Внимание! Документ недействующий.
ПРОЕКТ
редакция 3.0 (от 17.03.09)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О СТАНДАРТИЗАЦИИ"
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон
устанавливает правовые,
организационные, и экономические основы
стандартизации в Российской Федерации,
определяет основные цели и принципы
стандартизации, права и обязанности
федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
юридических и физических лиц,
общественных объединений.
Действие настоящего Федерального закона
не распространяется на деятельность по
разработке, принятию и применению
государственных образовательных
стандартов; положений (стандартов) о
бухгалтерском учете, правил (стандартов)
аудиторской деятельности в сфере
финансовой (бухгалтерской) отчетности;
стандартов эмиссии ценных бумаг и
проспектов эмиссии ценных бумаг.
Статья 2. Основные термины и их определения
Для целей настоящего Федерального
закона используют следующие основные
термины и их определения:
стандартизация -
деятельность, в том числе
научно-техническая, направленная на
достижение оптимальной степени
упорядочения в определенной области,
посредством установления положений для
всеобщего и многократного использования
в отношении реально существующих или
потенциальных задач;
стандарт - документ,
разработанный на основе консенсуса и
доступный широкому кругу пользователей,
в котором для многократного применения
устанавливаются правила, рекомендации
или характеристики различных видов
деятельности или их результатов, с целью
достижения оптимальной степени
упорядочения в определенной области;
консенсус - общее
согласие, характеризующееся отсутствием
возражений у большинства
заинтересованных сторон и достигаемое в
результате процедуры, стремящейся
учесть мнение всех сторон и сблизить
несовпадающие точки зрения;
национальный
стандарт - стандарт, утвержденный
национальным органом по
стандартизации;
межгосударственный
стандарт - региональный стандарт,
принятый Евразийским
(Межгосударственным) советом по
стандартизации, метрологии и
сертификации;
международный и
региональный стандарты - стандарты,
принятые соответственно международной и
региональной организацией по
стандартизации и доступные широкому
кругу пользователей;
государственный
военный стандарт - стандарт,
утвержденный национальным органом по
стандартизации, устанавливающий для
многократного применения
характеристики оборонной продукции,
принципы и правила ее разработки,
производства, эксплуатации, ремонта,
хранения, перевозки, реализации или
утилизации;
свод правил -
документ, утвержденный соответствующим
федеральным органом исполнительной
власти и разрабатываемый в случае
отсутствия национальных стандартов
применительно к отдельным требованиям
технических регламентов или к объектам
технического регулирования в целях
обеспечения соблюдения требований
технических регламентов к продукции или
связанным с ними процессам
проектирования (включая изыскания),
производства, строительства, монтажа,
наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации;
общероссийские
классификаторы технико-экономической и
социальной информации (общероссийские
классификаторы) - документы,
распределяющие технико-экономическую и
социальную информацию в соответствии с
ее классификацией (классами, группами,
видами и другим);
основополагающие
национальные стандарты, правила и
рекомендации по стандартизации -
документы, утверждаемые национальным
органом по стандартизации и содержащие
организационно-методические и (или)
общетехнические положения, касающиеся
выполнения работ по стандартизации, а
также оформления результатов этих
работ;
предварительный
стандарт - документ, утвержденный
национальным органом по стандартизации
на ограниченный срок с целью накопления
в процессе его применения необходимого
опыта, на котором должен базироваться
национальный стандарт;
отраслевой
стандарт - стандарт, разработанный
применительно к продукции, работам,
процессам и услугам в определенной
отрасли экономики и утвержденный
соответствующим федеральным органом
исполнительной власти;
стандарт
организации - стандарт, принятый
организацией и применяемый для целей
стандартизации;
технические
условия - документ, утвержденный
организацией, в котором, в том числе по
согласованию с заказчиком
(потребителем), устанавливаются
технические требования, которым должна
удовлетворять продукция, процессы,
работы и услуги, а также правила приемки,
методы контроля;
технический комитет по
стандартизации - установленная
национальным органом по стандартизации
форма сотрудничества органов
государственной власти, юридических лиц,
общественных объединений,
осуществляемого на добровольной основе
в целях организации и проведении работ в
области национальной, региональной
(межгосударственной) и международной
стандартизации по закрепленным объектам
стандартизации или областям
деятельности;
международная
организация по стандартизации -
организация по стандартизации, членство
в которой открыто для соответствующего
национального органа каждой страны;
региональная
организация по стандартизации -
организация по стандартизации, членство
в которой открыто для соответствующего
национального органа каждой страны
одного географического, политического
или экономического региона;
оборонная продукция
(работа, услуга) - продукция,
поставляемая по государственному
оборонному заказу, включая процессы ее
разработки, производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, ремонта,
хранения, перевозки, реализации и
утилизации;
специальная продукция
(работы, услуги) - продукция,
используемая в целях защиты сведений,
составляющих государственную тайну или
относимых к охраняемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации
иной информации ограниченного доступа;
продукция (работы, услуги), сведения о
которой составляют государственную
тайну, поставляемая вне
государственного оборонного заказа, а
также иная продукция, оборот которой,
процессы ее создания, эксплуатации и
утилизации ограничены
законодательством Российской
Федерации.
Статья 3. Правовое регулирование в области стандартизации
1. Правовое регулирование деятельности в
области стандартизации осуществляется в
соответствии с Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным
законом, Федеральным законом "О
техническом регулировании" и иными
нормативными правовыми актами.
2. Если международным договором,
ратифицированным Российской Федерацией,
установлены иные правила, чем те, которые
содержатся в настоящем Федеральном
законе, то применяются правила
международного договора.
Статья 4. Цели стандартизации
Целями стандартизации являются:
обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации;
обеспечение обороноспособности и
мобилизационной готовности Российской
Федерации;
обеспечение качества и безопасности
продукции, работ, процессов и услуг;
обеспечение унификации продукции, работ,
процессов и услуг;
обеспечение совместимости и
взаимозаменяемости продукции;
содействие повышению
конкурентоспособности продукции;
обеспечение исполнения государственных
заказов;
рациональное использование ресурсов;
содействие научно-техническому
прогрессу;
снижение технических барьеров в
торговле;
обеспечение охраны окружающей среды;
обеспечение охраны здоровья;
обеспечение охраны труда;
содействие соблюдению требований
технических регламентов;
обеспечение оценки соответствия
продукции (работ, услуг);
обеспечение единства и сопоставимости
результатов измерений;
защита интересов потребителей;
и другие цели, связанные с реализацией и
развитием принципов стандартизации.
Статья 5. Принципы стандартизации
Стандартизация в Российской Федерации
основывается на принципах:
соответствия документов по
стандартизации законодательству
Российской Федерации;
добровольности применения документов по
стандартизации и обязательности их
соблюдения в случае принятия решения об
их использовании;
открытости процессов разработки
документов по стандартизации и
соблюдения прав интеллектуальной
собственности;
обеспечения права участия всех
заинтересованных сторон в разработке
документов по стандартизации;
достижения при разработке и утверждении
национальных стандартов консенсуса
заинтересованных сторон;
осуществления работ по стандартизации
через технические комитеты по
стандартизации;
обеспечение преемственности
деятельности по стандартизации;
оптимальности требований, включаемых в
документы по стандартизации,
обеспечения их соответствия достижениям
науки, техники и технологии, передового
отечественного и зарубежного опыта;
гармонизации документов по
стандартизации с международными и
региональными стандартами;
комплексности стандартизации;
установления в документах по
стандартизации требований,
обеспечивающих возможность
объективного контроля их выполнения;
недопустимости создания препятствий
производству и обращению продукции,
выполнению работ и оказанию услуг в
большей степени, чем это минимально
необходимо для выполнения целей
стандартизации;
исключения дублирования разработок
документов и другой деятельности по
стандартизации;
доступности представления информации о
документах по стандартизации всем
заинтересованным лицам, за исключением
оговоренных законодательством
случаев.
Статья 6. Государственная политика в области стандартизации
1. Управление стандартизацией в
Российской Федерации осуществляет
федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный Правительством
Российской Федерации для исполнения
функций национального органа Российской
Федерации по стандартизации (далее -
национальный орган по стандартизации).
2. Реализация государственной политики в
области стандартизации осуществляется
посредством:
координации работы в области
стандартизации федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и государственных
корпораций;
участия федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и государственных
корпораций в рамках своих полномочий в
разработке документов по
стандартизации, в технических комитетах
по стандартизации, совещательных
органах по стандартизации, общественных
советах по стандартизации при органах
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
привлечения для развития приоритетных
направлений стандартизации научных
организаций по стандартизации;
использования национальных стандартов,
государственных военных стандартов,
общероссийских классификаторов, сводов
правил при разработке законодательных и
нормативных правовых актов;
проведения работ по стандартизации в
приоритетных отраслях для экономики
Российской Федерации;
участия в международной, региональной и
межгосударственной стандартизации;
продвижения интересов Российской
Федерации в работах по международной и
региональной стандартизации при
заключении международных договоров;
формирования и реализации программ по
стандартизации, разделов по
стандартизации в федеральных
программах, программах развития
отраслей экономики, ведомственных и
межведомственных целевых программах и
иных государственных программах;
нормативного обеспечения национальных
проектов, федеральных программ, программ
развития отраслей экономики,
ведомственных и межведомственных
целевых программ и иных государственных
программ;
использования документов по
стандартизации при размещении
государственных заказов;
стимулирования разработки и применения
национальных стандартов, сводов
правил;
поддержки организаций и общественных
объединений в работах по стандартизации;
материального и финансового обеспечения
решения государственных задач в области
стандартизации.
Глава 2.
ОРГАНИЗАЦИЯ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 7. Национальная система стандартизации Российской Федерации
1. Национальную систему стандартизации
Российской Федерации образуют участники
работ по стандартизации, документы по
стандартизации, в том числе включающие
комплекс основополагающих национальных
стандартов, правил и рекомендаций по
стандартизации, устанавливающих правила
и процедуры в национальной системе
стандартизации.
2. Участниками работ по стандартизации
являются:
национальный орган по стандартизации;
федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации в
пределах их полномочий в области
стандартизации;
научные организации по стандартизации;
технические комитеты по
стандартизации;
технический комитет по общероссийским
классификаторам;
совещательные органы по стандартизации;
подсистемы национальной системы
стандартизации;
государственные корпорации;
организации и другие субъекты,
деятельность которых связана с работами
в области стандартизации.
Статья 8. Национальный орган по стандартизации
Национальный орган по стандартизации:
формирует и реализует единую
государственную политику в области
стандартизации;
координирует работу и осуществляет
организационно-методическое
руководство в области стандартизации
федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
государственных корпораций,
совещательных органов по
стандартизации;
разрабатывает и утверждает программы по
стандартизации, организует работы по
национальной, межгосударственной,
международной и региональной
стандартизации, проведение
научно-исследовательских работ по
стандартизации с привлечением для
выполнения этих работ технических
комитетов по стандартизации, научных
организаций по стандартизации;
участвует в формировании и реализации
федеральных программ, программ развития
отраслей экономики, ведомственных и
межведомственных целевых программ и
иных государственных программ, в части
разделов по стандартизации,
осуществляет нормативное обеспечение
национальных проектов, федеральных
целевых программ;
обеспечивает соответствие национальной
системы стандартизации интересам
национальной экономики, состоянию
материально-технической базы и
научно-техническому прогрессу;
устанавливает общие правила проведения
работ по стандартизации, формы и методы
взаимодействия участников национальной
системы стандартизации;
организует экспертизу, регистрацию
проектов национальных стандартов,
предварительных стандартов, правил и
рекомендаций по стандартизации и
утверждает их;
обеспечивает проведение экспертизы
проектов общероссийских
классификаторов, вносимых в них
изменений;
осуществляет принятие и введение в
действие общероссийских
классификаторов и вносимых в них
изменений, а также межведомственную
координацию работ по разработке, ведению
и применению общероссийских
классификаторов;
осуществляет регистрацию сводов
правил;
заключает международные договоры
(соглашения) с международными,
региональными организациями по
стандартизации и национальными органами
по стандартизации других стран, в том
числе по информационному обмену,
представляет Российскую Федерацию в
международных и региональных
организациях по стандартизации;
осуществляет регистрацию национальных
стандартов других стран и устанавливает
порядок применения международных,
региональных, межгосударственных
стандартов и национальных стандартов
других стран на территории Российской
Федерации;
осуществляет официальное опубликование
национальных стандартов,
предварительных стандартов,
общероссийских классификаторов, правил
и рекомендаций по стандартизации;
осуществляет распространение
международных, региональных,
межгосударственных, национальных
стандартов, предварительных стандартов,
общероссийских классификаторов, правил
и рекомендаций по стандартизации,
указателя национальных стандартов и
информационных указателей;
осуществляет функции государственного
заказчика по стандартизации специальной
продукции в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
подготавливает раздел программы
разработки национальных стандартов,
касающийся стандартов ограниченного
распространения, экспертизу,
редактирование, подготовку к
утверждению, утверждение, регистрацию,
отмену, хранение дел, издание и
распространение документов по
стандартизации оборонной и специальной
продукции и их изменений, подготовку
указателя государственных военных
стандартов, указателя стандартов
ограниченного распространения и
указателя текущей информации об
утверждении, изменениях и отмене
документов по стандартизации оборонной
и специальной продукции, а также их
издание и распространение;
создает и ведет Федеральный
информационный фонд технических
регламентов и стандартов и Единую
информационную систему по техническому
регулированию;
принимает решение о создании
технических комитетов по
стандартизации, утверждает положение о
технических комитетах по
стандартизации, осуществляет
методическое руководство, координацию и
мониторинг их деятельности, организует
их участие в разработке международных и
региональных стандартов;
подготавливает официальные комментарии
по вопросам применения утвержденных им
документов по стандартизации;
организует профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
кадров в области стандартизации,
определяет порядок подготовки и
аттестации экспертов по
стандартизации;
утверждает изображение знака
соответствия национальным стандартам;
обеспечивает научно-методическую
поддержку организаций и общественных
объединений в работах по
стандартизации;
разрабатывает и представляет в
Правительство Российской Федерации
ежегодный доклад о состоянии и развитии
работ в области стандартизации.
Статья 9. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации
1. Федеральные органы исполнительной
власти:
реализуют государственную политику в
области стандартизации в пределах своих
полномочий;
подготавливают предложения в программы
по стандартизации с учетом положений
настоящего Федерального закона;
осуществляют разработку и утверждение,
организуют экспертизу сводов правил в
пределах своих полномочий;
обеспечивают разработку, ведение и
применение общероссийских
классификаторов в пределах своих
полномочий;
определяют структурные подразделения,
ответственные за проведение работ по
стандартизации в пределах своих
полномочий;
обеспечивают применение документов по
стандартизации при организации
государственных заказов;
участвуют в работе по национальной,
международной, региональной и
межгосударственной стандартизации;
участвуют в работе технических
комитетов по стандартизации,
технического комитета по общероссийским
классификаторам, совещательных органов
по стандартизации;
вносят предложения в национальный орган
по стандартизации о создании
технических комитетов по
стандартизации;
организуют участие экспертов и
технических комитетов по стандартизации
в пределах своих полномочий в
международной и региональной
стандартизации;
создают и ведут фонд документов по
стандартизации в пределах своих
полномочий;
организуют и проводят проверку
действующих в сфере их полномочий
документов по стандартизации на
соответствие современным достижениям
науки и техники с учетом состояния
национальной экономики;
информируют национальный орган по
стандартизации о проводимых ими работах
в области стандартизации.
2. Органы государственной власти
субъектов Российской Федерации:
создают и координируют деятельность
общественных советов по стандартизации
при органах государственной власти
субъектов Российской Федерации;
обеспечивают применение документов по
стандартизации при организации
государственных заказов;
вносят предложения в национальный орган
по стандартизации о создании
технических комитетов по
стандартизации;
участвуют в работе технических
комитетов по стандартизации,
совещательных органов по
стандартизации;
вносят предложения о разработке
национальных стандартов или принятию в
качестве национальных стандартов
международных и региональных
стандартов;
информируют национальный орган по
стандартизации о проводимых ими работах
в области стандартизации.
Статья 10. Научные организации по стандартизации
Научные организации по стандартизации:
привлекаются для развития приоритетных
направлений стандартизации;
разрабатывают модели планирования,
разработки, утверждения и
распространения национальных
стандартов;
проводят проверку документов по
стандартизации на соответствие
современным достижениям науки и техники
с учетом состояния национальной
экономики;
разрабатывают документы по
стандартизации;
участвуют в работе технических
комитетов по стандартизации,
совещательных органов по
стандартизации;
по согласованию с национальным органом
по стандартизации обеспечивают ведение
секретариатов технических комитетов по
стандартизации;
осуществляют методическое обеспечение
деятельности технических комитетов по
стандартизации;
проводят экспертизу документов по
стандартизации, программ по
стандартизации;
осуществляют подготовку ежегодного
доклада о состоянии и развитии работ в
области стандартизации;
проводят научно-исследовательские
работы в области стандартизации;
осуществляют разработку правил и
рекомендаций по стандартизации для
обеспечения работы национальной системы
стандартизации;
осуществляют разработку систем и
комплексов стандартов; систем
каталогизации продукции; систем
обеспечения качества продукции и
управления производством; систем
обеспечения единства измерений; систем
поиска и передачи данных;
участвуют в подготовке и аттестации
экспертов по стандартизации в
установленном национальным органом по
стандартизации порядке;
разрабатывают и реализуют
образовательные проекты, направленные
на подготовку специалистов в области
стандартизации.
Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
1. Технические комитеты по
стандартизации создаются в целях
проведения работ по национальной,
межгосударственной, региональной и
международной стандартизации в
закрепленной области деятельности.
2. Порядок создания и деятельности
технических комитетов по стандартизации
устанавливается национальным органом по
стандартизации.
3. В состав технических комитетов по
стандартизации на паритетных началах и
добровольной основе могут входить
представители федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, государственных
корпораций, научных организаций,
профессиональных союзов, общественных
объединений, организаций, а также
физические лица.
4. Технические комитеты по
стандартизации формируются с учетом
структуры и области деятельности
технических комитетов международных и
региональных организаций по
стандартизации.
5. Методическое руководство работой
технических комитетов по
стандартизации, координацию их
деятельности и контроль за их работой
осуществляет национальный орган по
стандартизации.
6. Технический комитет по
стандартизации:
организует и ведёт работы по
национальной, межгосударственной,
региональной и международной
стандартизации в закрепленной области
деятельности;
подготавливает предложения по
разработке и организует разработку
национальных, межгосударственных,
международных и региональных
стандартов, предварительных стандартов
и изменений к ним, а также готовит
предложения по их отмене;
проводит экспертизу проектов документов
по стандартизации или изменений к ним,
относящихся к области его
деятельности;
проводят проверку национальных
стандартов в закрепленной области
деятельности;
осуществляет экспертизу предложений при
формировании программ по стандартизации
и участие в формировании программ
разработки национальных стандартов в
закрепленной области деятельности;
формирует на основе предложений органов
государственной власти, государственных
корпораций и других заинтересованных
сторон предложения в программы
стандартизации;
участвует в установленном порядке в
работе технических комитетов
(подкомитетов, рабочих групп)
международных и региональных
организаций по стандартизации в
закрепленной области деятельности, в
ведении их секретариатов в соответствии
с соглашениями между национальным
органом по стандартизации и
международными (региональными)
организациями по стандартизации;
участвует в экспертизе проектов
технических регламентов и сводов
правил;
участвует в подготовке перечней
национальных стандартов и (или) сводов
правил, в результате применения которых
на добровольной основе обеспечивается
соблюдение требований принятых
технических регламентов;
направляет ежегодный отчет о работе в
национальный орган по стандартизации.
Статья 12. Технический комитет по общероссийским классификаторам
1. Порядок создания и деятельности
технического комитета по общероссийским
классификаторам устанавливается
национальным органом по
стандартизации.
2. Технический комитет по общероссийским
классификаторам проводит экспертизу
проектов общероссийских
классификаторов и вносимых в них
изменений.
Статья 13. Совещательные органы по стандартизации
1. Совещательные органы по
стандартизации состоят из:
Общественного совета по стандартизации
при национальном органе по
стандартизации;
отраслевые и межотраслевые советы в
области стандартизации, формируемые при
общероссийских общественных
организациях.
2. Общественный совет по стандартизации
при национальном органе по
стандартизации формируется из
представителей национального органа по
стандартизации, федеральных органов
исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, государственных
корпораций, межотраслевых и отраслевых
советов в области стандартизации,
научных организаций, профессиональных
союзов, общественных объединений,
организаций, технических комитетов по
стандартизации.
Основными функциями Общественного
совета по стандартизации при
национальном органе по стандартизации
являются:
изучение и обсуждение вопросов
стандартизации, оценки соответствия,
качества и безопасности продукции, а
также других общественно значимых
проблем в области стандартизации;
учет и формирование общественного
мнения при проведении мероприятий,
связанных с совершенствованием
законодательства в области
стандартизации;
разъяснение общественным объединениям и
гражданам целей и методов проведения
государственной политики в области
стандартизации;
рассмотрение предложений межотраслевых
и отраслевых советов в области
стандартизации и принятие решений по
вопросам, связанным с
совершенствованием работы технических
комитетов по стандартизации;
изучение и обобщение опыта
международных организаций по
стандартизации и зарубежных стран в
решении вопросов в области
стандартизации;
сбор и обобщение предложений,
поступающих от общественных объединений
и граждан, направленных на решение
вопросов в области стандартизации;
анализ и подготовка рекомендаций по
реализации программ и проектов в области
стандартизации;
организация информационной и
методической поддержки правовых
инициатив общественных организаций и
объединений в области стандартизации;
оказание информационных и
консультационных услуг национальному
органу по стандартизации по вопросам
взаимодействия с общественными
организациями и объединениями.
3. Отраслевые и межотраслевые советы в
области стандартизации формируются на
паритетных началах из представителей
национального органа по стандартизации,
федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации,
государственных корпораций, научных
организаций, профессиональных союзов,
общественных объединений, организаций,
технических комитетов по
стандартизации, а также физических лиц.
Функции отраслевых и межотраслевых
советов в области стандартизации:
повышение эффективности работ в области
стандартизации на отраслевом и
межотраслевом уровне;
обеспечение координации деятельности
заинтересованных организаций в
разработке и рассмотрении национальных
стандартов, предварительных стандартов,
сводов правил;
формирование предложений по
направлениям деятельности подсистем
национальной системы стандартизации,
взаимодействие с подсистемами
национальной системы стандартизации;
участие в формировании и реализации
программ по стандартизации;
обеспечение развития механизмов
государственно-частного партнерства в
области стандартизации;
повышение эффективности работ по
международной, региональной и
межгосударственной стандартизации.
Отраслевые и межотраслевые советы в
области стандартизации являются
открытыми для участия иностранных
юридических и физических лиц, имеющих
профессиональную подготовку в сфере
деятельности таких советов.
Статья 14. Подсистемы национальной системы стандартизации
Подсистемы национальной системы
стандартизации создаются на
добровольной основе юридическим или
юридическими лицами для достижения
оптимальной степени упорядочения в
определенной отрасли экономики,
посредством разработки и применения
национальных стандартов и иных
документов по стандартизации.
Порядок создания, регистрации и правила
функционирования подсистемы
национальной системы стандартизации
устанавливаются национальным органом по
стандартизации.
Подсистемы национальной системы
стандартизации взаимодействуют с
отраслевыми и межотраслевыми советами
по стандартизации.
Разрабатываемые в подсистемах
национальной системы стандартизации
документы по стандартизации
направляются для экспертизы в
технические комитеты по
стандартизации.
Предложения в планы работ по
стандартизации в подсистемах
национальной системы стандартизации
направляются в национальный орган по
стандартизации через технические
комитеты по стандартизации.
Положения настоящей статьи не
распространяются на статью 25 настоящего
Федерального закона.
Статья 15. Государственные корпорации
Государственные корпорации
осуществляют деятельность в области
стандартизации, исходя из целей и
возложенных на них основных функций, в
соответствии с действующим
законодательством Российской
Федерации.
Государственные корпорации:
реализуют государственную политику в
области стандартизации в пределах своих
полномочий;
подготавливают предложения в программы
по стандартизации через технические
комитеты по стандартизации;
участвуют в разработке национальных
стандартов, сводов правил в пределах
своих полномочий;
определяют структурные подразделения,
ответственные за проведение работ по
стандартизации в пределах своих
полномочий;
участвуют в работе по международной,
региональной, межгосударственной
стандартизации;
участвуют в работе технических
комитетов по стандартизации,
совещательных органов по
стандартизации;
обеспечивают применение документов по
стандартизации при организации
государственных заказов;
организуют участие экспертов и
технических комитетов по стандартизации
в пределах своей компетенции в
международной и региональной
стандартизации;
создают и ведут фонд документов по
стандартизации в пределах своих
полномочий;
организуют и проводят систематическую
проверку действующих в сфере их
полномочий документов по стандартизации
на соответствие современным достижениям
науки и техники с учетом состояния
национальной экономики.
Статья 16. Стандартизация в организациях
Основными направлениями работ по
стандартизации в организациях
являются:
выявление приоритетных направлений
деятельности организации по
стандартизации;
внедрение национальных стандартов,
предварительных стандартов,
общероссийских классификаторов;
нормоконтроль применяемой технической
документации на соответствие
национальным стандартам, общероссийским
классификаторам;
участие в деятельности технических
комитетов по стандартизации, отраслевых
и межотраслевых советов в области
стандартизации, подсистемах
национальной системы стандартизации;
участие в национальной, международной и
региональной стандартизации, в работах
по стандартизации зарубежных
организаций;
разработка национальных стандартов,
предварительных стандартов, стандартов
организации, технических условий;
принятие стандартов организации;
утверждение технических условий;
подготовка предложений в программы по
стандартизации через технические
комитеты по стандартизации и
предложений по актуализации
общероссийских классификаторов в
федеральные органы исполнительной
власти, обеспечивающие разработку,
ведение и применение общероссийских
классификаторов;
создание, ведение и актуализация фонда
документов по стандартизации,
необходимых для деятельности
организации.
Для выполнения работ по стандартизации
организация может создавать структурное
подразделение, ответственное за
проведение работ по стандартизации.
Статья 17. Другие субъекты, деятельность которых связана с работами в области стандартизации
Общественные объединения,
некоммерческие организации, инженерные
и научно-технические общества:
разрабатывают документы по
стандартизации и вносят предложения по
внесению в них изменений через
технические комитеты по
стандартизации;
подготавливают предложения в программы
по стандартизации через технические
комитеты по стандартизации;
вносят в технические комитеты по
стандартизации предложения о разработке
проектов национальных стандартов,
предварительных стандартов;
информируют национальный орган по
стандартизации о проводимых ими работам
в области стандартизации.
Глава 3.
ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИХ
ПРИМЕНЕНИЕ
Статья 18. Документы по стандартизации
1. К документам по стандартизации,
применяемым на территории Российской
Федерации относятся:
национальные стандарты;
своды правил;
межгосударственные стандарты;
государственные военные стандарты и
другие документы по стандартизации
оборонной и специальной продукции,
перечень которых определяется
Правительством Российской Федерации;
общероссийские классификаторы;
правила и рекомендации по
стандартизации;
предварительные стандарты;
отраслевые стандарты;
стандарты организаций;
технические условия.
2. Документы по стандартизации не должны
противоречить федеральным законам,
техническим регламентам и иным
нормативным правовым актам Российской
Федерации.
Требования, устанавливаемые в
национальных стандартах, сводах правил
должны основываться на современных
достижениях науки, техники и
технологий.
Требования предварительных стандартов,
отраслевых стандартов, стандартов
организаций, технических условий
обеспечивают применение и развитие
требований, установленных в
национальных стандартах.
3. Международные и региональные
стандарты применяют в Российской
Федерации в качестве основы для
разработки национальных стандартов,
сводов правил и предварительных
стандартов, за исключением случаев, если
такое применение признано невозможным
вследствие несоответствия требований
международных и региональных стандартов
климатическим и географическим
особенностям Российской Федерации,
техническим и (или) технологическим
особенностям или по иным основаниям либо
Российская Федерация в соответствии с
установленными процедурами выступала
против принятия международного
стандарта или отдельного его
положения.
Прямое применение в Российской
Федерации международных и региональных
стандартов, а также национальных
стандартов других стран допускается в
случаях, указанных в пункте 6 статьи 21
настоящего Федерального закона.
Статья 19. Планирование работ по стандартизации
1. Национальный орган по стандартизации
принимает программы по стандартизации,
включающие:
программу разработки национальных
стандартов;
программу разработки международных,
региональных и межгосударственных
стандартов;
программу научно-исследовательских
работ в области стандартизации;
перспективные программы развития
стандартизации в отраслях экономики.
Планирование работ по стандартизации
осуществляется на среднесрочную
перспективу с учетом приоритетных
направлений для экономики Российской
Федерации.
2. Разработка программ по стандартизации,
а также внесение в них изменений
осуществляется национальным органом по
стандартизации на основе сформированных
техническими комитетами по
стандартизации предложений.
3. При разработке федеральных программ,
программ развития отраслей экономики,
ведомственных и межведомственных
целевых программ и иных государственных
программ, финансируемых полностью или
частично из средств федерального
бюджета Российской Федерации, бюджетов
субъектов Российской Федерации, должны
быть предусмотрены разделы работ по
стандартизации.
4. Национальный орган по стандартизации
ежемесячно публикует и размещает в
информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой форме
информацию о проводимых работах по
стандартизации, а также о документах по
стандартизации, которые утверждены за
истекший период.
Статья 20. Разработка и утверждение документов по стандартизации
1. Разработчиком документов по
стандартизации, за исключением сводов
правил и общероссийских
классификаторов, может быть юридическое
или физическое лицо, общественное
объединение. Разработку сводов правил,
общероссийских классификаторов
осуществляют федеральные органы
исполнительной власти в пределах их
полномочий в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
2. При разработке, утверждении и отмене
документов по стандартизации в
основополагающих национальных
стандартах, правилах и рекомендациях по
стандартизации устанавливается:
правила изложения, оформления,
разработки национальных стандартов,
предварительных стандартов, правил и
рекомендаций по стандартизации,
внесения в них изменений;
правила подготовки к утверждению и
регистрации, утверждения, официального
опубликования и отмены национальных
стандартов, предварительных стандартов,
правил и рекомендаций по
стандартизации;
правила разработки национальных
стандартов на основе предварительных
стандартов;
правила внесения изменений и отмены
отраслевых стандартов;
правила создания технических комитетов
по стандартизации и их участия в
разработке национальных,
межгосударственных, международных и
региональных стандартов;
правила регистрации национальных
стандартов других стран и применения
международных, региональных,
межгосударственных стандартов,
национальных стандартов других стран на
территории Российской Федерации;
опубликования о разработке проекта
документа по стандартизации и о
завершении публичного обсуждения
проекта документа по стандартизации;
правила изложения, оформления,
разработки и регистрации технических
условий и рекомендации по разработке
стандартов организаций.
3. Национальные стандарты
разрабатываются на продукцию, работы и
услуги определенных видов, которые имеют
однородное потребительное или
функциональное назначение, а также в
иных целях стандартизации.
Национальные стандарты должны
содержать:
термины и определения, условные
обозначения, метрологические и другие
организационно-методические и (или)
общетехнические положения;
требования к продукции, к ее разработке,
производству, эксплуатации
(использованию), хранению,
транспортированию и утилизации; правила
приемки и методы контроля продукции;
правила проведения работ и оказания
услуг;
требования к технической и
информационной совместимости;
требования к технической документации;
требования к сохранению и рациональному
использованию ресурсов;
требования к энергоэффективности и
снижению энерго- и материалоемкости
продукции, процессов ее производства,
эксплуатации (использования), хранения,
транспортирования и утилизации, или
оказания услуг;
другие требования и правила в целях
стандартизации.
4. Для реализации принципа открытости
процессов разработки национальных и
межгосударственных стандартов и
обеспечения права участия всех
заинтересованных сторон в их разработке
организуется и осуществляется публичное
обсуждение проектов стандартов путем
опубликования уведомлений об их
разработке и о завершении их публичного
обсуждения на сайте национального
органа по стандартизации в сети
Интернет, рассмотрения проектов
стандартов заинтересованными лицами и
подготовка ими отзывов. Проект
национального (межгосударственного)
стандарта, сводка отзывов
заинтересованных лиц и доработанный
проект должны быть доступны для
ознакомления.
5. Проекты национальных и
межгосударственных стандартов, а также
предварительных стандартов подлежат
экспертизе в технических комитетах по
стандартизации, за которыми закреплены
соответствующие объекты стандартизации
или области деятельности. По результатам
экспертизы проект стандарта
представляется техническим комитетом по
стандартизации в национальный орган по
стандартизации с мотивированным
предложением об утверждении или
отклонении данного проекта.
6. Национальный орган по стандартизации
организовывает экспертизу отдельных
проектов национальных стандартов:
имеющих межотраслевое значение, при
разработке которых не были учтены
требования смежных технических
комитетов по стандартизации;
одобренных техническим комитетом по
стандартизации, большинство членов
которого являлись разработчиками
проекта национального стандарта;
при принятии которых не учтены
требования общественных организаций;
по которым в протоколе заседания
технического комитета по стандартизации
имеется особое мнение;
не соответствующих требованиям
документов по стандартизации;
гармонизированных, имеющих отклонения
от международных стандартов, создающих
дополнительные барьеры в торговле;
по которым получена обоснованная жалоба
разработчика на действия технического
комитета по стандартизации;
по которым экспертиза не проводилась
из-за отсутствия профильного
технического комитета по
стандартизации.
7. Национальный орган по стандартизации
на основании предложений технических
комитетов по стандартизации принимает
решение об утверждении национальных и
предварительных стандартов и введения
их в действие.
Решение об отклонении проектов
национальных стандартов принимается на
основании:
установления фактов несоблюдения правил
и процедур разработки проекта;
мотивированного предложения
технического комитета по стандартизации
об отклонении проекта;
отрицательного результата экспертизы
проекта, организованной национальным
органом по стандартизации.
8. Порядок разработки, экспертизы,
подготовки к утверждению, регистрации,
утверждения государственных военных
стандартов и других документов по
стандартизации оборонной и специальной
продукции определяет национальный орган
по стандартизации совместно с
федеральными органами исполнительной
власти, уполномоченными в соответствии с
законодательством Российской Федерации
в области разработки соответствующих
документов по стандартизации.
9. Своды правил должны содержать
технические правила и (или) описание
процессов проектирования (включая
изыскания), производства, строительства,
монтажа, наладки, эксплуатации, хранения,
перевозки, реализации и утилизации
продукции.
Порядок разработки и утверждения сводов
правил определяется Правительством
Российской Федерации.
10. Порядок разработки, утверждения,
введения в действие, ведения и
применения общероссийских
классификаторов определяется
Правительством Российской Федерации.
11. Предварительные стандарты
разрабатываются, утверждаются и
вводятся в действие для накопления
необходимого опыта и сведений об объекте
стандартизации при отсутствии
национального стандарта и содействия
внедрению достижений отечественной
науки и инноваций, перспективных
требований международных и региональных
документов по стандартизации.
Предварительные стандарты действуют на
ограниченный срок, не превышающий трех
лет, до разработки соответствующих
национальных стандартов.
12. Принятые межгосударственные
стандарты вводятся в действие в
Российской Федерации в качестве
национальных стандартов по решению
национального органа по стандартизации.
В обоснованных случаях их действие в
Российской Федерации может быть
прекращено.
13. Стандарты организаций
разрабатываются для применения на
уровне хозяйствующих субъектов и
принимаются ими самостоятельно.
Стандарты организаций не
разрабатываются на реализуемую
организацией продукцию (услуги).
Проект стандарта организации может
представляться разработчиком в
технический комитет по стандартизации
для организации его экспертизы.
Технический комитет по стандартизации
готовит экспертное заключение по
проекту стандарта организации, которое
направляет разработчику проекта.
14. Технические условия разрабатываются и
утверждаются организациями
самостоятельно.
Технические условия разрабатываются
организациями на реализуемую
организацией продукцию (услуги).
Технические условия могут быть
зарегистрированы в Федеральном
информационном фонде технических
регламентов и стандартов.
Статья 21. Издание и распространение документов по стандартизации
Исключительное право официального
опубликования и распространения в
установленном порядке национальных
стандартов, предварительных стандартов,
общероссийских классификаторов, правил
и рекомендаций по стандартизации
принадлежит национальному органу по
стандартизации.
Право официального опубликования и
распространения государственных
военных стандартов принадлежит
национальному органу по стандартизации
и федеральным органам исполнительной
власти в пределах их полномочий.
Издание и распространение национальных
стандартов других стран организует и
осуществляет национальный орган по
стандартизации в соответствии с
договорами и соглашениями с
национальными органами по
стандартизации других стран.
Издание и распространение документов
международных и региональных
организаций по стандартизации, членом
которых является Российская Федерация,
осуществляет национальный орган по
стандартизации в порядке и на условиях,
определенных соответствующей
международной или региональной
организацией по стандартизации.
Издание, переиздание и распространение
иных документов по стандартизации
осуществляют принявшие их организации.
Открытому доступу подлежат:
национальные стандарты, включенные в
перечень национальных стандартов,
содержащих правила и методы
исследований (испытаний) и измерений, в
том числе правила отбора образцов,
необходимые для применения и исполнения
принятых технических регламентов и
осуществления оценки соответствия;
национальные стандарты и своды правил,
входящие в перечень национальных
стандартов и (или) сводов правил, в
результате применения которых на
добровольной основе обеспечивается
соблюдение требований принятых
технических регламентов;
национальные стандарты, применяемые при
обязательном подтверждении
соответствия продукции до вступления в
силу соответствующих технических
регламентов.
Статья 22. Применение документов по стандартизации
1. Документы по стандартизации
применяются непосредственно либо путем
ссылки на них в законодательстве,
нормативных правовых актах Российской
Федерации, нормативных документах
федеральных органов исполнительной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, документах
государственных корпораций, организаций
и общественных объединений, договорах
(контрактах).
В законодательных и нормативных
правовых актах не допускаются ссылки на
предварительные стандарты, стандарты
организации, технические условия.
2. Соблюдение требований документов по
стандартизации или их отдельных
положений становится обязательным:
для всех субъектов хозяйственной
деятельности, если это установлено в
технических регламентах или нормативных
правовых актах;
для участников соглашения (контракта,
договора) относительно разработки,
изготовления или снабжения продукцией,
оказания услуг, проведения работ, если
приводится ссылка на национальные
стандарты;
для производителя или поставщика
продукции (работ, услуг), если он принял
декларацию о соответствии продукции
(работ, услуг) документам по
стандартизации или применил обозначение
документов по стандартизации в
маркировке, в эксплуатационной или иной
документации;
для производителя или поставщика, если
его продукция (работы, услуги)
сертифицирована на соответствие
требованиям документов по
стандартизации.
3. Применение государственных военных
стандартов носит обязательный
характер.
4. Применение общероссийских
классификаторов является обязательным
при создании государственных
информационных систем и информационных
ресурсов и межведомственном обмене
информацией.
5. Международные, региональные,
межгосударственные стандарты,
национальные стандарты других стран
применяются в Российской Федерации на
основе международных соглашений
(договоров).
6. Отраслевые стандарты применяются до
введения в действие соответствующих
национальных стандартов или сводов
правил. Допускается внесение изменений в
отраслевые стандарты, принятые до
вступления в силу Федерального закона от
27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом
регулировании".
7. Стандарт организации может
применяться в других организациях,
разрабатывающих и (или) производящих
продукцию (выполняющих работы и
оказывающих услуги) определенных видов,
которая имеет однородное потребительное
или функциональное назначение.
Статья 23. Проверка документов по стандартизации
Проверку национальных стандартов на
соответствие законодательству,
интересам государства, потребностям
потребителей, уровню развития науки и
техники, требованиям национальных,
международных, региональных и
межгосударственных стандартов
организует национальный орган по
стандартизации. Документы по
стандартизации проверяются не реже
одного раза в пять лет.
Порядок проведения работ по проверке
документов по стандартизации
устанавливается национальным органом по
стандартизации.
Статья 24. Информационное обеспечение стандартизации
Информационное обеспечение
национальной системы стандартизации
реализуется посредством:
Федерального информационного фонда
технических регламентов и стандартов;
Единой информационной системы по
техническому регулированию;
официального опубликования документов
по стандартизации, издания тематических
сборников стандартов.
В целях настоящей статьи под официальным
опубликованием документов по
стандартизации понимается первое
доведение до всеобщего сведения в
установленной форме его полного текста
на русском языке типографским способом и
в информационной системе общего
пользования в электронно-цифровой
форме.
Правила создания и ведения Федерального
информационного фонда технических
регламентов и стандартов, Единой
информационной системы по техническому
регулированию определяются
Правительством Российской Федерации.
Статья 25. Стандартизация оборонной и специальной продукции
1. Система стандартизации оборонной
продукции является подсистемой
национальной системы стандартизации.
2. Деятельность по стандартизации
оборонной и специальной продукции
осуществляется с учетом ограничений,
установленных нормативными правовыми
актами Российской Федерации в области
защиты сведений, составляющих
государственную тайну или относимых к
охраняемой в соответствии с
законодательством Российской Федерации
иной информации ограниченного доступа, а
также в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации в
области защиты прав на результаты
интеллектуальной деятельности.
3. Федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный в
нормативно-правовом регулировании в
области обороны, в пределах своих
полномочий осуществляет:
функции государственного заказчика
работ по стандартизации оборонной
продукции;
перспективное и текущее планирование
разработки документов по стандартизации
оборонной продукции;
подготовку сводного перечня документов
по стандартизации оборонной продукции,
текущей информации по документам,
включенным в сводный перечень, а также их
издание и распространение;
совместно с национальным органом по
стандартизации, другими участниками
деятельности по стандартизации
оборонной продукции разработку
государственных военных стандартов,
устанавливающих порядок планирования,
разработки, информационного
обеспечения, внедрения, отмены, издания и
распространения документов по
стандартизации оборонной продукции и их
изменений.
4. Официальное издание и распространение
документов по стандартизации оборонной
и специальной продукции осуществляют в
сфере своих полномочий федеральные
органы исполнительной власти.
Глава 4.
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Статья 26. Международное сотрудничество в области стандартизации
1. Национальный орган по стандартизации
представляет Российскую Федерацию в
международных и региональных
организациях, осуществляющих
деятельность в области стандартизации.
2. Основными задачами международного
сотрудничества в области стандартизации
являются:
снятие технических барьеров в
торговле;
обеспечение конкурентоспособности
отечественной продукции на мировом
рынке;
гармонизация национальных стандартов,
сводов правил с международными и
региональными стандартами;
обеспечение защиты интересов Российской
Федерации при разработке международных,
региональных и межгосударственных
стандартов;
разработка международных, региональных
и межгосударственных стандартов на
основе национальных стандартов
Российской Федерации на новые
конкурентоспособные виды продукции и
технологии, в том числе созданные в
результате двустороннего и
многостороннего сотрудничества;
обмен опытом и информацией по
стандартизации на международном уровне;
улучшение нормативного обеспечения
торгово-экономического и
научно-технического сотрудничества
Российской Федерации с другими
странами;
обеспечение единства измерений при
взаимодействии с другими странами;
привлечение представителей
промышленности и других отраслей
экономики к разработке международных,
региональных и межгосударственных
стандартов.
3. Международное и региональное
сотрудничество в области стандартизации
осуществляется в рамках деятельности
международных и региональных
организаций по стандартизации, а также
на двусторонней и многосторонней основе
с соответствующими организациями других
стран в рамках соглашений и договоров о
сотрудничестве или меморандумов о
взаимопонимании.
4. Участие Российской Федерации в
международном и региональном
сотрудничестве в области стандартизации
включает:
участие в работе руководящих,
координирующих и консультативных
органов международных и региональных
организаций по стандартизации;
участие в технических комитетах
(подкомитетах, группах) международных и
региональных организаций по
стандартизации, включая ведение
секретариатов технических комитетов и
подкомитетов;
разработку международных, региональных
и межгосударственных стандартов.
Глава 5.
ФИНАНСИРОВАНИЕ РАБОТ ПО
СТАНДАРТИЗАЦИИ
Статья 27. Финансирование работ по стандартизации.
1. Источниками финансирования работ по
стандартизации являются:
средства федерального бюджета
Российской Федерации, бюджетов
субъектов Российской Федерации;
средства государственных внебюджетных
фондов;
средства государственных корпораций,
организаций и общественных
объединений.
2. За счет средств федерального бюджета
финансируется:
разработка и экспертиза национальных и
межгосударственных стандартов, сводов
правил, государственных военных
стандартов, правил и рекомендаций по
стандартизации, подготовка и издание
официальной информации о них;
проверка национальных стандартов;
проведение научно-исследовательских
работ в области стандартизации;
выполнение национальным органом по
стандартизации возлагаемых на него
функций;
работа по информационному обеспечению
деятельности в области стандартизации, в
том числе в рамках международного
сотрудничества, создание и ведение
Федерального информационного фонда
технических регламентов и стандартов,
Единой информационной системы по
техническому регулированию;
проведение работ по стандартизации
оборонной и специальной продукции;
участие Российской Федерации в
международном сотрудничестве в области
стандартизации;
взносы Российской Федерации в
международные и региональные
организации по стандартизации;
разработка и ведение общероссийских
классификаторов.
3. Государственными заказчиками работ в
области стандартизации, которые
финансируются полностью или частично из
средств федерального бюджета являются
национальный орган по стандартизации,
федеральные органы исполнительной
власти в соответствии с их
полномочиями.
4. Средства, полученные национальным
органом по стандартизации от реализации
национальных, международных,
региональных, межгосударственных
стандартов, общероссийских
классификаторов направляются на
развитие работ в области стандартизации.
5. Федеральные органы исполнительной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации при
исполнении функций в области
стандартизации вправе предусмотреть при
заключении договоров на реализацию
работ по стандартизации, финансируемых
из средств федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации
условие привлечения внебюджетных
средств на их реализацию, за исключением
оговоренных законодательством
Российской Федерации случаев.
Глава 6.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 28. Приведение нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. Со дня вступления в силу настоящего
Федерального закона признать
утратившими силу:, абзацы 12, 13, 22, 23 статьи
2, главу 3, за исключением пунктов 9, 10
статьи 16, абзацы 4 (в части финансирования
программ разработки национальных
стандартов), 5, 6, 10, 13 пункта 1 статьи 45,
статью 43 Федерального закона от 27
декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом
регулировании" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5040).
2. Правительству Российской Федерации,
привести свои нормативные правовые акты
в соответствие с настоящим Федеральным
законом, а также внести в установленном
порядке в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской
Федерации предложения о внесении в
законодательные акты Российской
Федерации изменений и дополнений,
вытекающих из настоящего Федерального
закона.
Статья 29. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу по истечении шести месяцев со дня
его опубликования.
Ссылается на