфере, снижения технических барьеров в торговле, создания условий для рационального использования ресурсов, обеспечения государственных закупок, продвижения прогрессивных технологий, обеспечения реализации национальных проектов, защиты интересов потребителей, обеспечения безопасности и охраны труда.

2. Управление стандартизацией в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, на исполнение функций в качестве национального органа Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации).

3. Обеспечение государственной политики в области стандартизации осуществляется посредством:

координации работы федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных корпораций в области стандартизации;

участия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных корпораций в рамках своих полномочий в разработке документов по стандартизации, в технических комитетах по стандартизации, совещательных органах по стандартизации при национальном органе по стандартизации, общественных советах по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

использования национальных стандартов и государственных военных стандартов при разработке нормативных правовых актов;

установления при проведении работ по стандартизации приоритетных отраслей для экономики Российской Федерации;

участия в работе по международной, региональной и межгосударственной стандартизации;

продвижения интересов Российской Федерации в работах по международной и региональной стандартизации при заключении международных договоров;

формирования и реализации федеральных и иных программ, способствующих развитию стандартизации, включением в них разделов по стандартизации;

нормативного обеспечения национальных проектов, федеральных целевых программ;

использования национальных стандартов при государственных закупках;

поддержки на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) и национальном уровне обмена информацией по стандартизации;

стимулирования применения национальных стандартов;

поддержки предприятий промышленности, организаций, бизнес-групп, ассоциаций, союзов предприятий малого и среднего бизнеса в работах по стандартизации;

материального и финансового обеспечения решения государственных задач в области стандартизации.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 7. Национальная система стандартизации


Национальную систему стандартизации Российской Федерации образуют:

национальный органа по стандартизации;

федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах их полномочий в области стандартизации, включая структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, ответственных за проведение работ по стандартизации;

технические комитеты по стандартизации;

совещательные органы по стандартизации при национальном органе по стандартизации;

подсистемы национальной системы стандартизации;

государственные корпорации, включая структурные подразделения государственных корпораций, ответственных за проведение работ по стандартизации;

общественные советы по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

структурные подразделения в организациях и на предприятиях, ответственные за проведение работ по стандартизации;

другие субъекты, деятельность которых связана с работами в области стандартизации.

Статья 8. Национальный орган по стандартизации


Национальный орган по стандартизации:

формирует и реализует единую государственную политику в области стандартизации;

координирует работу в области стандартизации федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, совещательных органов по стандартизации при национальном органе по стандартизации;

разрабатывает и утверждает программы разработки национальных, международных, региональных и межгосударственных стандартов, проведения научно-исследовательских работ в области стандартизации, координирует их реализацию;

участвует в формировании и реализации федеральных и иных программ, в части разделов по стандартизации, осуществляет нормативное обеспечение национальных проектов, федеральных целевых программ;

обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;

устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия участников национальной системы стандартизации;

организует работы по национальной, межгосударственной, международной и региональной стандартизации, проведение научно-исследовательских работ по стандартизации с привлечением для выполнения этих работ технических комитетов по стандартизации, отраслевых научно-исследовательских институтов;

организует экспертизу, утверждение, регистрацию проектов национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

осуществляет регистрацию сводов правил;

координирует разработку и ведение фондов документов по стандартизации федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, общественными организациями и объединениями;

осуществляет регистрацию и устанавливает правила применения международных, региональных и межгосударственных стандартов на территории Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;

осуществляет учет и хранение международных, региональных, межгосударственных, национальных стандартов, предстандартов, сводов правил, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации, обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;

организует опубликование и распространение в установленном порядке международных, региональных, межгосударственных, национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

осуществляет функции государственного заказчика по стандартизации специальной продукции, подготавливает раздел программы разработки национальных стандартов, касающегося стандартов ограниченного распространения, экспертизу, редактирование, подготовку к утверждению, утверждение, регистрацию, отмену, хранение дел, издание и распространение документов по стандартизации оборонной и специальной продукции и их изменений, подготовку указателя государственных военных стандартов, указателя стандартов ограниченного распространения и указателя текущей информации о принятии, изменениях и отмене документов по стандартизации оборонной и специальной продукции, а также их издание и распространение;

создает и ведет Единую информационную систему по техническому регулированию и национальную справочную службу стандартизации;

принимает решение о создании технических комитетов по стандартизации, утверждает положение о технических комитетах по стандартизации, осуществляет координацию и мониторинг их деятельности, а также методическое руководство;

разрабатывает официальные комментарии по вопросам применения утвержденных документов по стандартизации;

представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях по стандартизации;

участвует в соответствии с уставами международных и региональных организаций по стандартизации в разработке международных и региональных стандартов, обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;

обеспечивает продвижение Российской Федерации в работах по международной и региональной стандартизации при заключении международных договоров;

организует профессиональную подготовку и переподготовку кадров в области стандартизации;

создает и организует работу общественного совета по стандартизации при национальном органе по стандартизации;

утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;

организует предоставление информационных услуг в области стандартизации.

обеспечивает на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) и национальном уровне обмена информацией по стандартизации;

обеспечивает научно-методическую поддержку предприятий промышленности, бизнес-групп, ассоциаций, союзов, предприятий малого и среднего бизнеса в работах по стандартизации;

формирует предложения по материальному и финансовому обеспечению решения государственных задач в области стандартизации;

разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии и развитии работ в области стандартизации.

Статья 9. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления


1. Федеральные органы исполнительной власти:

реализуют государственную политику в области стандартизации в пределах своих полномочий;

подготавливают предложения в планы по стандартизации с учетом положений настоящего Федерального закона;

организуют разработку, экспертизу и утверждение сводов правил в пределах своих полномочий;

создают структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации в пределах своих полномочий;

обеспечивают применения национальных стандартов при организации государственных закупок;

участвуют в работе по международной и региональной, межгосударственной стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органах по стандартизации;

организуют участие экспертов и технических комитетов по стандартизации в пределах своей компетенции в международной и региональной стандартизации.

организуют и проводят систематическую проверку действующих в сфере их полномочий документов по стандартизации на соответствие современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления:

создают и координируют деятельность общественных советов по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

обеспечивают применение национальных стандартов при организации государственных закупок;

вносят предложения в национальный орган по стандартизации о создании технических комитетов по стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации, совещательных органах по стандартизации;

вносят предложения о разработке национальных стандартов или принятию в качестве национальных стандартов международных и региональных стандартов;

информируют национальный орган по стандартизации о проводимых ими работах в области стандартизации.

Статья 10. Технические комитеты по стандартизации


1. Технические комитеты по стандартизации создаются в целях проведения работ по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в определенной области.

2. Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации определяется и утверждается национальным органом по стандартизации.

3. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут входить представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, научных организаций, профессиональных союзов, саморегулируемых организаций, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций, а также физические лица;

4. Технические комитеты по стандартизации формируют с учетом структуры технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации.

5. Методическое руководство работой технического комитета по стандартизации, координацию его деятельности и контроль за его работой осуществляет национальный орган по стандартизации.

6. Технический комитет по стандартизации:

организует и ведёт работы по национальной, межгосударственной, региональной и международной стандартизации в соответствии с заявленной областью деятельности;

организует разработку национальных стандартов, предстандартов, и изменений к ним, а также готовит предложения по их отмене;

проводит экспертизу проектов документов по стандартизации или изменений к ним, относящихся к области его деятельности;

обеспечивает поддержание на современном уровне фонда национальных и межгосударственных стандартов, предстандартов в своей области деятельности через разработку новых стандартов, пересмотр действующих стандартов или внесение в них изменений и отмену устаревших стандартов;

осуществляет экспертизу предложений при формировании программ по стандартизации и участие в формировании программ разработки национальных стандартов в закрепленной области деятельности;

формирует на основе предложений органов государственной власти, государственных корпораций и других заинтересованных сторон программы в области стандартизации, в том числе в федеральных и иных государственных программ, программ развития отраслей экономики, ведомственных и межведомственных целевых программ, финансируемых полностью или частично из средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

участвует в установленном порядке в работе технических комитетов международных и региональных организаций по стандартизации в установленной области деятельности, в ведении их секретариатов в соответствии с соглашениями между национальным органом по стандартизации и международными (региональными) организациями по стандартизации;

подготавливает предложения по разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;

подготавливает официальные переводы международных и региональных стандартов;

участвует в экспертизе проектов технических регламентов, сводов правил, в подготовке перечней национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов.

7. Контроль за деятельностью технических комитетов по стандартизации осуществляет национальный орган по стандартизации.

Статья 11. Совещательные органы по стандартизации


1. Общественный совет по стандартизации при национальном органе по стандартизации (далее -. Общественный совет) формируется из представителей национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций, научных организаций, профессиональных союзов, саморегулируемых организаций, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Основными функциями Общественного совета являются:

изучение и обсуждение вопросов стандартизации, оценки соответствия, качества продукции, а также других общественно значимых проблем в сфере технического регулирования;

учет и формирование общественного мнения при проведении мероприятий, связанных с совершенствованием технического законодательства по техническому регулированию;

разъяснение общественным объединениям и гражданам целей и методов проведения государственной политики в сфере технического регулирования;

изучение и обобщение опыта зарубежных стран в решении вопросов технического регулирования;

сбор и обобщение предложений, поступающих от общественных объединений и граждан, направленных на решение вопросов технического регулирования;

анализ и подготовка рекомендаций по реализации программ и проектов в сфере технического регулирования;

организация информационной и методической поддержки правовых инициатив общественных организаций и объединений;

оказание информационных и консультационных услуг аппарату Федерального агентства по вопросам взаимодействия с общественными организациями.

2. Отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации формируются на паритетных началах из представителей национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, государственных корпораций, органов местного самоуправления, научных организаций, профессиональных союзов, саморегулируемых организаций, общественных организаций и объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Функции отраслевых и межотраслевых советов по стандартизации:

повышение эффективности работ в области стандартизации на отраслевом и межотраслевом уровне;

обеспечение координации действий заинтересованных организаций в разработке и рассмотрении национальных стандартов, предстандартов, сводов правил;

формирование предложений по направлениям деятельности подсистем национальной системы стандартизации, взаимодействие с подсистемами национальной системы стандартизации;

участие в формировании и реализации программ по стандартизации;

обеспечение развития механизмов государственно-частного партнерства в области стандартизации;

повышение эффективности работ по международной, региональной и межгосударственной стандартизации.

Отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации являются открытыми для участия иностранных юридических и физических лиц, имеющих профессиональную подготовку в сфере деятельности таких советов.

Статья 12. Подсистемы национальной системы стандартизации


Подсистемы национальной системы стандартизации создаются на добровольной основе юридическим или юридическими лицами для разработки национальных стандартов и иных документов по стандартизации в целях повышения активности промышленности в деятельности по стандартизации в отраслях экономики, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Порядок создания и правила функционирования подсистемы национальной системы стандартизации устанавливается национальным органом по стандартизации.

Подсистемы национальной системы стандартизации взаимодействуют с отраслевыми и межотраслевыми советами по стандартизации.

Разрабатываемые в подсистемах национальной системы стандартизации национальные стандарты, предстандарты направляются для экспертизы в технические комитеты по стандартизации.

Планы работ по стандартизации в подсистемах национальной системы стандартизации направляются в национальный орган по стандартизации.

Положения настоящей статьи не распространяются на статью 23 настоящего Федерального закона.

Статья 13. Государственные корпорации


Деятельность государственных корпораций в области стандартизации осуществляется исходя из целей и возложенных на них основных функций, в соответствии с действующим Законодательством.

Государственные корпорации в области стандартизации:

реализуют государственную политику в области стандартизации в пределах своих полномочий при координации национальным органом по стандартизации;

подготавливают предложения в планы по стандартизации с учетом положений настоящего Федерального закона;

организуют разработку, экспертизу и утверждение сводов правил в пределах своих полномочий;

создают структурные подразделения, ответственные за проведение работ по стандартизации в пределах своих полномочий;

участвуют в работе по международной, региональной, межгосударственной стандартизации;

участвуют в работе технических комитетов по стандартизации;

организуют участие экспертов и технических комитетов по стандартизации в пределах своей компетенции в международной и региональной стандартизации;

организуют и проводят систематическую проверку действующих в сфере их полномочий документов по стандартизации на соответствие современным достижениям науки и техники с учетом состояния национальной экономики.

Статья 14. Стандартизация в организациях и на предприятиях


Основными направлениями работ по стандартизации в организациях и на предприятиях являются:

создание структурных подразделений, ответственных за проведение работ по стандартизации;

участие в деятельности технических комитетов по стандартизации, отраслевых и межотраслевых советах по стандартизации, подсистемах национальной системы стандартизации;

участие по согласованию с национальным органом по стандартизации в международной и региональной стандартизации;

участие в работах по стандартизации зарубежных организаций;

разработка национальных стандартов, предстандартов, стандартов организаций, в том числе саморегулируемых;

подготавливают предложения в планы по стандартизации для технических комитетов по стандартизации;

разработка документации по системе менеджмента и управления производством, документов по постановке продукции на производство, по поставке материалов и комплектующих изделий, по обеспечению безопасности и охраны труда;

создание, ведение и актуализация фонда стандартов, необходимых для деятельности предприятия;

участие в форумах по стандартизации.

Статья 15. Другие субъекты, деятельность которых связана с работами в области стандартизации


Научные организации, саморегулируемые организации, общественные организации и объединения предпринимателей и потребителей, коммерческие и некоммерческие организации:

разрабатывают, вносят изменения в документы по стандартизации через технические комитеты по стандартизации;

подготавливают предложения в планы по стандартизации для технических комитетов по стандартизации;

вносят в технические комитеты по стандартизации предложения о разработке национальных стандартов, предстандартов;

принимают стандарты организаций, в том числе саморегулируемых;

информируют национальный орган по стандартизации о проводимых ими работах в области стандартизации.

Глава 3. ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

Статья 16. Документы по стандартизации


1. К документам по стандартизации, применяемым на территории Российской Федерации относятся:

национальные стандарты;

своды правил;

международные стандарты;

региональные стандарты;

межгосударственные стандарты;

государственные военные стандарты и другие документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;

общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

правила, нормы и рекомендации в области стандартизации;

предварительные стандарты;

стандарты организаций, в том числе саморегулируемых;

отраслевые стандарты.

Статья 17. Планирование работ по стандартизации


1. Национальным органом по стандартизации принимает программы по стандартизации, включающие:

программу разработки национальных стандартов;

программу разработки международных, региональных и межгосударственных стандартов;

программу научно-исследовательских работ в области стандартизации;

перспективные программы развития стандартизации в отраслях экономики.

Планирование работ по стандартизации осуществляется на среднесрочную перспективу с учетом приоритетных отраслей для экономики Российской Федерации.

2. Разработку программ по стандартизации, а также внесение в них изменений осуществляется национальным органом по стандартизации на основе сформированных техническими комитетами по стандартизации предложений.

3. При разработке федеральных и иных государственных программ, программ развития отраслей экономики, ведомственных и межведомственных целевых программ, финансируемых полностью или частично из средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, должны быть предусмотрены разделы работ по стандартизации;

4. Национальный орган по стандартизации один раз в пол года публикует информацию о проводимых работах по стандартизации в текущем году, а также о документах по стандартизации, которые утверждены за предыдущий период.

Статья 18. Разработка и утверждение документов по стандартизации


1. Разработчиком документов по стандартизации может быть юридическое или физическое лицо, общественная организация и объединение, обладающее необходимыми знаниями, квалификацией и опытом работы в области стандартизации.

2. Разработка и утверждение национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации включает следующие этапы:

организация разработки национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

разработка первой редакции проекта национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации;

разработчик направляет уведомление о разработке проекта национального стандарта, общероссийского классификатора в национальный орган по стандартизации;

разработчик дорабатывает проект национального стандарта, общероссийского классификатора с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта, общероссийского классификатора и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора со дня опубликования о разработке проекта документа по стандартизации до дня опубликования о завершении его публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца. Разработчик должен обеспечить доступность проекта национального стандарта, общероссийского классификатора заинтересованным лицам для ознакомления;

разработчик направляет уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора в национальный орган по стандартизации. Со дня опубликования о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта, общероссийского классификатора, доработанный проект и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления;

проект национального стандарта, государственного стандарта, предстандарта общероссийского классификатора с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляются разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы;

проект правил, норм и рекомендаций по стандартизации направляется в технический комитет по стандартизации, который организует проведение его экспертизы;

технический комитет по стандартизации направляет проект национального стандарта, предстандарта общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций по стандартизации с перечнем полученных в письменной форме замечаний, экспертное заключение с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта в национальный орган по стандартизации;

национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении проекта национального стандарта, предстандарта общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций по стандартизации;

3. Порядок подготовки к утверждению, регистрации, утверждения и официального опубликования национального стандарта, предстандарта, общероссийского классификатора, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации определяется национальным органом по стандартизации.

4. Порядок разработки, утверждения, регистрации и опубликования сводов правил определяется федеральным органом исполнительной власти и национальным органом по стандартизации в рамках своих полномочий.

5. Порядок разработки национальных стандартов на основе предстандартов определяется национальным органом по стандартизации.

6. Порядок разработки, экспертизы, подготовки к утверждению, регистрации, утверждения государственных военных стандартов и других документов по стандартизации оборонной и специальной продукции определяет национальный орган по стандартизации совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в нормативно-правовом регулировании в области обороны.

7. Порядок разработки и утверждения стандартов субъектов Российской Федерации определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

8. Внесение изменений в документы по стандартизации осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей для разработки и утверждения документов по стандартизации.

9. В целях внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации, а также накопления необходимого опыта и сведений об объекте стандартизации при отсутствии национального стандарта, разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на ограниченный срок предварительные стандарты до разработки национального стандарта.

10. Стандарты организаций, в том числе саморегулируемых организаций, разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации для организации его экспертизы. Технический комитет по стандартизации готовит экспертное заключение по проекту стандарта организации, которое направляет разработчику проекта.

11. опубликования о разработке проекта документа по стандартизации и о завершении публичного обсуждения проекта документа по стандартизации, размер платы за их опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 19. Проверка документов по стандартизации


Проверку действующих документов по стандартизации на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, требованиям национальных, международных, региональных и межгосударственных стандартов осуществляют по согласованию с национальным органом по стандартизации соответствующие технические комитеты по стандартизации, федеральные органы исполнительной власти или другие субъекты, выполняющие работы по стандартизации, которые являются разработчиками документов по стандартизации. Документы по стандартизации проверяются, как правило, не реже одного раза в пять лет.

Порядок проведения работ по проверке документов по стандартизации устанавливается национальным органом по стандартизации.

Статья 20. Применение документов по стандартизации


1. Документы по стандартизации, действующие на территории Российской Федерации, должны применяться:

федеральными органы исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями для целей осуществления государственной политики;

физическими и юридическими лицами на стадиях разработки, постановки продукции на производство, изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции, при выполнении процессов (работ) и оказании услуг, в том числе в социальной сфере.

2. Национальные стандарты применяются непосредственно, путем ссылки на них в действующем законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, документах государственных корпораций, общественных организаций и объединений, предприятий и организаций любых форм собственности.

3. Применение национальных стандартов или их отдельных положений становится обязательным:

для всех субъектов хозяйственной деятельности, если это предусмотрено в технических регламентах или других нормативных правовых документах (имеются ссылки на национальные стандарты);

для участников соглашения (контракта, договора) относительно разработки, изготовления или снабжения продукцией, если приводится ссылка на национальные стандарты и другие документы по стандартизации;

для производителя или поставщика продукции (работ, услуг), если он составил декларацию о соответствии продукции (работ, услуг) национальным стандартам или применил обозначения национальных стандартов в ее маркировке;

для производителя или поставщика, если его продукция сертифицирована на соответствие требованиям национальных стандартов.

если национальные стандарты, содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

4. Применение государственных военных стандартов или их отдельных положений носит обязательный характер.

5. Международные, региональные, межгосударственные стандарты, национальные стандарты других стран применяют на основе международных соглашений (договоров) о сотрудничестве или соглашений с соответствующими международными, региональными организациями по стандартизации и национальными органами по стандартизации.

Регистрация и применение международных, региональных, межгосударственных стандартов, стандартов других стран, осуществляется в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

6. Положения стандартов организации, в том числе саморегулируемых, обязательны для выполнения организацией и не должны противоречить национальным стандартам.

7. Допускается внесение изменений и пересмотр отраслевых стандартов, разработанных до введения в силу Федерального закона N184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании".

8. Положения отраслевых стандартов не должны противоречить национальным стандартам.

Статья 21. Издание и распространение стандартов


Исключительное право официального опубликования и распространения в установленном порядке национальных стандартов, предстандартов, общероссийских классификаторов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации принадлежит национальному органу по стандартизации.

Право официального опубликования и распространения государственных военных стандартов принадлежит национальному органу по стандартизации и федеральным органам исполнительной власти в пределах их полномочий.

Издание и распространение национальных стандартов других стран организует и осуществляет национальный орган по стандартизации в соответствии с договорами и соглашениями с этими странами.

Издание и распространение документов международных и региональных организаций по стандартизации, членом которых является Российская Федерация, осуществляет национальный орган по стандартизации в порядке и на условиях, определенных соответствующей международной или региональной организацией.

Издание, переиздание и распространение других документов по стандартизации осуществляют принявшие их организации.

Открытому доступу подлежат:

национальные стандарты, включенные в перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятых технических регламентов и осуществления оценки соответствия;

национальные стандарты и своды правил, входящие в перечень национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятых технических регламентов.

Статья 22. Информационное обеспечение деятельности в области стандартизации


Информационное обеспечение национальной системы стандартизации реализуется посредством:

Единой информационной системы по техническому регулированию;

национальной справочной службы стандартизации;

официального опубликования документов по стандартизации, применяемых на территории Российской Федерации, включая международные, региональные и межгосударственные документы в области стандартизации, издание тематических сборников стандартов.

Правила создания и ведения Единой информационной системы по техническому регулированию, национальной справочной службы стандартизации определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 23. Особенности стандартизации оборонной и специальной продукции


1. Система стандартизации оборонной продукции является подсистемой национальной системы стандартизации.

2. Деятельность по стандартизации оборонной и специальной продукции осуществляется с учетом ограничений, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в нормативно-правовом регулировании в области обороны, в пределах своих полномочий осуществляет:

функции государственного заказчика работ по стандартизации оборонной продукции,

перспективное и текущее планирование разработки документов по стандартизации оборонной продукции;

подготовку сводного перечня документов по стандартизации оборонной продукции, текущей информации по документам, включенным в сводный перечень, а также их издание и распространение;

совместно с национальным органом по стандартизации, другими участниками деятельности по стандартизации оборонной продукции разработку основополагающих государственных военных стандартов, устанавливающих порядок планирования, разработки, информационного обеспечения, внедрения, отмены, издания и распространения документов по стандартизации оборонной продукции и их изменений.

4. Документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, разработанные за счет средств федерального бюджета, являются федеральной собственностью.

5. Особенности разработки и введения обязательности документов по стандартизации оборонной и специальной продукции устанавливаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

6. Официальное издание и распространение документов по стандартизации оборонной и специальной продукции осуществляют в сфере своих полномочий федеральные органы исполнительной власти.

7. Финансирование работ по стандартизации оборонной и специальной продукции, включенных в планы стандартизации оборонной продукции, планы разработки стандартов ограниченного распространения осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Глава 4. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 24. Международное сотрудничество в области стандартизации


1. Национальный орган по стандартизации представляет Российскую Федерацию в международных и региональных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.

2. Основными задачами международного сотрудничества в области стандартизации являются:

снятие технических барьеров в торговле;

обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке;

гармонизация стандартов с международными, региональными, межгосударственными стандартами и национальными стандартами других стран;

обеспечение защиты интересов Российской Федерации при разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов;

разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов на основе национальных стандартов Российской Федерации на новые конкурентоспособные виды продукции и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества;

обмен опытом и информацией по стандартизации на межправительственном (международном, региональном, межгосударственном) уровне;

улучшение нормативного обеспечения торгово-экономического и научно-технического сотрудничества Российской Федерации с другими странами;

обеспечение единства измерений при взаимодействии с другими странами;

привлечение представителей промышленности и других отраслей экономики к разработке международных, региональных и межгосударственных стандартов.

3. Международное и региональное сотрудничество по стандартизации осуществляется в рамках деятельности международных и региональных организаций по стандартизации, а также на двусторонней и многосторонней основе с соответствующими организациями других стран в рамках соглашений и договоров о сотрудничестве или меморандумов о взаимопонимании.

4. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве по стандартизации включает:

участие в работе руководящих, координирующих и консультативных органах международных и региональных организаций по стандартизации;

участие в технических комитетах (подкомитетах, группах) международных и региональных организаций по стандартизации;

разработки международных, региональных и межгосударственных стандартов.

5. Если международным договором, ратифицированным Российской Федерацией, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Федеральном законе, то применяются правила международного договора.

Глава 5. ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

Статья 25. Финансирование работ по стандартизации


1. Источниками финансирования работ по стандартизации являются:

средства Федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;

средства государственных внебюджетных фондов;

средства субъектов хозяйственной деятельности.

2. Бюджетному финансированию подлежит:

разработка и экспертиза национальных и государственных военных стандартов, общероссийских классификаторов, подготовка и издание официальной информации о них, а также опубликование информации об издании этих документов для ее рассылки всем заинтересованным пользователям;

разработка и реализация: программы разработки национальных и государсвтенных стандартов, программы разработки международных, региональных, межгосударственных стандартов, программы научно-исследовательских работ в области стандартизации;

выполнение национальным органом по стандартизации возлагаемых на него функций;

работы по информационному обеспечению деятельности в области стандартизации, в том числе в рамках международного сотрудничества;

проведение научно-исследовательских работ по стандартизации, имеющих общегосударственное значение;

проведение работ по стандартизации для обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности страны;

участие Российской Федерации в международном сотрудничестве;

взносы Российской Федерации в международные и региональные организации по стандартизации;

ведение общероссийских классификаторов;

разработка сводов правил, правил, норм и рекомендаций в области стандартизации.

3. Бюджетному финансированию могут подлежать расходы на:

создание и ведение Единой информационной системы по техническому регулированию и национальной справочной службы по стандартизации;

разработку и реализацию перспективных программ развития стандартизации в отраслях экономики;

разработку и (или) участие в разработке международных, региональных, межгосударственных стандартов;

выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями функций в области стандартизации.

4. Государственными заказчиками работ по стандартизации, которые финансируются полностью или частично из средств федерального бюджета являются национальный орган по стандартизации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

5. Средства, полученные национальных органом по стандартизации от реализации национальных, международных, региональных, межгосударственных стандартов, направляются на развитие работ по стандартизации.

6. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления при исполнении функций в области стандартизации вправе предусмотреть при заключении договоров на реализацию работ по стандартизации, финансируемых из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований условие привлечения внебюджетных средств на их реализацию, за исключением оговоренных законодательством случаев.

Такие работы могут реализовываться на основании (в рамках) концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции и иных форм договоров, в которые включаются особые условия об участии государственной (муниципальной) стороны со своим объемом обязательств и прав в рамках проекта и о распределении прав на создаваемые в ходе проекта объекты, продукцию и услуги.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Переходные положения


Разработанные до введения в силу Федерального закона N184-ФЗ от 27.12.2002 г. "О техническом регулировании" отраслевые стандарты применяются на добровольной основе до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил.

Статья 27. Приведение законодательных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом


Правительству Российской Федерации, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также внести в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Федерального закона.

Статья 28. Вступление в силу настоящего закона


Настоящий закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его опубликования.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О стандартизации"


Предлагаемый проект Федерального закона "О стандартизации" направлен на формирование правовых и организационных основ стандартизации, в целях решения государственных задач:

- в экономической сфере: обеспечение единства и целостности экономического пространства Российской Федерации, повышение качества и конкурентоспособности российских продукции, работ и услуг, реализуемых на внутреннем и внешнем рынках, стратегическое продвижение технологий, обеспечение рационального использования ресурсов, обеспечение государственных закупок, устранение технических барьеров в торговле;

- в социальной сфере: повышение качества жизни, уровня услуг в социальной сфере, решение экологических проблем, обеспечение охраны труда, защита интересов потребителей, реализация национальных проектов;

- в сфере национальной безопасности: обеспечение обороноспособности и мобилизационной готовности, промышленной и экономической безопасности страны.

Законопроект создает правовую основу для решения задач, обеспечивающих эффективное применение инструментов стандартизации, путем разработки документов по стандартизации, создания систем и комплексов стандартов, систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции, систем обеспечения качества продукции и управления производством, систем обеспечения единства измерений, систем поиска и передачи данных; создания доказательной базы выполнения требований технических регламентов, проведения работ по унификации.

Анализ правоприменительной практики в области стандартизации показал, что глава 3 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", посвященная стандартизации, имеет бессистемный, фрагментарный характер, а заложенные в ней цели и принципы стандартизации механически и не в полном объеме заимствованы из утратившего силу закона от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации", не учитывая роль и возможности стандартизации в современных условиях функционирования экономики и социальной сферы, а также проводимой государственной политики по международной интеграции страны в мировую экономику. Федеральный закон "О техническом регулировании" направлен на решение государственных задач только в правовом поле технического регулирования, где национальные стандарты и(или) своды правил обеспечивают соблюдение требований технических регламентов на добровольной основе.

Зарубежный опыт правового регулирования стандартизации на национальном уровне показывает, что большинство стран имеют в своем законодательстве отдельные законы о стандартизации (Австрия, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Израиль, Китай, Республика Корея, Мексика, Новая Зеландия, Япония, Армения, Беларусь, Молдова, Украина и др.), законы о создании и правовом статусе национальной организации по стандартизации (Франция, США, ФРГ, Великобритания), договоры (меморандумы о взаимопонимании) между правительствами и национальными организациями по стандартизации (ФРГ, Великобритания, Франция). В этой связи очевидным становится необходимость разработки в Российской Федерации базового Федерального закона "О стандартизации".

Законопроект формирует стандартизацию как систему правовых отношений между всеми субъектами -. участниками работ в области стандартизации, определяя статус и роль стандартизации как ключевого фактора поддержки государственной социально-экономической политики и эффективного инструмента обеспечения конкурентоспособности отечественной промышленности.

Определены объекты стандартизации, заложены принципы проведения работ в области стандартизации, основными из которых являются: открытость, прозрачность и планирование работ, достижение при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон, недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.

Раскрывается терминологическая база, расширяющая понятийный аппарат в области стандартизации. Введены термины "международные", "региональные" и "межгосударственные" стандарты, которые широко применяются, но определения которых не были закреплены на законодательном уровне. Дополнительно также, включены определения терминов "отраслевые стандарты", "стандарты саморегулируемых организаций", "предварительные стандарты", "национальная справочная служба стандартизации", "государственный военный стандарт".

В законопроекте закреплены цели и основные направления государственной политики в области стандартизации, которая обеспечивается формированием и реализацией единой политики, участием в работах в области стандартизации органов государственной власти всех уровней, государственных корпораций, обеспечением координации такой работы, участием в работе по международной, региональной и межгосударственной стандартизации, поддержкой бизнес-сообщества в работах в области стандартизации, государственного материального и финансового обеспечения проведения таких работ.

Законопроект устанавливает организационную структуру национальной системы стандартизации, включающей Национальный орган по стандартизации, органы государственной власти всех уровней, технические комитеты по стандартизации, совещательные органы по стандартизации, подсистемы национальной системы стандартизации, государственные корпорации, общественные советы по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации; структурные подразделения в организациях и на предприятиях, ответственных за проведение работ по стандартизации, других субъектов, деятельность которых связана с работами в области стандартизации (общественные организации и объединения, организации, потребители, бизнес-сообщество и др.).

Наиболее значимыми новеллами в статьях, определяющих функции участников национальной системы стандартизации, являются:

- значительное расширение функций национального органа по стандартизации за счет координации деятельности участников работ по стандартизации, планированию работ по стандартизации, установления функций по обеспечению научно-методической поддержки предприятий и организаций бизнес-сообщества, формированию предложений по материальному и финансовому обеспечению решению государственных задач в области стандартизации, аналитической работы в сфере состояния и развития работ в области стандартизации, расширением объема работ по международному сотрудничеству в области стандартизации;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти в области стандартизации, на которые возлагаются работы по организации, экспертизе и утверждению сводов правил, организации проверки документов в области стандартизации в сфере своих полномочий, по созданию в структуре органов власти подразделений, ответственных за проведение работ по стандартизации;

- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области стандартизации. В последнее время в регионах проявляется рост заинтересованности по вопросам качества, охраны окружающей среды, долгосрочного развития. Эти региональные запросы реализуются формированием региональных и местных специфических программ, включающим и внедрением инновационной продукции. Это приводит к появлению и опубликованию документов в области стандартизации, которые не имеют аналогов на федеральном уровне. Кроме того, именно на региональном уровне наилучшим образом развивается и обеспечивается вовлечение местных предприятий в работы по стандартизации;

- положения о совещательных органах по стандартизации, к которым относятся Общественный совет по стандартизации, а также отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации. Общественный совет по стандартизации, определяет приоритетные направления работ по стандартизации, обеспечивает согласованные действия федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной политики в области стандартизации, формируют предложения для национального органа по стандартизации, федеральных органов исполнительной власти по развитию стандартизации. На отраслевые и межотраслевые советы по стандартизации возлагаются функции не только координации работ на отраслевом уровне, но и реализация механизмов государственно-частного партнерства в области стандартизации, формирования предложений по развитию подсистем национальной системы стандартизации. Установлена возможность создания общественных советов по стандартизации при органах государственной власти субъектов Российской Федерации;

- расширена роль технических комитетов по стандартизации в выполнении работ по национальной и международной стандартизации. Установлены их функции в разработке и экспертизе документов по стандартизации, планировании работ по стандартизации, где технические комитеты являются основной экспертной организацией;

- предложения по созданию подсистем национальной системы стандартизации в целях повышения активности промышленности в деятельности по стандартизации в отраслях экономики, повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

- определены формы проведения работ по стандартизации на предприятиях и организациях, включающие создание подразделений по проведению работ по стандартизации, в том числе международной стандартизации, разработку документации по системе менеджмента и управления производством, документов по постановке продукции на производство, по поставке материалов и комплектующих изделий, по обеспечению безопасности и охраны труда. Для стимулирования работ в области стандартизации предусмотрена возможность включения расходов предприятий, связанных с разработкой документов по стандартизации в себестоимость продукции.

Законопроектом определяется состав документов по стандартизации, в том числе, в сферах, не подпадающих под действие ФЗ "О техническом регулировании": по оборонной и специальной продукции, услуг в социальной сфере. В перечень документов по стандартизации включены национальные стандарты, своды правил, международные, региональные, межгосударственные стандарты, государственные военные стандарты и другие документы по стандартизации оборонной и специальной продукции, общероссийские классификаторы, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, предварительные стандарты, стандарты организаций, в том числе саморегулируемых, отраслевые стандарты. Отраслевые стандарты применяются на добровольной основе до разработки соответствующих национальных стандартов или сводов правил.

Статья Законопроекта по планированию работ в области стандартизации, определяет порядок формирования раздельных взаимоувязанных планов по национальной, международной, региональной и межгосударственной стандартизации, планов развития стандартизации в отраслях экономики, научно-исследовательских работ. Разработка и утверждение таких программ осуществляется национальным органом по стандартизации на основе сформированных техническими комитетами по стандартизации предложений. Планирование работ по стандартизации осуществляется на среднесрочную перспективу с учетом приоритетных отраслей для экономики Российской Федерации. При разработке федеральных и иных программ, предусмотрено требование по выделению в таких программах разделов по стандартизации.

В Законопроекте установлен порядок разработки и утверждения документов по стандартизации. Разработчиком документов по стандартизации может быть юридическое или физическое лицо, общественная организация и объединение, обладающее необходимыми знаниями, квалификацией и опытом работы в области стандартизации и компетентность которых определяется техническими комитетами по стандартизации, федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, предприятиями и организациями в рамках их полномочий. Установлены этапы разработки и утверждения документов по стандартизации, внесения в них изменений. Определены условия разработки предварительных стандартов - это необходимость внедрения перспективных требований международных и региональных документов по стандартизации, а также накопления необходимого опыта и сведений об объекте стандартизации при отсутствии национального стандарта.

Законопроектом закреплено положение о необходимости проверки документов по стандартизации на соответствие законодательству, интересам государства, потребностям потребителей, уровню развития науки и техники, а также, требованиям национальных, государственных, международных, региональных, межгосударственных стандартов. Установленный срок такой проверки, как правило, не реже одного раза в пять лет.

Одной из важнейших статьей Законопроекта является статья, определяющая порядок применения документов по стандартизации, в том числе применения документов по стандартизации в действующем законодательстве, в нормативных правовых актах, договорах, контрактах, соглашениях, применения международных, региональных, межгосударственных стандартов и национальных стандартов других стран. Установлено положение, направленное на обеспечение использования органами государственной власти национальных стандартов для целей обеспечения государственной политики. Безальтернативный подход добровольного применения национальных стандартов не соответствует зарубежной законотворческой практике и, как показывает опыт, приводит к серьезным социально-экономическим затратам. В этой связи в статье введены положения отражающие условия обязательности применения национальных и государственных военных стандартов, других документов по стандартизации.

Сформулированы положения регулирующие издание и распространение документов по стандартизации, информационные услуги. Предусмотрено создание Единой информационной системы по техническому регулированию, а также национальной справочной службы стандартизации, что должно обеспечить гарантии информационной открытости для субъектов стандартизации.

В законопроект внесены разделы, касающиеся вопросов стандартизации в сфере обеспечения обороноспособности и национальной безопасности. Сформулировано положение о стандартизации оборонной продукции, как подсистемы национальной системы стандартизации. Установлены основы практического взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств в рассматриваемой сфере, включая национального органа по стандартизации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в нормативно-правовом регулировании в области обороны.

В современных условиях глобализации рынков возрастает роль международной стандартизации, как механизма продвижения и обеспечения интересов РФ в экономической сфере на международном уровне. Поэтому особое место в Законопроекте занимает статья, связанная с международным сотрудничеством. Определены формы международного сотрудничества - это участие в работе руководящих органов международных и региональных организаций по стандартизации, участие в работе технических комитетов по стандартизации, разработка международных, региональных и межгосударственных стандартов. Участие в работе по международной и региональной стандартизации определено для всех субъектов национальной системы стандартизации, при главенствующей роли национального органа по стандартизации.

В Законопроекте закреплены положения, направленные на обеспечение государственных финансовых гарантий деятельности в области стандартизации. Определены источники финансирования, которые включают не только федеральный бюджет, но и другие внебюджетные источники. В статье содержится исчерпывающий перечень работ в области стандартизации, подлежащих обязательному бюджетному финансированию, а также работ, расходы на которые могут подлежать бюджетному финансированию. При этом для Федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при исполнении функций в области стандартизации устанавливается возможность привлечения внебюджетных средств на осуществление работ в области стандартизации.

С принятием Федерального закона "О стандартизации" в Российской Федерации создается правовая база для проведения работ по стандартизации, построения национальной системы стандартизации, отвечающей современным требованиям и позволяющей решать широкий круг государственных и социально-экономических задач для обеспечения суверенитета страны, единства и целостности ее экономического пространства, диверсификации экономики, преодоления технологического отставания, модернизации российской экономики в целях повышения ее конкурентоспособности.



 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ