Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.



Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от "____" 2009 г. N _____

МОСКВА



Об утверждении технического регламента
"О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"


В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемый технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" (далее - технический регламент).

Технический регламент вступает в силу через шесть месяцев со дня официального опубликования настоящего постановления.

Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии до дня вступления в силу технического регламента разработать и представить в Правительство Российской Федерации перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента и осуществления оценки Соответствия.


Председатель Правительства
Российской Федерации В.Путин



УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ____ _________ 2009 г. N _____

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ

"О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"

Глава 1. Общие положения

1.1 Настоящий технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" принимается в целях:

- защиты жизни и здоровья граждан;

- защиты имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

1.2 Действие настоящего технического регламента распространяется на пиротехнические составы и содержащие их пиротехнические изделия бытового и технического назначения, находящиеся в обращении на территории Российской Федерации, а также связанные с ними процессы проектирования, производства, перевозки, хранения, реализации, применения, утилизации и правила их идентификации в целях применения настоящего технического регламента.

Перечень пиротехнической продукции, попадающей под действие настоящего технического регламента, классификация ее по назначению и коды продукции по общероссийскому классификатору продукции приведены в Приложении N 1 к настоящему техническому регламенту.

1.3 Действие настоящего технического регламента не распространяется на пиротехнические составы и изделия, отнесенные в соответствии с нормативной документацией к взрывчатым веществам и изделиям их содержащим.

1.4 В целях настоящего технического регламента используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также следующие определения:

- манипуляционные знаки - изображения, указывающие на способы обращения с грузом;

- обращение пиротехнических изделий - производство, реализация, хранение, эксплуатация (использование, применение), перевозка (доставка, транспортирование), ввоз на территорию Российской Федерации, утилизация (уничтожение) пиротехнических изделий;

- опасная зона - часть пространства, окружающего работающее пиротехническое изделие, внутри которого хотя бы один опасный фактор достигает опасного уровня;

- опасный фактор - специфический эффект, создаваемый пиротехническим изделием или пиротехническим элементом, и при достижении им опасного уровня, создающий угрозу здоровью людей и наносящий ущерб имуществу и окружающей среде;

- пиротехническое изделие бытового назначения - изделие, которое допускается к применению населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды;

- пиротехническое изделие технического назначения - изделие, требующее при применении специальных знаний и приспособлений (устройств);

- пиротехническая продукция - собирательное понятие пиротехнических изделий, пиротехнических элементов, пиротехнических составов самостоятельного применения;

- пиротехнический состав - смесь компонентов, обладающая способностью к самостоятельному горению или к горению с участием окружающей среды, генерирующая в процессе горения газообразные и конденсированные продукты, тепловую, световую и механическую энергию и создающая различные оптические, электрические, барические и иные специальные эффекты;

- проведение фейерверочных показов - массовое зрелищное мероприятие с применением пиротехнических изделий технического назначения;

- склад оптовый - отдельное сооружение (здание) пожароопасной категории ("В1-В4"), оборудованное средствами пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с действующими нормами и предназначенное для хранения оптовых партий пиротехнической продукции в таре предприятия-производителя и позволяющее проводить работы по приему и выдаче продукции без ее переупаковывания;

- склад расходный - сооружение (здание, помещение, подвижное сооружение) пожароопасной категории ("В1-В4"), оборудованное средствами пожарной сигнализации и пожаротушения в соответствии с действующими нормами, предназначенное для временного хранения (до трех лет) пиротехнической продукции и позволяющее проводить работы по переупаковыванию продукции в потребительскую тару, формированию и выдаче мелких партий;

- склад розничной торговой точки - помещение (зона торгового зала), предназначенное для кратковременного хранения (до одного года) пиротехнических изделий бытового назначения, реализуемых через розничную торговую точку;

- фейерверочное изделие - пиротехническое изделие технического назначения, предназначенное для получения звуковых, световых, дымовых, специальных сценических и иных эффектов при проведении массовых зрелищных мероприятий;

- хранение пиротехнических изделий - размещение пиротехнических изделий на складах, транспортных средствах (подвижных сооружениях) и в личных помещениях граждан, обеспечивающих сохранность свойств и безопасность продукции.

1.5 В зависимости от свойств пиротехнических составов и характера процессов, протекающих при их химических превращениях, пиротехническая продукция может быть пожароопасной, взрывоопасной или взрывопожароопасной.

1.6 По назначению пиротехнические изделия подразделяются:

- на пиротехнические изделия бытового назначения;

- пиротехнические изделия технического назначения.

1.7 По степени потенциальной опасности при применении пиротехнические изделия подразделяются на пять классов:

- I класс-ПИ, у которых отсутствуют ударные волны и разлетающиеся при взрыве осколки, значения кинетической энергии движения которых более 0,5 Дж, акустическое излучение на расстоянии 0,25 м от ПИ не превышает 125 дБ, а радиус опасной зоны по остальным факторам не более 0,5 м;

- II класс-ПИ, у которых отсутствуют ударные волны и разлетающиеся при взрыве осколки, значения кинетической энергии движения которых более 5 Дж, акустическое излучение на расстоянии 2,5 м от ПИ не превышает 140 дБ, радиус опасной зоны по остальным факторам не более 5 м;

- III-класс-ПИ, у которых отсутствуют ударные волны и разлетающиеся при взрыве осколки; значения кинетической энергии движения которых не более 20 Дж, акустического излучения на расстоянии 5 м от ПИ не превышает 140 дБ, радиус опасной зоны по остальным факторам не более 30 м;

- IV класс-ПИ, у которых отсутствуют ударные волны, а радиус опасной зоны хотя бы по одному из остальных факторов более 30 м;

- V класс-прочие ПИ, не вошедшие в классы I-IV, в том числе:

- Vа класс-ПИ, срабатывание которых сопровождается возникновением барического поля с уровнем давления более 35 КПа и (или) разлетом поражающих осколков с удельной кинетической энергией более 0,5 Дж/мм(2) на расстоянии болеет 5 м.

При необходимости допускается вводить в пределах установленных классов опасности дополнительные подклассы в действующей нормативной документации по стандартизации.

Пиротехнические изделия бытового назначения имеют I - III класс опасности, а технического назначения - IV и V класс опасности.

В целях перевозки пиротехнические изделия бытового назначения рассматриваются в качестве грузов, отнесенных к подклассу 1.4, а технического назначения - к подклассам 1.1, 1.2, 1.3 и 1.4 согласно Приложению N 2 к настоящему техническому регламенту.

Глава 2. Требования безопасности к пиротехническим составам и содержащим их изделиям

2.1 Пиротехническая продукция должна обеспечивать максимально допустимый уровень безопасности:

2.1.1 Пиротехнические изделия I - IV классов опасности не должны детонировать от встроенного узла запуска или от внешнего детонатора (типа КД-8), а случайное срабатывание одного изделия не должно приводить к аномальной работе (изменению номенклатуры опасных факторов или радиусов опасной зоны) соседнего изделия в упаковке.

2.1.2 Работы по обслуживанию пиротехнических изделий в процессе хранения и эксплуатации (регламентные работы), проверку их работоспособности и параметров электрических устройств инициирования у приобретателя следует производить в соответствии с требованиями технической документации на изделие.

2.1.3 Время замедления пиротехнического изделия бытового назначения, создающего эффект на высоте, должно быть достаточным для безопасного выхода пользователя за пределы опасной зоны.

2.1.4 Пиротехнические изделия бытового назначения не должны требовать проверки работоспособности и электрических устройств инициирования. Не допускается использование электрических систем инициирования в изделиях I класса опасности.

2.1.5 Эксплуатационная документация на фейерверочные изделия должна содержать дополнительную специальную информацию:

- значение максимального давления, создаваемого в мортире (иных силовых воздействий на пусковое оборудование);

- описание производимых эффектов;

- указание высоты разрыва (подъема);

- указание на возможную высоту догорания пироэлементов;

- радиус опасной зоны в зависимости от скорости ветра;

- время замедления (для изделий с огнепроводным элементом);

- рекомендуемые размеры (диаметр, длину рабочей части) мортиры.

2.1.6 Сигнальные средства должны иметь опасность не выше IV класса.

2.1.7 Пиротехнические средства для проведения групповых игр и развития технического творчества (маркирующие, сигнальные, целеуказательные гранаты, ракеты, мины, микродвигатели, инициирующие и метательные устройства) не должны иметь опасность выше IV класса.

Реализация указанных изделий допускается только через организации, уставной деятельностью которых предусмотрено проведение групповых игр и мероприятий по развитию технического творчества. Подготовка к применению и применение данных средств должны производиться в установленных местах, защищенных от проникновения посторонних лиц, в соответствии с установленными правилами (инструкциями) и под наблюдением инструктора.

Эксплуатационная документация на указанные изделия должна содержать специальную информацию, включающую перечень необходимых защитных средств, характеристики направленности и дальности полета, ограничения по условиям применения (видимости, скорости ветра, силе отдачи, характеру подстилающей поверхности), а также предупреждение о недопустимости их применения вне специально оборудованного игрового поля (площадки) и без надзора инструктора.

2.1.8 Обращение пиротехнической продукции на территории Российской Федерации возможно только после подтверждения ее соответствия требованиям настоящего технического регламента, при наличии сертификата соответствия (или декларации о соответствии) и маркировании ее знаком обращения на рынке. В сертификате соответствия (декларация соответствия) должен быть указан класс опасности продукции.

Для пиротехнической продукции, изготавливаемой для собственных нужд производителя и предназначенной для комплектации конечной пиротехнической продукции, а также выставочных (демонстрационных) образцов пиротехнической продукции подтверждение соответствия и маркирование знаком обращения на рынке не является обязательными.

Транспортная упаковка пиротехнических изделий бытового назначения должна быть подвергнута огнезащитной обработке и содержать порошковый пламегаситель. На упаковку должен быть нанесен специальный знак пожарной безопасности "УПАКОВКА ОГНЕЗАЩИЩЕНА" и надпись "ВНУТРЕННЯЯ ОГНЕЗАЩИТА".

2.2 В процессе проектирования пиротехнических составов и содержащих их изделий должны выполняться требования безопасности:

2.2.1 На проектируемые (разрабатываемые) составы и содержащие их изделия должен быть оформлен комплект конструкторской и технологической документации, соблюдение которой обеспечивает соответствие разработанной продукции требованиям настоящего технического регламента на всех последующих этапах жизненного цикла.

Указание в конструкторской документации технических требований, характеристик, определяющих безопасность изделия, без указания метода их контроля не допускается.

2.2.2 В процессе разработки должны быть определены опасные факторы пиротехнической продукции на всех этапах ее обращения с учетом:

- свойств используемых пиротехнических составов;

- чувствительности составов и изделий к воздействию внешних факторов;

- особенностей конструкции изделия и его упаковки;

- способов и условий применения (использования) продукции;

- способов и методов утилизации.

2.2.3 В процессе разработки должны быть проанализированы и заданы меры по обеспечению безопасности при обращении разрабатываемой пиротехнической продукции бытового и технического назначения на всех последующих этапах ее обращения путем:

- исследования и определения характеристик опасности продукции, включая установление класса ее опасности и классификационного кода продукции;

- определения условий, сроков годности и требований по перевозке, в том числе коды ООН продукции;

- разработки необходимой для пользователя (приобретателя) информации.

2.3 Производство пиротехнических составов и содержащих их изделий должно осуществляться изготовителем:

- по технологической документации, разработанной с учетом выполнения требований, предъявляемых при выполнении пожаровзрывоопасных работ, и утвержденной в установленном порядке;

- на производственных площадях с применением оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры, обеспечивающих процесс производства пиротехнических изделий в соответствии с установленными правилами эксплуатации и устройства предприятий;

- при наличии лицензии на производство пиротехнических изделий.

2.4 В процессе реализации пиротехнических составов и содержащих их изделий должны выполняться требования пожарной безопасности:

2.4.1 Торговля пиротехнической продукцией, не имеющей документов о подтверждении соответствия требованиям настоящего технического регламента, а также без оформления товаросопроводительных документов не допускается.

2.4.2 Розничная торговля пиротехническими изделиями бытового назначения должна производиться в магазинах, в отделах и секциях магазинов, павильонах и киосках, обеспечивающих сохранность продукции, исключающих попадание на нее прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

2.4.3 Расположение помещений, в которых осуществляется продажа пиротехнических изделий, не должно создавать препятствий для эвакуации людей при нештатных ситуациях. Помещения торговли пиротехническими изделиями должны быть оборудованы средствами пожарной сигнализации и первичными средствами пожаротушения (огнетушитель, ведро с песком).

Витрины с образцами пиротехнических изделий в торговых залах должны обеспечивать возможность ознакомления покупателя с надписями на изделиях и исключать любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра.

2.4.4 Пиротехнические изделия должны располагаться не ближе 0,5 м от нагревательных приборов системы отопления. Работы, сопровождающиеся механическими и (или) тепловыми действиями, до полного удаления пиротехнических изделий и последующего проведения влажной уборки торговых помещений не допускаются.

2.4.5 В торговых залах объектов торговли, указанных в пункте 2.4.2 настоящего технического регламента, имеющих площадь не менее 25 м(2), допускается одновременное хранение и продажа не более 1200 кг пиротехнических изделий по массе брутто.

2.4.6 В торговых залах магазинов самообслуживания продажа пиротехнических изделий должна производиться только в специализированных секциях через продавцов-консультантов. Непосредственный доступ покупателей к пиротехническим изделиям должен быть исключен.

2.5 Хранение пиротехнических составов и содержащих их изделий должно производиться в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на продукцию (инструкции по применению, руководства по эксплуатации), правил пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, и исключать прямое попадание на упаковки с пиротехническими изделиями влаги и прямых солнечных лучей.

2.5.1 Временное хранение на складах пришедшей в негодность (бракованной, контрафактной) пиротехнической продукции допускается только в специально выделенном месте и при наличии предупредительной информации. Продукция, с нарушением целостности упаковки и представляющая опасность в обращении, должна быть изолирована, и храниться в отдельном помещении (месте) или в отдельной таре.

2.5.2 Пиротехнические изделия бытового назначения, в количестве не более 333 кг по весу брутто, приобретенные гражданами для личного потребления, должны храниться с соблюдением требований пожарной безопасности и инструкций по применению.

2.5.3 Хранение пиротехнической продукции должно осуществляться на оптовых, расходных и складах розничных торговых точек в штабелях (на поддонах или деревянных настилах) и стеллажах.

2.6 В процессе перевозки пиротехнических составов и содержащих их изделий должны выполняться следующие требования безопасности:

2.6.1 Перевозка пиротехнической продукции должна обеспечивать сохранение ее свойств и осуществляться в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на данном виде транспорта, с учетом класса опасности продукции в соответствии с действующим законодательством.

2.6.2 Пиротехническая продукция допускается к перевозке только при условии, что она упакована, промаркирована, имеет манипуляционные знаки, необходимые товаросопроводительные документы, при условии сохранения потребительских свойств продукции и в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.

2.6.3 Пиротехнические изделия бытового назначения, в количестве не более 333 кг по весу брутто, приобретенные гражданами для личного потребления, разрешается перевозить с соблюдением требований инструкции по эксплуатации.

2.6.4 Перевозка пиротехнической продукции, имеющей подкласс транспортной опасности 1.4 без ограничения веса производится автомобильным транспортом по маршруту, разработанному грузоотправителем или грузополучателем, с соблюдением требований правил перевозки одним транспортным средством, имеющим свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов, и управляемым водителем, имеющим допуск к перевозке опасных грузов. Согласование маршрута перевозки с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и оформление разрешения на перевозку не требуется.

Для сопровождения груза грузоотправителем или грузополучателем выделяется ответственной лицо, функции которого может выполнять водитель, знающий свойства и особенности перевозимого груза.

Перевозка пиротехнической продукции IV класса опасности, имеющей подкласс транспортной опасности выше 1.4, а также продукции V класса опасности производится на основании разрешения органов внутренних дел.

2.7 В процессе использования пиротехнических составов и содержащих их изделий должны выполняться следующие требования безопасности:

2.7.1 Использование пиротехнической продукции должно производиться в строгом соответствии с эксплуатационной документацией на изделие (инструкция по применению, руководство по эксплуатации) или утвержденными в установленном порядке технологическими процессами (инструкциями). Использование пиротехнической продукции не по назначению не допускается.

2.7.2 При применении пиротехнической продукции в условиях производства (промышленного применения) лицом, осуществляющим применение пиротехнической продукции, должны разрабатываться технологические процессы (технологические инструкции), содержащие способы выполнения технологических операций, необходимые меры по обеспечению пожаровзрывобезопасности и контролю за их соблюдением в соответствии с действующим законодательством.

2.7.3 К проведению фейерверочных показов или иных зрелищных мероприятий, связанных с применением пиротехнических изделий технического назначения, допускаются юридические лица, имеющие лицензию на производство и (или) распространение пиротехнической продукции технического назначения.

2.7.4 Все работы с пиротехническими изделиями должны проводиться на исправном и аттестованном оборудовании в соответствии с требованиями нормативной документации. Использование изделий и оборудования не по назначению запрещается.

2.8 В процессе утилизации пиротехнических составов и содержащих их изделий должны выполняться следующие требования безопасности:

2.8.1 Пиротехническая продукция, утратившая свои потребительские свойства (бракованная, потерявшая товарный вид, с истекшими сроками хранения), и отходы производства и потребления подлежат утилизации (обезвреживанию, использованию в качестве вторичного сырья, уничтожению) изготовителем или потребителем с соблюдением мер пожаровзрывобезопасности в соответствии с требованиями нормативной документации или рекомендациями, установленными в сопроводительной документации или в маркировочном обозначении на продукцию.

2.8.2 Утилизация пиротехнической продукции с целью получения вторичной продукции (сырья, материалов, комплектующих элементов) может осуществляться организациями, имеющими право на производство, применение или утилизацию соответствующей категории продукции в соответствии с утвержденным в установленном порядке технологическим процессом (технологической инструкцией).

2.9 С целью обеспечения однозначной идентификации пиротехнической продукции и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителя, на изделие, упаковку, тару должна наноситься предупредительная маркировка в виде текста, символов, пиктограмм.

2.9.1 Маркировочные обозначения пиротехнической продукции должны включать:

- наименование (условное обозначение) продукции;

- предупреждение об опасности продукции;

- наименование и место нахождения изготовителя продукции (поставщика или импортера);

- обозначение стандартов (технических условий или контракта на поставку);

- дату окончания срока годности;

- перечень опасных факторов и размеры опасной зоны;

- необходимые ограничения по условиям обращения;

- рекомендации по безопасному хранению и утилизации продукции;

- инструкцию по применению;

- знак обращения на рынке.

На транспортной упаковке должны быть указаны класс опасности груза и наименование изготовителя (поставщика) или импортера, а так же реквизиты партии.

Для изделий бытового назначения, свойства которых не обеспечивают возможность размещения на изделии и (или) потребительской упаковке необходимых элементов маркировки, а также для изделий технического назначения допускается представлять недостающую информацию в виде инструкций, иных документов, прилагаемых к продукции, при условии обеспечения их однозначной идентификации.

2.9.2 Информация для потребителя на территории Российской Федерации составляется на русском языке; дополнительное использование национальных языков Российской Федерации или иностранных языков допускается при условии полной идентичности содержания с русскоязычным текстом.

2.9.3 Текст маркировки должен быть четким и хорошо различимым. Предупредительные надписи должны быть выделены контрастным шрифтом или сопровождены надписью "ВНИМАНИЕ!".

Знак обращения на рынке должен наноситься:

- для пиротехнических изделий бытового назначения на неотделяемую часть изделия и (или) на потребительскую тару изделия;

- для изделий технического назначения на сопроводительную (эксплуатационную) документацию.

Допускается нанесение дублирующего знака обращения на рынке на упаковку изделий. Знак обращения на рынке наносится на элементы продукции любым способом, обеспечивающим четкость его изображения.

2.9.4 Идентификация продукции проводится при оценке соответствия продукции и при государственном контроле.

Идентификация продукции проводится путем:

- анализа и проверки документации;

- визуального осмотра образца продукции;

- проведения испытаний образца продукции.

Результаты идентификации продукции оформляются в виде заключения органа, проводившего сертификацию.

Глава 3. Оценка соответствия

3.1 Пиротехническая продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента в форме декларирования соответствия или обязательной сертификации согласно Приложению N 3 к настоящему техническому регламенту.

Заявителем может выступать зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия оформляются на три года. Продление производится в том же порядке, что и первичное подтверждение соответствия.

Исследования (испытания) и измерения пиротехнической продукции при осуществлении декларирования соответствия по схемам 2д, 3д, 4д, 5д, 6д согласно Приложению N 4 к настоящему техническому регламенту и обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Выбор схемы декларирования осуществляет заявитель согласно Приложению N 4 к настоящему техническому регламенту.

При наличии у изготовителя, перевозчика, распространителя или потребителя специальных требований, вытекающих из специфических условий хранения, перевозки и применения (механической прочности, огнестойкости, влагостойкости) по согласованию с разработчиком пиротехнической продукции производится подтверждение соответствия тары и упаковки специальным требованиям в форме декларирования.

Обязательная сертификация осуществляется аккредитованными в установленном порядке органами по сертификации в соответствии с порядком и правилами Приложения N 5 к настоящему техническому регламенту на основании договора с заявителем. Выбор схемы сертификации согласно Приложению N 3 к настоящему техническому регламенту осуществляет орган по сертификации по согласованию с заявителем с учетом особенностей и объемов производства, назначения и потенциальной опасности продукции, необходимого уровня доказательности.

3.2 При подтверждении соответствия заявитель должен представлять в сертифицирующий (регистрирующий) орган техническую документацию, содержащую информацию о принципе действия и устройстве изделия, о его технических характеристиках и объеме приемочного контроля (для отечественной продукции), условиях и ограничениях при эксплуатации и применении (технические условия, технический паспорт, сертификаты качества, стандарты, рекомендации по эксплуатации, инструкции по применению, этикетки), а также имеющиеся документированные доказательства соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента. При необходимости сертифицирующий (регистрирующий) орган вправе запрашивать (с указанием обоснований) дополнительную информацию о конструкции изделия, свойствах используемых в изделии материалов и составов, номенклатуре контролируемых параметров и объеме контроля, об обосновании эксплуатационных требований и ограничений.

Соблюдение на добровольной основе требований утвержденных в установленном порядке стандартов или сводов правил должно признаваться доказательной базой соответствия продукции соответствующим требованиям настоящего технического регламента.

Стандарты организаций могут признаваться в качестве доказательной базы соответствия после получения соответствующего заключения специализированного технического комитета национального органа по стандартизации, составленного на основании проведенной им экспертизы соответствия требований стандарта организации положениям настоящего технического регламента.

Глава 4. Государственный контроль

4.1 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.2 В отношении пиротехнической продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляется на стадии обращения в процессе реализации.

4.3 Государственный контроль (надзор) в отношении соответствия пиротехнической продукции требованиям настоящего технического регламента осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в функции которого входит государственный контроль (надзор) за пиротехнической продукцией.

4.4 Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего технического регламента осуществляется в форме анализа (проверки) документации и визуального осмотра образца продукции.

4.5 При проведении государственного контроля (надзора) представители органа государственного контроля (надзора) осуществляют:

- проверку соответствия маркировки продукции, указанной на изделии или на потребительской упаковке, требованиям настоящего технического регламента;

- проверку соответствия упаковки требованиям настоящего технического регламента;

- проверку сроков истечения годности продукции;

- проверку достоверности документов о подтверждении соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента;

- визуальный осмотр образца продукции.

Факт соответствия проверяемой продукции требованиям настоящего технического регламента подтверждается:

- соответствием маркировки и упаковки продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом;

- наличием сертификата соответствия (декларации о соответствии) и знака обращения на продукции (упаковке).

При отсутствии документов о подтверждении соответствия или при сомнениях в подлинности документов о подтверждении соответствия орган государственного контроля (надзора) направляет соответствующий запрос в орган по сертификации. При получении информации об отсутствии сертификата (декларации) или подтверждении факта, что они недействительны (истек срок действия, фальсифицированы, не прошли регистрацию), представитель органа государственного контроля (надзора) оформляет акт проверки и выдает предписание об устранении выявленных нарушений и согласовывает срок, в течение которого продавец должен провести мероприятия по подтверждению соответствия продукции.

При несоответствии маркировки и упаковки продукции требованиям настоящего технического регламента или истечении срока годности представитель государственного органа контроля (надзора) выдает предписание об устранении выявленных нарушений.

4.6 Организация и проведение государственного контроля (надзора) в отношении соответствия процессов производства, реализации, хранения, эксплуатации, перевозки и утилизации требованиям настоящего технического регламента осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, устанавливающим требования к обращению пиротехнической продукции.

Глава 5. Заключение и переходные положения

5.1 С момента вступления в силу настоящего технического регламента нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие вопросы в сфере безопасности пиротехнических изделий, до приведения их в соответствие с настоящим техническим регламентом применяются в части, не противоречащей настоящему техническому регламенту.

5.2 Документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента, выданные до вступления в силу настоящего технического регламента, считаются действительными до окончания установленного в них срока.


Приложение N 1

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Перечень - классификатор пиротехнической продукции

N п/п

Классы пиротехнической продукции по назначению

Код ОКП

1

1.1
1.2

Пиротехнические изделия бытового назначения развлекательного характера, в том числе:
- пиротехнические изделия I класса
- пиротехнические изделия II, III класса

963980
727590
963980
727594

2

2.1
2.2
2.3
2.4

Средства термитные, шнуры огнепроводные и стопиновые,
в том числе:
- средства термитные
- шнуры огнепроводные и стопиновые
- спички пиротехнические
- прочие

727510

727511
727512
727513
727514

3

Средства осветительные и фотоосветительные

727520

4
4.1
4.2
4.3
4.4

4.5

Сигнальные средства, в том числе:
- общего назначения
- сигнальные средства и сигналы бедствия морского регистра
- сигнальные средства и сигналы бедствия речного регистра
- сигнальные средства и сигналы бедствия для маломерных судов
- охранные

727530
727531
727532
727533

727534
727535

5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5

Средства (изделия) фейерверочные, в том числе:
- высотные
- парковые
- испытательные
- театральные (специальные) пиротехнические изделия
- имитационные изделия, используемые при производстве кино- и видео продукции

727540
727541
727542
727543
727544
727545

6
6.1
6.2
6.3

Средства дымовые, в том числе
- бытового назначения
- технического назначения
- прочие

727550
727551
727552
727559

7

7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7

Средства пироавтоматики, помех и преодоления преград, в том числе:
- пиротехнические источники тока и датчики
- замедлители
- пироболты, резаки и др. исполнительные устройства
- патроны для вытеснения жидкости и распыла порошков
- средства создания помех
- средства преодоления преград
- прочие

727560

727561
727562
727563
727564
727565
727566
727569

8
8.1
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7

Технические средства промышленного назначения, в том числе:
- газогенерирующие
- воздействия на добывающие скважины
- сварки, резки, наплавки
- средства уничтожения (утилизации) различных материалов
- пожаротушащие средства
- средства доставки (линеметы)
- прочие

727570
727571
727572
727573
727574
727575
727576
727579

9
9.1
9.2
9.3

Средства воздействия на природу, в том числе:
- средства активных воздействий на атмосферные явления
- противоградовые ракеты
- прочие

727580
727581
727582
737589

10

10.1
10.2
10.3

10.4
10.5
10.6

Средства пиротехнические имитационные, учебно-имитационные и прочие, в том числе:
- учебно-имитационные
- средства для проведения групповых игр
- средства для развития технического творчества
Средства бытового назначения:
- грелки, устройства обогрева и разогрева
- дезинфекции, борьбы с насекомыми
- сварки, наплавки

727590

727591
727592
727593

727595
727596
727597

11
11.1

11.2

Заряды твердотопливные, в том числе:
- заряды пиротехнические для двигателей промышленного назначения
- пиротехнические воспламенители зарядов твердотопливных

728400
728410

728420

12
12.1
12.2
12.3

Средства инициирования, в том числе:
- механического действия (задействования)
- электрического запуска
- теплового запуска

728700
728710
728720
728740

13

Приборы и аппаратура для систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (пиротехнические)

437191

14

Изделия для туризма

961971

Приложение N 2

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Классы и подклассы опасных грузов, содержащих пиротехнические составы и изделия

Обозначение

Наименование

Классификационные признаки

Класс

Подкласс

1

1.1

Пиротехническая продукция с опасностью взрыва массой

Пиротехнические составы и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой (взрыв массой - это такой взрыв, который практически мгновенно распространяется на весь груз)

1.2

Пиротехническая продукция, не взрывающаяся массой

Пиротехнические составы и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой

1.3

Пиротехническая продукция пожароопасная, не взрывающаяся массой

Пиротехнические составы и изделия, которые характеризуются пожарной опасностью, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания, либо тем и другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой

1.4

Пиротехническая продукция, не представляющая значительной опасности

Пиротехнические составы и изделия, представляющие лишь незначительную опасность взрыва в случае воспламенения или инициирования при перевозке. Эффекты проявляются в основном внутри упаковки, при этом не ожидается выброса осколков значительных размеров или на значительное расстояние. Внешний пожар не должен служить причиной практически мгновенного взрыва почти всего содержимого упаковки

Приложение N 3

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Формы обязательного подтверждения соответствия

Форма обязательного подтверждения соответствия

Код ОКП по Приложению N 1

Декларирование по схемам 1д, 6д
Приложения 4

727573; 727581; 727582; 728410; 728420

Декларирование по схемам 2д, 3д, 4д, 5д
Приложения 4

727511; 727552; 727559; 727560; 727571; 727572; 727574; 727576; 727579; 727589; 437191

Обязательная сертификация по схемам 1с, 2с, 3с, 4с, 5с, 6с, 7с, 8с
Приложения 5

727512; 727513; 727520; 727530; 727540; 727551; 727590; 728710; 728720; 728740; 963980; 961971

Приложение N 4

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Схемы декларирования соответствия пиротехнической продукции

Схема

Содержание схемы и ее участники

При декларировании соответствия ранее выпускаемой продукции или подтверждении соответствия комплектующих изделий, предназначенных для замены пришедших в негодность, схема 1д предусматривает следующие операции, выполняемые заявителем:
1) формирование комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) принятие (оформление и регистрация) декларации о соответствии;
3) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия декларации о соответствии.

При подтверждении соответствия новых вариантов исполнения ранее декларированной (сертифицированной) продукции схема 2д предусматривает следующие операции:
1) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) испытания типового образца аккредитованной испытательной лабораторией(1*);
3) принятие заявителем декларации о соответствии;
4) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия декларации о соответствии.

Схема декларирования 3д предусматривает при наличии у заявителя сертификата системы качества, действующей в сфере производства данной продукции, следующие операции:
1) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) испытания типового образца аккредитованной испытательной лабораторией(1*);
3) принятие заявителем декларации о соответствии;
4) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
5) инспекционный контроль органа по сертификации систем качества за системой качества.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия декларации о соответствии.
Заявитель информирует орган по сертификации систем качества обо всех запланированных изменениях системы качества. Орган по сертификации проверяет эти изменения и решает, будет ли сохраняться ранее сделанная оценка системы качества с внесенными в нее изменениями. О своем решении он сообщает заявителю.
Орган по сертификации систем качества осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой качества с целью удостоверения того, что заявитель продолжает выполнять обязательства, вытекающие из сертифицированной системы. Результаты инспекционного контроля оформляются актом и доводятся до сведения заявителя.

Схема декларирования 4д предусматривает при наличии у заявителя сертификата системы качества в части контроля и испытаний продукции следующие операции:
1) формирование комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) испытания типового образца аккредитованной испытательной лабораторией(1*);
3) принятие заявителем декларации о соответствии;
4) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
5) инспекционный контроль органа по сертификации систем качества за системой качества.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия декларации о соответствии.
Заявитель информирует орган по сертификации систем качества обо всех запланированных изменениях системы качества. Орган по сертификации проверяет эти изменения и решает, будет ли сохраняться ранее сделанная оценка системы качества с внесенными в нее изменениями. О своем решении он сообщает заявителю.
Орган по сертификации систем качества осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой качества с целью удостоверения того, что заявитель продолжает выполнять обязательства, вытекающие из сертифицированной системы. Результаты инспекционного контроля оформляются актом и доводятся до сведения заявителя.

Для подтверждения соответствия отдельных партий (опытных, изготавливаемых по специальному заказу) схема декларирования 5д предусматривает следующие операции:
1) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) испытания выборки из партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией и выдачу протоколов испытаний заявителю(1*);
3) принятие заявителем декларации о соответствии;
4) маркирование продукции знаком обращения на рынке.

Схема декларирования 6д предусматривает при наличии у заявителя сертификата системы качества в части проектирования и производства пиротехнической продукции, следующие операции:
1) формирование заявителем комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) испытания типового образца, проведенные заявителем или другой организацией по его поручению;
3) принятие заявителем декларации о соответствии;
4) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
5) инспекционный контроль органа по сертификации систем качества за системой качества.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия декларации о соответствии.
Заявитель информирует орган по сертификации систем качества обо всех запланированных изменениях системы качества. Орган по сертификации проверяет эти изменения и решает, будет ли сохраняться ранее сделанная оценка системы качества с внесенными в нее изменениями. О своем решении он сообщает заявителю.
Орган по сертификации систем качества осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой качества с целью удостоверения того, что заявитель продолжает выполнять обязательства, вытекающие из сертифицированной системы. Результаты инспекционного контроля оформляются актом и доводятся до сведения заявителя.
Орган по сертификации систем качества осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой качества с целью удостоверения того, что заявитель продолжает выполнять обязательства, вытекающие из сертифицированной системы.
Результаты инспекционного контроля оформляются актом и доводятся до сведения заявителя.


(1*) Программа испытаний согласовывается с испытательной лабораторией, отбор образцов производит испытательная лаборатория. Испытания и оформление результатов проводятся в соответствии с правилами Приложения 6 к настоящему техническому регламенту.

Приложение N 5

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Схемы сертификации пиротехнической продукции

Схема

Содержание схемы и ее участники

При сертификации серийно выпускаемой отечественной пиротехнической продукции схема 1с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
4) анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия (решения об отказе);
5) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.

При сертификации серийно выпускаемой отечественной пиротехнической продукции схема сертификации 2с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
4) проведение органом по сертификации анализа состояния производства;
5) обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия;
6) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.

При сертификации серийно выпускаемой отечественной пиротехнической продукции схема 3с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации;
3) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
4) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
5) анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия;
6) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.

При сертификации серийно выпускаемой пиротехнической продукции схема 4с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
4) проведение органом по сертификации анализа состояния производства;
5) обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдачу заявителю сертификата соответствия;
6) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.

При сертификации серийно выпускаемой пиротехнической продукции при наличии у заявителя сертификата системы качества схема 5с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
4) анализ результатов испытаний и сертификации системы качества и выдачу заявителю сертификата соответствия;
5) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
6) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией и системой качества.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.

При сертификации партии отечественной пиротехнической продукции схема 6с предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией;
4) анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия;
5) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия продукции требованиям настоящего технического регламента на протяжении всего времени действия сертификата соответствия.
Заявитель информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и принимает решение, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает заявителю.
Орган по сертификации проводит экспертизу представленной документации, рассматривает заявку, разрабатывает программу испытаний, согласовывает ее с выбранной испытательной лабораторией и сообщает заявителю решение, содержащее условия проведения сертификации.
Испытания выборки из партии продукции проводятся в соответствии с программой испытаний аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний.
При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия на данную партию по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, и выдает его заявителю.
Заявитель на основании полученного сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.

Схема сертификации 7с используется при постоянных (повторяющихся) поставках партий импортной пиротехнической продукции и предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента;
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки-декларации и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) выдачу заявителю сертификата соответствия на основании заявки-декларации;
4) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в виде испытаний выборки из партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией при ввозе продукции на территорию Российской Федерации;
5) анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия на основании результатов инспекционного контроля ввезенной партии со ссылкой на протокол испытаний;
6) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия опасных свойств сертифицируемой продукции свойствам ранее поставлявшихся партий данной продукции.

Схема сертификации 8с используется при первичных или разовых поставках партий импортной пиротехнической продукции и предусматривает следующие операции:
1) подачу заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации и комплекта технической документации согласно пункту 3.2 настоящего технического регламента(1*);
2) экспертизу представленной документации, рассмотрение заявки-декларации и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) выдачу заявителю сертификата соответствия на часть партии, достаточную для проведения сертификационных испытаний, на основании заявки-декларации;
4) испытания образцов от партии продукции аккредитованной испытательной лабораторией;
5) анализ результатов испытаний и выдачу заявителю сертификата соответствия на основании результатов испытаний;
6) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;
7) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
Заявитель предпринимает все необходимые меры по обеспечению соответствия свойств испытанных образцов и остальной части партии сертифицируемой продукции.


(1*) Документы, предъявляемые импортером, должны представляться на языке оригинала, переведенными на русский язык и заверенными подписью и печатью заявителя.

Приложение N 6

к техническому регламенту
"О безопасности пиротехнических
составов и содержащих их изделий"


Порядок и правила проведения сертификации пиротехнической продукции


1. Сертификация пиротехнической продукции включает следующие процедуры:

а) подготовку заявителем заявочных материалов;

б) представление заявки и заявочных материалов в выбранный орган по сертификации;

в) заключение договора (соглашения) на проведение сертификационных работ;

г) рассмотрение органом по сертификации представленных заявителем документов и принятие решения по заявке по установленной в органе форме;

д) рассмотрение замечаний и предложений органа по сертификации по заявочным материалам (при наличии) и проведение мероприятий по их реализации;

е) отбор, идентификацию образцов и их испытания;

ж) анализ состояния производства (если предусмотрено выбранной схемой сертификации);

з) анализ полученных результатов испытаний и проверок и принятие решения о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата соответствия;

и) оформление и выдачу сертификата соответствия и внесение сертифицированной продукции в государственный реестр;

к) маркирование продукции знаком обращения на рынке.

2. В период действия сертификата производятся:

а) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации);

б) разработка и контроль выполнения корректирующих мероприятий при выявлении несоответствия продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом, невыполнении условий действия сертификата.

3. Для проведения сертификационных работ заявитель направляет заявку в выбранный орган по сертификации пиротехнической продукции.

К заявке должны прилагаться учтенные копии нормативных документов на изделие (технические условия, чертежи изделия и упаковки, техническое описание и инструкции по эксплуатации или инструкции по применению).

В процессе рассмотрения заявки орган по сертификации вправе запрашивать дополнительные сведения.

4. После получения заявки с прилагаемыми к ней документами орган по сертификации рассматривает заявку и не позднее чем через месяц с момента получения заявки сообщает заявителю свое решение. В процессе рассмотрения заявки орган по сертификации:

а) проводит экспертизу представленных материалов на предмет достаточности содержащейся в них информации и полноты соблюдения требований настоящего технического регламента;

б) определяет на основе анализа представленных материалов все опасные факторы сертифицируемого пиротехнического изделия, перечень параметров и методов их определения при сертификационных испытаниях, разрабатывает программу сертификационных испытаний и согласовывает ее с выбранной испытательной лабораторией.

При положительных результатах экспертизы материалов заявки в решении органа по сертификации указываются условия проведения последующих этапов сертификационных работ, рекомендуемая испытательная лаборатория, порядок (программа) сертификационных испытаний и порядок взаиморасчетов.

При отрицательных результатах рассмотрения заявки заявителю направляется решение об отказе в сертификации с аргументированным изложением причин и рекомендаций по проведению мероприятий, необходимых для повторного предоставления заявки.

5. Представитель органа, проводящего сертификацию, осуществляет отбор образцов для сертификационных испытаний из принятой продукции, соответствие которой требованиям нормативной документации подтверждено документом (сертификат качества, паспорт, формуляр и прочее). По согласованию с органом, проводящим сертификацию, отбор образцов может произвести не зависящая от заявителя организация.

При отборе образцов производится их идентификация, а также контроль соответствия упаковки изделия и нанесенной на нее маркировки, комплектности и условий хранения требованиям технической документации на изделие и материалам заявки на сертификацию.

Рекомендуемое количество отбираемых для испытаний образцов составляет 12 единиц, но не менее 2 минимальных потребительских упаковок (при наличии таковой). Заявитель упаковывает отобранные образцы в тару способом, обеспечивающим сохранность их свойств в процессе доставки, подготовки и проведения сертификационных испытаний, а также их идентификацию. Упаковки с отобранными образцами пломбируют работник, осуществляющий отбор, и заявитель. При наличии программы сертификационных испытаний отбор и упаковку образцов производят в соответствии с требованиями программы испытаний.

Идентификация образцов для сертификационных испытаний заключается в проверке наличия на изделии и (или) его потребительской упаковке идентификационных признаков (название или условный код; штрих-код; обозначение технических условий (контракта), артикула или номера в каталоге; условное обозначение изготовителя (импортера); номер партии и дата изготовления; срок годности и др.) и проверке их соответствия данным, приведенным в инструкции по применению, технической документации и материалах заявки.

Результаты отбора и идентификации образцов для сертификационных испытаний оформляют актом отбора, который направляют органу и испытательной лаборатории, проводящим сертификацию. В акте указывают реквизиты программы испытаний и документов, подтверждающих приемку партии, идентификационные признаки образцов и выявленные в процессе отбора замечания.

6. Испытания для целей сертификации проводят в аккредитованной испытательной лаборатории в полном соответствии с программой и методами сертификационных испытаний, оформленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае аккредитации испытательной лаборатории только на техническую компетентность сертификационные испытания проводят с обязательным участием представителя органа, проводящего сертификацию.

Хранение поставленных на сертификационные испытания образцов, их подготовка и испытания должны производиться в установленном порядке, обеспечивающем сохранность и свойства изделия и согласующемся с общими правилами и порядком обращения, установленными настоящим регламентом. Перед испытаниями производится идентификация образцов и проверка соответствия их идентификационных признаков, указанных в акте отбора и программе испытаний.

Испытания по подтверждению безопасности сертифицируемых пиротехнических изделий производятся на образцах, состояние которых соответствует прогнозируемому на момент окончания гарантийных сроков использования, после воздействия внешних факторов во всем диапазоне условий производства, хранения, транспортирования и применения, установленных в документации на изделие.

Заключения компетентных экспертных и научных организаций по номенклатуре опасных факторов, размерам опасных зон и выполнению требований по безопасности, иных характеристик пиротехнического изделия могут рассматриваться органом по сертификации в качестве одного из доказательств при проведении процедуры подтверждения соответствия.

Результаты сертификационных испытаний оформляются протоколом испытаний и направляются в орган, проводящий сертификацию. Протокол испытаний должен содержать:

а) наименование изделия;

б) виды проведенных испытаний с указанием номера пункта программы и результаты испытаний;

в) фактический режим испытаний;

г) условия проведения испытаний;

д) данные по использованному оборудованию и приборам;

е) подписи руководителя испытательной лаборатории, ответственного за качество, и представителя органа, осуществлявшего сертификацию продукции.

7. Анализ состояния производства осуществляется экспертом органа по сертификации с привлечением федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, экспертных организаций и специалистов.

Заявитель для выполнения данного вида работ назначает полномочного представителя (консультанта) и обеспечивает представление необходимых документов, беспрепятственный допуск представителей органа на рабочие места и другие условия их деятельности, дачу необходимых пояснений.

Порядок проведения работ по анализу состояния производства включает в себя проверки и оформление заключения по их результатам, оформление и отправку заявителю итогового документа.

При проверках производят контроль:

а) наличия лицензии на право производства сертифицируемой пиротехнической продукции (по необходимости);

б) полноты соответствия технической документации на продукцию и методов ее испытаний (контроля) требованиям настоящего технического регламента;

в) достоверности и качества проведения операций контроля при производстве продукции, в том числе метрологического обеспечения;

г) состояния технологических операций, определяющих уровень сертифицируемых характеристик и требований;

д) стабильности соответствия изготавливаемой продукции требованиям настоящего технического регламента;

е) наличия распределения ответственности персонала за обеспечение качества продукции.

К заключению органа по сертификации прилагаются заключения привлеченных экспертов и организаций, пояснение заявителя и другие документы, подтверждающие наличие необходимых и достаточных условий производства сертифицируемой продукции, обеспечивающих стабильность выполнения требований настоящего технического регламента, контролируемых при сертификации.

Итоговыми документами по результатам анализа производства являются:

а) заключение органа по сертификации по результатам анализа состояния производства, при удовлетворительном состоянии производства;

б) решение органа по сертификации о приостановке работ по сертификации (действия сертификата) до устранения выявленных несоответствий или об отказе в выдаче (отмене действия) сертификата.

8. Орган, осуществляющий сертификацию, проводит анализ результатов сертификационных испытаний и материалов проверок, предусмотренных выбранной схемой сертификации, и принимает решение о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата.

В случае положительного решения орган по сертификации оформляет сертификат соответствия по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, производит его регистрацию в государственном реестре и выдает заявителю.

В случае принятия отрицательного решения заявителю направляется мотивированное решение об отказе.

Срок действия сертификата устанавливается органом, осуществляющим сертификацию, исходя из сроков и достигнутого уровня стабильности производства, качества технической документации, выбранной схемы сертификации, стабильности свойств сырья и материалов, наличия и характера рекламаций и другой информации, представленной заявителем или выявленной органом. При этом срок действия сертификата не может превышать трех лет. На сертифицированную продукцию действие сертификата распространяется до окончания срока ее годности.

В сертификатах на отдельную партию изделий, маркировка которых однозначно определяет их принадлежность к данной партии и срок годности, срок действия сертификата может не указываться. В остальных случаях, в том числе для продукции импортного производства, срок действия сертификата должен быть проставлен.

В случае, когда сертифицируемое изделие имеет несколько вариантов исполнения, в сертификате должны перечисляться только сертифицируемые варианты. При этом могут использоваться приложения к сертификату установленной формы.

В разделе "Дополнительная информация" сертификата соответствия орган по сертификации, проводивший сертификацию, должен указать класс опасности.

9) Пиротехническая продукция, прошедшая обязательную сертификацию, маркируется знаком обращения на рынке.

10) Инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации) проводится в течение всего срока действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания образцов продукции и других проверок, необходимых для подтверждения факта соответствия реализуемой продукции установленным требованиям, подтвержденным при сертификации.

Инспекционный контроль включает в себя:

а) проверку выполнения требований настоящего технического регламента;

б) анализ внесенных в нормативную документацию на изделие изменений и оценку их влияния на безопасность продукции;

в) проведение выборочного контроля соответствия готовой продукции, принятой и подготовленной к отгрузке потребителям, требованиям нормативной документации;

г) проверку протоколов испытаний за весь период действия сертификата;

д) проверку наличия испытательного оборудования и средств измерений для проведения испытаний продукции в соответствии с техническими условиями;

е) проверку своевременности проведения поверок оборудования и средств измерения;

ж) проверку системы проведения изготовителем (продавцом) анализа рекламаций и претензий потребителей, принимаемые меры по исключению причин дефектов;

з) анализ состояния производства (если это предусмотрено схемой сертификации).

Инспекционный контроль осуществляется экспертом органа, выдавшего сертификат, с привлечением, при необходимости, представителей органов исполнительной власти, уполномоченных нормативными правовыми документами Российской Федерации в пределах имеющихся полномочий.

Отбор, идентификация, испытания образцов и анализ состояния производства при инспекционном контроле проводятся в том же порядке, что и при первичных сертификационных испытаниях.

Результаты инспекционного контроля оформляются заключением или решением органа по сертификации, включающим оценку результатов испытаний образцов, других проверок и предложений по выявленным недостаткам, и направляются заявителю.

При неудовлетворительных результатах контроля орган по сертификации оформляет решение о приостановке (отмене) действия сертификата.

Уклонение владельца сертификата от обеспечения инспекционного контроля служит основанием для приостановки действия сертификата.

Наряду с плановым инспекционным контролем по инициативе органов, осуществляющих общественный или государственный контроль и надзор за продукцией, на которую выдан сертификат, проводится внеплановый инспекционный контроль. Внеплановый инспекционный контроль допускается проводить на образцах, отобранных как у производителя, так и взятых из обращения.

При поступлении в орган по сертификации документированной информации о несоответствии изделия требованиям безопасности, установленным настоящим федеральным законом, орган по сертификации, выдавший сертификат, может изменить сроки проведения планового инспекционного контроля или приостановить действие сертификата.

Инспекционный контроль, проводимый по инициативе сторонних организаций, выполняется при их юридическом и техническом содействии.

Программа контроля, сроки проведения и количество образцов согласуются с заявителем.

При отборе образцов в торговле эксперт органа по сертификации проводит их идентификацию и составляет 3 экземпляра акта отбора образцов, в котором указывает:

а) вид продукции;

б) наличие знака обращения на изделии, таре, упаковке и товаросопроводительных документах;

в) обозначение изготовителя, номер партии, дата изготовления, гарантийный срок и дата отбора образцов;

г) реквизиты торговой организации, условия хранения изделий.

Акт подписывается всеми участниками отбора и скрепляется печатями органа по сертификации и торговой организации.

11. Орган по сертификации должен приостановить или прекратить действие сертификата соответствия при несоответствии продукции требованиям безопасности, соответствие которым подтверждается при сертификации, а также в случаях изменения технических требований в документации на продукцию, методов испытаний, конструкции (состава), изделия, организации (технологии) производства, невыполнения требований технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие продукции требованиям настоящего технического регламента.

Решение о приостановке действия сертификата принимают в том случае, когда в результате корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, владелец сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории соответствие продукции требованиям настоящего технического регламента.

При невыполнении владельцем сертификата корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата.

Орган по сертификации в 10-дневный срок доводит информацию о приостановке действия или отмене действия сертификата на пиротехническую продукцию до сведения владельца сертификата, федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию, контрольных и надзорных органов.

Действие сертификата прекращается с момента исключения его из государственного реестра.

12. При несогласии с решениями и действиями органа по сертификации и испытательной лаборатории на всех этапах сертификационных работ заявитель имеет право подать апелляцию в апелляционную комиссию системы сертификации и в орган по сертификации.

В орган по сертификации апелляция направляется и рассматривается им в случаях необходимости решения спорных вопросов по действиям экспертов органа или испытательной лаборатории, взаимодействующей с органом.

Руководство органа по сертификации обязано зарегистрировать полученную на его имя апелляцию и в 10-дневный срок провести ее рассмотрение и сообщить заявителю свое решение.

Процедуры рассмотрения апелляций и принятия решений апелляционной комиссией определяются положением об апелляционной комиссии системы сертификации.

Решение апелляционной комиссии по полученной апелляции направляется всем заинтересованным сторонам.

Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в соответствии с законодательством Российской Федерации.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ "О БЕЗОПАСНОСТИ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ СОСТАВОВ И СОДЕРЖАЩИХ ИХ ИЗДЕЛИЙ"



Проект технического регламента "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" (далее - регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании" (в редакции федеральных законов от 09 мая 2005 г. N 45 - ФЗ, от 01 мая 2007 г. N 65 - ФЗ) и во исполнение решения Правительства Российской Федерации (протокол совещания в Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 16 января 2008 года N СИ-П7-1 прВПК).

Целью регламента является защита жизни и здоровья граждан, животных и растений, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей в процессе обращения пиротехнической продукции.

Регламент направлен на сближение российской системы технического регулирования с международно-признанными принципами и подходами в области технического регулирования, на гармонизацию с международными требованиями с учетом реального состояния национальной экономики.

Содержащиеся в регламенте обязательные требования к пиротехническим составам и содержащим их изделиям или к связанным с ними процессам проектирования, производства, перевозки, хранения, реализации, применения и утилизации, правилам и формам оценки соответствия и государственного контроля (надзора) установлены исходя из двух условий:

- пиротехнические составы и содержащие их изделия являются пожаровзрывоопасной продукцией и нарушение установленных действующим законодательством или другими нормативными документами требований или правил на всех этапах жизненного цикла может создать ситуации, приводящие к серьезным происшествиям, в результате которых гибнут люди, причиняется серьезный ущерб имуществу и окружающей среде;

- большинство пиротехнической продукции, подпадающей под действие регламента, предназначено к применению населением, и применение регламента позволит обеспечить безопасность людей, имущества и охрану окружающей среды.

Требования регламента заданы таким образом, чтобы обеспечить при своей реализации необходимый уровень безопасности на всех стадиях жизненного цикла пиротехнической продукции и в тоже время не превышать необходимого уровня, исключающего создание излишних барьеров для экономической деятельности.

Прогноз социальных последствий принятия данного регламента позволяет сделать вывод, что рынок пиротехнической продукции и услуг будет более эффективно защищен от недобросовестных поставщиков продукции и услуг, вследствие чего следует ожидать снижения травматизма среди населения, уменьшения количества пожаров, возгораний и т. п.

Регламент содержит пять глав и шесть приложений.

В первой главе определены цели и задачи, сфера применения технического регламента, приведены основные понятия, используемые в регламенте.

Проведена классификация пиротехнической продукции по видам и степени потенциальной опасности пиротехнической продукции.

Установлены правила идентификации различных групп однородных типов пиротехнических изделий для целей применения технического регламента.

Вторая глава содержит требования безопасности к различным видам пиротехнической продукции на всех этапах ее жизненного цикла от проектирования до утилизации.

В третьей главе, исходя из уровня риска, установлены правила и формы оценки соответствия обязательным требованиям регламента. Определены формы и схемы подтверждения соответствия.

В четвертой главе изложен порядок проведения государственного контроля за соблюдением требований регламента. При этом установлено, что государственный контроль в отношении пиротехнической продукции осуществляется на стадии обращения в процессе реализации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление данной функции (в настоящее время - это органы внутренних дел). Определен объем и порядок проведения государственного контроля продукции.

Установлено, что организация и проведение государственного контроля в процессе обращения пиротехнической продукции (производства, реализации, хранения, использования, перевозки) осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В заключительной пятой главе установлены переходные положения.

Принятие настоящего регламента не потребует увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и дополнительного бюджетного финансирования.


ПЕРЕЧЕНЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ
НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ ПРИМЕНЯТЬСЯ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
"О БЕЗОПАСНОСТИ ПИРОТЕХНИЧЕСКИХ СОСТАВОВ И СОДЕРЖАЩИХ ИХ ИЗДЕЛИЙ"


N п/п

Наименование национального стандарта

Обозначение национального стандарта

Примечание

1

Изделия пиротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ Р 51270-99

Подлежит корректировке до 01 марта 2009 г.

2

Изделия пиротехнические. Методы сертификационных испытаний

ГОСТ Р 51271-99

Подлежит корректировке до 01 марта 2009 г.

3

Изделия пиротехнические. Термины и определения

ГОСТ Р

Подлежит разработке и внедрению до 01 сентября 2009 г.

4

Изделия фейерверочные. Общие технические требования

ГОСТ Р

Подлежит разработке и внедрению до 01 сентября 2009 г.

5

Порядок проведения фейерверочных показов

ГОСТ Р

Подлежит разработке и внедрению до 01 сентября 2009 г.


Уведомление о разработке проекта технического регламента

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента



УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(2 апреля 2008 года)

1. Разработчик

Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр"Научно-исследовательский институт прикладной химии" (ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Пиротехнические составы и содержащие их изделия бытового и технического назначения (71.100)

3. Наименование проекта технического регламента

"О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Основанием для разработки технического регламента "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" является:
- Программа разработки технических регламентов, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года N 1421-р;
- Протокол совещания в Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации от 16 января 2008 года N СИ-П7-1пр.ВПК.
- Технический регламент "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий" разработан с использованием материалов специального технического регламента "О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, процессов их производства, применения, хранения, перевозки, реализации и утилизации". Уведомления о начале и завершении разработки которого были опубликованы - 03.10.2005 года и 24.08.2006 года

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требований, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации, на момент разработки специального технического регламента нет

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

Два месяца с даты опубликования уведомления

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3.
Тел.: (495) 632-78-79; факс: (496) 547-49-44, 548-07-76. E-mail: niiph@niiph.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

141300, Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д. 3.
Тел.: (495) 632-78-79; факс: (496) 547-49-44, 548-07-76. E-mail: niiph@niiph.ru


Руководитель организации Н.M. Вареных


УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(26 мая 2008 года)

1. Разработчик

Разработчик Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный научно-производственный центр "Научно-исследовательский институт прикладной химии" (ФГУП "ФНПЦ "НИИ прикладной химии")

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

Пиротехнические составы и содержащие их изделия бытового и технического назначения (71.100)

3. Наименование проекта технического регламента

"О безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требований, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации, на момент разработки специального технического регламента нет

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

141300, Московская Область, г. Сергиев Посад, ул. Академика Силина, д.3.
Тел: (495) 632-78-79; факс: (496) 547-49-44, 548- 07-76. E-mail: niiph@niiph.ru


Руководитель организации Н.М. Вареных


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ