Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь




ОСВЕДОМЛЕН - ЗНАЧИТ ВООРУЖЕН!



Время от времени в электронных и печатных СМИ появляются материалы о регламенте REACH - новых правилах, касающихся регистрации, оценки, разрешения и ограничения производства химических веществ. Что такое REACH, что ждет российских производителей после его введения, что нужно сделать, чтобы помочь нашим предприятиям разобраться в требованиях регламента, - об этом беседа корреспондента журнала "Стандарты и качество" Вадима ЗОРИНА и президента Всероссийской организации качества (ВОК), главного редактора журнала "Стандарты и качество" Геннадия ВОРОНИНА.

- Геннадий Петрович, объясните, пожалуйста, в двух словах, что за напасть этот страшный REACH, которым пугают российских производителей?

- Начну с того, что REACH - это не просто новые правила поставок в Евросоюз, это новый регламент по химическим веществам N 1907/2006, обязательный для всех государств-участников Европейского союза. Вступил он в силу номинально с 1 июня 2007 г., фактически - с 1 июня 2008 г. и касается, в первую очередь, европейских производителей и импортеров. Если подходить к вопросу чисто формально - то нас с вами, т.е. российских производителей, касается опосредованно, через европейских импортеров нашей продукции.

- В чем же его суть?

- Согласно регламенту, производители, импортеры и последующие пользователи несут ответственность за то, что вещества, которые они производят, размещают на рынках или используют, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье человека или окружающую среду.

Говоря юридическим языком, введение REACH означает смещение бремени доказательств с государства на производителя. Если раньше органы власти в Евросоюзе должны были доказывать, что производимое на предприятии вещество является опасным, то теперь предприятия должны сами доказать, что производимые ими вещества, смеси и изделия, которые их содержат, безопасны для последующего изготовления и использования.

- Другими словами, для них отменяется презумпция невиновности?

- Можно сказать и так, но справедливости ради нужно отметить, что к вводу в действие регламента страны Евросоюза готовились не один год. И даже не пять или десять. REACH заменяет около 40 действующих юридических актов, 10 существующих директив и регламентов ЕС, касающихся опасных веществ и их смесей. Мы как-то до сегодняшнего времени не сильно присматривались, покупая в магазине какую-нибудь краску или шпатлевку, сделанную в странах ЕС, что за бумажку нам к ней прикладывают и почему в ней так много разделов и столь подробно дана информация о каких-то свойствах.

Зайдите, ради интереса, на сайт какой-нибудь небольшой эстонской компании, продающей бытовую химию, и вы обязательно найдете технический паспорт безопасности на русском языке. Это минимум пять-шесть страниц подробной информации о том, какие вещества продукция содержит, что из них является опасным, как продукцию нужно хранить, какие меры первой помощи оказать пострадавшим и т.д. Вам многое станет понятным из нынешнего разговора. Кстати, такие же требования накладываются не только на производимые вещества, но и на вещества в составе смесей и изделий.

- Вы хотите сказать, что регламент затронет не только предприятия химической и нефтехимической промышленности? А стоит ли беспокоиться предприятиям, поставляющим в ЕС, например, кабельно-проводниковую продукцию или текстиль?

- Я хочу сказать, что требования REACH касаются всей продукции, поставляемой в страны ЕС, за исключением той, по которой жесткие требования по безопасности были регламентированы ранее специальными директивами, - продукция пищевой промышленности, медицинские препараты, радиоактивные материалы и некоторые другие товары.

Вся остальная продукция, неважно, носки ли это, станки, приборы или покрашенный свинцовым суриком болгарский корабль, отремонтированный на нашем судостроительном заводе, - все должно быть занесено в регистрационную базу Европейского химического агентства (ЕХА), т.е. продукция должна, как минимум, пройти через уведомительный механизм. Кстати, такой же паспорт безопасности в соответствии с требованиями REACH должен быть предоставлен в течение 45 дней по запросу любого европейского потребителя: "зеленых", конкурентов, случайного прохожего - на вещества, содержащиеся в любом нашем товаре, даже в том, на который формально регистрации не требовалось. Поэтому каждый российский экспортер в страны ЕС, что бы он ни производил, должен иметь перед собой регламент REACH в качестве настольной книги, чтобы, с одной стороны, найти ответы на вопросы по поставкам товаров в Евросоюз, с другой - в кратчайшие сроки освоить правила составления таких документов, как паспорт безопасности, отчет по химической безопасности, техническое досье и т.д.

- Геннадий Петрович, насколько я понял, вопрос настолько серьезен, что в одночасье "зависнут" тысячи наших предприятий-экспортеров, почему же никто не поднимает тревогу? Мало нам запрета полетов в Европу самолетов с российскими двигателями?

- Повторяю, регламент - внутренний документ Евросоюза, и его члены неустанно разъясняют, что кроме них он никого напрямую не касается. Цель REACH - обеспечить высокий уровень здравоохранения и охраны окружающей среды на всей территории ЕС. Правда, к этому добавляется: "...и одновременно повысить конкурентоспособность химической промышленности ЕС за счет высоких требований безопасности и стимулирования разработки продукции".

Мы, конечно, понимаем, что с точки зрения руководителей российских, китайских, японских, американских предприятий регламент напрямую затрагивает их интересы. Но насколько глубоко - во многом зависит от нас самих, как мы к этому подготовимся. Ведь формально дискриминации в регламенте нет, и можно сделать вид, что ничего особенного не произошло.

Поэтому совершенно ясно, почему в этот процесс не вмешиваются руководители наших ведомств, - они хорошо помнят пословицу о том, что любая инициатива наказуема, зачем нам лишняя головная боль? Если же говорить об общественных объединениях и организациях, замечу, что Российский союз химиков (РСХ), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата Российской Федерации почти два года неустанно бьют в колокола, предупреждая предприятия о необходимости немедленных действий. Что же касается телевидения и прессы, то время их "еще не пришло". Запахнет жареным, начнут предприятия шуметь о дискриминации со стороны Евросоюза, вот тогда все и завертится.

- И когда же, на ваш взгляд, "запахнет жареным"?

- К сожалению, ждать осталось совсем недолго. Если предприятия не "проснутся", то уже сейчас. Регламент вступил в фазу конкретных действий, так как предварительная регистрация - пререгистрация - "известных" химических веществ, т.е. тех, которые длительное время присутствуют на рынке ЕС, осуществляется ЕХА в период с 1 июня по 30 ноября 2008 г. Поставлять вещества, прошедшие предварительную регистрацию, можно до наступления предельных сроков регистрации, установленных в регламенте, что предоставит экспортерам некоторый временной запас, скорее всего от трех до пяти лет. Подробно все прописано в регламенте. На самом деле, если знать содержание документа, делать все правильно и своевременно, он действительно не так уж страшен. Осведомлен - значит вооружен.

- Геннадий Петрович, вы человек, которого на промышленных предприятиях России хорошо знают по работе на самых высоких руководящих постах в оборонном комплексе, в должности председателя Госстандарта России, да и сейчас вы - президент ВОК, человек, чье мнение может быть услышано. Что вы делаете для того, чтобы помочь предприятиям?

- Хотите сказать: "Что же вы не пишете обращения на самый верх?" Знаете, сколько я писал, когда пытался предостеречь от пагубного влияния закона "О техническом регулировании" на промышленность, оборонный комплекс! Делал конструктивные предложения. Прошло пять лет. Закон так и не работает. Стенания экспертов не были услышаны. Раз уж в нашей теперешней жизни преобладает принцип: "Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", то я стараюсь найти те механизмы, которые помогут предприятиям самим себя вытащить.

Только в Промышленный совет ВОК входит около двухсот руководителей крупных промышленных предприятий. Все стонут - нет официального перевода регламента REACH. Мы знаем, что руководители РСПП обращались в МИД и получили ответ, что это внутренний документ ЕС, перевод на русский язык официальной силы иметь не может. Но ведь не все наши заводы, их службы могут уверенно пользоваться документами на английском языке. А в целом предприятия очень слабо информированы о REACH, поэтому понимаем, что для помощи им нужно делать какие-то реальные шаги. И мы помогаем их найти.

Шаг 1. Для решения проблемы информированности необходим качественный перевод регламента на русский язык. А ведь это огромный документ, 850 страниц сложного профессионального, юридического и научно-технического текста. Мы пригласили переводчиков, промышленников, экспертов, нашли инвесторов - решили задачу. Теперь не только организации, входящие в ВОК, но и любое предприятие может приобрести качественный перевод регламента REACH.

Шаг 2. Понимаем, что средним и малым экспортерам одним не потянуть содержание специального представителя в Евросоюзе. Создаем консорциум, который будет работать в ЕС, проводить предварительную регистрацию, а затем последующие регистрации в Европейском химическом агентстве. Затраты на его содержание при такой кооперации уменьшатся, как минимум, в пять-десять раз, по сравнению с тем, если действовать в одиночку. Кроме того, разделение затрат позволит нам привлечь для работы с ЕХА консалтинговые компании с мировым именем, ведь нельзя допустить сбоя в экспорте товаров из-за бюрократических проволочек и юридических казусов, неизбежных при внедрении нового механизма поставок.

Хочу подчеркнуть, что мы приглашаем в консорциум не только предприятия, руководители которых входят в ВОК, но и любые другие промышленные предприятия России, ведь времени на пре-регистрацию осталось совсем мало.

Так что мы не только призываем, мы - действуем.

- Вы употребили словосочетание "специальный представитель". Объясните, пожалуйста, что оно означает?

- Согласно REACH, осуществить процедуру регистрации импортируемой продукции могут либо импортер, либо специальный представитель. Довериться импортеру теоретически можно, если не считать того, что он, во-первых, все равно попросит денег за регистрацию, а во-вторых, будет обладателем регистрационного номера на вашу продукцию, т.е. исключительного права на ее импорт в ЕС. Рано или поздно, но он начнет диктовать свои условия.

Специальный представитель - это ваш собственный представитель в Евросоюзе. Специальным представителем вы можете назначить юридическое или физическое лицо, зарегистрированное на территории ЕС. Согласно ст. 8 REACH спецпредставитель обязан: иметь достаточное образование и опыт в области практического обращения с веществами, предоставлять и обновлять информацию по объемам веществ, экспортированных и проданных покупателям в ЕС, а также передавать информацию о веществе по цепи поставки, собирать и хранить всю информацию в соответствии с правилами REACH в течение десяти лет, в том числе паспорт безопасности, и представлять ее по запросу в страны, где он зарегистрирован, и в ЕХА.

Как видите, доверить такие действия можно только лицу, которым вы управляете, ведь цена этому - весь ваш объем экспорта в ЕС. Поэтому мы и предлагаем консорциум, который управляется российской стороной. Таким образом, мы полностью обезопасим входящие в консорциум предприятия от какой бы то ни было зависимости.

- Геннадий Петрович, о необходимости предварительной регистрации вы уже упомянули. А что же представляет собой сама регистрация?

- Если подробно рассказывать, то мне пришлось бы прочитать вам добрую треть из этих 850 страниц. А если коротко о сути, скажу следующее. Под регистрацией понимается сбор предприятием полной информации о веществе, оценка рисков работы с веществом и представление такой информации в ЕХА. Подготовку к регистрации осуществляет производитель или импортер вещества в сотрудничестве с другими производителями или импортерами того же вещества, в том числе из разных стран. При этом каждый из них проходит регистрацию и получает собственный регистрационный номер. Все вещества регистрируются в создаваемой ЕХА базе данных, в процессе ее обработки агентство принимает решение о необходимости проведения дополнительных тестов на безопасность регистрируемой продукции.

- Говорят, что все эти процедуры будут стоить немалых денег?

- ЕХА существует по принципу самоокупаемости. Сумма сборов за регистрацию одного вещества относительно невелика - от 1200 до 24000 евро, в зависимости от поставляемого тоннажа. Однако, по имеющейся на сегодня информации, с учетом расходов на оценку безопасности вещества, оценку характеристики риска, проведение исследований и т.д. регистрация одного вещества обойдется предприятию от 19000 до 500000 евро, в зависимости от поставляемых объемов. Пока в этом вопросе многое требует уточнений, хотя в регламенте подробно расписано, за какие услуги взимаются взносы и сборы, как разделяются между предприятиями суммы при регистрации одинаковых веществ, каким образом им нужно приходить к соглашению о разделе платежей за проведение исследований и т.д. В любом случае суммы предстоит израсходовать немалые. Но если вы обладаете необходимой информацией, своевременно выполняете предписанные процедуры, то, как минимум, остаетесь работать в сопоставимых условиях с конкурентами из ЕС и других стран.

- Геннадий Петрович, резюмируя изложенное, что вы посоветуете делать руководителям российских предприятий, экспортирующих свою продукцию в страны Евросоюза?

- Прежде всего, хочу их приободрить: сегодня еще ничего не потеряно. Но действовать нужно решительно и без промедления, ведь через один-два месяца многое уже нельзя будет вернуть. На сайте ВОК (www.mirq.ucoz.ru) мы будем постоянно размещать информацию о REACH, держа вас в курсе всех событий. Ситуацию отслеживаем непрерывно, ведь ВОК - представитель России в Европейском фонде управления качеством (EFQM). Действуйте, и никакой REACH вам не страшен!



Источник: Торгово-промышленная палата РФ


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ