Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь



Внимание! Документ недействующий.



Вносится Правительством
Российской Федерации


Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
"О требованиях к программно-аппаратным средствам учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"


Статья 1. Цели принятия и область применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимальные требования к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, выполнение которых обеспечивает защиту имущества физических и юридических лиц, а также предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергетических ресурсов.

2. Защита имущества юридических и физических лиц и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергетических ресурсов осуществляется путём предоставления приобретателю и энергоснабжающей организации достоверных данных, полученных посредством обработки программно-аппаратными средствами учёта потребления энергетических ресурсов. В результате совершения указанных действий предотвращается отключение подачи энергетических ресурсов или взимание необоснованной оплаты подачи энергетических ресурсов.

3. Требование безопасности к объекту технического регулирования состоит в предотвращении потерь и искажений данных в процессе сбора, обработки с необходимой точностью, хранении и предоставлении приобретателям энергетических ресурсов и энергоснабжающим организациям.

4. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

- проведении оценки соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве обязательным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

- применении и исполнении обязательных требований к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в процессе использования этих средств по предусмотренному в их технической документации назначению.

Субъектами правоотношений настоящего Федерального закона являются производители и продавцы программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, лица, выполняющие функции иностранных производителей, лица, осуществляющие эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств, приобретатели энергетических ресурсов, контрольно-надзорные органы и испытательные лаборатории.

5. Требования настоящего Федерального закона распространяются на входящие в состав программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов компьютеры, программные средства обработки информации, программные средства для автоматизированных рабочих мест, базы данных и информационно-справочные системы применяемые в составе программно-технических комплексов для автоматизации обработки информации в непромышленной сфере для учета потребления следующих видов энергоресурсов:

- электрической энергии;

- тепловой энергии;

- газа, включая бытовой газ в баллонах;

- твёрдого топлива;

- горячей воды, используемой не для нагрева;

- холодной воды.

6. Настоящий Федеральный закон не устанавливает требования, обеспечивающие электрическую безопасность, электромагнитную совместимость, санитарно-гигиенические нормы, вопросы обеспечения единства измерений, а также иные требования к программно-аппаратным средствам учёта потребления энергоресурсов, регулируемые законодательством Российской Федерации в указанных сферах.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Данные учёта энергетических ресурсов - информация о фактически потребленных энергетических ресурсах и их качественных характеристиках, полученная в установленном порядке в результате измерения соответствующих параметров с помощью приборов учёта и представленная в виде, пригодном для автоматической обработки средствами вычислительной техники при возможном участии человека.

Доступность данных учёта энергетических ресурсов - возможность получения и использования приобретателем информации о количестве фактически потребленных энергетических ресурсов, качестве услуг по подаче энергетических ресурсов и оплате энергетических ресурсов.

Контрольный пример - совокупность программ для электронно-вычислительных машин и подставляемых в них данных, обеспечивающих проверку правильности функционирования программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов согласно требованиям действующих нормативно-правовых актов при использовании указанных программно-аппаратных средств по назначению.

Программно-аппаратные средства учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (программно-аппаратные средства учета энергетических ресурсов) - электронно-вычислительные машины (компьютеры), программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, применяемые в виде программно-технического комплекса в непромышленной сфере для учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Учёт потребления энергетических ресурсов - упорядоченная система сбора, регистрации, хранения и обработки информации о количестве потребленных энергетических ресурсов, качестве услуг по подаче энергоресурсов, сведений об оплатах энергетических ресурсов, включая учет денежных средств, поступивших энергоснабжающей организации от приобретателей.

Энергетический ресурс (энергоресурс) - носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть полезно использован в перспективе, включая твёрдое топливо и воду, которая может использоваться в качестве теплоносителя.

Статья 3. Правила идентификации программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов


1. Для установления принадлежности программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов к сфере действия настоящего Федерального закона проводится идентификация этих средств.

Идентификация программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов может проводиться на любой стадии обращения и осуществляется по следующим признакам:

- по названию и маркировке программно-аппаратных средств;

- по программных средств для обработки, хранения и предоставления данных о потреблении энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве путем сравнения сведений, приведенных в технологической и эксплуатационной документации с фактическими;

- по составу данных для обработки, хранения и предоставления, обеспечивающих сферу использования программно-аппаратных средств, путем сравнения сведений, приведенных в технологической и эксплуатационной документации с фактическими.

С учетом результатов идентификации определяется применимость установленных настоящим Федеральным законом требований безопасности и выбор процедур подтверждения соответствия для программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов из числа устанавливаемых настоящим техническим регламентом.

Статья 4. Требования к программно-аппаратным средствам, используемым для учета потребления энергетических ресурсов

1. Программно-аппаратные средства учёта потребления энергетических ресурсов должны обеспечивать сбор, хранение, обработку и предоставление данных о потребленном количестве энергетических ресурсов в установленных единицах величин, согласно условиям договора энергоснабжения, которые устанавливаются в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

2. Программно-аппаратные средства, поступающие в обращение на территории Российской Федерации, вне зависимости от места изготовления должны соответствовать следующим требованиям:

1) Средства вычислительной техники в составе программно-аппаратных средств должны обеспечивать среднюю наработку на отказ не менее 10 000 часов.

2) Лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов должно быть обеспечено:

- средствами резервирования и дублирования средств вычислительной техники для обеспечения бесперебойной работы на протяжении назначенного ресурса эксплуатации;

- средствами бесперебойного электропитания оборудования программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов;

- средствами обеспечения температурно-влажностного режима для обеспечения непрерывной, круглосуточной работы программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов;

- средствами архивации и восстановления данных;

- программными продуктами, которые могут использоваться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, и включающими в свой состав систему управления базами данных, программы для электронно-вычислительных машин для реализации сбора, обработки, хранения и предоставления данных учёта потребления энергетических ресурсов.

3. Точность измерения величин, достигаемая приборами учёта, не должна уменьшаться при обработке данных программно-аппаратными средствами.

4. Точность расчета оплаты за фактически принятое приобретателем количество энергетических ресурсов должна определяться исключительно точностью приборов учета и условиями договора энергоснабжения.

5. В зависимости от физических особенностей различных видов учитываемых энергетических ресурсов допускается для расчета оплаты за потребление энергетических ресурсов использовать как текущие показания приборов учёта, так и данные потребления энергетических ресурсов за определенные интервалы времени нарастающим итогом согласно условиям договоров энергоснабжения.

6. Увеличение интервалов времени, за которые проводится суммирование данных, полученных от приборов учета, по сравнению с установленными в договоре энергоснабжения, допускается только в том случае, если это не отражается на точности конечных результатов расчетов.

7. Проверка достоверности данных учёта энергетических ресурсов, полученных в период временного отсутствия приборов учёта, осуществляется с помощью регулярно проводимой сверки нормативов потребления энергетических ресурсов согласно положениям действующего в сфере учета энергетических ресурсов законодательства Российской Федерации, и фактически принятого приобретателем количества энергетических ресурсов.

8. Программно-аппаратные средства должны обеспечить хранение на срок не менее 5 лет следующих данных:

- данные приборов учёта с указанием времени получения результатов измерений с точностью до одного часа. При отсутствии возможности указания времени получения результатов измерений, используется дата и время получения данных программно-аппаратными средствами;

- данные, позволяющие определить установленный в законном порядке норматив потребления энергетического ресурса для данного приобретателя;

- данные, позволяющие идентифицировать прибор учёта в случае использования такого прибора.

9. Программно-аппаратные средства должны обеспечить хранение на срок не менее 5 лет следующих данных о неподаче энергетических ресурсов и об услугах по подаче энергетических ресурсов ненадлежащего качества:

- показания приборов учёта с указанием времени получения результатов измерений с точностью до одного часа и сведений об обращении приобретателей о ненадлежащем качестве услуг по подаче энергетических ресурсов;

- данные, позволяющие определить установленный в законном порядке норматив потребления соответствующего энергетического ресурса для данного приобретателя;

- данные, позволяющие идентифицировать приборы учёта в случае использования таких приборов.

10. Программно-аппаратные средства учета потребления энергетических ресурсов должны обеспечивать доступность для приобретателей и энергоснабжающих организаций следующих данных:

1) о тарифах на все виды потребляемых энергетических ресурсов, включая:

- значение норматива потребления соответствующего вида энергетических ресурсов;

- дату начала и окончания действия тарифа, включая время суток с точностью до одного часа;

2) о договорах энергоснабжения, заключенных в установленном порядке, включая:

- регистрационный номер договора;

- наименование и местонахождение сторон договора;

-место подачи энергетического ресурса;

- почтовый адрес, по которому осуществляется доставка счета на оплату фактически принятых приобретателем энергетических ресурсов;

- платежные реквизиты энергоснабжающей организации или получателя оплаты за подачу энергоресурсов;

- платежные реквизиты в случае их наличия у приобретателя энергетического ресурса.

3) о наличии или отсутствии у приобретателя энергетических ресурсов приборов учёта, включая:

- вид энергетического ресурса, для учёта которого используется прибор;

- тип и наименование прибора учёта;

- характеристики энергетического ресурса, измеряемые прибором учёта потребления энергетических ресурсов в принятых единицах величин; в случае применения косвенных измерений должны использоваться аттестованная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, методика выполнения измерений;

- сведения о поверке приборов учёта потребления энергетических ресурсов с указанием фактической даты поверки и даты очередной поверки;

- данные о месте установки прибора учёта.

4) о рассчитанном размере оплаты энергетических ресурсов, обработанные в установленном порядке с использованием данных о фактическом потреблении энергетических ресурсов, тарифах, качестве поставленных энергетических ресурсов и расчётных коэффициентах, если таковые предусмотрены договором энергоснабжения;

5) для расчета изменений оплаты энергетических ресурсов в случаях:

- неподачи потребителю энергетических ресурсов;

- предоставления услуг ненадлежащего качества по подаче потребителю энергетических ресурсов.

6) предоставляемые приобретателю за требуемый период времени согласно перечню, включая:

- тарифы, установленные на потребляемые энергетические ресурсы;

- в случае наличия изменения тарифа - дата с указанием дня, месяца, года и основание для изменения тарифа, установленного на потребляемые энергетические ресурсы;

- данные учёта энергоресурсов;

- размер оплаты энергетических ресурсов;

- количество неподачи энергетических ресурсов;

- количество услуг ненадлежащего качества по подаче энергетических ресурсов;

- изменения оплаты энергетических ресурсов, соответствующие количеству неподачи энергетических ресурсов;

- изменение оплаты энергетических ресурсов, соответствующее количеству услуг ненадлежащего качества по подаче энергетических ресурсов;

- поступившие от приобретателя энергетических ресурсов платежи для оплаты энергетических ресурсов;

- сводный баланс расчетов с приобретателем энергетических ресурсов по договору энергоснабжения;

- балансы расчетов с приобретателем энергетических ресурсов по каждому виду подаваемого энергетического ресурса.

7) счетов на оплату энергетических ресурсов, включая:

- регистрационный номер и дата формирования счета;

- номер договора энергоснабжения, на основании которого сформирован счет;

- фамилия, имя, отчество или наименование приобретателя энергетического ресурса и получателя оплаты энергетических ресурсов;

- платежные реквизиты приобретателя энергетических ресурсов;

- фамилия, имя, отчество или наименование, место жительства или место нахождения, платежные реквизиты получателя оплаты энергетических ресурсов;

- почтовый адрес доставки счета на оплату энергетически ресурсов;

- период времени, за который сформирован счет на оплату энергетических ресурсов;

- оплата энергетических ресурсов в течение указанного в счёте периода времени;

- поступившие платежи по расчётам за подачу энергетических ресурсов в течение указанного периода времени;

- баланс расчетов с приобретателем энергетических ресурсов по текущей задолженности на начало текущего периода времени или на момент формирования счета;

- баланс расчетов с приобретателем энергетических ресурсов по задолженности за предыдущие периоды времени или за время с предыдущего формирования счёта;

- денежная сумма, предъявляемая к оплате энергетических ресурсов;

- срок оплаты счета на оплату энергетических ресурсов;

Денежная сумма неустойки или пени, предъявляемая к оплате, выставляется отдельным счетом только для потребителей энергетических ресурсов, нарушивших порядок расчетов, предусмотренный договором энергоснабжения.

8) обработки платежей приобретателей за подачу энергетических ресурсов, в том числе с использованием контрольно-кассовой техники, включая:

- дата платежа;

- сумма платежа;

- место приема платежа;

- данные, позволяющие идентифицировать приобретателя энергетических ресурсов, осуществившего платеж;

- данные, позволяющие идентифицировать получателя оплаты энергетических ресурсов;

- данные о виде энергетических ресурсов, за которые произведена оплата.

9) данные об обращениях приобретателей энергетических ресурсов по следующему перечню:

- обращения по подаче энергетических ресурсов;

- обращения в связи с изменением условий по подаче энергетических ресурсов;

- обращения в связи с прекращением подачи энергетических ресурсов, в том числе сообщения об авариях;

- обращения в связи с недостаточной подачей энергетических ресурсов;

- обращения в связи с услугами ненадлежащего качества по подаче энергетического ресурса;

- претензии по расчетам за подаваемые энергетические ресурсы.

По каждому обращению приобретателя хранятся данные по следующему перечню:

- предмет обращения;

- идентификационные признаки адресата обращения;

- идентификационные признаки приобретателя энергетических ресурсов, подавшего обращение;

- дата и время подачи обращения;

- дата и время рассмотрения обращения;

- идентификационные признаки должностных лиц, определивших порядок действий по обращению;

- результат рассмотрения обращения.

Для заявлений о неподаче энергетического ресурса, услугах ненадлежащего качества по подаче энергетического ресурса обрабатывается дата и время начала и окончания периода времени, на который распространяется обращение, с точностью до одного часа.

10) по расчету в установленном порядке неустойки или пени для приобретателей энергетических ресурсов, нарушивших порядок расчетов, предусмотренный договором энергоснабжения;

11) о сроках принудительного ограничения подачи энергетических ресурсов приобретателям, нарушившим установленный порядок расчетов за энергетические ресурсы;

12) о сроке или дате отмены ограничений на подачу энергетических ресурсов приобретателям.

В период использования программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов по назначению проверка доступности данных по учёту энергетических ресурсов для приобретателей выполняется лицами, осуществляющие эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств, с помощью контрольного примера. Контрольный пример выполняется программно-аппаратными средствами учёта потребления энергоресурсов с периодичностью и на условиях, определённых эксплуатационной документацией.

11. Следующие данные по учету потребления энергетических ресурсов программно-аппаратными средствами должны храниться не менее 5 лет:

- об условиях договора энергоснабжения;

- о количестве поданных энергетических ресурсов в текущем и предыдущих периодах времени;

- о качестве услуг по подаче энергетических ресурсов;

- об оплате энергетических ресурсов в текущем и предыдущих периодах времени;

- о балансе расчётов с приобретателем энергетических ресурсов;

- об изменениях и обоснованиях для таких изменений персональных и иных данных, которые используются по договору энергоснабжения для учёта энергетического ресурса и оплаты энергетического ресурса.

Хранящиеся данные предоставляются потребителю по его документированному запросу в бумажном или электронном виде в установленный законодательством Российской Федерации срок.

12. Уровень защиты данных по учёту энергетических ресурсов от несанкционированного доступа определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере защиты информации и информационных технологий.

Данные программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов, относящиеся согласно действующего законодательства Российской Федерации к общедоступным, предоставляются без идентификации запрашивающего их лица.

Статья 5. Требования к порядку проведения идентификации физических и юридических лиц в целях применения настоящего Федерального закона

1. Идентификация приобретателя энергетических ресурсов программно-аппаратными средствами учёта должна выполняться на основе серийного номера и данных о модели прибора учёта, установленного у приобретателя согласно договору энергоснабжения.

2. Идентификация всех приобретателей энергетических ресурсов должна проводиться автоматически каждый раз перед процедурой сбора данных учёта энергетических ресурсов.

Перед процедурой сбора данных учёта энергетических ресурсов автоматически должны быть обновлены хранимые программно-аппаратными средствами данные об используемых приборах учёта, в том числе о замене приборов учета с указанием конечного показания снятого прибора учета и начального показания вновь установленного прибора учета, а также даты замены с точностью до одного часа.

3. Для исключения ошибок идентификации физических лиц - приобретателей энергетических ресурсов, программно-аппаратные средства должны обеспечивать сбор, хранение и предоставление следующих данных:

- фамилия, имя, отчество приобретателя энергетических ресурсов;

- дата рождения приобретателя энергетических ресурсов;

- место жительства приобретателя энергетических ресурсов;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- данные документа, удостоверяющего личность приобретателя энергетических ресурсов;

- дата смерти приобретателя энергетических ресурсов;

- банковские реквизиты приобретателя энергетических ресурсов - при наличии таких реквизитов;

- данные об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности, найме или аренде приобретателя энергетических ресурсов, на которые подаются энергетические ресурсы;

- данные о лицах, проживающих совместно с приобретателем энергетических ресурсов - физическим лицом в жилом помещении, куда подаются энергетические ресурсы.

Обеспечение доступа к персональным данным осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

4. Для исключения ошибок идентификации юридических лиц - приобретателей энергетических ресурсов, программно-аппаратные средства должны обеспечивать сбор, хранение и предоставление следующих данных:

- наименование юридического лица, организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица - приобретателя энергетических ресурсов;

- для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность приобретателя энергетических ресурсов;

- данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц ЕГРЮЛ;

- данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей ЕГРИП;

- номер свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица;

- дата прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - приобретателя энергетических ресурсов;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- данные об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности, найме или аренде приобретателя энергетических ресурсов, на которые подаются энергетические ресурсы;

- платежные реквизиты приобретателя энергетических ресурсов.

5. Для исключения ошибок идентификации приобретателей энергетических ресурсов программно-аппаратные средства должны обеспечивать сбор, хранение и предоставление следующих данных об объектах, на которые подаются учитываемые виды энергетических ресурсов:

- регистрационный номер объекта недвижимого имущества;

- почтовый адрес объекта недвижимого имущества;

- дата ввода объекта недвижимого имущества в эксплуатацию;

- данные о характеристиках объекта недвижимого имущества, необходимые, согласно установленного порядка, для расчёта оплаты за энергетические ресурсы, подаваемые на данный объект.

6. Для исключения ошибок обработки данных учёта энергетических ресурсов программно-аппаратные средства учёта потребления энергетических ресурсов должны обеспечивать идентификацию пользователей по номерам договора энергоснабжения при любых операциях по изменению нормативно-справочной информации, персональных данных, данных юридических лиц, которые используются при обработке данных учёта энергетических ресурсов и расчёте оплаты энергетических ресурсов.

Статья 6. Требования к порядку проведения перерасчета оплаты энергетических ресурсов

1. В случае предоставления приобретателю энергетических ресурсов услуг подачи энергоресурсов ненадлежащего качества перерасчет оплаты энергетических ресурсов осуществляется энергоснабжающей организацией или лицом, осуществляющим эксплуатацию программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов на основании мотивированного обращения приобретателя энергетических ресурсов с указанием показаний приборов учета. Перерасчёт оплаты производится на основе использования программно-аппаратных средств учёта.

2. В случае отсутствия или выхода из строя приборов учета, а также в иных случаях непоступления данных учета энергетических ресурсов к моменту окончания установленного расчётного периода для оплаты энергетических ресурсов, энергоснабжающая организация или лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств, проводит перерасчёт оплаты с использованием программно-аппаратных средств учет расхода энергетических ресурсов по нормативам потребления, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации

3. В случае, если учет потребления энергетических ресурсов производится по объектовым или общедомовым приборам учета, распределение фактически принятого количества энергетических ресурсов между конечными приобретателями энергетических ресурсов выполняется программно-аппаратными средствами учёта потребления энергетических ресурсов на основании условий договора энергоснабжения и с учётом характеристик энергопринимающих установок.

Статья 7. Требования к информации, предоставляемой изготовителем программно-аппаратных средств учёта приобретателю или лицу, осуществляющему эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств

1. К поступающим в обращение программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов должна прикладываться сопроводительная техническая документация в объеме, достаточном для обеспечения их безопасной установки, эксплуатации и утилизации.

2. Сопроводительная техническая документация к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов должны содержать следующие сведения:

- предусмотренное использование программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов;

- правила и условия хранения, консервации, транспортирования, использования, периодического технического обслуживания, ремонта, восстановления и утилизации;

- основные потребительские характеристики;

- сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии, а также санитарно-эпидемиологического заключения на виды продукции, подлежащие в соответствии с действующим законодательством санитарно-эпидемиологической экспертизе;

- местонахождение изготовителя и (или) продавца, информация для связи с ним;

- инструкция о мерах, которые должен предпринять пользователь при обнаружении неправильного функционирования;

- контрольный пример;

- инструкции по проверке правильности функционирования программно-аппаратных средств учёта и доступности данных учёта потребления энергетических ресурсов с использованием контрольного примера;

- дата изготовления оборудования программно-аппаратных средств учёта;

- сведения о технических регламентах, документах в области стандартизации, иной нормативно-технической документации, применяемой при изготовлении программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов.

3. Информация в сопроводительной технической документации должна быть однозначно понимаемой и достоверной.

4. Информация о программно-аппаратных средствах учета потребления энергоресурсов может быть представлена в виде текстовых сопроводительных документов (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации, каталог) и (или) в электронном виде на магнитном или оптическом носителе, содержащем указанную информацию, прикладываемых непосредственно к конкретной продукции.

Наиболее важная информация о программно-аппаратных средствах учета потребления энергоресурсов должна быть включена в сведения, содержащиеся в маркировке.

5. Маркировка должна содержать на русском языке следующую информацию для приобретателя:

- наименование продукции, модификация, торговое наименование;

- наименование, торговая марка или товарный знак изготовителя или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя;

- наименование страны-изготовителя;

- знак обращения на рынке.

Статья 8. Формы подтверждения соответствия

1. Программно-аппаратные средства учета потребления энергоресурсов, поступающие в соответствии с частью 3 статьи 1 настоящего Федерального закона в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

2. Обязательное подтверждение соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации

Статья 9. Порядок проведения декларирования соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов


1. Декларирование соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов осуществляется путем принятия заявителем декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

2. При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (далее - лицо, выполняющее функции изготовителя).

Изготовитель (лицо, выполняющее функции изготовителя) может, по своему выбору, произвести сертификацию программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в соответствии с пунктом 5 статьи 10 настоящего Федерального закона.

3. При декларировании соответствия в качестве собственных доказательств заявитель должен использовать техническую документацию, результаты собственных испытаний (исследований) и измерений и другие документы, служащие мотивированным основанием для подтверждения соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов установленным настоящим Федеральным законом требованиям.

Заявитель также включает в доказательственные материалы протоколы испытаний (исследований), проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).

4. Заявитель при декларировании соответствия программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов:

Заключает с испытательной лабораторией (центром) договор о проведении испытаний и представляет ей образцы декларируемых программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов.

Направляет на регистрацию в федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в сфере технического регулирования, декларацию о соответствии, оформленную в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи.

Обращается при необходимости с федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на аккредитацию испытательных лабораторий (центров), с жалобами на неправомерные действия испытательной лаборатории (центра).

5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:

- наименование и местонахождение заявителя программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов.

- наименование и местонахождение изготовителя программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов.

- описание программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов, позволяющего его идентифицировать;

- наименование технического регламента, на соответствие которого подтверждается программно-аппаратное средство учета потребления энергоресурсов.

- заявление заявителя о том, что программно-аппаратное средство учета потребления энергоресурсов при его использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона не приведет к действиям, вводящим в заблуждение потребителей энергоресурсов при учете потребления энергоресурсов;

- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона;

- срок действия декларации о соответствии.

6. Для целей настоящего Федерального закона используется форма декларации о соответствии утвержденная федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в сфере технического регулирования.

7. Регистрация декларации о соответствии осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании ".

8. Срок действия декларации о соответствии программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве требованиям настоящего Федерального законе устанавливается 3 года.

9. В случае ликвидации юридического лица либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или смерти гражданина, принявших ранее и зарегистрировавших декларацию о соответствии в установленном порядке такая декларация о соответствии остается действительной для ранее выпущенных указанными лицами и маркированных программно-аппаратных средств учета потребления энергетических ресурсов в течение срока годности (службы) таких программно-аппаратных средств при условии, что приобретение соответствующих программно-аппаратных средств было осуществлено до наступления обстоятельств, предусмотренных настоящей статьей.

Статья 10. Порядок проведения обязательной сертификации программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов


1. Обязательная сертификация программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем.

2. При обязательной сертификации заявителем могут быть продавец, лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов, изготовитель либо лицо, выполняющее функции изготовителя.

3. При обязательной сертификации заявитель:

- направляет в орган по сертификации заявку о проведении обязательной сертификации программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов и его техническое описание, содержащее технические параметры, позволяющие идентифицировать и оценить соответствие программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов установленным настоящим Федеральным законом требованиям, а также при необходимости предоставляет органу по сертификации дополнительную информацию;

- заключает с органом по сертификации договор о проведении работ по обязательной сертификации;

- представляет в орган по сертификации документ изготовителя, подтверждающий факт производства им заявленного для проведения обязательной сертификации программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов (в случае, если заявитель является продавцом);

- осуществляет выбор схемы обязательной сертификации (только изготовитель);

- предоставляет органу по сертификации возможность отбора образцов для проведения испытаний;

- обеспечивает беспрепятственное выполнение своих полномочий представителям органа по сертификации;

- в случае неправомерных действий органа по сертификации заявитель имеет право обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на аккредитацию органов по сертификации, с жалобами на действия орагна по сертификации.

4. Техническое описание программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов должно содержать:

- наименование, комплектность и выполняемые им функции;

- количественные характеристики, определяющие мощность и технические возможности программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов;

- режимы функционирования;

- описание программного обеспечения;

- описание комплекса технических средств;

- перечень входной и выходной информации, документов;

- сведения о совместимости с другими системами.

- контрольный пример;

5. Обязательная сертификация программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов проводится с использованием одной из схем:

- схема N1 - применяется при сертификации программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов по заявке продавца или лица, осуществляющего эксплуатацию программно-аппаратных средств учёта потребления энергоресурсов, и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у продавца (лица, осуществляющего эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств), и инспекционные проверки сертифицированных программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в течение срока действия сертификата соответствия. Сертификат соответствия выдается сроком на 1 год;

- схема N2 - применяется при сертификации программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов по заявке изготовителя (лица, выполняющего функции изготовителя) и предусматривает сертификационные испытания образцов, взятых у изготовителя (лица, выполняющего функции изготовителя), и ежегодные инспекционные проверки сертифицированных программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в течение срока действия сертификата соответствия. Сертификат соответствия выдается сроком на 3 года.

6. Обязательная сертификация программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов должна осуществляться в течение 3 месяцев с момента заключения договора о проведении работ по обязательной сертификации.

7. Испытательные лаборатории (центры) проводят проверку возможности изготовителя выпускать в течение срока действия сертификата соответствия программно-аппаратные средства учета потребления энергоресурсов, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона (инспекционные проверки).

8. Орган по сертификации после получения документально оформленных результатов сертификационных испытаний в срок не более 30 дней принимает решение о выдаче или мотивированном отказе в выдаче сертификата соответствия.

9. Сертификат соответствия включает в себя:

- наименование и местонахождение заявителя программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов;

- наименование и местонахождение изготовителя программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов, прошедшего сертификацию;

- наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;

- описание программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов, позволяющего его идентифицировать;

- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов;

- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;

- информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия программно-аппаратного средства учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего технического регламента;

- срок действия сертификата соответствия.

10. Срок действия сертификата соответствия определяется в соответствии с принятой схемой сертификации, установленной в пункте 5 настоящей статьи.

11. Форма сертификата соответствия для программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов утверждается в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере технического регулирования.

Статья 11. Применение знака обращения на рынке


1. Знаком обращения на рынке могут быть маркированы исключительно программно-аппаратные средства учета потребления энергоресурсов, соответствие которых подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Маркирование знаком обращения на рынке осуществляется декларантом и держателем сертификата соответствия любым удобным для него способом.

3. Знак обращения на рынке наносят на программно-аппаратные средства учета потребления энергоресурсов или на их упаковку и сопроводительную документацию любым удобным способом, обеспечивающим его заметность, разборчивость и неуничтожаемость без серьезных повреждений.

4. Для партий импортируемых программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов допускается наличие знака обращения только на упаковке и в сопроводительных технических документах.

5. Не допускается введение в обращение на территории Российской Федерации программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, не имеющих знака обращения на рынке.

Статья 12. Органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона


Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и его территориальными органами (далее - органы государственного контроля (надзора).

Порядок осуществление государственного контроля (надзора)за соблюдением требований настоящего Федерального закона устанавливается законодательством Российской Федерации.

Структура органов, осуществляющих государственный контроль (надзор), из задачи, функции, порядок осуществления деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 13. Права и обязанности органов государственного контроля (надзора) при проверке выполнения требований настоящего Федерального закона


1. Органы государственного контроля (надзора) вправе:

- требовать от изготовителя (лица, выполняющего функции изготовителя) предъявления зарегистрированной декларации или сертификата соответствия, подтверждающего соответствие программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона;

- требовать от продавца и лица, осуществляющего эксплуатацию программно-аппаратных средств предъявления сертификата соответствия, подтверждающего соответствие программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона;

- выдавать предписания о принятии мер к устранению выявленных нарушений с указанием срока их устранения. Срок устанавливается с учетом характера нарушения, но не может превышать одного месяца;

- принимать мотивированные решения о запрете введения в обращение программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, а также обращаться в суд с иском об их принудительном отзыве, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований настоящего Федерального закона;

- обращаться в суд с требованием возмещения расходов на проведение испытаний и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения требований настоящего Федерального закона к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов;

- направлять информацию о необходимости приостановить или прекратить действие сертификата соответствия или декларации в соответствующие инстанции.;

- принимать иные, предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда путем действий, вводящих приобретателя в заблуждение.

2. Органы государственного контроля (надзора) обязаны:

- проводить в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона разъяснительную работу по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, информировать о существующих технических регламентах;

- соблюдать коммерческую тайну и иную охраняемую законом конфиденциальную информацию;

- соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона и оформления результатов таких мероприятий, установленный законодательством Российской Федерации;

- принимать на основании результатов мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона меры по устранению последствий нарушений требований настоящего Федерального закона;

- направлять декларанту и держателю сертификата соответствия информацию о несоответствии программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона;

- осуществлять другие предусмотренные законодательством Российской Федерации полномочия.

Статья 14. Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением требований настоящего Федерального закона


1. Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона и в случае совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. О мерах, принятых в отношении виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органы государственного контроля (надзора) в течение месяца обязаны сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

Статья 15. Ответственность изготовителя, лица, выполняющего функции изготовителя, продавца, лица, осуществляющего эксплуатацию программно-аппаратных средств, за нарушение требований настоящего Федерального закона

1. За нарушение требований настоящего Федерального закона изготовитель (продавец, лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств, лицо, выполняющее функции изготовителя) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. В случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (продавец, оператор информационной системы, лицо, выполняющее функции изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Ответственность органа по сертификации и испытательной лаборатории (центра)


1. Орган по сертификации и должностное лицо органа по сертификации, нарушившие правила выполнения работ по сертификации, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором о проведении работ по сертификации.

2. Испытательная лаборатория (центр), эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов исследований (испытаний) и измерений.

3. В случае неисполнения решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию органов по сертификации, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на аккредитацию испытательных лабораторий (центров), орган по сертификации и испытательная лаборатория (центр) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Обязанности изготовителя, лица выполняющего функции изготовителя, лица, осуществляющего эксплуатацию программно-аппаратных средств, продавца, в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям настоящего Федерального закона


1. Изготовитель, лицо, выполняющее функции изготовителя, лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств, продавец, получивший информацию о несоответствии программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона обязан в течение десяти дней с момента получения указанной информации провести проверку ее достоверности и незамедлительно уведомить орган государственного контроля (надзора) о начале проверки и ее результатах.

Продавец (лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств, лицо, выполняющее функции изготовителя), получивший указанную информацию, в течение десяти дней обязан довести ее до изготовителя.

В случае получения информации о несоответствии продукции требованиям настоящего Федерального закона изготовитель, лицо, выполняющее функции изготовителя, лицо, осуществляющее эксплуатацию программно-аппаратных средств, продавец обязаны принять необходимые меры для того, чтобы до завершения проверки возможный вред, связанный с обращением данного оборудования, не увеличился.

2. При подтверждении достоверности информации о несоответствии программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов требованиям настоящего Федерального закона, изготовитель, лицо, выполняющее функции изготовителя, оператор информационной системы, продавец в течение десяти дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязаны разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля (надзора).

Программа должна соответствовать требованиям Федерального закона "О техническом регулировании".

Статья 18. Переходные положения


1. С момента введения в действие настоящего Федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на техническое оборудование и программное обеспечение в составе программно-аппаратных комплексов, если такое оборудование и программное обеспечение были произведены, а программно-аппаратные комплексы были сформированы до вступления в силу настоящего Федерального закона.

Приведение в соответствие технического оборудования и программного обеспечения в составе аппаратно-программных комплексов, сформированных до введения в действие настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение 2 лет с момента вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом


1. Изложить абзац 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 03.04.1996 N28-ФЗ "Об энергосбережении" (Собрание законодательства РФ, 08.04.1996, N15, ст.1551, 25.12.2006, N52 (1 ч.) ст.5498) в следующей редакции:

"Учет потребляемых энергетических ресурсов осуществляется в соответствии с установленными техническими регламентами, государственными стандартами и нормами точности измерений".

2. Изложить абзац 1 статьи 9.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ:

"Непроизводительное расходование энергетических ресурсов, включая нарушение правил, связанных с учетом энергетических ресурсов, вследствие несоблюдения требований, установленных государственными стандартами, техническими регламентами или иными правовыми или нормативно-техническими документами".

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу в течение шести месяцев со дня его официального опубликования.


Президент
Российской Федерации


Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Технический регламент
"О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"



В настоящее время правовое регулирование отношений между приобретателем и поставщиком в части учёта энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве развито недостаточно. Соответствующие положения "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 и ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" не подкреплены необходимыми требованиями к эксплуатационным характеристикам программно-аппаратных средств учёта энергоресурсов (ПАСУ ЭР), в том числе в части поиска, хранения, обработки и предоставления доступа к достоверным данных о поставке энергоресурсов. В результате отсутствует объективный, достоверный, доступный для контроля источник информации, что позволяет ввести приобретателя в заблуждение относительно количества (объёма) поставленных ему энергоресурсов, размеров платы за энергоресурсы. Возникает риск нанесения вреда имуществу приобретателя вследствие прекращения поставок энергоресурсов из-за некорректных данных учёта. При отсутствии единых требований к средствам ПАСУ ЭР снижается эффективность применения современных приборов измерения расхода энергоресурсов, нередко отсутствует возможность оперативного обнаружения несанкционированного потребления энергоресурсов, имеются проблемы с получением объективной оценки уровня потребления энергоресурсов для проведения разумной тарифной политики в сфере ЖКХ.

Таким образом, для достижения целей разработки проекта технического регламента - защиты имущества юридических и физических лиц, а также предупреждения действия, вводящих приобретателей энергоресурсов в заблуждение - необходимо законодательное определение требований к соответствующим программно-аппаратным средствам в отношении надёжности и безопасности этих средств, а также в отношении достоверности и полноты данных в процессе их сбора, обработки, хранения и предоставления правомерного доступа к сведениям о количестве (объёме) потребления энергоресурсов, размере платы за потребление и качество услуг по поставке энергоресурсов (см. приложение А).

ПАСУ ЭР рассматривается как единый комплекс вычислительной техники и программ, обеспечивающих его работу по учёту потребления разных видов энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В качестве энергоресурсов рассматриваются электрическая энергия, тепловая энергия, газ, включая бытовой газ в баллонах, твёрдое топливо, горячая вода, используемая не для нагрева, холодная вода.

Субъектами правоотношений настоящего технического регламента являются производители и продавцы программно-аппаратных средств учёта потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве, лица, выполняющие функции иностранных производителей, лица, осуществляющие эксплуатацию указанных программно-аппаратных средств. Производитель ПАСУ ЭР в процессе подтверждения соответствия своей продукции требованиям настоящего технического регламента может выбирать различные формы подтверждения соответствия.

Введение в действие настоящего Федерального закона обеспечит защиту прав и интересов граждан на получение достоверной, точной и поверяемой информации по учёту энергоресурсов в натуральном и денежном выражении из одного источника, обеспечит совместимость различных систем учёта при информационном обмене на основе открытых стандартов, что повысит открытость рынка соответствующих средств для конкуренции различных решений.

Приложение А


Объект технического регулирования (ТР) не является измерительной или информационно-измерительной системой или средством измерения. ПАСУ ЭР не применяются "для определения величин, единицы которых допущены в установленном порядке к применению в Российской Федерации и должны соответствовать условиям эксплуатации и установленным требованиям" согласно ст. 8 ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Все измерения производятся внешними приборами учёта (см. рисунок). Информация об измеренных значениях энергоресурсов передаётся в программно-аппаратные средства учёта потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве (ПАСУ ЭР) либо с помощью внешних средств автоматизации (автоматизированные системы коммерческого учёта потребления энергоресурсов) либо вводится вручную (при временном отсутствии приборов учёта). Эта ситуация соответствует фактически сложившейся на рынке.

Таким образом, обеспечение приобретателя достоверной и точной информацией о потреблении энергоресурсов зависит от того, насколько данные, полученные программно-аппаратными средствами учёта (ПАСУ) являются полными и достоверными. Техрегламент не вводит специальных требований к структуре объекта технического регулирования, а только требования к некоторым свойствам и функциям объекта технического регулирования. Для обеспечения наличия этих свойств и функций применяются положения настоящего технического регламента.

На схеме рис. 1 показаны функции и свойства объекта технического регулирования, а также способы контроля свойств ПАСУ ЭР в процессе подтверждения соответствия требованиям настоящего техрегламента.


Рисунок 1 - Функциональная схема процессов обработки данных ПАСУ ЭР


Обоснование необходимости принятия Федерального закона "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве" с указанием тех требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки законопроекта


Данный законопроект вводится для защиты имущества физических и юридических лиц, а так же предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергоресурсов.

С целью определения требований, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов, действующих на территории Российской Федерации в момент разработки проекта настоящего законопроекта, на основании действующего общероссийского классификатора стандартов 0К 001-2000 (МК(ИСО/ИНФКО МКС)001-96) были рассмотрены стандарты по кодам:

01.040.01 Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация (Словари).

01.040.03 Социология. Услуги. Организация фирм и управление ими.

35.020 Информационные технологии (ИТ) в целом

35.040 Наборы знаков и кодирование информации

35.060 Языки, используемые в ИТ

35.080 Документация на разработку ПО и системная документация

35.100 Взаимосвязь открытых систем

35.100.01 Взаимосвязь открытых систем в целом

35.100.10 Физический уровень

35.100.20 Уровень звена данных

35.100.30 Сетевой уровень

35.100.40 Транспортный уровень

35.100.70 Прикладной уровень

35.110 Организация сети

35.180 Информационно-технологические терминалы и другие периферийные устройства

35.200 Интерфейсы и межсоединительные устройства

35.220.22 Магнитные ленты

35.240.15 Идентификационные карточки и связанные с ними устройства

35.240.20 Применение информационных технологий в работе учреждений

35.240.40 Применение информационных технологий в банковском деле

35.240.60 Применение информационных технологий на транспорте и в торговле


В указанных кодах исследовались стандарты, выпущенные на базе международных стандартов (ИСО) и рекомендаций МЭК.

Требований настоящего законопроекта, отличающихся от положений, международных стандартов и рекомендаций, действующих на территории Российской Федерации, не выявлено.

Финансово-экономическое обоснование
принятия Федерального закона
"Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"


1. Сфера воздействия Федерального закона технического регламента

Целями разработки Федерального закона технического регламента являются:

- обеспечение защиты имущества физических и юридических лиц;

- предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей энергоресурсов.

Объектами технического регулирования является оборудование программно-технических комплексов и программное обеспечение, необходимое для эксплуатации автоматизированных систем, применяемых для учета потребления следующих видов энергоресурсов, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве:

электрической энергии;

тепловой энергии;

газа, включая бытовой газ в баллонах;

твёрдого топлива;

горячей воды, используемой не для нагрева;

холодной воды.

Действие настоящего технического регламента не распространяется на приборы для учёта расхода энергоресурсов.

Федеральный закон технический регламент, с учетом мировой практики, а также существующего опыта устанавливает минимальные требования, необходимые для осуществления технического регулирования на стадиях обращения и эксплуатации оборудования программно-технических комплексов и программного обеспечения, необходимого для эксплуатации автоматизированных систем, применяемых для учета потребления видов всех энергоресурсов, используемых в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Таким образом, регулируемые настоящим регламентом отношения охватывают:

1. Изготовителей оборудования программно-технических комплексов.

2. Разработчиков программного обеспечения, необходимого для эксплуатации автоматизированных систем, применяемых для учета потребления видов всех энергоресурсов.

3. Импортеров оборудования программно-технических комплексов и программного обеспечения.

4. Продавцов оборудования программно-технических комплексов и программного обеспечения.

5. Владельцев и пользователей оборудования программно-технических комплексов и программного обеспечения.


В сферу жилищно-коммунального хозяйства в той или иной степени вовлечены все граждане нашей страны.

Потребление энергоресурсов сфере жилищно-коммунального хозяйства в целом в масштабах государства может быть охарактеризовано следующими данными Федеральной службы государственной статистики за 2006 год, приведенными в Таблице 1:

Таблица 1

Наименование показателя

Расход электро-энергии в натуральном выражении -всего, кВт/час

в том числе на услуги:

Расход топлива, т усл. топлива

водо-снабжения
кВт/час

водо-отведения
кВт/час

тепло-снабжения
кВт/час

Всего из них:

84 420 540 583,2

12 312 794 228,8

6 374 609 670,6

15 330 491 212,1

1 161 419 440,8

Государственная собственность

10 387 570 734,9

2 128 153 085,8

1 262 922 702,3

2 944 788 366,2

349 774 126,0

Муниципальная собственность

23 521 858 863,4

7 317 647 518,3

3 768 641 397,9

6 868 325 975,6

613 594 271,8

Собственность общественных организаций

20 576 704,0

2 183 605,0

1 639 906,0

6 709 917,0

8 430 030,2

Частная собственность

36 008 513 899,6

2 133 620 907,3

1 015 985 304,2

3 036 442 435,9

117 203 749,3

Смешанная Российская собственность

6 464 361 813,9

722 743 292,0

311 613 854,2

1 763 458 508,4

68 520 907,6

Собственность потребительской кооперации

5 931 569,4

266 122,4

5 126,0

1 835 350,0

20 616,9

Иностранная собственность

144 000,0

-

-

144 000,0

329 350,0

Совместная российская и иностранная

8 011 582 998,0

8 179 698,0

13 801 380,0

708 786 659,0

3 546 389,0


2. Изменение состояния учета энергоресурсов после вступления в силу настоящего технического регламента.

В настоящее время в сфере ЖКХ всё более широко применяются общедомовые и индивидуальные приборы учёта расхода энергоресурсов. Массовое внедрение более точных средств учёта требует применения средств автоматизации при сборе, обработки и предоставлении данных по учёту энергоресурсов. Основные положения по определению правил и способов учёта энергоресурсов определены "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, и положениями Государственного стандарта Российской федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия". Однако в этих документах отсутствуют необходимые требованиям к функциональным и эксплуатационным свойствам программно-аппаратных средств, используемых для учёта потребления энергоресурсов в ЖКХ.

Отсутствие обязательных требований к соответствующим программно-аппаратным средствам учёта приводит к тому, что при автоматической обработке данных по учёту возникают условия, способствующие нарушению персонализации учёта, появляется вероятность неточных расчётов объёма потребления, приобретатель может быть введен в заблуждение относительно количества поставленных энергоресурсов в натуральном и денежном выражении. В результате существует риск нанесения вреда приобретателю или его имуществу в денежном выражении.

В связи с принятием настоящего Федерального закона возникают правовые основы для снижения рисков нанесения вреда приобретателю, в том числе, в денежном выражении. Применение программно-аппаратных средств учёта позволит централизованно проводить сбор, регистрации, обработку данных о фактических объемах потребления в ЖКХ различных видов энергоресурсов - газ, электроэнергия, вода, твёрдое топливо. Это снизит расходы владельцев и пользователей оборудования комплексов учёта на поддержание разнородных систем учёта, будет способствовать минимизации затрат на формирование и поддержание в актуальном состоянии информационных ресурсов ЖКХ.

Применение минимально-необходимых требований к свойствам программно-аппаратных средств учёта при массовом внедрении приборов учёта повсеместно обеспечит адресность и персонализацию учёта потребления энергоресурсов для каждого приобретателя. В связи с введением в действие настоящего Федерального закона приобретатель самостоятельно сможет получать оперативный доступ к информации об энергопотреблении. Появляется возможность применения мер по энергосбережению с выражением эффекта экономии энергоресурсов в денежной форме на основе объективных данных учёта. Необходимое информационное обеспечение приобретателя и энергоснабжающей организации позволит своевременно определять факт предоставления услуг по поставке энергоресурсов ненадлежащего качества (утечки) и точно выполнять условия договора подачи энергоресурсов. С введением в действие настоящего Федерального закона в сфере ЖКХ появляется реальная возможность применения гибких, адаптированных тарифных планов для различных групп потребителей и видов учитываемых энергоресурсов.

Изготовители программно-аппаратных средств учёта, разработчики программного обеспечения не будут ограничены в выборе конкретных технических решений для соответствующих средств. Таким образом, требования регламента создают условия для здоровой конкуренции на рынке, в том числе и для иностранных продавцов соответствующих средств.

3. Изменение совокупного уровня расходов (затрат).

Повышение эффективности использования топлива и энергетических ресурсов в настоящее время относится к числу основных приоритетов государственной энергетической политики. Это связано с тем, что из-за традиционного нерационального пользования природными ресурсами в России сформировался огромный потенциал энергосбережения, достигающий по разным оценкам от 35 % до 45 % всего современного энергопотребления страны (около 380-430 млн. т.у.т.). По экспертным оценкам примерно 25-27 % этого потенциала сосредоточены в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Перестройка структуры экономики в направлении повышения ее энергетической эффективности приведет в конечном итоге к уменьшению энергоемкости валового внутреннего продукта на 26-27 %.

По оценкам экспертов капиталоемкость затрат на повышение эффективного использования энергетических ресурсов (энергосбережения) в 2 раза ниже капиталоемкости создания объектов, производящих топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Кроме того, реализация энергосберегающих мероприятий у потребителей энергоресурсов требует в 3-4 раза меньше инвестиций, чем для осуществления затрат на соответствующее увеличение производства энергии (в том числе и рост добычи ТЭР).

Макроэкономический эффект от снижения удельной энергоемкости ВВП на 1 % оценивается ростом национального дохода на 0,4 %.

Введение в действие представляемого законопроекта является одним из шагов по созданию общегосударственной системы мониторинга реализации энергетической стратегии России в части энергосбережения в ЖКХ. Полная, достоверная и оперативная информация о поставляемых энергоресурсах с использованием программно-аппаратных средств учёта потребления будет служить основой для своевременного выявления и системного анализа происходящих изменений в целях предупреждения негативных тенденций.

Создание такой системы отвечает интересам как потребителей и поставщиков ЖКУ, так и органов исполнительной власти. Система позволяет объединить в единое информационное пространство администрацию, потребителей и поставщиков ЖКУ, а также поставщиков других услуг, централизовать и систематизировать информацию о плательщиках (состав семьи, категории льгот и др.), о поступлении платежей, о расчетах за оказанные услуги.

Экономический эффект от введения в действие данного Федерального закона невозможно рассчитать точно, поскольку программно-аппаратные средства учета потребления являются информационно-учетной системой, экономический эффект от ее внедрения может быть оценен только в совокупности с внедрением приборного учета потребления энергоресурсов и систем автоматической передачи данных о потреблении энергоресурсов.

Экономический эффект наиболее явно может быть проиллюстрирован на примере учета водоснабжения населения.

Проведем сравнительную характеристику оплаты населением водоснабжения и водоотведения при наличии приборов учета, и согласно нормативному начислению с учетом субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг исходя из экспертной оценки.

По оценкам независимых экспертов отношение объемов нормативного и фактического потребления воды отличается в 2-2,5 раза.

На основе представленных данных и данных Федеральной службы государственной статистики за 2006 год рассчитаем нормативное и фактическое потребление с учетом субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.


Расходы населения и бюджета на оплату ЖКУ

Оплата ЖКУ

Начислено
по тарифу,
тыс. руб.

Социальная поддержка и субсидии,
тыс. руб.

Начислено с учетом социальной поддержки и субсидии,
тыс. руб.

Итого по нормативам

742 677 343,0

99 978 324,2

642 699 018,8

Итого при наличии
приборного учета

711 944 421,0

69 245 402,2

642 699 018,8



В данном случае оплата за потребление услуги при наличии приборов учета уменьшается в 1,1 раза, но при этом размер социальной поддержки и субсидии уменьшается в 1,4 раза.

Экономия средств бюджета составит порядка 30,1 млрд. рублей в год.

Региональные бюджеты получают несколько преимуществ от использования программно-аппаратных средств учета потребления энергоресурсов. Благодаря учету недопоставок могут быть уменьшены местные субсидии на оплату коммунальных услуг, которые сейчас выплачиваются независимо от того, была поставлена услуга или нет. Финансирование сферы ЖКХ становится более прозрачным, результаты легче поддаются анализу и планированию.

4. Воздействие на федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Вступление в действие настоящего технического регламента не потребует затрат из федерального бюджета и бюджетов других уровней.

5. Заключение о целесообразности принятия технического регламента.

Принятие настоящего Федерального закона позволит обеспечить существенную экономию, как бюджетных средств разных уровней, так и средств потребителей. Так только разница между стоимостью, рассчитанной по экономически обоснованным тарифам, и стоимостью, рассчитанной по тарифам для населения, всей совокупности получаемых услуг составляет порядка 113,9 миллиардов рублей в год. Экономия бюджетных средств на возмещение населению затрат за предоставление всех видов услуг составит ориентировочно не менее 20 % или 50 миллиардов рублей в год.

Будет обеспечен более высокий уровень защиты имущества, которое могло бы пострадать из-за необоснованных отключений от источников энергоснабжения.

Если по самым скромным оценкам удельная энергоемкость ЖКХ будет снижена на 10 %, то это приведет к росту национального дохода на 1%.

Финансирование сферы ЖКХ станет более прозрачным, легче будет поддаваться анализу и планированию.

Существенно уменьшится вероятность введения в заблуждение приобретателя относительно количества и качества поставленных энергоресурсов, повысится точность и адресность расчетов.

Изменение состояние ЖКХ будет способствовать повышению привлекательности этой сферы для инвестирования.


Перечень действующих нормативных правовых актов,
требующих изменений или отмены в связи с принятием
Федерального закона технического регламента "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальной сфере"



Принятие Федерального закона технического регламента "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальной сфере" потребует внесение изменений и дополнений в следующие законодательные акты:

1. ст. 5, 6, 11 Федерального закона от 03.04.1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (в ред. от 01.05.2007 г. N 65-ФЗ).

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в части установления ответственности за нарушение требований технических регламентов.

3. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ в части установления ответственности за нарушение требований технических регламентов.


Уведомление о разработке проекта технического регламента

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента


УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта технического регламента
(27 июля 2007 года)

1. Разработчик

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Инфосфера"

2. Объект технического регулирования с указанием кодов ОКС

35.240.99 "Приложение информационных технологий в других областях"

3. Наименование проекта технического регламента

"О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"

4. Обоснование необходимости разработки проекта технического регламента

Представляемый специальный технический регламент является актом законодательства о техническом регулировании, идея которого заключается в предупреждении действий, вводящих в заблуждение приобретателей при учёте и определении платы за поданные им энергоресурсы. Технический регламент направлен на реализацию положений Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и разработан в целях существенного снижения рисков нанесения вреда имуществу и оборудованию приобретателя, обусловленных неправомерным отключением или ограничением поставок энергоресурсов на основе недостоверной, неточной или несвоевременно полученной и обработанной информации о потреблении и оплате энергоресурсов. Одновременно, технический регламент направлен на снижение рисков, связанных с комплексным негативным воздействием на потребителей необоснованных материальных издержек, финансовых потерь, наступивших в результате введения приобретателя в заблуждение относительно количества и качества потреблённых энергоресурсов и (или) несоразмерной платы за потреблённые энергоресурсы

5. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Отличий от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента, нет

6. Срок публичного обсуждения проекта технического регламента

2 месяца с момента опубликования уведомления

7. Прием замечаний по проекту осуществляется по адресу

443099, г. Самара, ул. Фрунзе, 96, тел. (846) 270-45-18, факс: (846) 270-46-59, e-mail: info@infosfera.ru

8. Копию проекта технического регламента можно получить

443099, г. Самара, ул. Фрунзе, 96, тел. (846) 270-45-18, факс: (846) 270-4659, e-mail: info@infosfera.ru.
С проектом технического регламента можно ознакомиться на сайте www.infosfera.ru , раздел "Техническое регулирование"


Технический директор А.Ю. Гребешков



УВЕДОМЛЕНИЕ
о завершении публичного обсуждения проекта технического регламента
(28 сентября 2007 года)

1. Разработчик

Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственный центр "Инфосфера"

2. Объекты технического регулирования с указанием кодов ОКС

35.240.99 "Приложение информационных технологий в других областях"

3. Наименование проекта технического регламента

"О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"

4. Требования, отличающиеся от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих в Российской Федерации на момент разработки проекта технического регламента

Отсутствуют

5. Проект технического регламента и перечень полученных в письменной форме замечаний можно получить

443099, г. Самара, ул.Фрунзе, 96. Тел. (846) 270-45-18, факс: (846) 270-46-59. Е-mail: info@infosfera.ru


Технический директор А.Ю. Гребешков


Заключение

  • Проект решения Совета ГД "О проекте федерального закона N 130156-5 "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"
  • Решение Комитета ГД по строительству и земельным отношениям "О проекте федерального закона N130156-5 "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"
  • Ответ Правового управления ГД на проект федерального закона N 130156-5 "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"
  • Заключение экспертной комиссии на проект федерального закона N 130156-5 "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"
  • Заключение Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям по проекту федерального закона N 130156-5 "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-ком.х."

Мнения специалистов

  • Анализ и определение оптимальной структуры для технического регламента "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"

Мнения экспертов

  • Особое мнение А.В.Семенова по проведению экспертизы проекта федерального закона "Технический регламент "О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве"


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ