Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Интернет-акция для метрологов



Внимание! Документ недействующий.

Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Технический регламент на алкогольную продукцию

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона


1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к алкогольной продукции и к связанным с ними процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

оценке соответствия алкогольной продукции.

Настоящий Федеральный закон также определяет права и обязанности участников, регулируемых настоящим Федеральным законом отношений.

2. Объектом технического регулирования, в отношении которого настоящим Федеральным законом устанавливаются требования безопасности, является пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции:

этиловый питьевой спирт;

спиртные напитки, включая ликероводочные изделия;

винодельческая продукция за исключением виноматериалов;

слабоалкогольные напитки;

пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к спиртосодержащей не пищевой продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, предназначенной для промышленной переработки и пищевым продуктам, содержащим до 1,5 % объема этилового спирта.

Статья 2. Основные понятия


Для целей настоящего Федерального закона используются понятия и определения, установленные законодательством Российской Федерации, а также следующие основные понятия:

аперитив - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 12,0 - 35,0% объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара 5,0 - 18,0 г/дм(3), приготовляемое из полуфабрикатов ликероводочного производства с добавлением ингредиентов или из одних ингредиентов, придающих легкий привкус горечи;

бальзам - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 30,0 - 45,0% объема готовой продукции, темно-коричневого цвета с пряным ароматом, приготовляемое из полуфабрикатов ликероводочного производства, пищевого красителя с добавлением ингредиентов, в состав которых входят вещества лекарственных растений;

винный напиток - винодельческий продукт с объемной долей этилового спирта не более 6,0 %, изготовленный с использованием вина, без добавления этилового спирта или продуктов, изготовленных с добавлением этилового спирта;

винодельческая продукция - продукты виноделия с объемной долей этилового спирта не менее 1,5%, изготовленные в результате: полного или неполного спиртового брожения целых или дробленых ягод винограда и других ягод, фруктов или меда, их сусел с последующей перегонкой продуктов брожения и выдержкой или без выдержки, с добавлением или без добавления одного или более из следующих продуктов: ректификованного этилового спирта из пищевого сырья, винного спирта, ректификованного виноградного спирта, ректификованного фруктового спирта, винного, виноградного, фруктового, ягодного, медового дистиллятов, сахаросодержащих продуктов, вкусоароматических веществ;

виски - спиртной напиток с содержанием этилового спирта 40,0 - 45,0% объема готовой продукции со специфическим ароматом и вкусом, приготовляемый перегонкой сброженного сусла из ячменя, кукурузы или ржи с последующей выдержкой дистиллята в дубовых, обугленных внутри бочках и купажированием его с водой, обработанной умягчением, обессоливанием, обезжелезиванием или фильтрованием;

джин - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 40,0 - 55,0% объема готовой продукции, приготовляемое ароматизацией водно-спиртового раствора ароматическими веществами ягод можжевельника;

ликер - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 15,0% и выше объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара не менее 10,0 г/дм(3), приготовляемое из полуфабрикатов ликероводочного производства с добавлением ингредиентов или из одних ингредиентов;

ликероводочное изделие - спиртной напиток с содержанием этилового спирта 5,0 - 60,0% объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара 0 - 40,0 г/дм(3), приготовляемый выдержкой и фильтрованием смеси, приготовляемой смешением полуфабрикатов ликероводочного производства, ингредиентов, пищевых красителей, ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и воды, обработанной умягчением, обессоливанием, обезжелезиванием или фильтрованием;

наливка - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 18,0 - 20,0% объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара 25,0 - 40,0 г/дм(3), приготовляемое из спиртованных соков и морсов из плодово-ягодного сырья с добавлением ингредиентов;

пунш - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 15,0 - 20,0% объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара 30,0 - 40,0 г/дм(3), приготовляемое из спиртованных соков и морсов из плодово-ягодного сырья с добавлением ингредиентов и настоев водно-спиртовой жидкости с эфиро-масличным сырьем;

настойка - ликероводочное изделие с содержанием этилового спирта 16,0 - 60,0% объема готовой продукции, массовой концентрацией сахара 0 - 30,0 г/дм(3), приготовляемое из полуфабрикатов ликероводочного производства с добавлением ингредиентов или из одних ингредиентов;

бренди (коньяк) - алкогольный напиток с характерным букетом и вкусом, приготовленный из коньячного спирта, полученного фракционированной дистилляцией специальных коньячных виноматериалов и выдержанного в контакте с древесиной дуба не менее 3 лет;

медовое вино - вино, получаемое путем полного или неполного сбраживания медового сусла с добавлением или без добавления ректификованного спирта, меда, сахара с объемной долей этилового спирта не более 20 процентов от объема готовой продукции;

напитки, изготавливаемые на основе пива - напитки, полученные смешиванием готового пива (содержание пива не менее 40 процентов от объема готовой продукции), пищевых добавок и других компонентов без добавления этилового спирта;

пиво - напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения пивного сусла;

крепкое пиво - пиво с содержанием образовавшегося в результате брожения пивного сусла этилового спирта 5% и выше.

ром - спиртной напиток с содержанием этилового спирта 40,0 - 45,0% объема готовой продукции со специфическим ароматом и вкусом, приготовляемый перегонкой сброженного сусла из продуктов переработки сахарного тростника с последующим разбавлением полученного дистиллята водой, обработанной умягчением, обессоливанием, обезжелезиванием или фильтрованием, до содержания этилового спирта 50,0% объема готовой продукции и выдержкой его в дубовой таре;

слабоалкогольные напитки (слабоградусные напитки) - алкогольная продукция, с содержанием этилового спирта не более 7% объема готовой продукции.

Статья 3. Правила идентификации алкогольной продукции


1. Идентификация алкогольной продукции проводится в целях:

- отнесения алкогольной продукции к сфере применения настоящего технического регламента;

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей алкогольной продукции.

2. Идентификация алкогольной продукции проводится при оценке соответствия данной продукции требованиям, установленным техническим регламентом, в том числе при проведении государственного контроля (надзора).

3. Идентификация алкогольной продукции проводится с учетом:

- отличительных признаков, указанных в определении видов алкогольной продукции, установленных статье в 2 технического регламента;

При проведении идентификации могут быть использованы:

- органолептические показатели (внешний вид, вкус, запах, цвет, прозрачность и другие органолептические показатели), физико-химические показатели (объемная доля этилового спирта, массовая концентрация сахаров, кислотность и другие физико-химические показатели) и микробиологические показателей видового или родового состава микроорганизмов, количества микроорганизмов определенного вида или рода в единице массы либо объема конкретного продукта, установленные в сводах правил, принятых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- дополнительные характеристики, существенные признаки и критерии, приведенные в описании алкогольной продукции в нормативных документах и документации, представленной производителем или продавцом.

4. Идентификация продукции проводится путем:

- визуального осмотра продукции;

- анализа информации, содержащейся в сопроводительной документации на алкогольную продукцию и маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре,

- оценки органолептических, физико-химических и микробиологических показателей.

5. При проведении идентификации процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации алкогольной продукции в целях отнесения данных процессов к сфере действия настоящего Федерального закона необходимо убедиться, что данные процессы имеют целью производство, хранение, перевозку, реализацию и утилизацию алкогольной продукции путем проверки:

- производственных, складских, торговых помещений, транспортных средств;

- регистрационных документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и иных документов на право осуществления соответствующего вида деятельности в соответствии с законодательством;

- товарно-транспортных документов.

Результаты идентификации должны быть документированы.

Глава 2. Требования к алкогольной продукции

Статья 4. Общие требования к алкогольной продукции


1. Алкогольная продукция должна соответствовать требованиям безопасности, установленным настоящим Федеральным законом.

Сырье, пищевые ингредиенты, пищевые добавки, биологически активные вещества, ГМО и технологические вспомогательные средства, используемые в процессе производства алкогольной продукции, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным в соответствующих технических регламентах и сопровождаться документацией, подтверждающих их безопасность.

Содержание в алкогольной продукции пищевых добавок должно соответствовать требованиям технического регламента, регулирующего безопасность пищевых добавок и ароматизаторов.

2. Допускается изготовление алкогольной продукции для экспорта с органолептическими, физико-химическими и микробиологическими показателями в соответствии с условиями контракта. Такая алкогольная продукция не допускается к реализации на территории Российской Федерации.

3. Безопасность алкогольной продукции в процессе ее производства должна быть обеспечена:

- использованием воды, материалов и изделий, контактирующих с продукцией, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации;

- технологическими процессами и режимами их осуществления на всех этапах (участках) производства продукции, обеспечивающими безопасность алкогольной продукции;

- последовательностью технологических процессов, исключающей загрязнение сырья и производимой продукции;

- контролем работы технологического оборудования, организованным в порядке, обеспечивающем безопасность производимой продукции;

- соблюдением условий хранения сырья;

- содержанием помещений, оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства алкогольной продукции, в таком состоянии, чтобы они не могли являться источником загрязнения продукции;

- производственным контролем микробиологических показателей, содержания токсических элементов и радионуклидов;

- санитарной обработкой, дезинфекцией, дезинсекцией и дератизацией помещений, санитарной обработкой и дезинфекцией оборудования и инвентаря, используемых в процессе производства пивоваренной продукции, обеспечивающих их безопасность. Санитарная обработка, дезинфекция, дезинсекция и дератизация должны проводиться с периодичностью, достаточной для того, чтобы избежать риска загрязнения продукции. Периодичность санитарной обработки, дезинфекции, дератизации и дезинсекции устанавливается участником хозяйственной деятельности в рамках системы производственного контроля, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия.

4. Поступившие в производство алкогольной продукции пищевые добавки должны храниться в упаковке завода-изготовителя. Не следует пересыпать, переливать пищевые добавки в другую посуду для хранения. Хранение их осуществляется в специальных шкафах или емкостях в соответствии с рекомендациями изготовителя.

Вода, используемая для технологических нужд должна отвечать обязательным требованиям, установленным к питьевой воде.

5. Технологическое оборудование и инвентарь должны иметь конструктивные и эксплуатационные характеристики, которые должны давать возможность проводить их санитарную обработку и дезинфекцию, а также быть изготовленными из таких материалов, чтобы не являться источником загрязнения продукции, и содержаться в исправном состоянии.

Все части оборудования, соприкасающиеся с продукцией, должны быть изготовлены из материалов, разрешенных для применения в пищевой промышленности.

Поверхности оборудования и инвентаря, которые непосредственно контактируют с продукцией, должны быть гладкими, выполненными из водонепроницаемых, неабсорбирующих, моющихся и нетоксичных материалов, устойчивых к воздействию коррозии, которые можно подвергать мойке и дезинфекции.

Оборудование, если это необходимо для достижения целей настоящего Федерального закона, должно быть оснащено соответствующими контрольными измерительными приборами.

6. Требования к производственным помещениям, технологическому оборудованию и инвентарю, персоналу, занятому в процессе производства алкогольной продукции, устанавливаются техническим регламентом о безопасности пищевой продукции.

7. Программой производственного контроля изготовителя должны быть предусмотрены порядок и периодичность контроля за содержанием токсичных элементов и радионуклидов, микробиологическими показателями алкогольной продукции.

8. Упаковка алкогольной продукции должна быть герметичной, чтобы исключить возможность доступа к содержимому без очевидного нарушения целостности самой упаковки.

Упаковка (потребительская тара) алкогольной продукции должна обеспечивать ее безопасность при обращении алкогольной продукции в течение срока годности алкогольной продукции.

Материалы упаковки (потребительской тары и укупорочных материалов), контактирующей с алкогольной продукцией, должны соответствовать требованиям безопасности, установленным соответствующими техническими регламентами.

Статья 5. Общие требования к информации об алкогольной продукции срокам годности и условиям транспортирования


1. Изготовитель (продавец) обязан предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об алкогольной продукции непосредственно с продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше.

2. На потребительскую упаковку алкогольной продукции, в том числе пива, слабоалкогольных напитков и напитков, изготавливаемых на основе пива, должна быть нанесена контрастная предупредительная надпись о вреде алкоголя для здоровья человека, занимающая не менее 20% от площади упаковки или этикетки, следующего содержания: "Алкоголь вредит Вашему здоровью!". Надпись наносится прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легко читаемым шрифтом.

На маркировку потребительской тары (упаковки) наносится надпись о противопоказаниях алкогольной продукции для лиц до 18 лет, старшего и пожилого возраста, страдающих от бессонницы, беременных и кормящих женщин, больных гипертонической болезнью, с нарушением сердечной деятельности, повышенной нервной возбудимостью, заболеваниями центральной нервной системы, почек, печени и других органов пищеварения, а также водителей при управлении транспортными средствами.

Требования к форме и способу нанесения информации о противопоказаниях устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения.

3. Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пивоваренной продукции, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Информация для потребителя может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.

Информацию о лечебных или профилактических свойствах алкогольной продукции наносить на этикетку запрещается.

4. Определения "слабоалкогольные" и "слабоградусные" и их варианты запрещается использовать для алкогольных напитков с содержанием этилового спирта более 7 % объема готовой продукции.

5. Сроки годности и условия хранения и транспортирования алкогольной продукции устанавливаются изготовителем.

6. Упакованная алкогольная продукция должна транспортироваться транспортом всех видов в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозок грузов, действующими на транспорте данного вида.

Алкогольная продукция должна транспортироваться и храниться в условиях, обеспечивающих сохранение ее безопасности.

Алкогольная продукция при транспортировании и хранении не должна подвергаться воздействию прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.

7. Алкогольная продукция, находящаяся в процессе хранения, транспортировки и реализации, должна сопровождаться документами, обеспечивающими возможность заинтересованного лица установить предыдущего и последующего собственников алкогольной продукции (кроме потребителей), а также информацией об условиях хранения, дате изготовления и сроке годности данной алкогольной продукции.

8. Утилизация алкогольной продукции, не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона, осуществляется изготовителем или продавцом этой продукции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, законодательством в области экологической безопасности.

Статья 6. Требования безопасности к этиловому питьевому спирту и спиртным напиткам


1. Гигиенические требования безопасности к этиловому питьевому спирту и спиртным напиткам, в том числе водкам, виски, ромам, ликероводочным изделиям (ликерам, аперитивам, бальзамам, джинам, наливкам, пуншам, настойкам и другим) приведены в приложении 1.

В сырье для производства этилового питьевого спирта и спиртных напитков содержание токсичных элементов и радионуклидов, нормируемых биологически активных веществ не должно превышать требования, установленные к безопасности пищевых продуктов.

2. Для приготовления спиртных напитков должен использоваться этиловый спирт из пищевого сырья.

3. Потребительская тара и укупорочные материалы любого вида, используемые для розлива и упаковывания спиртных напитков и этилового питьевого спирта, должны быть выполнены из материалов, допускаемых законодательством Российской Федерации для контакта с указанными продуктами.

4. Допускается использовать титановые бочки, автоцистерны и специализированные контейнеры (налив не должен превышать 90-95% номинальной вместимости), а также, в соответствии с требованиями международных контрактов потребительскую тару, бочки, автоцистерны и контейнеры фирмы-получателя.

5. Стеклянная, фарфоровая и керамическая посуда для упаковывания спиртных напитков и этилового питьевого спирта должна быть изготовлена из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.

Стеклянные бутылки с этиловым питьевым спиртом упаковывают в транспортную тару, применяемую для перевозки опасных грузов в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными правилами.

Потребительская тара со спиртными напитками и этиловым питьевым спиртом, отправляемая в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также предназначенная для Министерства обороны Российской Федерации должна быть дополнительно упакована таким образом, чтобы обеспечить безопасность продукции.

6. Маркировка спиртных напитков и этилового питьевого спирта должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации по маркировке пищевых продуктов и настоящего Федерального закона.

Статья 7. Требования к информации об этиловом питьевом спирте и спиртных напитках, срокам годности и условиям транспортирования


1. Каждая единица потребительской тары с продукцией должна быть снабжена этикеткой.

Информация, указанная на этикетке, должна быть достоверной, не вводящей в заблуждение потребителей относительно состава, свойств и потребительских характеристик продукции, а также способа ее употребления (при необходимости). Информация должна размещаться таким образом, чтобы ее можно было легко увидеть и прочитать. Информация может быть нанесена непосредственно на потребительской таре.

2. Маркировка продукции должна содержать следующие сведения:

- наименование продукции;

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, адрес производства); для продукции, произведенной вне территории Российской Федерации, должны быть указаны реквизиты организации-экспортера;

- товарный знак изготовителя (при наличии);

- крепость;

- объем;

- состав - указываются используемые спирт, вода и перечень основных составляющих спиртного напитка, определяющих его вкус и аромат (перечень определяет изготовитель); при применении ароматизаторов указывается его название, пищевые добавки с указанием группового наименования, Е-индекса, или названия пищевой добавки; ГМО (при их применении);

- содержание сахара в ликероводочных изделиях;

- дата розлива;

- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован спиртной напиток;

- условия хранения (для ликероводочных изделий);

- срок годности;

- указание для идентификации партии;

- надпись "легковоспламеняющаяся жидкость" (для этилового питьевого спирта);

- предупредительная надпись и информация о противопоказаниях в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона;

- рекомендации по применению (для этилового питьевого спирта);

- информация о соответствии требованиям технического регламента.

3. Маркировка транспортной тары должна содержать предупредительные знаки, обеспечивающие сохранность и безопасность спиртных напитков и этилового питьевого спирта при транспортировании. Маркировка транспортной тары с бутылками этилового питьевого спирта должна дополнительно содержать следующие предупредительные знаки: манипуляционный знак "Легковоспламеняющаяся жидкость", знак опасности, установленный для данного продукта при его транспортировании правилами перевозок опасных грузов, классификационный шифр 3212, номер ООН - 1170.

4. Этиловый питьевой спирт должен транспортироваться в соответствии с правилами перевозок опасных грузов, действующими на транспорте данного вида.

5. Срок годности спиртных напитков устанавливается изготовителем и указывается в сопроводительной документации.

Статья 8. Требования к винодельческой продукции


1. Гигиенические требования безопасности к брэнди (коньякам) приведены в приложении 1

Для производства брэнди (коньяков) коньячные спирты получают путем фракционированной дистилляции коньячных виноматериалов и последующей его выдержкой в дубовых бочках, дубовых бутах или эмалированных резервуарах, загруженных дубовой клепкой (щепкой).

Для производства брэнди (коньяков) используются коньячные спирты и виноматериалы содержание токсичных элементов, радионуклидов и метанола в которых не должно превышать допустимых уровней, установленных требованиями к безопасности пищевых продуктов.

В емкостях с коньячным спиртом, предназначенным для транспортирования, должно быть оставлено 1-2 % свободного пространства от общей вместимости емкости.

2. Требования безопасности к вину приведены в приложении 1.

3. Для производства вин используется сырье содержание токсичных элементов и радионуклидов, нормируемых биологически активных веществ, в котором не должно превышать требования, установленные к безопасности пищевых продуктов.

Для производства вин защищенного наименования по происхождению используется свежий виноград технических сортов.

Для производства виноградных вин (за исключением вин защищенного наименования по происхождению), винного и коньячного дистиллятов, винного спирта, винных напитков, винных коктейлей, бренди и виноградных водок используется свежий виноград технических и универсальных сортов вида Vitis vinifera L. и сортов, полученных от скрещивания с иным видом рода Vitis (Tournef.) L.

Для производства плодовых вин используется дробленые свежие плоды или свежее плодовое сусло (кроме виноградного), ягоды или восстановленный концентрированный фруктовый или ягодный сок, сахаросодержащие вещества соответствующие требованиям к пищевым продуктам. В плодовое вино может быть добавлен ректификованный этиловый спирт из пищевого сырья, или ректификованный плодовый спирт, или плодовый дистиллят, или спиртованные плодово-ягодные соки.

4. Требования к безопасности медовых вин установлены в приложении 1.

В производстве медовых вин применяется сырье содержание токсичных элементов и радионуклидов, нормируемых биологически активных веществ в котором не должно превышать требования, установленные к безопасности пищевых продуктов.

5. Сухие, полусухие, полусладкие и сладкие медовые вина могут быть газированными путем физического насыщения двуокисью углерода.

Медовые вина могут быть ароматизированными. Для ароматизации медовых вин используются экстракты отдельных частей растений или их дистилляты.

6. Технологическое оборудование и инвентарь, используемые при производстве вина и винодельческой продукции, должны:

- иметь конструктивные и эксплуатационные характеристики, обеспечивающие производство продукции, соответствующей требованиям настоящего Федерального закона. Конструкция и исполнение оборудования и инвентаря должны давать возможность производить их санитарную обработку и дезинфекцию;

- быть изготовленными из таких материалов, чтобы не являться источником загрязнения продукции, и содержаться в исправном состоянии;

7. Не допускается розлив игристых, игристых жемчужных, газированных и газированных жемчужных вин в стеклянную тару, не выдерживающую без разрушения внутреннее гидростатическое давление.

8. Упаковка вина и винодельческой продукции должна обеспечивать сохранение безопасности этой продукции на всех этапах обращения, при соблюдении установленных для нее условий транспортирования и хранения.

9. Материалы, из которых произведена упаковка и которые контактируют с вином и винодельческой продукцией, должны соответствовать требованиям, установленным соответствующими техническими регламентами.

Статья 9. Требования к информации о винодельческой продукции, условиям ее хранения и транспортирования


1. Изготовитель или продавец обязан предоставить приобретателю необходимую и достоверную информацию о винодельческой продукции.

Информация, сопровождающая винодельческую продукцию, наносится на потребительскую тару и представляет собой совокупность обозначений и других указаний, знаков, иллюстраций, характеризующих продукт, которую размещают на таре, включая укупорку.

На потребительской таре винодельческой продукции должна содержаться следующая информация:

- индивидуальное наименование винодельческой продукции, соответствующее технологической инструкции;

- характеристика винодельческой продукции в соответствии с наименованием, нанесенным на потребительскую тару;

- наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и, при несовпадении с адресом, адрес производства);

- указание, позволяющее идентифицировать партию, к которой относится винодельческая продукция, или дату розлива или дату оформления;

- номинальный объем;

- объемная доля этилового спирта (% об.);

- массовая концентрация сахаров или наименование, установленное в зависимости от содержания сахара в продукте;

- перечень ингредиентов, используемых для производства продукта (для плодовых вин, винных напитков и винных коктейлей);

- для брэнди (коньяков) - средний возраст коньячных дистиллятов;

- срок годности и условия хранения, установленные изготовителем;

- указание, что продукт содержит диоксид серы (при общем содержании диоксида серы в количестве, превышающем 10 мг/л). Указывается словами "Содержит диоксид серы" или "Содержит сульфиты". Содержание диоксида серы в продукте на этикетке не указывается;

- предупредительная надпись и информация о противопоказаниях в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона.

2. На транспортной таре, которая не предназначена для реализации потребителю в розничной торговой сети и в которую упакована винодельческая продукция, должна содержаться информация о наименовании, номере партии и дате изготовления, количестве такой продукции, информация об изготовителе и (или) лице, выполняющем функции иностранного изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения такой продукции), об условиях ее хранения, транспортирования.

На транспортной таре с винодельческой продукцией наносятся соответствующие знаки и надписи, необходимые для обеспечения безопасности продукции в процессе ее транспортирования.

Лица, осуществляющие хранение и транспортирование, обязаны соблюдать условия хранения и транспортирования вина и винодельческой продукции, установленные изготовителем.

Статья 10. Требования к слабоалкогольным напиткам


1. Гигиенические требования к слабоалкогольным напиткам содержатся в приложении 1.

2. Слабоалкогольные (слабоградусные) напитки получают путем смешивания подготовленной воды, различных пищевых ингредиентов с виноматериалами, либо продуктами пивоваренного производства, ликероводочными изделиями с добавлением этилового питьевого спирта или без, с объемной долей этилового спирта от 1,5 до 7,0 % от объема готовой продукции.

3. В слабоалкогольных (слабоградусных) напитках содержание токсичных элементов и радионуклидов, нормируемых биологически активных веществ и микробиологических показателей не должно превышать требования, установленные к безопасности пищевых продуктов.

4. Слабоалкогольные напитки могут быть газированы путем физического насыщения двуокисью углерода до массовой доли 0,3% и более.

5. Слабоалкогольные напитки могут быть изготовлены с добавлением химических веществ, обладающих тонизирующим действием на организм человека, или содержащих их тонизирующих ингредиентов.

В составе слабоалкогольных напитков не должно содержаться более одного тонизирующего компонента.

Содержание тонизирующих компонентов (кроме кофеина) и других биологически активных веществ в одной упаковочной единице со слабоалкогольным напитком не должно превышать 50% от верхнего допустимого уровня суточного потребления.

Содержание витаминов и витаминоподобных веществ, минеральных веществ, субстратов и стимуляторов энергетического обмена в одной упаковочной единице не должно превышать значений верхних допустимых уровней суточного потребления.

Содержание кофеина в слабоалкогольных напитках с тонизирующими компонентами должно составлять 151-400 мг/л.

Статья 11. Требования к информации о слабоалкогольных напитках и условиям их упаковывания


1. Слабоалкогольные (слабоградусные) напитки разливают в стеклянную тару, тару из полиэтилентерефталата, металлическую тару или другую потребительскую тару, изготовленную из материалов, разрешенных для контакта с пищевыми продуктами.

Объем потребительской упаковки слабоалкогольных напитков не должен превышать 330 мл.

2. Маркировка для потребителя должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также:

- надпись о рекомендуемой дозе потребления не более 1 потребительской упаковки в день;

- информация о содержании алкоголя в единицах массы в 100 мл. продукции и в объеме потребительской упаковки.

Статья 12. Требования к пиву и напиткам, изготавливаемым на основе пива


1. Гигиенические требования к пиву и напиткам, изготавливаемым на основе пива, содержатся в приложении 1.

При производстве пива и напитков на основе пива используется сырье содержание токсичных элементов и радионуклидов, нитрозаминов и микробиологических показателей, в котором не должно превышать требования, установленные к безопасности пищевых продуктов.

2. Пиво с объемной долей этилового спирта более 5%, относится к крепкому пиву.

3. Спирт этиловый пищевой не используется в качестве сырья для производства пива.

4. Вкусовые и ароматические добавки могут быть использованы при изготовлении пива по специальной технологии и напитков, изготавливаемых на основе пива.

Статья 13. Требования к информации о пиве и напиткам, изготавливаемым на основе пива, условиям их хранения, транспортирования


1. Маркировка пива, упакованного в потребительскую тару, должна соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области маркировки пищевых продуктов, и требованиям, установленным настоящей статьей, в том числе должна содержаться следующая информация:

- наименование;

- наименование и место нахождения изготовителя (адрес с указанием страны-изготовителя) или адрес организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от приобретателей;

- минимальную и максимальную величину объемной доли этилового спирта и экстрактивности начального сусла;

- состав сырья, использованного при изготовлении;

- объем или масса пивоваренной продукции;

- дата изготовления и розлива, и срок годности или дату окончания срока годности;

- условия хранения;

- пищевую ценность;

- предупредительная надпись и информация о противопоказаниях в соответствии с пунктом 2 статьи 5 настоящего Федерального закона;

- информация о подтверждении соответствия.

Информацию допускается располагать в одном или нескольких удобных для прочтения местах.

2. На потребительской упаковке пива должна быть указана информация о содержании алкоголя в единицах массы в 100 мл продукции и в объеме потребительской упаковки.

На транспортную упаковку (тару) пива наносятся знаки и надписи, необходимые для обеспечения безопасности продукции в процессе ее перевозки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Сроки годности и условия хранения должны быть установлены таким образом, чтобы при хранении в соответствии с установленными условиями пивоваренная продукция не приобретала опасных для здоровья человека свойств.

4. В процессе хранения пива должны соблюдаться условия хранения для каждого вида продукции, установленные изготовителем.

В местах хранения пивоваренной продукции должны быть созданы и поддерживаться условия, обеспечивающие выполнение требований, установленных изготовителем.

Не допускается хранение пивоваренной продукции совместно с иной пищевой и непищевой продукцией в случае, если это может привести к загрязнению продукции.

Помещения, в которых осуществляется хранение пивоваренной продукции, должны соответствовать требованиям установленным законодательством Российской Федерации.

Помещения и оборудование, предназначенные для хранения пивоваренной продукции с регламентированными условиями хранения, должны быть оснащены контрольно-измерительными приборами для контроля условий хранения.

5. Транспортирование пивоваренной продукции осуществляется пригодным для этих целей транспортным средством. Условия транспортирования определяет изготовитель. Транспортное средство для перевозки пивоваренной продукции определяется изготовителем исходя из установленных им условий перевозки.

6. В процессе транспортирования пивоваренной продукции в средствах транспортирования должны создаваться и поддерживаться условия, обеспечивающие выполнение требований, установленных изготовителем. Грузовые отделения транспортных средств и (или) контейнеры не должны использоваться для перевозки других грузов, если это может привести к загрязнению пивоваренной продукции.

При использовании транспортных средств и (или) контейнеров для перевозки одновременно пивоваренной продукции и других пищевых продуктов или других грузов, необходимо обеспечить их изоляцию друг от друга таким образом, чтобы исключить возможность загрязнения пивоваренной продукции.

Перевозка жидкой не упакованной пивоваренной продукции должна осуществляться в опломбированных цистернах, предназначенных для перевозки только жидких пищевых продуктов.

Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту пивоваренной продукции от загрязнения, проникновения животных, в том числе грызунов, и насекомых, установленные условия перевозки пищевых продуктов, давать возможность проводить санитарную обработку и (или) дезинфекцию.

Грузовые отделения транспортных средств, а также контейнеры для перевозки пивоваренной продукции должны быть выполнены из материалов, обеспечивающих качество и безопасность перевозимой продукции.

Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры для перевозки пивоваренной продукции должны подвергаться регулярной санитарной обработке, дезинфекции, дератизации и дезинсекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения пивоваренной продукции. Вода, используемая для мойки грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна соответствовать требованиям к питьевой воде, установленным соответствующим техническим регламентом.

Глава 3. Оценка соответствия алкогольной продукции и государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона

Статья 14. Формы оценки соответствия алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона


1. Оценка соответствия алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона (далее - оценка соответствия) осуществляется в формах:

- регистрации производства алкогольной продукции;

- регистрации транспортных средств, предназначенных для перевозки алкогольной продукции;

- государственной регистрации алкогольной продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для регистрации отдельных видов пищевых продуктов;

- декларирования соответствия алкогольной продукции;

- государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона к алкогольной продукции.

2. Государственная регистрация новой алкогольной продукции, декларирования соответствия алкогольной продукции и регистрации производства алкогольной продукции осуществляется в соответствии с техническим регламентом о безопасности пищевых продуктов.

3. Оценка соответствия процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации алкогольной продукции осуществляется в форме лицензирования, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Статья 15. Регистрация производства, организации, осуществляющей реализацию и хранение, и транспортных средств, предназначенных для перевозки алкогольной продукции


1. Участник хозяйственной деятельности имеет право осуществлять производство, реализацию, хранение и перевозку транспортными средствами алкогольной продукции на территории Российской Федерации только после регистрации производства, организации, осуществляющей реализацию и хранение, и транспортных средств, предназначенных для перевозки, алкогольной продукции.

2. Регистрацию производства, организации, осуществляющей реализацию и хранение, и транспортных средств, предназначенных для перевозки, алкогольной продукции, проводят федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в установленной сфере деятельности.

3. За проведение регистрации производства, организации, осуществляющей реализацию и хранение, и транспортных средств, предназначенных для перевозки, алкогольной продукции, включающей оценку представленных участником хозяйственной деятельности документов и выдачу Свидетельства о регистрации производства и/или организации, осуществляющей реализацию и/или хранение, и/или транспортных средств, предназначенных для перевозки, алкогольной продукции, взимается государственная пошлина в размере и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Регистрация производства, организации, осуществляющей реализацию и хранение, и транспортных средств, предназначенных для перевозки, алкогольной продукции, проводится на основании уведомления, направляемого участником хозяйственной деятельности в регистрационный орган по месту нахождения фактического адреса производства, регистрации транспортного средства.

Уведомление должно соответствовать требованиям частей 1 и 2 статьи 17 настоящего Федерального закона.

5. Уведомление принимается регистрационным органом на общих основаниях, установленных для всех других входящих документов. При этом делается отметка о приеме данного уведомления с присвоением входящего номера и даты поступления в его копии, которая остается у участника хозяйственной деятельности. Создание особого порядка приема уведомлений не допускается.

6. Прилагаемые копии документов должны быть заверены участником хозяйственной деятельности. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в прилагаемых копиях документов, несет участник хозяйственной деятельности.

7. В течение 30 рабочих дней с момента поступления уведомления регистрирующий орган проводит проверку соответствия производства, транспортного средства требованиям статей 8 - 10 настоящего Федерального закона.

8. По истечении 35 рабочих дней с момента поступления уведомления регистрационный орган обязан выдать Свидетельство о регистрации производства и/или санитарный паспорт на транспортное средство (далее - Свидетельство о регистрации производства, санитарный паспорт) в случае отсутствия нарушений требований настоящего Федерального закона.

Основанием для отказа в регистрации и невыдачи Свидетельства о регистрации производства, санитарного паспорта может быть только выявление нарушений требований настоящего Федерального закона в рамках мероприятий по проверке проводимых регистрационным органом и невыполнение предписания по их устранению.

9. В случае выявления нарушений требований настоящего Федерального закона при проведении проверки согласно части 7 настоящей статьи регистрационный орган выдает предписание об устранении выявленных нарушений в срок не более 90 дней со дня выдачи предписания.

Участник хозяйственной деятельности письменно уведомляет регистрационный орган о выполнении предписания и устранении выявленных нарушений. Уведомление об устранении выявленных нарушений должно содержать сведения о факте и способах устранения выявленных нарушений, мерах по профилактике выявленных нарушений.

10. Регистрационный орган обязан выдать Свидетельство о регистрации производства, санитарный паспорт в течение 15 рабочих дней с момента получения уведомления о выполнении предписания и устранении всех выявленных нарушений, при этом регистрационный орган в течение указанного срока имеет право осуществить проверку выполнения предписания.

В случае, если уведомление о выполнении предписания и устранении всех выявленных нарушений не поступило в регистрационный орган в срок, указанный в части 8 настоящей статьи, регистрационный орган прекращает процедуру регистрации.

В дальнейшем процедура регистрации осуществляется на общих основаниях в порядке, предусмотренном статьями 15-17 настоящего Федерального закона.

11. Участник хозяйственной деятельности не привлекается к ответственности, предусмотренной административным или уголовным законодательством Российской Федерации за нарушения требований настоящего Федерального закона и технических регламентов на различные виды пищевых продуктов, выявленные в результате мероприятий по проверке соответствия производства, транспортных средств, осуществляющих перевозку пищевых продуктов, проводимых регистрационным органом в соответствии с частями 8 и 9 настоящей статьи до выдачи Свидетельства о регистрации производства, санитарного паспорта.

12. Регистрация организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции, осуществляется регистрационным органом в уведомительном порядке в соответствии с частями 1-6 настоящей статьи и частями 1, 2, 4 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона без выдачи свидетельства о регистрации.

Статья 16. Подача уведомления о производстве алкогольной продукции, реализации алкогольной продукции, и транспортных средствах, осуществляющих перевозку алкогольной продукции


1. Для регистрации производства алкогольной продукции, транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции, организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции, участник хозяйственной деятельности подает уведомление в регистрационный орган.

2. Уведомление должно быть подписано участником хозяйственной деятельности и содержать следующие сведения:

1) наименование и юридический адрес, данные документа о регистрации (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность и данные документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для физического лица);

2) фактический адрес производства и/или организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции;

3) виды алкогольной продукции, которые планируется производить и/или реализовывать по данному фактическому адресу, перевозить транспортным средством;

4) регистрационный знак, марка, модель - при регистрации транспортного средства;

5) перечень приложенных копий нормативного и/или технических документов с указанием количества листов в каждой копии - при регистрации производства алкогольной продукции.

3. К уведомлению прилагаются следующие документы (копии документов):

1) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины;

2) нормативные и/или технические документы, по которым планируется осуществлять производство алкогольной продукции;

4. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в уведомлении, несет участник хозяйственной деятельности.

5. Форма уведомления устанавливается регистрационным органом. Утвержденная форма уведомления должна быть официально опубликована в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Статья 17. Документы, подтверждающие регистрацию производства алкогольной продукции, транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции


1. Документом, подтверждающим регистрацию производства алкогольной продукции, является Свидетельство о регистрации производства.

На транспортные средства, осуществляющие перевозку алкогольной продукции, выдается санитарный паспорт.

2. Свидетельство о регистрации производства должно содержать следующие сведения:

1) идентификационный номер, который вносится в реестр;

2) наименование и юридический адрес, данные документа о регистрации (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность и данные документа о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для физического лица);

3) фактический адрес производства алкогольной продукции (для производств алкогольной продукции);

4) регистрационный знак, марка, модель (для транспортного средства);

5) виды алкогольной продукции, которые планируется производить по данному фактическому адресу, перевозить транспортным средством.

3. Форма Свидетельства о регистрации производства и санитарного паспорта на транспортное средство утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Утвержденная форма Свидетельства о регистрации производства и санитарного паспорта на транспортное средство должна быть официально опубликована в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

4. Действие Свидетельства о регистрации производства является бессрочным, с учетом случаев, установленных частью 12 статьи 15 настоящего Федерального закона.

5.Свидетельство о регистрации производства аннулируется в случае:

1) принятия судом решения о приостановлении деятельности по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных уполномоченными органами в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в установленной сфере деятельности;

2) выявления по конкретному фактическому адресу производства алкогольной продукции, не указанных в Свидетельстве о регистрации производства.

3) изменения фактических данных, предусмотренных подпунктами 1,2,3 и 4 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

В этих случаях производство алкогольной продукции/санитарный паспорт подлежит перерегистрации на общих основаниях в соответствии с требованиями статей 15-17 настоящего Федерального закона.

Статья 18. Реестр содержащий сведения о производствах алкогольной продукции, организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции


1. Сведения о регистрации производства алкогольной продукции, организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции, и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции, вносятся в реестр, который ведется государственным органом.

2. В реестр включаются следующие сведения:

1) предусмотренные частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

2) входящий номер и дата принятия уведомление о производстве алкогольной продукции, организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции, и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции;

3) наименование и юридический адрес регистрационного территориального органа, принявшего уведомление о производстве алкогольной продукции, организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции, и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции;

4) данные о результатах проведенных проверок (для производства алкогольной продукции и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции).

5) виды алкогольной продукции, которые планируется производить и/или реализовывать по данному фактическому адресу, перевозить транспортным средством.

3. Представленные для регистрации производств алкогольной продукции, организации, осуществляющей реализацию алкогольной продукции, и транспортных средств, осуществляющих перевозку алкогольной продукции, документы, заключения, копии регистрационных свидетельств составляют информационный фонд реестра и подлежат постоянному хранению в регистрационном органе. В случае изменения фактических данных указанных в части 2 статьи 16 эти изменения подлежат внесению в информационный фонд реестра.

4. Данные реестра подлежат официальной публикации в официальном издании регистрационного органа, а также должны быть опубликованы в информационной системе общего пользования в электронной цифровой форме.

5. Порядок ведения реестра утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Статья 19. Декларирование соответствия


1. Декларирование соответствия осуществляется в отношении алкогольной продукции, по одной из следующих схем:

1) принятие декларации о соответствии требованиям настоящего Федерального закона на основании собственных доказательств;

2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (далее - третья сторона).

2. При декларировании соответствия алкогольной продукции на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона. Доказательственные материалы должны содержать:

1) технические документы изготовителя;

2) результаты исследований (испытаний), проведенных собственными силами, подтверждающие выполнение требований настоящего Федерального закона.

3. Декларирование соответствия осуществляется по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории, на право проведения санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) алкогольной продукции (далее - с участием третьей стороны) на соответствие алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона.

4. Принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, включает следующие операции, выполняемые заявителем:

- санитарно-эпидемиологические, в том числе токсикологические исследования (испытания) алкогольной продукции;

- регистрация производства алкогольной продукции;

- формирование комплекта доказательственных материалов;

- оформление и регистрация декларации о соответствии;

- маркирование алкогольной продукции знаком обращения на рынке.

5. Доказательственные материалы должны включать техническую документацию, результаты собственных исследований (испытаний), Свидетельство о регистрации производства, гигиенических, токсикологических оценок алкогольной продукции на основании проведенных исследований (испытаний), ветеринарный сопроводительный документ на продовольственное сырье животного происхождения. Заявитель в дополнение к доказательственным материалам может представлять сертификат системы качества (безопасности), в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.

6. Система качества (безопасности) должна обеспечивать соответствие изготавливаемой алкогольной продукции требованиям настоящего технического регламента.

7. Комплект доказательственных материалов находится у заявителя.

8. Декларация о соответствии действительна в течение всего срока изготовления алкогольной продукции в соответствии с нормативными и/или техническими документами, указанными в качестве доказательной базы.

В случае внесения изменений в технологию производства и техническую документацию на производство алкогольной продукции заявитель должен оформить новую декларацию о соответствии.

Статья 20. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к алкогольной продукции


1. Государственный контроль (надзор) за соответствием алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона проводится на стадии ее обращения.

2. Государственный контроль (надзор) за соответствием алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184 "О техническом регулировании".

3. Государственный контроль (надзор) за соответствием алкогольной продукции требованиям безопасности, установленным настоящим Федеральным законом проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

4. Государственный контроль (надзор) за соответствием алкогольной продукции требованиям настоящего Федерального закона проводится в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами и методами исследований (испытаний) и измерений, в том числе правилами отбора образцов, или перечнем национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.

Глава 4. Заключительные и переходные положения

Статья 21. Заключительные и переходные положения


1. Сертификаты соответствия и (или) декларации о соответствии на продукцию, изготовленную до вступления в силу настоящего Федерального закона, выданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.

2. Продукция, изготовленная до вступления в силу настоящего Федерального закона, допускается к реализации в течение срока годности.

3. На продукцию, изготовленную и выпущенную в обращение до вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются требования, действовавшие до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 22. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации

Приложение 1


Гигиенические требования к алкогольной продукции


Наименование продукции

Допустимые максимальные количественные и качественные значения показателей, характеризующих алкогольную продукцию с позиции ее безопасности для человека

Спирт этиловый, водки, ликероводочные изделия, бренди (коньяки), вина, слабоалкогольные напитки, пиво

Токсичные элементы, мг/кг, не более

свинец

0,3

мышьяк

0,2

кадмий

0,03

ртуть

0,005

Радионуклиды, Бк/л, не более

Цезий-137

70

Стронций-90

100

Спирт этиловый, водки

Метиловый спирт, %,
не более (объемная доля в пересчете на безводный спирт)

0,05

Коньяки, коньячные напитки

Метиловый спирт, г/дм(3), не более

1,0

Ликероводочные изделия и слабоалкогольные напитки, содержащие хинин

Хинин, мг/кг, не более

300

Пиво

Нитрозамины, мг/кг, неболее

Сумма НДМА и НДЭА

0,003

Микробиологические показатели

Пиво разливное

БГКП (колиформы), объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

1,0

Патогенные, в том числе сальмонеллы, объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

25

Пиво непастеризованное в кегах

БГКП (колиформы), объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

3,0

Патогенные, в том числе сальмонеллы, объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

25

Пиво непастеризованное в бутылках

БГКП (колиформы), объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

10,0

Патогенные, в том числе сальмонеллы, объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

25

Пиво пастеризованное и обеспложенное

КМФАнМ, КОЕ/см(3), не более

500

БГКП (колиформы), объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

10,0

Патогенные, в том числе сальмонеллы, объем продукта (см(3)), в котором не допускаются

25

Дрожжи и плесени, объем продукта ((см3)), в котором не допускаются

40

Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию"


Проект федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о мерах по снижению потребления алкоголя 12 августа 2009 г., пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 2 октября 2009 г. N ВП-П11-5674 и пункта 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 N 1940-р

Законопроект направлен на:

защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, а также экономики Российской Федерации от отрицательных последствий воздействия алкогольной продукции на организм человека;

развитие и совершенствование регулирования производства и потребления алкогольной продукции в Российской Федерации;

приведение законодательства в области регулирования в соответствие с последними рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), членом которой является Российская Федерация;

разграничение правоустанавливающих и правоприменительных полномочий федеральных органов исполнительной власти;

установление законодательных гарантий обеспечения принципа открытости и доступности информации в отношении алкогольной продукции для всех заинтересованных лиц в части требований к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, на алкогольную продукцию, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, лиц пожилого возраста, лиц, страдающих различными заболеваниями).

Законопроект разработан с целью реализации принятых Правительством Российской Федерации решений по сокращению объемов потребления алкогольной продукции на душу населения. Необходимость таких решений подтверждается российскими и международными документальными данными о зависимости уровня смертности среди населения от количества потребляемого алкоголя.

Техническим регламентом устанавливаются требования по безопасности к алкогольной продукции, ее производству хранению, перевозке, реализации и утилизации. При этом законопроектом регулируется только готовая алкогольная продукция, предусмотренная для реализации потребителю. Требования законопроекта не распространяются на сырье для производства алкогольной продукции и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Законопроект базируется на принципах и элементах законодательного регулирования безопасности пищевой продукции и регулирования производства и оборота алкоголя, а также установленных документами и рекомендациями Всемирной организации здравоохранения, которая считает, что главной целью алкогольной политики государства является укрепление здоровья и благополучия населения и предоставление всем потребителям информации о последствиях употребления алкоголя.

В законопроекте по сравнению с законом N 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" расширяется сфера государственного регулирования в области производства алкогольной продукции, в части отнесения к алкогольной продукции пива и напитков на основе пива, а также ужесточения требований к маркировке и информации для потребителя в отношении слабоалкогольных (слабоградусных) напитков.

Вне сферы государственного регулирования законопроектом предлагаются механизмы установления органолептических и физико-химических показателей алкогольной продукции во всем ее многообразии.

В соответствии с поручением Правительства законопроектом устанавливается:

- отнесение пива, с учетом положений Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" к алкогольной продукции, и требование о нанесении на этикетку соответствующей информации для потребителя в виде предупредительной надписи и информации о противопоказаниях;

- ограничение крепости слабоалкогольных (слабоградусных) напитков объемной долей этилового спирта от 1,5 до 7,0 % от объема готовой продукции;

- ограничение объема потребительской упаковки слабоалкогольных (слабоградусных) напитков 330 мл.;

- вводится требование об указании в маркировке слабоалкогольных (слабоградусных) напитков и пива информации о содержании алкоголя в единицах массы в 100 мл. продукции и в объеме потребительской упаковки.

Требования по оценке соответствия в форме регистрации новой алкогольной продукции и декларирования или сертификации по выбору заявителя в соответствии с общим подходом, применяемым к оценке соответствия пищевых продуктов.

Оценка соответствия процессов производства, транспортировки, хранения, реализации алкогольной продукции осуществляется в рамках процедуры лицензирования, установленной законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Законопроектом установлена возможность изготовления алкогольной продукции для экспорта, не подлежащей реализации на территории Российской Федерации, с органолептическими, физико-химическими и микробиологическими показателями в соответствии с условиями контракта.

Нормы законопроекта устраняют пробелы и коллизии законодательства в части правового регулирования пива и напитков на его основе как алкогольной продукции, а также слабоалкогольных (слабоградусных) напитков.

В случае принятия законопроекта потребуется внесение изменений в действующие законодательные, а также иные нормативные правовые акты, устанавливающие нормы в области регулирования алкогольной продукции, а также переработка нормативно-технической документации.


Уведомление о разработке проекта технического регламента (19 декабря 2005 года)

Уведомление о разработке проекта технического регламента (18 октября 2010 года)


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(19 декабря 2005 года)

1. Разработчик

"Государственное научное учреждение Всероссийский научно - исследовательский институт пищевой биотехнологии РАСХН" (ГНУ ВНИИПБТ) по заказу Правительства Москвы

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

Спиртные напитки ОКС 67.160.10

3. Наименование проекта технического регламента

Специальный технический регламент "Спиртные напитки и их производство"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

установление обязательных требований в области безопасности спиртных напитков и этилового спирта из пищевого сырья и их производства с целью защиты здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Требования проекта специального технического регламента не содержат отличий от обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

четыре месяца

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

111033 Москва, ул. Самокатная, 46, ВНИИПБТ; E-mail: ecospirit@mtu-net.ru, тел. (495) 362 43 67

8. Копию проекта технического регламента можно получить

111033 Москва, ул. Самокатная, 46, ВНИИПБТ; E-mail: ecospirit@mtu-net.ru, тел. (495) 362 43 67


Директор ГНУ ВНИИПБТ В.А.Поляков


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(18 октября 2010 года)

1. Разработчик

Департамент охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Министерства здравоохранения и социального развития России

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

67.160.10 - пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции

3. Наименование проекта технического регламента

"Технический регламент на алкогольную продукцию"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

разработан с целью реализации принятых Правительством Российской Федерации решений по сокращению объемов потребления алкогольной продукции на душу населения

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

положения технического регламента гармонозированы с требованиями международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

2 месяца

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

г. Москва, Рахмановский переулок, д. 3, т. 627-29-24, 6272924@mail.ru, 6272712@mail.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

г. Москва, Рахмановский переулок, д. 3, т. 627-29-24, 6272924@mail.ru, 6272712@mail.ru


Директор департамента охраны здоровья
и санитарно-эпидемиологического благополучия человека М.П.Шевырева

Заключение

  • Заключение экспертной комиссии на проект федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию"

Мнения экспертов

  • Особое мнение члена экспертной комиссии Ермолаева С.В. по заключению экспертной комиссии на проект федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию"
  • Особое мнение члена экспертной комиссии Шаблинского Д.М. по проекту федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию"
  • Предложение Т.А. Моисеевой (Всероссийский союз страховщиков), эксперта экспертной комиссии по экспертизе проекта федерального закона "Технический регламент на алкогольную продукцию"


 


 

Яндекс.Метрика    © 2020 Кодекс ИТ   
На сайте использованы иконки Yusuke Kamiyamane