Внимание! Документ недействующий.
Проект
ФЗ
Версия 2.2 от 24.12.2008
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"Об аккредитации в области оценки
соответствия"
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1.
Целями настоящего Федерального закона
являются:
1)
установление правовых основ
аккредитации в области оценки
соответствия в Российской Федерации;
2)
защита прав и законных интересов
граждан, общества и государства от
недостоверных результатов оценки
соответствия;
3)
обеспечение потребности граждан,
общества и государства в получении
объективных, достоверных и сопоставимых
результатов оценки соответствия,
4)
содействие развитию торговли, экономики
и научно-техническому прогрессу в
Российской Федерации.
2.
Настоящий Федеральный закон регулирует
отношения, возникающие при аккредитации
органов по оценке соответствия.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального
закона применяются следующие основные
понятия и определения:
аккредитация -
подтверждение соответствия третьей
стороной, относящееся к органу по оценке
соответствия, служащее официальным
свидетельством его компетентности для
выполнения конкретных задач по оценке
соответствия;
апелляция - запрос
органа по оценки соответствия о
пересмотре неблагоприятного решения
принятого органом по аккредитации в
отношении желаемого для него статуса
аккредитации;
аттестат
аккредитации - официальный документ
или комплект документов, подтверждающий
аккредитацию в определенной области;
жалоба -
неудовлетворенность, выраженная лицом
или организацией в адрес органа по
аккредитации, имеющая отношение у
деятельности этого органа или
аккредитованного органа по оценке
соответствия и требующая ответа;
знак аккредитации -
символ, присваиваемый органом по
аккредитации, для применения органом по
оценке соответствия в целях
демонстрации своего аккредитованного
статуса;
инспекционный
контроль - набор видов деятельности
органа по аккредитации, за исключением
повторной оценки, по контролю
непрерывного выполнения
аккредитованным органом по оценке
соответствия требований по
аккредитации.
область
аккредитации - конкретные услуги по
оценке соответствия, для которых
аккредитация запрошена или уже выдана;
орган по оценке
соответствия (ООС) - юридическое лицо,
подразделение юридического лица или
индивидуальный предприниматель, которые
оказывают следующие услуги, которые
могут быть объектом аккредитации:
сертификация, проведение испытаний и/или
измерений, проведение инспекции
(экспертиз);
оценка - работа,
проводимая органом по аккредитации с
целью оценки компетентности органа по
оценке соответствия, в соответствии с
требованиями по аккредитации;
Российский комитет
аккредитации, РКА - некоммерческая
организация, проводящая аккредитацию и
получившая полномочия единого
Российского органа по аккредитации от
Правительства Российской Федерации;
технический
эксперт - лицо, назначенное органом
по аккредитации для консультирования в
специальных областях знаний или для
экспертиз при проведении оценки;
требования по
аккредитации - совокупность
определенных стандартов и/или других
нормативных документов для определенной
области аккредитации;
участник Российского
комитета аккредитации - организация,
действующая согласно правилам
аккредитации и не имеющая возможность
участвовать в управлении (менеджменте)
системы аккредитации;
член Российский
комитет аккредитации - организация,
действующая согласно применяемым
правилам аккредитации и участвующая в
управлении (менеджменте) системы
аккредитации;
эксперт по оценке -
лицо, назначенное органом по
аккредитации для проведения оценки.
Статья 3. Принципы аккредитации
1.
Аккредитация органов по оценке
соответствия осуществляется на основе
принципов:
добровольности;
беспристрастности;
единства, открытости и доступности
правил аккредитации;
компетентности и независимости
экспертов по оценке;
обеспечения равных условий органам по
оценки соответствия, претендующим на
получение аккредитации;
недопустимости совмещения полномочий на
аккредитацию и подтверждение
соответствия;
недопустимости установления пределов
действия документов об аккредитации на
отдельных территориях Российской
Федерации.
2. В
Российской Федерации аккредитация
органов по оценке соответствия,
выполняющих работы в обязательной сфере,
осуществляется Российским комитетом
аккредитации.
3.
Правительство Российской Федерации
информирует международные организации
по аккредитации, а также
заинтересованные государства о наличии
РКА, а также о том, в отношении оценки
соответствия какой деятельности он
осуществляет аккредитацию.
Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере аккредитации
1.
Отношения в сфере аккредитации в области
оценки соответствия объектов
установленным требованиям регулируются
настоящим Федеральным Законом,
законодательством Российской Федерации
о техническом регулировании,
обеспечения единства измерений, другими
федеральными законами, регулирующими
отношения в области оценки соответствия,
а также принимаемыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
2.
Положения федеральных законов и иных
нормативных правовых актов Российской
Федерации, касающиеся сферы применения
настоящего Федерального закона,
применяются в части, не противоречащей
настоящему Федеральному закону.
Глава 2
Российский комитет аккредитации
Статья 5. Создание Российского комитета аккредитации
1.
Единый Российский орган по аккредитации
определяется Правительством Российской
Федерации по итогам открытого конкурса
среди некоммерческих организаций на
оказание услуг по аккредитации и
осуществляет свою деятельность на
основании полномочий, предоставленных
Правительством Российской Федерации в
области аккредитации.
2.
Некоммерческая организация приобретает
наименование "Российский комитет
аккредитации" (РКА) с даты принятия
решения Правительством Российской
Федерации о наделении ее статусом
единого Российского органа аккредитации
согласно статьи 5 настоящего Закона
3. РКА
признается некоммерческая организация,
созданная в соответствии с
законодательством Российской Федерации,
при условии ее соответствия следующим
требованиям:
1)
объединение в составе РКА в качестве ее
членов субъектов деятельности в области
аккредитации;
2)
наличие стандартов и правил
деятельности по аккредитации,
обязательных для выполнения всеми
членами РКА;
3)
обеспечение РКА дополнительной
имущественной ответственностью перед
потребителями услуг по аккредитации.
4.
Правительство Российской Федерации
признает РКА в качестве единого
национального органа по аккредитации
органов по подтверждению соответствия в
обязательной сфере и:
не будет устанавливать условия
создания аналогичных органов по
аккредитации в Российской Федерации;
оказывает поддержку аккредитации
органов по оценке соответствия в РКА, как
в обязательной, так и в добровольной
сферах;
оказывает поддержку организаций
по аккредитации, с которыми РКА подписал
соглашение о взаимном признании
результатов аккредитации;
наделяет РКА правом предоставлять
Российскую Федерацию в международных
организациях по вопросам аккредитации.
5. Для
осуществления деятельности в качестве
РКА, в некоммерческой организацией
должны быть созданы специализированные
органы, осуществляющие контроль за
соблюдением членами РКА требований
стандартов и правил деятельности, для
рассмотрения дел о применении в
отношении членов РКА мер
дисциплинарного воздействия,
предусмотренных нормативными
документами РКА.
6. РКА
не вправе предлагать или осуществлять
какие-либо другие виды деятельности и
оказывать услуги, предоставляемые
органами по оценке соответствия, и
консалтинговые услуги в области
аккредитации и оценки соответствия.
7. РКА
вправе участвовать в международных
организациях по вопросам аккредитации в
целях: участия в разработке
международных стандартов в области
аккредитации, признания результатов
аккредитации.
Статья 6. Деятельность Российского комитета аккредитации в сфере аккредитации
1. Под
деятельностью РКА в сфере аккредитации
понимается самостоятельная и
инициативная деятельность, содержанием
которой являются разработка и
установление стандартов и правил
указанной деятельности, выполнение
работ по аккредитации, а также контроль
за соблюдением требований указанных
стандартов и правил.
2.
Организация деятельности РКА в сфере
аккредитации в соответствии с настоящим
Федеральным законом осуществляется на
условиях объединения юридических лиц
Российской Федерации в сфере
аккредитации в некоммерческую
организацию, основанную на членстве и
объединяющую ее членов по признаку
единства услуг в области аккредитации.
Статья 7. Требования к Российскому комитету аккредитации
1. РКА
должен соблюдать следующие требования:
быть организован таким образом, чтобы
быть независимым от органов по оценке
соответствия, которые он оценивает, а
также не зависеть от коммерческого
влияния и обеспечивать отсутствие
конфликтов интересов с органами по
оценке соответствия;
документировать обязанности,
обязательства и полномочия персонала,
которые могут оказать воздействие на
качество оценки и аккредитацию
компетенции;
быть организованным и управляться таким
образом, чтобы обеспечивать
объективность и беспристрастность своей
деятельности;
обеспечивать принятие решений по
аккредитации в отношении органа по
оценке соответствия компетентными
специалистами, отличными от тех, кто
проводил оценку соответствия указанного
органа;
обеспечивать конфиденциальность
получаемой информации;
осуществлять аккредитацию только тех
видов деятельности по оценке
соответствия, в отношении которых он
компетентен;
устанавливать необходимые процедуры для
обеспечения эффективного управления и
внутреннего контроля;
располагать достаточным количеством
компетентного персонала для надлежащего
выполнения стоящих перед ним задач;
устанавливать, внедрять и поддерживать
процедуры мониторинга деятельности и
компетенции персонала, принимающего
участие в работе по аккредитации.
2.
Мониторинг РКА за соблюдением
требований, установленных частью 1
настоящей статьи, осуществляет
федеральный орган исполнительной власти
по техническому регулированию.
Статья 8. Стандарты и правила Российского комитета аккредитации
1. РКА
разрабатывает и принимает стандарты и
правила своей деятельности, которыми
устанавливаются требования к процедурам
аккредитации, обязательные для
соблюдения всеми участниками
аккредитации.
2.
Стандарты и правила РКА должны
соответствовать федеральным законам и
принятыми в соответствии с ними иными
нормативными правовыми актами.
Стандартами и правилами РКА могут
устанавливаться дополнительные
требования к предпринимательской или
профессиональной деятельности
определенного вида.
3. Для
разработки стандартов и правил РКА
должны использоваться, полностью или
частично, международные стандарты в
области аккредитации, кроме случаев,
когда Российская Федерация в
соответствии с установленными
процедурами выступила против принятия
международных стандартов или отдельных
их положений.
4.
Стандарты и правила РКА должны
предусматривать меры дисциплинарного
воздействия в отношении членов РКА за
нарушение требований стандартов и
правил РКА, а также информационной
открытости деятельности членов РКА,
затрагивающей права и законные интересы
любых лиц.
5.
Стандарты и правила РКА должны
устанавливать запрет на осуществление
членами РКА деятельности в ущерб иным
субъектам предпринимательской или
профессиональной деятельности в области
оценки соответствия. Они также должны
устанавливать требования,
препятствующие недобросовестной
конкуренции, совершению действий,
причиняющих моральный вред или ущерб
потребителям товаров (работ, услуг), иным
лицам, к действиям, причиняющим ущерб
деловой репутации члена РКА, либо
деловой репутации РКА.
6.
Стандарты и правила РКА подлежат
официальному опубликованию в порядке,
устанавливаемым Правительством
Российской Федерации.
Статья 9. Основные функции, права и обязанности Российского комитета аккредитации
1. РКА
осуществляет следующие основные
функции:
1)
разрабатывает и устанавливает
требования к членству в РКА;
2)
разрабатывает и устанавливает
требования по аккредитации органов по
оценке соответствия;
3)
принимает решения об аккредитации или об
отказе в аккредитации заявителей;
4)
образует в своем составе специальный
орган для разрешения споров, возникающих
между членами РКА, а также между ними и
потребителями произведенных РКА услуг в
области аккредитации, иными лицами в
соответствии с законодательством
Российской Федерации;
5)
осуществляет анализ деятельности своих
членов на основании информации,
представляемой ими в РКА в форме отчетов,
в порядке установленном уставом РКА или
иным документом, утвержденными решением
общего собрания членов РКА;
6)
применяет меры дисциплинарного
воздействия, предусмотренные настоящим
Федеральным законом и документами РКА в
отношении своих членов;
7)
представляет интересы членов РКА в их
отношениях с органами государственной
власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления;
8)
организует профессиональное обучение,
аттестацию экспертов по оценке,
технических экспертов и работников
членов РКА;
9)
обеспечивает информационную открытость
деятельности членов РКА, опубликовывает
информацию об этой деятельности в
порядке, установленном настоящим
Федеральным законом и документами РКА.
2. РКА,
наряду с установленными частью 1
настоящей статьи основными функциями,
вправе осуществлять иные,
предусмотренные уставом РКА и не
противоречащие законодательству
Российской Федерации, функции.
3. В
соответствии с установленными настоящей
статьей основными функциями в процессе
осуществления своей деятельности РКА
имеет право:
1)
осуществлять контроль за деятельностью
членов РКА в части соблюдения ими
требований стандартов и правил РКА;
2) от
своего имени оспаривать в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке любые акты, решения и (или)
действия (бездействие) органов
государственной власти Российской
Федерации, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления,
нарушающие права и законные интересы
РКА, его члена или членов, либо создающие
угрозу такого нарушения;
3)
участвовать в обсуждении проектов
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации,
законов и иных нормативных правовых
актов субъектов Российской Федерации,
государственных программ по вопросам,
связанным с предметом аккредитации, а
также направлять в органы
государственной власти Российской
Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления
заключения о результатах проводимых им
независимых экспертиз проектов
нормативных правовых актов в области
аккредитации;
4)
вносить на рассмотрение федеральных
органов исполнительной власти
Российской Федерации предложения по
вопросам формирования и реализации
государственной политики в области
аккредитации;
5)
запрашивать у федеральных органах
исполнительной власти Российской
Федерации информацию и получать от этих
органов информацию, необходимую для
выполнения РКА возложенных на него
федеральными законами функций, в
установленном федеральными законами
порядке.
4. РКА,
наряду с определенными частью 3
настоящей статьи правами, имеет иные
права, предусмотренные настоящим
Федеральным законом и другими
федеральными законами, с учетом
особенностей, установленных для
деятельности в области аккредитации,
если ограничение прав РКА не
предусмотрено федеральным законом и
(или) его учредительными документами.
5. РКА
не вправе осуществлять деятельность и
совершать действия, влекущие за собой
возникновение конфликта интересов РКА и
интересов его участников или создающие
угрозу возникновения такого конфликта.
Статья 10. Высший орган управления Российского комитета аккредитации
1.
Высшим органом управления РКА является
общее собрание членов Российского
органа по аккредитации.
2.
Основная функция высшего органа
управления РКА - обеспечение соблюдения
целей РКА, в интересах достижения
которых он был создан.
3. К
компетенции высшего органа управления
РКА относится решение следующих
вопросов:
принятие устава Российского комитета
аккредитации;
внесение изменений и дополнений в устав
Российского комитета аккредитации;
принятие решения о включении в члены и
исключения из членов РКА;
определение приоритетных направлений
деятельности РКА, принципов
формирования и использования его
имущества;
образование исполнительных органов РКА
и досрочное прекращение их полномочий;
утверждение годового отчета и годового
бухгалтерского баланса;
утверждение финансового плана РКА и
внесение в него изменений;
создание филиалов и открытие
представительств РКА;
участие в других организациях;
реорганизация и ликвидация РКА;
других вопросов, установленных уставом
РКА.
4. Общее
собрание членов РКА правомочно, если на
указанном собрании присутствует более
половины его членов. Решение указанного
общего собрания принимается
большинством голосов членов,
присутствующих на собрании. Решение
общего собрания по вопросам
исключительной компетенции высшего
органа управления РКА принимается
квалифицированным большинством
голосов.
Статья 11. Совет по аккредитации Российского комитета аккредитации
1. Совет
по аккредитации РКА (далее Совет по
аккредитации) является постоянно
действующим коллегиальным органом
управления в составе РКА.
2. Совет
по аккредитации формируется из
полномочных представителей членов РКА, а
также независимых членов.
Не менее одной трети мест членов Совета
по аккредитации с правом решающего
голоса должны занимать независимые
члены, под которыми для целей применения
настоящего Федерального закона
понимаются лица, не связанные с РКА, его
участниками, работниками РКА: трудовыми,
предпринимательскими,
семейно-родственными, кредитно-заемными,
акционерными и иными отношениями,
устанавливающими объективную
заинтересованность одних юридических
лиц и (или) граждан в деятельности
(бездействии) иных юридических лиц и (или)
граждан.
3. Для
обеспечения участия всех
заинтересованных сторон в процессе
аккредитации независимыми членами
Совета по аккредитации могут являться
полномочные представители:
федеральных органов исполнительной
власти;
союзов и ассоциаций производителей
продукции и услуг;
союзов и ассоциаций потребителей;
ассоциаций испытательных лабораторий
(центров) и органов по сертификации;
научных и общественных организаций.
4. РКА
самостоятельно определяет
количественный состав Совета по
аккредитации, порядок и условия его
формирования, деятельности и принятия
решений. РКА обращается в Правительство
Российской Федерации по вопросу участия
представителей федеральных органов
исполнительной власти в Совете по
аккредитации.
5. К
компетенции Совета по аккредитации
относится решение следующих вопросов:
утверждение стандартов и правил
предпринимательской и профессиональной
деятельности участников РКА, внесение в
них изменений и дополнений;
утверждение требований по аккредитации
органов по оценки соответствия;
утверждение формы аттестата
аккредитации РКА и порядка его
заполнения;
утверждение "Знака аккредитации"
РКА и порядка его применения;
формирование специализированных
рабочих органов РКА и утверждение правил
осуществления ими своей деятельности в
форме положений, регламентов;
принятие решения о проведении
аудиторской проверки деятельности РКА в
части осуществляемых исполнительным
органом РКА полномочий, определение
аудитора для проведения такой проверки,
заключение с ним договора;
представление общему собранию членов
РКА кандидатов для избрания на
руководящие должности исполнительного
органа РКА и специализированных органов
РКА;
принятие решений о рекомендации
организации в качестве члена РКА или
исключению из членов РКА, по основаниям,
предусмотренным уставом РКА;
принятие решений о приостановке
действий или об отмене аттестатов
аккредитаций.
Статья 12. Исполнительный орган Российского комитета аккредитации
1.
Работой исполнительного органа РКА
руководит исполнительная дирекция. Она
осуществляет текущее руководство
деятельностью подразделений РКА и
подотчетна высшему органу управления
РКА.
2. К
компетенции исполнительной дирекции РКА
относится решение всех вопросов, которые
не представляют исключительную
компетенцию других органов управления
РКА, определенную настоящим Федеральным
законом и учредительными документами
РКА.
Статья 13. Специализированные органы Российского комитета аккредитации
1.
Советом по аккредитации создаются
следующие органы:
орган принятия решения по аккредитации
заявителей на аккредитацию (далее -
центральная комиссия по аккредитации);
орган контроля исполнения участниками
РКА правил и стандартов РКА (далее -
комиссия по апелляциям);
орган рассмотрения дел о применении к
членам РКА мер дисциплинарной
ответственности.
Помимо указанных специализированных
органов уставом, а также правилами,
установленными РКА, или решениями Совета
по аккредитации, может быть
предусмотрено создание на временной или
постоянной основе иных
специализированных органов.
Каждый специализированный орган
действует на основании положения о нем,
утверждаемого Советом по аккредитации.
Каждый специализированный орган должен
быть структурно и функционально
обособлен от исполнительного органа и
прочих органов РКА.
Статья 14. Финансирование деятельности Российского комитета аккредитации
1.
Источниками формирования имущества РКА
в денежной и иных формах являются:
регулярные и единовременные поступления
от членов РКА (вступительные, членские и
целевые взносы);
добровольные имущественные взносы и
пожертвования;
субвенции и субсидии;
доходы, полученные от оказания услуг в
области аккредитации;
доходы, полученные от размещения
денежных средств на банковских
депозитах;
доходы, полученные от собственности РКА,
в том числе от временного размещения
(инвестирования) средств
компенсационного фонда РКА;
средства, полученные от оказания услуг
по предоставлению информации, раскрытие
которой может осуществляться на платной
основе;
средства, полученные от оказания
образовательных услуг, связанных с
деятельностью и сферами
профессионального интереса членов РКА;
средства, полученные от продажи
информационных материалов, связанных с
предпринимательской деятельностью или
профессиональными интересами членов
РКА;
другие, не запрещенные законом
поступления.
2.
Порядок регулярных поступлений от
участников РКА определяется внутренними
документами РКА, утвержденными общим
собранием членов РКА.
3.
Полученная РКА прибыль не подлежит
распределению между членами РКА.
Статья 15.
Взаимодействие Российского комитета
аккредитации
с федеральными органами исполнительной
власти.
1.
Федеральные органы исполнительной
власти направляют в РКА:
проекты нормативных правовых актов,
подготовленных ими по вопросам
осуществления предпринимательской или
профессиональной деятельности в
соответствии с предметом деятельности
РКА не позднее, чем за тридцать дней до их
представления на утверждение. Указанные
проекты направляются в РКА в
соответствии с предметом его
деятельности, на основании информации,
предоставляемой федеральным органом
исполнительной власти по техническому
регулированию, осуществляющего
мониторинг деятельности РКА.
РКА в течение двадцати дней, с даты
получения проектов нормативных правовых
актов, указанных в абзаце первом
настоящего пункта, направляет в
федеральные органы исполнительные
власти заключения по результатам
проводимых им экспертиз проектов
актов.
Проекты нормативных правовых актов в
области аккредитации представляются на
их утверждение (принятие) вместе с
заключением РКА. Отсутствие заключения
РКА в установленный срок не может
служить препятствием для представления
проектов нормативных правовых актов на
их утверждение (принятие).
2.
Федеральные органы исполнительные
власти привлекают РКА к участию в
подготовке проектов законодательных и
иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, государственных
программ по вопросам, связанным с
аккредитацией в области оценки
соответствия.
3. РКА
направляет в федеральные органы
исполнительные власти по принадлежности
вопроса:
правила и стандарты РКА по предмету
аккредитации, а также изменения или
дополнения к ним, в течение 7 дней после
их принятия Советом по аккредитации.
4.
Федеральные органы исполнительные
власти не вправе:
требовать от РКА и его членов информацию,
предоставление которой не предусмотрено
федеральными законами;
принимать решения, обязывающие РКА
осуществлять действия, нарушающие
требования правил и стандартов РКА, либо
воздерживаться от осуществления
действий, являющихся обязательными в
соответствии с указанными правилами и
стандартами;
Статья 16. Члены Российского комитета аккредитации
1.
Участие субъектов деятельности в
области аккредитации (органов по
аккредитации) в РКА является
добровольным.
Федеральными законами могут быть
предусмотрены случаи обязательного
участия (членства) в РКА для цели
осуществления аккредитации органов по
оценке соответствия отдельных видов
продукции или деятельности.
2. Члены
РКА, выполняют следующие функции:
заключают договор от имени РКА по оценке
заявителя для целей аккредитации,
повторной аккредитации, расширения
сферы аккредитации;
формируют комиссии по оценке ООС;
проводят оценку ООС в установленном
порядке;
формируют заключение по аккредитации
или об отказе в аккредитации ООС в
определенной области деятельности и
вносят заключения по аккредитации в
Центральную комиссию по аккредитации
РКА;
вносят предложения о разработке
документов по аккредитации в РКА и/или
участвуют в их разработке;
ведут разделы Единого реестра РКА;
направляют в РКА сведения об экспертах
по аккредитации и аккредитованных
органах по оценке соответствия для
внесения в Единый реестр РКА.
Статья 17. Контроль Российского комитета аккредитации за деятельностью своих членов
1. РКА
осуществляет плановый и внеплановый
контроль за выполнением его членами
правил и стандартов РКА, а также за
раскрытием ими информации, подлежащей
раскрытию в соответствии с
законодательством Российской Федерации
и уставом РКА.
2. РКА
самостоятельно определяет формы
контроля за выполнением его членами
правил и стандартов предпринимательской
или профессиональной деятельности, а
также за раскрытием ими информации,
подлежащей раскрытию в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
Формами контроля РКА за деятельностью
своих членов могут быть:
контроль с использованием
предоставляемой членами РКА информации
о своей деятельности и ее результатах в
форме и порядке, установленных РКА;
инспекционные проверки членов РКА по
месту их нахождения (в том числе
производственных и иных объектов,
филиалов и представительств).
3.
Плановые инспекционные проверки в
отношении члена РКА не могут проводиться
чаще одного раза в год и должны иметь
длительность, определенную уставом РКА,
если иное не установлено
законодательством Российской
Федерации.
Исключительным основанием для
проведения внеплановой инспекционной
проверки члена РКА может являться
представленная в РКА апелляция или
жалоба на действия (бездействие) такого
члена, нарушающего требования
законодательства Российской Федерации
или установленных РКА правил и
стандартов.
4. РКА
несет перед своими членами, в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации и уставом РКА,
ответственность за неправомерные
действия РКА при осуществлении контроля
за деятельностью членов РКА.
Статья 18. Обжалование действий (бездействия) Российского комитета аккредитации
Действия (бездействие) РКА, его органов
управления, его должностных лиц
нарушающие права и охраняемые законом
интересы участников РКА, могут быть
обжалованы участниками РКА в суд.
Статья 19. Эксперты по оценке
1.
Экспертами по оценке могут быть
физические лица, прошедшие специальную
подготовку и подтвердившие свою
компетенцию по правилам установленным
РКА и включенные в Единый реестр РКА.
2.
Эксперты по оценке выполняют работы:
по экспертизе документов,
представленных заявителем;
по подготовке и выполнению программы
проверки;
по оценке заявителя на соответствие
требованиям по аккредитации,
установленным в РКА;
подготовке решения о выдаче аттестата
аккредитации;
инспекционному контролю ООС.
3.
Эксперт по оценке не вправе выполнять
работы по оценке, если он представляет
интересы заявителя на аккредитацию или
аккредитованного органа по оценке
соответствия, состоит с заявителем на
аккредитацию или с аккредитованным
органом по оценке соответствия в
трудовых или иных договорных отношениях,
в родственных отношениях.
4.
Эксперт по оценке обязан объективно и
беспристрастно подходить к выполнению
работ по оценке и представлять в орган по
аккредитации заключение о соответствии
или несоответствии заявителя на
аккредитацию или аккредитованного
органа по оценке соответствия
требованиям по аккредитации.
Статья 20. Заявители на аккредитацию
1.
Заявителем на аккредитацию могут стать
любое юридическое лицо, независимо от их
организационно-правовой формы и формы
собственности, или индивидуальный
предприниматель, изъявившие желание
получить оценку компетентности своего
органа по оценке соответствия в
заявленной области оценки соответствия,
подавшие в РКА заявку и необходимые
документы содержащие достоверную и
достаточную информацию для оценки их
готовности к аккредитации.
2.
Заявитель на аккредитацию может быть
аккредитован для выполнения работ в
определенной области оценки
соответствия, если он соответствует
требованиям по аккредитации.
3.
Действия и (или) решения экспертов по
аккредитации, нарушающие права и
охраняемые законом интересы заявителя
на аккредитацию, могут быть обжалованы в
досудебном порядке в комиссии по
апелляциям РКА.
Решения комиссии по апелляциям могут
быть обжалованы в судебном порядке.
Статья 21. Аккредитованные органы по оценке соответствия
1.
Аккредитованный орган по оценке
соответствия выполняет работы по оценке
соответствия в области, определенной
аттестатом аккредитации.
2.
Аккредитованный орган по оценке
соответствия обязан:
выполнять работы по оценке соответствия
в соответствии с областью
аккредитации;
приостанавливать или прекращать
деятельность по оценке соответствия в
случае приостановления или отмены
действия аттестата аккредитации;
соблюдать требования по аккредитации в
течение срока действия аттестата
аккредитации;
возвращать в РКА аттестат аккредитации в
случаях прекращения срока его действия
или отмены действия;
представлять в РКА информацию о своей
деятельности, об изменениях в структуре,
в составе персонала и его
компетентности, технической
оснащенности и других условиях,
определяющих способность выполнять
работы по оценке соответствия;
создавать необходимые условия для
осуществления инспекционного контроля
РКА за своей деятельностью;
нести ответственность за невыполнение
или ненадлежащее выполнение своих
обязанностей в соответствии с
законодательством Российской
Федерации.
3.
Аккредитованный орган по оценке
соответствия вправе:
применять в установленном порядке знак
РКА;
прекратить свою деятельность в качестве
органа по оценке соответствия, уведомив
об этом РКА.
обращаться в специализированные органы
РКА по вопросам, входящим в их компетенцию.
4.
Аккредитованные РКА органы по оценке
соответствия могут быть назначены
федеральным органом исполнительной
власти, в соответствующей сфере
ответственности, осуществлять
деятельность по обязательному
подтверждению соответствия в
обязательной (законодательной) сфере
технического регулирования. Порядок и
критерии наделения такими полномочиями
устанавливаются Правительством
Российской Федерации.
Глава 3
Организация работ по аккредитации
Статья 22. Этапы
проведения аккредитации
1.
Аккредитация включает следующие
основные этапы:
1)
прием, рассмотрение заявки, определение
комплектности поданных документов
заявителем на аккредитацию;
2)
заключение договора на проведение
оценки соответствия заявителя на
аккредитацию требованиям по
аккредитации;
3)
экспертиза предоставленных документов;
4)
обследование заявителя на аккредитацию
по месту его нахождения;
5)
принятие решения об аккредитации, либо
об отказе в аккредитации;
6)
заключение договора на проведения РКА
мониторинга и инспекционного контроля
за органом по оценке соответствия;
7)
выдача аттестата аккредитации и
утвержденной области аккредитации.
2.
Экспертизу предоставленных документов и
обследование заявителя на аккредитацию
по месту его нахождения осуществляет, в
соответствии с принятыми РКА
процедурами и правилами, официально
назначенная членом РКА экспертная
группа, состоящая из достаточного числа
экспертов по оценке и технических
экспертов в каждой специфической
области оценки соответствия, указанной в
заявке заявителя на аккредитацию.
3.
Признание РКА компетентности заявителя
выполнять работы в определенной области
оценки соответствия осуществляется
Центральной комиссией по аккредитации
РКА в порядке установленным данной
статьей и правилам РКА.
4.
Принятие решения об аккредитации органа
по оценке соответствия выполнять работы
в определенной области оценки
соответствия принимается руководителем
РКА и подтверждается аттестатом
аккредитации РКА и утвержденной
областью аккредитации по проведению
оценки соответствия.
5.
Аккредитованному РКА органу по оценке
соответствия на период действия
аттестата аккредитации предоставляется
право использования "Знака
аккредитации".
Статья 23 . Аттестат аккредитации
1.
Аттестаты аккредитации, выданные РКА,
действительны на всей территории
Российской Федерации и имеют срок
действия до пяти лет. Аттестат
аккредитации выдается в единственном
экземпляре, передача аттестата
аккредитации другим лицам запрещена.
2.
Неотъемлемой частью аттестата
аккредитации является область
аккредитации, устанавливающая
конкретные виды деятельности по оценке
соответствия.
3. Срок
действия аттестат аккредитации
исчисляется с момента принятия решения
об аккредитации и включает период
времени, в течение которого аттестат
аккредитации был отозван.
4.
Аттестат аккредитации подлежит
регистрации в едином реестре РКА.
5.
Бланки аттестата аккредитации являются
документами строгой отчетности, имеют
номер и защиту.
6.
Утерянные, испорченные аттестаты
аккредитации, приложения к аттестатам
аккредитации, считаются
недействительными со дня подачи органом
по оценке соответствия письменного
заявления РКА.
РКА в течение пяти рабочих дней со дня
подачи заявления производит выдачу
дубликата аттестата аккредитации,
приложения к аттестату аккредитации.
7.
Аттестат аккредитации может быть
переоформлен по следующим основаниям:
1)
реорганизация органа по оценке
соответствия;
2)
изменение юридического адреса и/или
места нахождения органа по оценке
соответствия;
3)
изменение наименования органа по оценке
соответствия;
4)
заявления органа по оценке соответствия
об увеличении и сокращении области
аккредитации.
8.
Переоформление аттестата аккредитации
производится в порядке предусмотренной
статьей 22 настоящего закона.
9. По
истечению срока действия аттестата
аккредитации или отмены аттестата
аккредитации орган по оценке
соответствия возвращает аттестат
аккредитации в РКА.
Статья 24. Знак аккредитации Российского комитета аккредитации
1. РКА
имеет "Знак аккредитации" и
регистрирует его в установленном
порядке.
2. Форма
"Знака аккредитации" и порядок его
применения устанавливается РКА.
3.
Предоставленный субъекту аккредитации
"Знак аккредитации" должен
содержать номер выданного аттестата
аккредитации.
4.
Порядок использования "Знака
аккредитации" определяется договором
на проведения мониторинга и
инспекционного контроля между РКА и
органом по оценке соответствия.
Статья 25. Инспекционный контроль
1.
Инспекционный контроль органа по оценке
соответствия осуществляется с целью
контроля постоянного соблюдения
требований по аккредитации в
утвержденной области аккредитации и
осуществляется РКА.
Инспекционный контроль выполняет
эксперт по оценке, назначенный РКА.
2.
Инспекционный контроль деятельности
органа по оценке соответствия
осуществляется не более чем через 12
месяцев с момента его первичной
аккредитации, в последующем - 1 раз в 2
года.
3.
Затраты на проведение инспекционного
контроля несет проверяемый орган по
оценке соответствия.
4. Если
РКА устанавливает, что аккредитованный
орган по оценке соответствия более не
является компетентным для осуществления
деятельности по оценке соответствия или
допускает существенное нарушение своих
обязательств, не реализует предписанные
корректирующие действия, РКА обязан
принять все надлежащие меры для
аннулирования, приостановления действия
или отзыва его аттестата об
аккредитации.
Статья 26. Разрешение споров участников аккредитации.
1. При
возникновении спорных вопросов,
связанных с деятельностью по
аккредитации, заинтересованная сторона
вправе обратиться с жалобой или
апелляцией в Комиссию по апелляциям
РКА.
2.
Решение комиссии по апелляциям может
быть обжаловано в суд в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке.
Статья 27. Оплата работ по аккредитации
Оплата работ по аккредитации и
инспекционному контролю производится
юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, подавшим заявку на
аккредитацию, на условиях договора с РКА,
и осуществляется в соответствии с
Порядком оплаты работ по аккредитации.
Порядок оплаты работ по аккредитации
утверждается Советом по аккредитации
РКА и публикуется в соответствии с
частью 6 статьи 8 настоящего Закона.
Глава 4
Ответственность участников
национальной системы аккредитации
Статья 28.
Ответственность участников
аккредитации
За нарушение установленных настоящим
Законом правил и процедур аккредитации,
в том числе неправомерном применении
(использовании) "Знака
аккредитации" РКА, нарушение
положений настоящего Закона,
аккредитованные органы по оценке
соответствия, их руководители, эксперты
по оценке, технические эксперты несут
гражданско-правовую, административную,
уголовную ответственность в
соответствии с действующим
законодательством Российской
Федерации.
Статья 29. Страхование гражданской ответственности органов по оценке соответствия
1.
Страхование гражданской
ответственности органов по оценке
соответствия является условием,
обеспечивающим защиту прав потребителей
услуг по оценке соответствия, и
осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
2.
Страховым случаем является причинение
убытков третьим лицам в связи с
осуществлением органа по оценке
соответствия своей деятельности,
установленное вступившим в законную
силу решением суда, арбитражного суда
или третейского суда.
3.
Наличие страхового полиса является
обязательным условием для наделения
аккредитованного органа по оценке
соответствия полномочиями в сфере
обязательного подтверждения
соответствия продукции и услуг
установленным требованиям.
Глава 5
Информация о деятельности Российского
комитета аккредитации
Статья 30. Информация о
документах в области аккредитации
1.
Информация об осуществлении
деятельности по аккредитации РКА должна
быть общественно доступной.
2. РКА
самостоятельно устанавливает способы
раскрытия информации с учетом того, что
раскрываемая информация должна быть
доступна наибольшему числу потребителей
услуг аккредитованных органов по оценке
соответствия. Законодательством
Российской Федерации могут быть
установлены дополнительные требования в
отношении раскрываемой РКА информации.
3.
Участники системы аккредитации обязаны
раскрывать информацию о своей
деятельности,
подлежащую раскрытию в соответствии с
законодательными актами Российской
Федерации или в соответствии с
требованиями установленными РКА.
Статья 31. Единый реестр Российского комитета аккредитации
1.
Единый реестр РКА содержит
актуализированную информацию об
аккредитованных органах по оценке
соответствия, экспертах по оценке и
нормативных документах РКА.
2.
Правила формирования Единого реестра
РКА и представления информации
заинтересованным сторонам
устанавливаются Советом по
аккредитации.
Глава 6
Признание результатов аккредитации
Статья 32. Признание результатов аккредитации, проведенной аккредитующими органами
1.
Признание результатов аккредитации,
проведенной аккредитующими органами,
осуществляется посредством заключения
двусторонних и многосторонних
соглашений в установленном российским
законодательством порядке.
2.
Информация о взаимном признании
результатов аккредитации между РКА и
органами по аккредитации, публикуется
РКА в открытой печати.
Глава 7
Заключительные положения
Статья 33.
Заключительные положения
1.
Документы об аккредитации, выданные в
установленном порядке органам по
сертификации и аккредитованным
испытательным лабораториям (центрам) до
вступления в силу настоящего
Федерального закона, считаются
действительными до окончания срока,
установленного в них.
2.
Исключить из Федерального закона "О
техническом регулировании" от 27
декабря 2002 г. N 184-ФЗ: абзац 2 статьи 2, главу
5, статью 31.
3.
Поручить Правительству Российской
Федерации в течение ста двадцати дней со
дня официального опубликования
настоящего Федерального закона внести в
установленном порядке в Государственную
Думу проект Федерального закона “О
внесении изменений и дополнений в
законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием
Федерального закона “Об аккредитации в
области оценки соответствия”.
4. До
приведения законов и иных нормативных
правовых актов в соответствие с
настоящим Федеральным законом
действующие на территории Российской
Федерации законы и иные нормативные
правовые акты применяются постольку,
поскольку они не противоречат
настоящему Федеральному закону.
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу по истечении ста восьмидесяти дней
после дня его официального
опубликования.
Президент
Российской Федерации