Внимание! Документ недействующий.
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
О требованиях к транспортным средствам,
предназначенным
для перевозки скоропортящихся пищевых
продуктов
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели закона
Целями настоящего закона являются
обеспечение защиты жизни или здоровья
граждан, а также предупреждение
действий, вводящих в заблуждение
приобретателей транспортных средств,
предназначенных для автомобильных
перевозок скоропортящихся пищевых
продуктов.
Статья 2. Область применения закона
1. Настоящий закон регулирует отношения в
области выполнения обязательных
требований к безопасности транспортных
средств, предназначенных для
автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, а
также в области оценки соответствия.
2. Действие настоящего закона
распространяется на следующие
изотермические транспортные средства:
специализированные автомобили-фургоны
(код ОКП 45 2110, код ТН ВЭД 8704);
автоцистерны (код ОКП 45 2140, код ТН ВЭД
8704);
прицепы со специализированными кузовами
(код ОКП 45 2580, код ТН ВЭД 8716);
полуприцепы со специализированными
кузовами (код ОКП 45 2630, код ТН ВЭД 8716);
прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны
(код ОКП 45 2550, код ТН ВЭД 8716).
3. Действие настоящего закона не
распространяется на транспортные
средства, предназначенные для
международных автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов,
выполняемых в соответствии с
международными договорами Российской
Федерации.
Статья 3. Правила идентификации изотермических транспортных средств
1. Идентификация изотермических
транспортных средств для целей
применения настоящего регламента должна
производиться путем сравнения
документальных и фактических
идентификационных данных.
2. К идентификационным данным
изотермических транспортных средств
относятся наименование, марка, модель,
идентификационный номер, категория, вид,
класс и опознавательное буквенное
обозначение.
3. Документальные идентификационные
данные изотермических транспортных
средств должны определяться на
основании паспорта транспортного
средства, декларации о соответствии,
свидетельства о соответствии и
протокола испытаний.
4. Фактические идентификационные данные
изотермических транспортных средств
должны определяться путем испытаний
и/или визуального осмотра.
Статья 4. Основные понятия
Для целей настоящего закона применяются
понятия, установленные в Федеральном
законе от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ “О
техническом регулировании” (редакция на
7 мая 2007 г.), а также следующие понятия:
Изотермические
транспортные средства - транспортные
средства с термическим оборудованием
или без такового, кузов которых состоит
из термоизолирующих стенок, в том числе
пола, крыши и дверей, позволяющих
ограничивать теплообмен между
внутренней и наружной поверхностями
кузова. Под термином "кузов"
автоцистерны, прицепа-цистерны и
полуприцепа-цистерны подразумевается
сама изотермическая цистерна.
Скоропортящиеся
пищевые продукты - пищевые продукты,
требующие соблюдения специальных
температурных и иных режимов, без
обеспечения которых они теряют свои
качества и безопасность из-за
необратимых изменений, приводящих к
вреду для жизни и здоровья человека. К
скоропортящимся пищевым продуктам
относятся также особо скоропортящиеся
пищевые продукты, которые не подлежат
хранению без холода и предназначены для
краткосрочной реализации.
Общий коэффициент
теплообмена - характеристика
изотермических свойств транспортного
средства, определяемая как отношение
теплового потока через стенки кузова к
разности между внутренней и наружной
температурой кузова и к площади его
поверхности.
Эффективность
термического оборудования для
охлаждения или обогрева -
способность поддерживать заданную
температуру внутри кузова
изотермического транспортного средства
при заданной наружной температуре.
Типовой образец -
отобранное для проведения испытаний
транспортное средство, не имеющее
существенных отличий от серийно
выпускаемых изотермических
транспортных средств по конструктивному
устройству, изотермическим свойствам и
эффективности термического
оборудования для охлаждения или
обогрева.
Статья 5. Классификация изотермических транспортных средств
1. Классификация, необходимая для
принятия требований безопасности и
идентификации изотермических
транспортных средств, указанных в пункте
2 статьи 2, осуществляется по следующим
классификационным признакам:
конструктивному устройству,
изотермическим свойствам и
эффективности термического
оборудования для охлаждения или
обогрева.
2. По конструктивному устройству
изотермические транспортные средства
подразделяются на следующие виды:
I - изотермическое транспортное средство,
не имеющее термического оборудования;
R - ледник - изотермическое транспортное
средство, позволяющее понижать
температуру внутри порожнего кузова и
поддерживать ее в пределах, не
превышающих заданный уровень, с помощью
термического оборудования, не имеющего
механической компрессорной или
адсорбционной установки, а содержащего
естественный лед с добавлением или без
добавления соли; эвтектические плиты;
сухой лед с приспособлением, позволяющим
регулировать его сублимацию, или без
такового; сжиженный газ с устройством
для регулирования испарения или без
такового и т.п.);
F - рефрижератор - изотермическое
транспортное средство, имеющее
термическое оборудование (механический
компрессорный агрегат, абсорбционная
установка и т.п.), которое позволяет
устанавливать и постоянно поддерживать
заданную температуру внутри порожнего
кузова;
С - отапливаемое транспортное средство -
изотермическое транспортное средство,
имеющее термическое оборудование для
обогрева, позволяющее при отрицательной
наружной температуре повышать и
поддерживать внутри порожнего кузова
заданную положительную температуру в
течение заданного времени без
дополнительного поступления тепла.
3. По изотермическим свойствам,
соответствующим требованиям,
установленным в статье 7, изотермические
транспортные средства подразделяются на
следующие категории:
N - транспортное средство с нормальной
изоляцией;
R - транспортное средство с усиленной
изоляцией.
4. По эффективности термического
оборудования для охлаждения или
обогрева, соответствующей требованиям,
установленным в статье 8, изотермические
транспортные средства подразделяются на
следующие классы: A, B, C, D, E и F.
Статья 6. Законодательство Российской Федерации в области действия данного технического регламента
В области действия данного технического
регламента применяются следующие
законодательные акты, необходимые для
выполнения его требований:
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N
184-ФЗ “О техническом регулировании”
(редакция на 7 мая 2007 г.);
Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134
-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
проведении государственного контроля
(надзора)" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3436; 2002, N
44, ст. 4297; 2003, N 2, ст. 169; N 40, ст. 3820; 2004, N 35, ст.
3607; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719);
Соглашение о международных перевозках
скоропортящихся пищевых продуктов и о
специальных транспортных средствах,
предназначенных для этих перевозок
(далее - СПС), принятое 1 сентября 1970 г. и
вступившее в силу 21 ноября 1976 г.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Статья 7. Требования к изотермическим свойствам
1. Общий коэффициент теплообмена,
определяемый в соответствии с
приложением 1, не должен превышать
следующих значений:
0,7 Вт/м( )(.)( )К у транспортных средств с
нормальной изоляцией;
0,4 Вт/м( )(.)( )К у транспортных средств с
усиленной изоляцией.
2. Толщина термоизолирующих боковых
стенок кузова изотермических
транспортных средств с усиленной
изоляцией, имеющих ширину более 2.5 м,
должна быть не менее 45 мм.
Статья 8. Требования к эффективности термического оборудования для охлаждения или обогрева
1. Ледники класса A с нормальной или
усиленной изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не более +7 градусов Цельсия при средней
наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
2. Ледники класса В с усиленной изоляцией
должны обеспечивать поддержание
температуры внутри кузова не более -10
градусов Цельсия при средней наружной
температуре +30 градусов Цельсия.
3. Ледники класса С с усиленной изоляцией
должны обеспечивать поддержание
температуры внутри кузова не более -20
градусов Цельсия при средней наружной
температуре +30 градусов Цельсия.
4. Ледники класса D с нормальной или
усиленной изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не более 0 градусов Цельсия при средней
наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
5. Рефрижераторы класса А с нормальной
или усиленной изоляцией должны
обеспечивать поддержание температуры
внутри кузова в пределах от +12 до 0
градусов Цельсия при средней наружной
температуре +30 градусов Цельсия.
6. Рефрижераторы класса В с усиленной
изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова в
пределах от +12 до -10 градусов Цельсия при
средней наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
7. Рефрижераторы класса С с усиленной
изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова в
пределах от +12 до -20 градусов Цельсия при
средней наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
8. Рефрижераторы класса D с нормальной или
усиленной изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не более 0 градусов Цельсия при средней
наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
9. Рефрижераторы класса Е с усиленной
изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не более -10 градусов Цельсия при средней
наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
10. Рефрижераторы класса F с усиленной
изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не более -20 градусов Цельсия при средней
наружной температуре +30 градусов
Цельсия.
11. Отапливаемые транспортные средства
класса А с нормальной и усиленной
изоляцией должны обеспечивать
поддержание температуры внутри кузова
не менее +12 градусов Цельсия при средней
наружной температуре -10 градусов Цельсия
в течение не менее 12 часов.
12. Отапливаемые транспортные средства
класса В с усиленной изоляцией должны
обеспечивать поддержание температуры
внутри кузова не менее +12 градусов
Цельсия при средней наружной
температуре -20 градусов Цельсия в
течение не менее 12 часов.
Статья 9. Предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей изотермических транспортных средств
1. В инструкции или руководстве по
эксплуатации, прилагаемых к продукции,
изготовитель обязан обеспечить
приобретателя информацией, содержащей
правила обеспечения безопасности
изотермических транспортных средств при
эксплуатации, в том числе при ремонте и
техническом обслуживании.
2. Изотермические транспортные средства,
соответствующие настоящему регламенту,
маркируются знаком обращения на рынке и
опознавательными буквенными
обозначениями, включающими в себя
категорию, вид и класс изотермического
транспортного средства.
3. Опознавательные буквенные
обозначениями должны соответствовать
требованиям, установленным в приложении
2.
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ИЗОТЕРМИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Статья 10. Формы оценки соответствия изотермических транспортных средств
Для определения соблюдения требований
настоящего регламента применяются
следующие формы оценки соответствия:
декларирование соответствия;
периодические испытания изотермических
транспортных средств;
государственный контроль (надзор).
Статья 11. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия продукции
на стадии выпуска в обращение на
территории Российской Федерации
осуществляется по схеме принятия
заявителем декларации о соответствии на
основании собственных доказательств и
доказательств, полученных при
испытаниях, проведенных аккредитованной
испытательной лабораторией.
2. При декларировании соответствия
заявителями являются изготовители или
продавцы, зарегистрированные в
соответствии с законодательством
Российской Федерации на ее территории в
качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя, а
также лица, выполняющие функции
иностранного изготовителя.
3. Испытания для целей декларирования
соответствия проводятся на каждом
единично выпущенном образце или на одном
типовом образце из каждой партии в 100
единиц серийно выпускаемых
изотермических транспортных средств
одного типа.
4. Если общее количество серийно
выпускаемых изотермических
транспортных средств одного типа в
течение любых 3 лет составляет менее 100
единиц, испытания для целей
декларирования соответствия проводятся
на одном типовом образце из указанного
количества.
5. Испытания для целей декларирования
соответствия осуществляют
аккредитованные испытательные
лаборатории на условиях договора с
заявителями.
6. Порядок и методы испытаний, а также
формы протоколов испытаний
изотермических транспортных средств для
целей декларирования соответствия
должны соответствовать требованиям
СПС.
7. Для принятия декларации о соответствии
признаются протоколы испытаний
изотермических транспортных средств,
выданные за пределами Российской
Федерации и соответствующие требованиям
СПС.
8. Декларация о соответствии, оформленная
в установленном порядке, должна
содержать следующие дополнительные
сведения:
вид, категорию и класс изотермического
транспортного средства, в соответствии с
пунктами 2 - 4 статьи 5 настоящего
регламента;
опознавательное буквенное обозначение в
соответствии с пунктом 3 статьи 9
настоящего регламента.
9. Срок действия декларации о
соответствии составляет 3 года.
10. Заявитель, принявший декларацию о
соответствии, обязан обеспечить
соответствие каждой единицы выпускаемой
продукции типовому образцу, на который
выдан протокол испытаний, а также
маркировать ее знаком обращения на рынке
и опознавательными буквенными
обозначениями в соответствии с
требованиями приложения 2.
Статья 12. Периодические испытания изотермических транспортных средств, находящихся в эксплуатации
1. Находящиеся в эксплуатации на
территории Российской Федерации и
зарегистрированные в установленном
порядке изотермические транспортные
средства подлежат оценке соответствия в
форме периодических испытаний.
3. Обязанности по представлению
транспортных средств на проведение
периодических испытаний в установленные
сроки возлагаются на зарегистрированных
в соответствии с законодательством
Российской Федерации на ее территории в
качестве юридического лица или
индивидуального предпринимателя
собственников транспортных средств,
либо лиц от имени собственников
владеющих, пользующихся и (или)
распоряжающихся транспортными
средствами в установленном гражданским
законодательством Российской Федерации
порядке (далее - собственников
(представителей собственников).
5. Периодические испытания
изотермических транспортных средств
осуществляются аккредитованными
испытательными лабораториями на
условиях договора с собственниками
(представителями собственников)
изотермических транспортных средств.
6. Периодические испытания
изотермических транспортных средств
проводятся один раз в три года.
7. Порядок и методы испытаний
изотермических транспортных средств, а
также протоколов периодических
испытаний должны соответствовать
требованиям СПС.
8. Соответствие изотермических
транспортных средств требованиям
настоящего технического регламента
подтверждается свидетельством о
соответствии, выдаваемым испытательными
лабораториями.
Свидетельство о соответствии включает в
себя:
наименование и место нахождения
собственника (представителя
собственника) изотермического
транспортного средства;
наименование и место нахождения
изготовителя изотермического
транспортного средства;
наименование и место нахождения
испытательной лаборатории, выдавшей
свидетельство о соответствии;
информацию об изотермическом
транспортном средстве, позволяющую
идентифицировать его;
заявление испытательной лаборатории о
соответствии изотермического
транспортного средства требованиям
настоящего регламента;
информацию о проведенных периодических
испытаниях;
срок действия сертификата
соответствия.
Форма свидетельства о соответствии
утверждается федеральным органом
исполнительной власти в области
транспорта.
9. На вновь изготовленные изотермические
транспортные средства, впервые
зарегистрированные на территории
Российской Федерации, аккредитованные
испытательные лаборатории выдают
свидетельства о соответствии при
наличии декларации о соответствии без
проведения дополнительных
периодических испытаний.
10. Срок действия свидетельства о
соответствии составляет 3 года.
11. Собственник (представитель
собственника) обязан маркировать
изотермическое транспортное средство,
на которое выдано свидетельство о
соответствии, опознавательными
буквенными обозначениями в соответствии
с требованиями приложения 2.
12. Федеральный орган исполнительной
власти в области транспорта ведет единый
реестр выданных свидетельств о
соответствии.
13. Порядок ведения единого реестра
свидетельств о соответствии
устанавливается Правительством
Российской Федерации.
14. Порядок передачи сведений о выданных
свидетельствах о соответствии в единый
реестр выданных свидетельств о
соответствии устанавливается
федеральным органом исполнительной
власти в области транспорта.
Статья 13. Особенности государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего регламента
Государственный контроль (надзор) за
соблюдением требований настоящего
регламента осуществляется федеральным
органом исполнительной власти в области
транспорта и подведомственными ему
государственными учреждениями (далее -
органами государственного контроля).
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Переходные положения
Обязательное подтверждение
соответствия путем принятия декларации
о соответствии и периодические
испытания осуществляются в отношении
изотермических транспортных средств,
выпущенных в обращение на территории
Российской Федерации после даты
вступления в силу настоящего
регламента
Статья 15. Вступление в силу настоящего регламента
Настоящий регламент вступает в силу по
истечении шести месяцев после дня его
официального опубликования.
Приложение 1
Общий коэффициент теплообмена
Общий коэффициент теплообмена определяется с помощью следующей
формулы:
, где
- в соответствующем случае либо
тепловая мощность, либо
холодопроизводительность, необходимые
для поддержания при постоянном режиме
абсолютной разности между средней внутренней
температурой и средней наружной температурой
, когда средняя наружная
температура является постоянной, для кузова,
средняя площадь поверхности которого
равна ;
- средняя площадь поверхности
кузова равна средней геометрической
площади внутренней поверхности и площади наружной поверхности кузова:
.
Единицы измерений физических величин,
приведенных в формулах:
тепловая мощность,
холодопроизводительность - ватт (Вт);
площадь поверхности - метр квадратный (м);
температура - градус Кельвина (К);
общий коэффициент теплопередачи - Вт/м( )(.)( )К.
Приложение 2
Опознавательные буквенные обозначения изотермических транспортных средств
1. Изотермические транспортные средства,
соответствующие требованиям настоящего
регламента, маркируются следующими
опознавательными буквенными
обозначениями:
2.
IN -
изотермическое транспортное средство с
нормальной изоляцией |
IR -
изотермическое транспортное средство с
усиленной изоляцией |
RNA -
ледник с нормальной изоляцией класса А |
RRA -
ледник с усиленной изоляцией класса А |
RRB -
ледник с усиленной изоляцией класса В |
RRC -
ледник с усиленной изоляцией класса С |
RND -
ледник с нормальной изоляцией класса D |
RRD -
ледник с усиленной изоляцией класса D |
FNA -
рефрижератор с нормальной изоляцией
класса А |
FRA -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса А |
FRB -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса В |
FRC -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса С |
FND -
рефрижератор с нормальной изоляцией
класса D |
FRD -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса D |
FRE -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса Е |
FRF -
рефрижератор с усиленной изоляцией
класса F |
CNA -
отапливаемое транспортное средство с
нормальной изоляцией класса А |
CRA -
отапливаемое транспортное средство с
усиленной изоляцией класса А |
CRB -
отапливаемое транспортное средство с
усиленной изоляцией класса В. |
2.
Опознавательные буквенные обозначения
изотермических транспортных средств
наносятся заглавными латинскими буквами
синего цвета на белом фоне на обеих
внешних сторонах кузова в верхних углах
вблизи передней части. Высота букв
должна быть не менее 100 мм.
Для изотермических транспортных
средств, максимальная масса которых не
превышает 3,5 т., высота букв может
составлять 50 мм.
3. Под опознавательными буквенными
обозначениями изотермических
транспортных средств наносится дата
истечения срока действия свидетельства
о соответствии (месяц, год) арабскими
цифрами синего цвета на белом фоне.
Высота цифр должна быть равна половине
высоты опознавательных буквенных
обозначений изотермических
транспортных средств.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
специального технического регламента
"О требованиях к транспортным
средствам, предназначенным для
перевозки скоропортящихся пищевых
продуктов"
Проект специального технического
регламента "О требованиях к
транспортным средствам, предназначенным
для перевозки скоропортящихся пищевых
продуктов" разработан в форме
федерального закона в соответствии с
требованиями федерального закона "О
техническом регулировании" от 27
декабря 2002 года N 184-ФЗ (редакция на 7 мая
2007 г.).
Основанием для разработки указанного
проекта регламента является Программа
разработки технических регламентов,
утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от 29
мая 2006 года N 781-р.
Необходимость разработки специального
технического регламента "О
требованиях к транспортным средствам,
предназначенным для перевозки
скоропортящихся пищевых продуктов"
обусловлена следующими причинами.
В технологической цепи от производства
до потребления скоропортящихся пищевых
продуктов процессы перевозки, в отличие
от процессов их переработки и хранения в
оборудованных стационарных помещениях,
представляют особую опасность,
зависящую от характеристик транспортных
средств, которые должны обеспечивать
необходимые температурные режимы в зоне
продуктов в пределах от - 20 до +15 градусов
Цельсия при воздействии весьма
изменчивых условий внешней среды.
Применение транспортных средств, не
обеспечивающих соблюдение необходимых
температурных режимов при перевозках
скоропортящихся пищевых продуктов,
обусловливает значительные риски
причинения вреда здоровью и жизни людей
из-за возможного заболевания, отравления
или смерти от потребления
некачественной и опасной продукции.
По данным Минпромэнерго России , в ходе осуществления
государственного контроля и надзора в
области соблюдения обязательных
требований к продукции в 2003 г. было
выявлено, что основные нарушения
относятся к продукции пищевой
промышленности (33,9%). При этом были
выявлены 67 случаев отравлений и массовых
неинфекционных заболеваний, 9273 случая
вспышки кишечных инфекций. По
результатам контроля выдано 60062
предписания о запрете реализации
продукции, а нарушители оштрафованы на
399,1 млн. руб.
Существенная доля указанных случаев
потери качества пищевых продуктов
относятся к процессам перевозок, которые
из-за отсутствия соответствующих
обязательных требований для внутреннего
транспорта осуществляются зачастую без
соблюдения требуемых температурных
режимов.
В настоящее время в нашей стране
осуществляется правовое регулирование в
отношении изотермических транспортных
средств, предназначенных для
международных автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов , и для этого применяются следующие
нормативные документы:
1. Международный договор Российской
Федерации - "Соглашение о
международных перевозках
скоропортящихся пищевых продуктов и о
специальных транспортных средствах,
предназначенных для этих перевозок"
(СПС), принятое 1 сентября 1970 г. и
вступившее в силе 21 ноября 1976 г.
2. Внутригосударственные правовые акты,
необходимые для применения СПС:
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 8 июня 2001 г. N 788-р,
постановление Правительства Российской
Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 и приказ
Минтранса России от 27 апреля 2002 г. N 56.
Этими документами Минтранс России
назначен компетентным органом по
выполнению обязательств, вытекающих из
международных договоров Российской
Федерации в области автомобильного
транспорта, в том числе СПС, который
выдает документ о соответствии
транспортных средств установленным
требованиям (свидетельство СПС),
признает компетентность (проводит
аккредитацию) испытательных станций,
экспертных организаций и экспертов.
Федеральными законами от 30.03.99 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 1650) и от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых
продуктов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2003, N 2,
ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст.
1752) установлено, что транспортировка
пищевых продуктов должна осуществляться
специализированным охлаждаемым или
изотермическим транспортом, однако
обязательные требования к такому
транспорту, предназначенному для
внутренних перевозок, не установлены и
правовое регулирование до настоящего
времени не проводится из-за отсутствия
соответствующего законодательного
акта.
В экономически развитых странах
контроль и освидетельствование
транспортных средств, предназначенных
для международных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов,
осуществляется в соответствии с
международным соглашением СПС,
участником которого в настоящее время
являются 40 стран, в том числе Россия, США,
Канада, страны Европейского сообщества и
ряд стран СНГ.
Контроль и освидетельствование
транспортных средств, предназначенных
для внутренних перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, в
указанных странах, кроме России и СНГ,
осуществляется на основе национальных
законодательных актов, учитывающих
специфику внутренних распределительных
перевозок, предусматривающих
промежуточные разгрузки и раздачу
продуктов клиентам с соответствующей
потерей холода или тепла из
изотермического кузова, что существенно
затрудняет поддержание заданных
температурных режимов .
При разработке специального
технического регламента, касающегося
транспортных средств, предназначенных
для внутренних автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, были
учтены опыт правового регулирования
экономически развитых страна в рамках
СПС и национальных законодательных
актов, а также требования Федерального
закона "О техническом
регулировании" и специфические
условия изготовления и эксплуатации
транспортных средств в нашей стране.
Регламент состоит из 4 глав, 15 статьей и
2-х приложений.
В 1-ой главе устанавливаются: цель и
область применения технического
регламента; правила идентификации с
использованием идентификационных
реквизитов транспортных средств и
существенных признаков их основных
характеристик; классификация,
необходимая для принятия требований
безопасности и идентификации
изотермических транспортных средств;
основные понятия. Кроме того, приводится
законодательство Российской Федерации в
области действия технического
регламента, необходимое для выполнения
его требований.
Целью регламента является обеспечение
защиты жизни и здоровья граждан, а также
предупреждение действий, вводящих в
заблуждение приобретателей при
реализации и эксплуатации
изотермических транспортных средств.
Указанная цель достигается путем
установления и соблюдения обязательных
требований к транспортным средствам,
предназначенным для внутренних
перевозок скоропортящихся пищевых
продуктов, направленных на снижение
рисков причинения вреда жизни и здоровью
людей, связанных с биологическими и
химическими видами опасностей.
Объектами технического регулирования
указанного регламента являются
следующие изотермические транспортные
средства, предназначенные для
внутренних автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов :
специализированные автомобили-фургоны
(код ОКП 45 2110, код ТН ВЭД 8704);
автоцистерны (код ОКП 45 2140, код ТН ВЭД
8704);
прицепы со специализированными кузовами
(код ОКП 45 2580, код ТН ВЭД 8716);
полуприцепы со специализированными
кузовами (код ОКП 45 2630, код ТН ВЭД 8716);
прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны
(код ОКП 45 2550, код ТН ВЭД 8716).
Регламент регулирует отношения,
возникающие при выполнении обязательных
требований к транспортным средствам,
предназначенным для внутренних
автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, а
также при оценке соответствия указанным
требованиям.
В регламенте даны определения следующих
понятий, необходимых для его целей и не
содержащихся в Федеральном законе от 27
декабря 2002 года N 184-ФЗ “О техническом
регулировании” (редакция на 7 мая 2007 г.):
изотермические транспортные средства;
скоропортящиеся пищевые продукты; общий
коэффициент теплообмена; эффективность
термического оборудования для
охлаждения или обогрева; типовой
образец.
Определение скоропортящихся пищевых
продуктов дано с учетом федеральных
законов от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" (Собрание
законодательства Российской Федерации,
1999, N 14, ст. 1650) и от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О
качестве и безопасности пищевых
продуктов" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 2000, N 2, ст. 150; 2003, N 2,
ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст.
1752), а также принятых во исполнение
указанных законов
Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 (постановление
Главного санитарного врача Российской
Федерации от 22 мая 2003 г. N98).
Уточненные определения остальных
понятий даны с учетом СПС. При этом,
вместо не рекомендуемого Международной
системой единиц СИ определения "общий
коэффициент теплопередачи",
используемого в СПС, применено
определение "общий коэффициент
теплообмена", установленного системой
СИ.
В 2-ой главе устанавливаются требования к
изотермическим свойствам и
эффективности термического
оборудования для обогрева или
охлаждения изотермических транспортных
средств, а также требования по
предупреждению действий, вводящих в
заблуждение приобретателей указанных
транспортных средств.
Для снижения уровня риска причинения
вреда здоровью и жизни людей при
экономически приемлемых финансовых и
материальных затратах при установлении
требований безопасности учтены
основополагающие принципы технического
регулирования: соответствие
технического регулирования уровню
развития национальной экономики и
материально-технической базы, а также
уровню научно-технического развития
страны.
Учет указанных принципов технического
регулирования достигается следующим.
Для России, где только налаживается
современное производство
изотермических транспортных средств,
ужесточение требований к ним
нецелесообразно, поэтому в регламенте
необходимо установлены единые нормы
безопасности, классификация, маркировка
и методы испытаний для всех транспортных
средств, используемых для перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов как
при внутренних, так при международных
перевозках.
Этим будет обеспечена возможность
производства и использования одних и тех
же транспортных средств,
предназначенных как для внутренних, так
и для международных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, и
будут исключены неоправданные повторные
испытания транспортных средств,
используемых для этих двух видов
перевозок, а также соответствующие
затраты изготовителей и собственников
на их проведение.
Это соответствует и практике ряда стран
(например, Франции, Португалии, Испании и
др.), которые применяют требования СПС
также и для контроля транспортных
средств, предназначенных для внутренних
перевозок.
Гармонизация требований регламента с
международными нормами и правилами в
соответствии с требованиями
Федерального закона "О техническом
регулировании" и Соглашения по
техническим барьерам в торговле ВТО, а
также с учетом международной практики
позволит минимизировать затраты,
связанные с введением в действие
указанного регламента, поскольку будет
использована функционирующая в
настоящее время производственная
испытательная база экспертных
организаций и привлечены специалисты
(аттестованные эксперты), осуществляющие
аналогичную деятельность в рамках СПС на
всей территории Российской Федерации .
В 3-ей главе устанавливаются следующие
формы оценки соответствия
изотермических транспортных средств:
декларирование соответствия на стадии
выпуска в обращение, периодические
испытания при эксплуатации транспортных
средств и государственный контроль
(надзор).
Установлено, что декларирование
соответствия изотермических
транспортных средств при выпуске в
обращение на территории Российской
Федерации, должно осуществляться по
схеме принятия заявителем декларации о
соответствии на основании собственных
доказательств и доказательств,
полученных при испытаниях, проведенных
аккредитованной испытательной
лабораторией.
Выбор указанной формы оценки
соответствия обоснован тем, что она
является достаточной для достижения
цели регламента и, кроме того,
соответствует мировой практике
преимущественного применения именно
формы декларирования соответствия как
менее затратной для заявителей по
сравнению с обязательной
сертификацией.
Для обеспечения безопасности
изотермических транспортных средств при
эксплуатации в соответствии с пунктом 3
статьи 7 Федерального закона “О
техническом регулировании”,
установлена следующая форма оценки
соответствия: периодические испытания
изотермических транспортных средств,
находящихся в эксплуатации, в
аккредитованных испытательных
лабораториях с выдачей свидетельства о
соответствии.
Выбор указанной формы оценки
соответствия полностью соответствует
современной международной практике.
В настоящее время все экономически
развитые страны, в том числе все 40
стран-участников СПС, в том числе страны
Европейского сообщества, США и Канада,
помимо подтверждения соответствия при
выпуске в обращение после первой
регистрации вновь изготовленных
транспортных средств, в обязательном
порядке проводят периодический
испытания их при эксплуатации.
В отношении транспортных средств,
предназначенных для международных
автомобильных перевозок, эта практика
применяется также в Российской
Федерации в рамках СПС и
внутригосударственных правовых актов,
принятых для реализации СПС.
Необходимость проведения
периодического испытаний обусловлена
тем, что характеристики изотермических
транспортных средств при эксплуатации
подвержены изменениям, влияющим на их
безопасность.
Так, изоляционный материал стенок кузова
в эксплуатации ежегодно теряет свои
теплоизоляционные свойства в среднем на
5% в год, падает его устойчивость против
загнивания и аккумулирования вредных
веществ и запаха. Снижаются воздухо- и
водонепроницаемость обшивки стенок
кузова и герметичность уплотнений
дверей.
Учитывая более суровые климатические
условия нашей страны, меньшую надежность
транспортных средств, производимых
отечественными производителями,
неудовлетворительный технический
сервис при эксплуатации, а также более
высокий потенциал опасности для
здоровья людей при внутренних
распределительных перевозках,
предусматривающих промежуточные
разгрузки перевозимых продуктов с
соответствующей потерей холода или
тепла из изотермического кузова, по
опыту Франции сокращена периодичность
испытаний транспортных средств по
сравнению с периодичностью,
установленной СПС, в среднем в два раза.
Этим осуществлено ужесточение контроля
транспортных средств, предназначенных
для внутренних автомобильных перевозок
скоропортящихся пищевых продуктов, по
сравнению с контролем в рамках СПС.
Это соответствует аналогичной практике
установления меньшей периодичности
государственного технического осмотра
транспортных средств в нашей стране по
сравнению с периодичностью осмотра в
странах Европейского Сообщества.
Например, по директиве 96/96 ЕС 10
периодичность технических осмотров для
транспортных средств категорий М и N установлена 4 года после начала
эксплуатации и далее один раз в два года,
что больше аналогичной периодичности в
нашей стране .
В регламенте предусмотрено возложение
функций по государственному контролю
(надзору) на федеральный орган
исполнительной власти в области
транспорта и подведомственные ему
государственные учреждения.
Это обусловлено тем, что в соответствии с
международным договором Российской
Федерации - СПС и внутригосударственными
правовыми актами, принятыми во
исполнение СПС, федеральный орган
исполнительной власти в области
транспорта в настоящее выполняет
указанные функции в части контроля и
освидетельствования изотермических
транспортных средств, предназначенных
для международных автомобильных
перевозок.
Международная практика также
убедительно свидетельствует о том, что
упомянутые функции по контролю
изотермических транспортных средств, в
подавляющем большинстве случаев,
возлагаются на транспортные
министерства.
Так, в официальном документе TRANS/WP.11/2003/2
Рабочей группы по перевозкам
скоропортящихся пищевых продуктов WP-11
КВТ ЕЭК ООН приведены данные по 20 странам
- участницам СПС, в которых проводятся
испытания с целью выдачи свидетельств о
соответствии. В этих же странах проводят
испытания и другие страны - участницы
СПС, у которых отсутствует собственная
испытательная база.
В 15 из 20 указанных выше стран (в том числе
в Германии, Великобритании, Италии и
Португалии) функции по контролю
изотермических транспортных средств
возложены на транспортные
министерства.
В 4-ой главе приводятся заключительные и
переходные положения.
В данном разделе для облегчения перехода
на новые требования настоящего
регламента устанавливается, что
обязательное подтверждение
соответствия путем принятия декларации
о соответствии и периодические
испытания осуществляются в отношении
изотермических транспортных средств,
выпущенных в обращение на территории
Российской Федерации после даты
вступления в силу настоящего
регламента.
Список использованных источников
1. Материалы Минпромэнерго России к
заседанию Правительства Российской
Федерации по вопросу “О ходе реализации
Федерального закона “О техническом
регулировании”.
2. Венгеров И. А., Рошаль Л. Я., Дынга И. Г.
Сборник нормативных актов по контролю
транспортных средств, предназначенных
для международных автомобильных
перевозок скоропортящихся пищевых
продуктов. Москва, 2002 г.
3. Венгеров И. А., Рошаль Л. Я., Дынга И. Г.
"Чтобы продукты не портились",
журнал "Автоперевозчик", 2002 г., N 8.
4. Ибраев К.А., Дынга И. Г., Кондратьев А. В.
Контроль и освидетельствование
изотермических транспортных средств. -
“Автотранспортное предприятие”, 2006 г., N
9.
5. DIN 8959 “Wдrmegedдmmte Befцrderungsmittel fьr Lebensmittel.
Anforderungen und Prьfung.
6. Exchange of informations between ATP member states.
TRANS/WP.11/2004/6.
7. Nouvelle approche des controles vitirinaires des engins des transport
sous tempirature dirigie "Qualititotale du maillon transport de la
chaine du froid", TRANS/WP.11/2002/4f.
8. Общероссийский классификатор
продукции ОК 005-93, утвержденный
Постановлением Госстандарта России от
30.12.1993 г. N 301, (в ред. Изменений N 1 - 11 ОКП, N
12/98 ОКП, N 13/98 ОКП, N 14/98 ОКП, N 15/98 ОКП, N 16/99
ОКП, N 17/99 ОКП, N 18/99 ОКП, N 19/99 ОКП, N 20/99 ОКП, N 21/99 ОКП, N 22/99
ОКП, N 23/99 ОКП, N 24/2000 ОКП, N 25/2000, N 26/2000, N 27/2000,
N 28/2000, N 29/2000 ОКП, N 30/2000
ОКП, N 31/2000 ОКП,
N 32/2000 ОКП, N 33/2000 ОКП, N 34/2000 ОКП, N 35/2001 ОКП, N 36/2001 ОКП, N 37/2001 ОКП, N 38/2001 ОКП, N 39/2001 ОКП, N 40/2001 ОКП, N 41/2001 ОКП, N 42/2001 ОКП, N 43/2001 ОКП, N 44/2002 ОКП, N 45/2002 ОКП, N 46/2002 ОКП, N 47/2002 ОКП, N 48/2002 ОКП, N 49/2002 ОКП, N 50/2002 ОКП, N 51/2002 ОКП, N 52/2002 ОКП, N 53/2003 ОКП, N 54/2003 ОКП, N 55/2003 ОКП, N 56/2003 ОКП (в ред. N 59/2003
ОКП), N 57/2003 ОКП, N 58/2003 ОКП, N 60/2003 ОКП, N 61/2003 ОКП).
9. Петрова А. П., Великанов А. Д. Реализация
СПС в Российской Федерации. -
“Автотранспортное предприятие”, 2005 г., N
11.
10. Директива 96/96ЕС от 20.12.1996 г. "О
принятии единообразных предписаний для
стран-членов Сообщества в отношении
технического надзора транспортных
средств и прицепов".
11. Постановление Правительства
Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N
862 "О внесении изменений в
постановление Правительства Российской
Федерации от 31 июля 1998 г. N 880".
Уведомление о разработке проекта
технического регламента (25 октября 2007
года)
Уведомление о завершении публичного
обсуждения проекта технического
регламента (19 марта 2008 года)
Уведомление о разработке проекта
технического регламента (16 марта 2009 года)
УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического
регламента
(25 октября 2007 года)
1. Разработчик |
Открытое
акционерное общество
"Научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта" (ОАО
"НИИАТ") |
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС |
Изотермические транспортные средства, грузовики, прицепы и полуприцепы. Коды ОКС 03.220.20, 43.080.10 |
3. Наименование проекта технического регламента |
"О
требованиях к транспортным средствам,
предназначенным для перевозки
скоропортящихся пищевых продуктов" |
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента |
Основанием
для разработки проекта технического
регламента является Программа
разработки технических регламентов на
2004-2006 годы, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 29
мая 2006 г. N 781-р |
5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента |
Проект
технического регламента не содержит
требований, отличающихся от положений
соответствующих международных
стандартов или обязательных требований,
действующих в Российской Федерации на
момент разработки |
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента |
два месяца с
даты опубликования уведомления |
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу |
125480, Москва,
ул. Героев Панфиловцев, д. 24. Тел. (495) 496-55-23,
факс: (495) 496-61-36. E-mail: Niiat@niiat.ru |
8. Копию проекта технического регламента можно получить |
125480, Москва,
ул. Героев Панфиловцев, д. 24. Тел. (495) 496-55-23,
факс: (495) 496-61-36. E-mail: Niiat@niiat.ru |
|
УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения
проекта технического регламента
(19 марта 2008 года)
1. Разработчик |
Открытое
акционерное общество
"Научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта" (ОАО
"НИИАТ") |
2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС |
Изотермические транспортные
средства, грузовики, прицепы и
полуприцепы. |
3. Наименование проекта технического регламента |
"О
требованиях к транспортным средствам,
предназначенным для перевозки
скоропортящихся пищевых
продуктов" |
4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента |
Проект
технического регламента не содержит
требований, отличающихся от положений
соответствующих международных
стандартов или обязательных требований,
действующих в Российской Федерации на
момент разработки |
5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить |
125480, Москва,
ул. Героев Панфиловцев, д. 24, тел./факс: (495)
496-91-23, e-mail: PAP_Niiat@bk.ru |
|
УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического
регламента
(16 марта 2009 года)
1. Разработчик |
Открытое
акционерное общество
"Научно-исследовательский институт
автомобильного транспорта" (ОАО
"НИИАТ") на основании
государственного контракта с
Министерством транспорта Российской
Федерации N 102-01-1 от 17 октября 2008 г.
Государственный регистрационный номер
0120.0 853206 от 18.11.2008 г. |
2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС |
специальные
автотранспортные средства,
предназначенные для перевозки
скоропортящихся пищевых продуктов, код
ОКС 03.220.20, 43.080.10 |
3. Наименование проекта технического регламента |
"О
безопасности автотранспортных средств,
предназначенных для перевозки
скоропортящихся пищевых
продуктов" |
4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента |
установление правовых основ
формирования и предъявления требований
к специальным автотранспортным
средствам, предназначенным для
перевозки скоропортящихся пищевых
продуктов, приведение их в соответствие
с Федеральным законом "О техническом
регулировании", современными
отечественными и международными
требованиями |
5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента |
Проект технического регламента не содержит требований, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. В отличие от требований,
действующих на территории Российской
Федерации, в рамках проекта технического
регламента изменены требования к
изотермическим свойствам кузовов
автотранспортных средств |
6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента |
два месяца с
даты опубликования уведомления |
7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу |
125480, Москва,
ул. Героев Панфиловцев, д. 24, тел/ (495) 496-91-23/
факс (495) 496-91-23, e-mail: PAP_NIIAT@bk.ru |
8. Копию проекта технического регламента можно получить |
125480, Москва,
ул. Героев Панфиловцев, д. 24, тел/ (495) 496-91-23/
факс (495) 496-91-23, e-mail: PAP_NIIAT@bk.ru |
Генеральный директор ОАО
"Научно-исследовательский |
Ссылается на
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации (с изменениями на 5 июля 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- Об изложении Программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 года N 1421-р, в новой редакции (утратило силу)