|
|
Р.Ф.
Фалтинский,
заместитель начальника Службы
государственного строительного
надзора
и экспертизы Санкт-Петербурга
Государственная экспертиза
проектной строительной документации
в Санкт-Петербурге
До вступления в силу Градостроительного
кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ
строительная деятельность на территории
РФ регулировалась старыми нормативными
актами, разработанными в советский
период. Кодекс позволил в общих чертах
сформулировать те законы и направления,
которые необходимо было в той или иной
мере привести в соответствие в течение
одного года с момента вступления в силу
Федерального закона. Однако закон
изменяется и дополняется по сегодняшний
день. В общей сложности до середины
декабря 2008 года в него было внесено 19
изменений и дополнений, которые каждый
раз меняют правила игры в строительной
отрасли, в проектировании, экспертизе и
разрешительной документации.
Одно из таких грандиозных изменений было
связано с выходом Федерального закона
"О внесении изменений в
Градостроительный кодекс Российской
Федерации и отдельные законодательные
акты Российской Федерации" от 18
декабря 2006 года N 232-ФЗ, который вступил в
силу 1 января 2007 года. До начала его
действия на территории Петербурга
существовало 17 экспертиз, которые
относились к ведению субъекта федерации,
и 6 - федерального уровня. Кроме этого еще
7 экспертиз были организованны
министерствами и ведомствами. С 1 января
2007 года все они были аннулированы.
Сегодня на территории города и
Ленинградской области действует всего 3
экспертные организации: Служба
государственного строительного надзора
и экспертизы Санкт-Петербурга, Комитет
государственного строительного надзора
и государственной экспертизы
Ленинградской области и филиал ФГУ
"Главгосэкспертиза России".
Естественно, законодатель, принимая те
или иные законы и подзаконные акты, хотел
облегчить участь и нам, и строителям. К
сожалению, сегодня законы выходят
быстрее, чем подзаконные акты.
Аналогично произошло и в ситуации с ФЗ N
232, когда соответствующее постановление
(Постановление N 145 "О порядке
организации и проведения
Государственной экспертизы проектной
документации и результатов инженерных
изысканий" от 5 марта 2007 года) вышло с
опозданием на один полный квартал.
В итоге 2007 год нам, Службе
государственного строительного надзора
и экспертизы Санкт-Петербурга, пришлось
закрывать и по старой процедуре,
предписанной Постановлением N 1008 "О
порядке проведения государственной
экспертизы и утверждения
градостроительной, предпроектной и
проектной документации", и по новой,
предписанной Постановлением N 145.
Некоторые экспертизы поступили
по-другому: закрылись по состоянию на 1
января, вернув заказчикам документы и
деньги, и до 1 апреля не работали. Нам
субъект Федерации этого позволить не
мог.
Закон и
подзаконный акт вышли, но законодатели
забыли внести те или иные изменения в
действующее законодательство. Так
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N
52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" начали
корректировать в сентябре 2007 года, и
последние корректировки были внесены
уже в октябре 2008 года. Кроме данного
закона должны были быть
откорректированы еще ряд законов, в том
числе Федеральный закон от 21 июля 1997 года
N 116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов".
Естественно, в 2007-2008 годах мы работали,
исходя из тех норм и тех подзаконных
актов и законов, которые действовали, а
все остальное пришлось перестраивать по
ходу выходящих изменений в правовом
поле.
В декабре 2007 года было принято
Постановление Правительства РФ "О
внесении изменений в Постановление
Правительства Российской Федерации от 5
марта 2007 года N 145" от 29 декабря 2007 года N
970, которое позволило и заказчикам и
проектировщикам приходить в экспертизу
без градостроительных планов и
правоустанавливающих документов на
земельный участок. Это постановление
было очень своевременным. Мы
обрадовались такому подарку от коллег из
Москвы, но, к сожалению, радость длилась
недолго.
16 февраля 2008 года было опубликовано
Постановление Правительства N 87, которое
отменило все предыдущие постановления, и
мы стали буквально буксовать на месте,
потому что регламенты по составу
проектно-сметной документации, которые
должны были разработать наши коллеги из
Минрегионразвития, по состоянию на
сегодняшний день так и не приняты. Чем
это чревато? Постановление ввело новые
понятия. В частности, в нем появляется
термин "проектная документация". К
сожалению, мы пока не можем дать
конкретное определение, что же это такое,
и в каком объеме ее необходимо
разрабатывать.
Чтобы не создавать смуту и себе в
экспертизе и строителям, мы приняли
решение на уровне правительства города,
все объекты, которые были приняты в
экспертизу в 2008 году, отработать, исходя
из тех документов, которые действовали
до выхода Постановления N 87. Что будет в
2009 году, ни я, ни мои коллеги из
Минрегионразвития четко сказать не
можем. Естественно, есть постановление и
его необходимо выполнять, но, к
сожалению, перестроиться в один миг
невозможно.
Мы проработали Постановление N 145, все
нормативы и подзаконные акты и нашли
маленькую лазейку: всю проектную
документацию, которая разработана до
выхода Постановления N 87, т.е. до 16 февраля
2008 года, будет приниматься в экспертизу
по-старому. Это позволит хотя бы в части
этих объектов не переделывать пакет
документов. С таких проектов, в качестве
доказательства срока разработки, я буду
требовать задания и договор на
проектирование между заказчиком и
проектировщиком. Думаю, найденная
лазейка, позволит те проекты, которые все
еще находятся у вас на руках, отработать
до конца первой половины 2009 года, а может
быть и до начала 2010 года. Все проекты,
которые начаты после 16 февраля, прошу
даже не приносить на экспертизу со
старыми нормативами, - придерживайтесь
Постановления N 87. Однако как это сделать,
повторюсь, мы пока, к сожалению, сказать
не можем.
Кроме
того, Минрегионразвитию поручено
разработать те или иные регламенты,
например, регламент по безопасности.
Каким он будет и когда появится, никто не
знает. Поэтому, не имея других
документов, мы пока пользуемся принятыми
законами, СНиПами и другими нормативными
документами (хотя они носят
рекомендательный характер).
Когда с 1 января 2007 года нам были переданы
все полномочия по экспертизе, у нас в
Службе государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
появились новые отделы. Сегодня мы
скомплектованы по всем направлениям: это
промышленная, пожарная и экологическая
безопасность, СЭС. Создан новый отдел под
бюджетные объекты. Отдел линейных
объектов в полном объеме будет полностью
сформирован до конца 2008 года. Кроме того
при службе созданы экспертные советы по
всем направлениям, призванные выносить
решения по тем или иным спорным вопросам,
к работе над которыми мы активно
привлекаем в том числе специалистов
извне и из надзорных органов.
С 1 января 2009 года подписывать заключения
государственной экспертизы имеют право
только лица, прошедшие аккредитацию и
аттестацию в установленном порядке. В
этой связи в 2009 году мы планируем
провести аттестацию всех экспертов, в
первую очередь штатных, а затем и
внештатных, закон нам этого не запрещает.
Для тех, кто не будет аттестован, это
равнозначно увольнению.
Аккредитация всех сотрудников
производится очень хитро. Если вы
аккредитованы как эксперт на уровне
субъекта федерации, условно говоря,
Магадана, то вы никогда в Петербурге
работать не будете и наоборот. То есть,
если человек захочет перейти с одного
уполномоченного органа в другой, он
должен будет опять пройти аттестацию и
аккредитацию. Это сделано для того, чтобы
избежать текучки кадров между
субъектами Федерации. Кроме того, у нас
есть негласная договоренность между
тремя экспертизами, расположенными в
Петербурге, о не переманивании кадров.
Сегодня в городе всего 467 человек,
которые могут работать как эксперты. Они
- штучный товар.
Очень надеюсь, что Минрегионразвития
все-таки сделает положение о
негосударственной экспертизе. Сегодня у
нас очень много работы и много дел,
которые остаются никем неохваченными. По
всем законам и все постановлениям в
государственную экспертизу приходят
только объекты капитального
строительства. Так, например, с 1 января
2008 года мы не занимаемся мансардами,
заглублениями и перепланировками. Это
как раз работа негосударственной
экспертизы. Мы задавали вопрос
Минрегионразвитию, кто имеет право
проводить экспертизу таких проектов, они
нам ответили, что любой орган, который
имеет лицензию, только они забыли одно,
что в 2005 году из перечня лицензируемой
деятельности экспертизу исключили.
Вроде бы и ответили, что любой, и в тоже
время никто.
В 2006 году мы за год выдали 837 заключений. В
2007 - 1690 (кадровая численность службы
осталась та же, за исключением линейного
отдела). По состоянию на 1 декабря 2008 года
мы выдали 2011 заключений, а за декабрь еще
будет. Работы более чем достаточно.
Поэтому мы совершенно точно сработаемся
с негосударственными экспертизами.
В завершении хотел бы сказать, что когда
хорошие законы не откорректированы и
взаимно не перекликаются, и у нас и у вас,
в первую очередь, начинаются проблемы,
однако пока действует тот или иной закон
или постановление, мы обязаны им
подчиняться, нравятся нам это или нет, и
работать в том правовом поле и с той
правовой базой, которая действует на
сегодняшний день.
Ссылается на
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 3 июля 2016 года)